пятница, 23 мая 2014 г.

Оценка миграционных процессов Армении.

С момента обретения независимости рынок труда в Армении пережил резкий переход под воздействием системного кризиса в начале 1990-х годов, экономических и социальных реформ, непрерывного экономического роста в течение более десяти лет – с середины 1990-х годов до 2008г. ( до недавнего кризиса вызвавшего замедление роста, а затем спад экономики ). Однако реальная безработица постоянно оставалась на двузначном уровне: в среднем, приблизительно один из четырех экономически активных людей был безработным.
Следует отметить, что структура занятости по сферам экономической активности стала менее разнообразной и более чувствительной к внутренним и внешним шокам. Натуральное сельское хозяйство стало ключевым фактором амортизации шоков переходного периода, а также отсутствия политики, направленной на создание несельскохозяйственных рабочих мест. Хотя доля занятых в натуральном сельском хозяйстве в общей численности занятых по-прежнему остается высокой (39%), занятость в сельских местностях выше, чем в городских. Вместе с тем, занятые в сельском хозяйстве являются незарегистрированными фермерами, работающими мелкими предпринимателями с низкой производительностью, которым приходится мириться с сезонными колебаниями и низкой оплатой. Хотя рабочие места в этом секторе не очень перспективны с точки зрения сокращения бедности, они по-прежнему остаются основным источником доходов для сельского населения, так как возможности осуществления несельскохозяйственной деятельности за пределами Еревана ограничены.
Наибольшим изменением с начала переходного период стал сдвиг от стабильной зарплаты и высокооплачиваемых рабочих мест к временным и менее официальным рабочим местам и самозанятости. Кроме того, основной причиной возникновения такой ситуации является отсутствие альтернативной занятости, особенно в сельских районах. Неформальность является другой проблемой для рынка труда Армении: занятость в неформальном секторе в основном носит случайный характер и основана на личных и социальных связях, а не на договоренностях. Неформальная занятость, обычно, мало оплачивается, нестабильна и создает проблемы в будущем. Людям, занятым в этом секторе, не начисляются никакие социальные пособия.

Динамика изменения численности населения Армении по переписям между 1926 и 2011 годами

naselenietablica230514
Источники: Национальная статистическая служба РА, доступно на: http://www.armstat.am/file/doc/99475033.pdf.
Итоги переписи населения Армении за 2011 год позволяют сделать вывод, что рост населения Армении был значительным именно в составе Советского Союза. Если в целом по Союзу численность населения в 1987 году по сравнению с 1940 годом увеличилась на 45%, то в Армении – в 2.6 раза. Советская Армения отличалась высоким уровнем рождаемости и наиболее низким коэффициентом смертности. Ее население увеличилось также за счет репатриации зарубежных соотечественников и притока армян из двух соседних республик. По примерным расчетам, между переписями 1959 и 1979 годов 400 тыс. армян Азербайджана и Грузии стали гражданами Армении. Если по переписи населения 1926 года из всей численности армян СССР в Армении проживало 47.7%, то по переписи 1979 года – уже почти 66%. Характерным был тот факт, что при огромном наплыве трудовых ресурсов безработица исключалась. Так, число рабочих и служащих СССР в 1987 году увеличилось по сравнению с 1940-м в 3.5 раза, а в республике – в 9.3 раза. Армения отличалась и наиболее высокими темпами индустриализации, роста городского населения и его сосредоточением в столичном Ереване. Одновременно создавались новые индустриальные центры, а почти все районные центры преобразовались в города. Армения выделялась опережающим развитием отраслей промышленности, определяющих научно-технический прогресс.
Все эти беспрецедентные демографические и социально-экономические достижения были потеряны уже в первые годы независимости, о чем свидетельствует резкое снижение численности городского населения. Особенно пострадали города зоны бедствия и новые индустриальные центры. Если исключить Ереван, где численность населения сохранилась в пределах 1-1.1 млн. человек, то по остальным городам речь идет почти о двукратном сокращении численности населения. На основании итогов переписи за 2002 и 2011 годы можно понять, что страна потеряла 320 тыс. граждан (по показателю постоянного населения), а по численности наличного населения – 257 тысяч.
К сожалению, приходится констатировать, что к эмиграции рабочей силы в годы независимости Армении фактически относились как к спасительному клапану смягчения напряженности на внутреннем рынке труда и увеличения притока финансовых средств из новообразованной диаспоры. Мы имеем дело со сложнейшей глобальной проблемой, обусловленной углублением разрыва в уровнях рождаемости и доходов населения между разными странами и регионами мира. Главным условием для реэмиграции является не только создание новых рабочих мест с достойной оплатой труда, но и смягчение расслоения общества, существенное снижение уровня коррупции, создание правового и социального общества.
Армения является страной с долгой историей миграции. Как регулярная, так и нерегулярная эмиграция продолжают оставаться важным явлением, затрагивающим страну. С начала переходного периода Армения пережила несколько миграционных потоков, обусловленных различными причинами. Оценки реальных масштабов миграции варьируют от 800 тыс. до 1 млн. человек.
Сезонная миграция рабочей силы в Армении началась с 1960-х годов из-за различий между уровнем социально-экономического развития различных административно-территориальных единиц страны. В 1990-е годы миграция оказала большое воздействие на предложение рабочей силы в Армении. Зачастую эмиграция в другие страны охватывала более образованных, более квалифицированных работников, оказав серьезное влияние на профессиональную структуру занятости рабочей силы.
Прямым следствием трудовой миграции является то, что денежные переводы из-за рубежа играют важную социальную и экономическую роль в Армении. В частности, частные денежные переводы из-за рубежа важны в деле сокращения бедности.
Согласно экспертным оценкам Государственной миграционной службы и на основании социологических исследований, в период с 1988 по 2001 годы Армению покинули около 1.1 млн. человек. С 2002 по 2007 годы страну в год покидали около 25 тыс. человек, а также порядка 60 тыс. сезонных мигрантов. Средняя оценка количества мигрантов за последние пять лет – около 30 тыс. человек в год, то есть рост был сравнительно небольшим. Среди причин миграции из Армении следует указать экономические, политические, психологические и культурные. Примерно 85% армянских эмигрантов едут в Россию.
Задача оценки межстрановых миграционных потоков характеризуется определенным уровнем неопределенности. Это обусловлено как тем, что существующие статистические данные относительно потоков трудовых мигрантов приблизительны, так и различиями в статистической информации в стране-отправителе и в стране-реципиенте.
Для оценки миграции посредством многомерной регрессионной модели использовались квартальные статистические данные Национальной статистической службы Армении, Всемирного банка, другие источники. Рамки исследования включают поквартальные данные за 2000-2012 годы. Были оценены основные факторы, влияющие на миграцию и трансферты.

Оценка миграции и трансфертов Армении с Таможенным союзом

Миграция

  • На миграцию в ТС влияет разница между ВВП на душу населения в ТС (2012 год – $10909.5) и Армении ($3337.9). При увеличении разницы на $2 число мигрантов с опозданием на два квартала в среднем увеличивается на 1 человека.
  • Рост армянской диаспоры, которая составляет в ТС 2.2 млн. человек, также производит притягивающий эффект. Отношение величины армянской диаспоры ТС к диаспоре в ТС и ЕС (0.71) приводит к увеличению числа мигрантов ( если доля армянской диаспоры увеличится на 1%, то примерно через два года число мигрантов увеличится на 70 человек ).
  • Интеграция РА с ТС (при данном уровне дохода на душу населения) приводит к росту миграции в среднем только на 342 человека в квартал, поскольку и сейчас между Арменией и Таможенным союзом действует безвизовый режим.
  • Уровень безработицы ( 2012 год: в РА 20%, в ТС 4) влияет на миграцию неоднозначно. Очевидно, в первую очередь на миграцию влияют безвизовый режим, разница ВВП на душу населения в ТС и РА и величина армянской диаспоры. Существенный рост производства в ТС при том же уровне производства в РА также приводит к росту миграции.
  • Явно положительные связи, которые имеются в отношениях ТС и РА (язык, безвизовая возможность посещения данных стран, исторические связи, религия) оказывают существенное влияние на миграцию. Это отражено в положительной величине свободного члена.

Трансферты

Трансферты составляют около 15% ВВП Армении ($9.9 млрд.), 85% которых поступают из России. За 2012 год по сравнению с государственным бюджетом РА трансферты из России составили 64.5%.
  • Рост средней заработной платы в ТС на $1 (в ТС средняя зарплата в 2012 году составила $718, а в Армении – $295) приводит через один и два квартала к существенному росту трансфертов, соответственно на $670 тыс. и 440 тыс.
  • Рост численности мигрантов на одного человека ( через три квартала ) приводит к росту трансфертов на $27 тыс., поскольку даже небольшой рост миграции связан с улучшением ситуации в принимающих странах ТС. Это совокупный эффект, показывающий рост общей суммы трансфертов.
  • Трансферты имеют сезонный характер, существенно увеличиваясь на конец года ( примерно $20 млн. ). Имеется некоторый спад после нового года ($50 млн.). Другие факторы также существенно влияют на объем трансфертов, что объясняется наличием исторически сложившихся социально-экономических отношений между Арменией и Таможенным союзом (в частности, между Арменией и Россией).

Оценка миграции и трансфертов Армении с Евросоюзом

Миграция

  • Несмотря на большую разницу ВВП на душу населения в РА и ЕС ( 2012 год: $3337.9 в Армении и $33677.3 в ЕС ), ее увеличение влияет на миграцию весьма незначительно. Это объясняется также отсутствием полноценной возможности свободного передвижения и трудоустройства людей.
  • Отношение величины армянской диаспоры ЕС к диаспоре в ТС и ЕС (0.29) способствует увеличению числа мигрантов ( если доля армянской диаспоры увеличится на 1%, то примерно через год число мигрантов увеличится на 18 человек ).
  • В Армении безработица составляет примерно 20%, в ЕС – 11.2%. Разница между уровнем безработицы в ЕС и РА также не оказывает существенного влияния на миграцию. Следует учесть, что часть мигрантов попадает в ЕС со статусом беженца. В отличие от ТС, разница коэффициентов Джини в ЕС и РА оказывает влияние на миграцию – правда, небольшое. Очевидно, что главным для миграции из РА в ЕС остается факт большой сложности въезда в ЕС: визовый режим, финансовые, языковые проблемы.

Трансферты

  • Средняя заработная плата в ЕС ( 2012 год: $3140 ) выше, чем в ТС $718 ), однако ее воздействие на трансферты весьма незначительно по сравнению с ТС ( на два порядка ниже ). При росте средней заработной платы в ЕС на $1 доллар США рост трансфертов составит примерно $6 тыс., в то время как в ТС рост средней заработной платы на $1 через два и три квартала составляет $670 тыс. и $440 тыс.
  • Влияние роста числа мигрантов в ЕС на трансферты также значительно меньше, чем в ТС. Рост на одного человека приводит к росту возможного потенциала объема трансфертов на $6 тыс., а через два года – примерно на $5 тыс., что в 2.5 раза ниже по сравнению с ТС ( ТС – $27 тыс. ).
  • Трансферты из ЕС также имеют сезонный характер. Причем, если отмеченные факторы в ТС (язык, возможность посещения стран, исторические связи) явно позитивно влияют на трансферты из ТС, то в ЕС эти факторы не играют существенной роли, и к ним прибавляются более строгая банковская система и то, что мигранты, приезжая в ЕС, вынуждены иметь при себе существенно большую сумму, чем в ТС.
.
Ашот Тавадян, д.э.н., проф., руководитель авторского коллектива по исследованию интеграционных процессов.

Украина и Карабахский конфликт.


Последние развития вокруг урегулирования Карабахской проблемы и, особенно, заявления представителей американской стороны, озвученные со стороны сопредседателя Минской группы ОБСЕ Джеймса Уорлика, американсого посла в РА Джона Хефферна и посла США в Азербайджане Ричарда Морнингстара, ясно показывают, что актуальность урегулирования исходит не из имеющейся ситуации в регионе, но обусловлена противостоянием Запад-Россия в контексте процессов вокруг Украины.
«После того, как Россия сделала в Крыму, кто знает, как Россия или третья сторона может  использовать ситуацию.  В связи с ситуацией  в Украине  хочу  еще  раз подчеркнуть,  что Азербайджан  и США должны стараться сохранить отношения.  Ибо, как я уже отметил раньше, кто будет поддерживать независимость Азербайджана? Кто помимо, США и Европы?», — заявил Р. Морнингстар.
На этом фоне непонятны действия и комментарии армянских некоторых политических кругов и политологов о том, что ничего нового не сказано и ничего не делается в направлении дестабилизации ситуации в нашем регионе – для нарушения более чем 20-летнего перемирия. А в связи с украинскими событиями, проявляя исключительную неосведомленность, своими действиями они показывают тем силам Украины, которые в самый тяжелый период Карабахской войны вместе с азербайджанскими бандитами воевали против независимости Арцаха. С сожалением нужно констатировать, что они повторяют те лозунги этих сил, с которыми они выступали также в войне против Арцаха. А Украина была первой, кто в это время оказала серьезную военную помощь Азербайджану.
Мы вовсе не намерены ограничивать право людей на свободу мысли и действий. У нас нету желания также вмешиваться во внутренние дела других государств или в их взаимоотношения. Мы просто хотим, чтобы наши политические мужья и политологи знали следующее:
Мы готовы к любому варианту развития событий, в том числе и к войне, которую может развязать Азербайджан, хотя надеемся, что у бакинского руководства хватит разумности не делать таких самоубийственных для себя шагов. Новую войну Азербайджан, если начнёт, то проиграет так же, как и предыдущую, но с более масштабными потерями.
Эксперты по карабахскому конфликту подчёркивают, что ни в одном другом конфликте нет такого настроя на силовой реванш, как в карабахском, причём в открытую, из уст высших официальных лиц, нигде нет столько инцидентов на линии соприкосновения, как вокруг Карабаха, такого роста военных расходов, особенно в Азербайджане, нарастания дисбаланса в развитии экономик и военных бюджетов двух государств, что порождает опасные искушения и иллюзии.
В 1990-1992 годах, в результате присвоения практически всего вооружения дислоцированных на его территории частей бывшей Советской Армии, а также войск МВД и КГБ СССР, Азербайджан получил вооружения и боевой техники, а также боеприпасов и иного военного имущества в несколько раз больше, чем Грузия, Армения и НКР, вместе взятые. Кроме этого, Азербайджану досталось большое количество авиационной техники и часть Каспийской военной флотилии, в то время как Армения при разделе вообще не получила боевых самолетов и, естественно, военно-морского вооружения. Как отмечают западные эксперты, именно подавляющее военно-техническое превосходство Азербайджана в отношении Армении и частей Армии Обороны НКР, особенно усилившееся после приобретения Азербайджаном в 1992-1994 гг. сотен танков и ББМ у Украины, стало главной причиной начала гонки вооружений на Южном Кавказе.
По экспертным оценкам на середину 1993 году, то есть в самый разгар военных действий в зоне карабахского конфликта, Азербайджан имел 458 танков, 1264 бронемашины, 395 единиц артиллерии, 63 ракетных систем залпового огня (РСЗО), 53 боевых и 52 учебных самолётов, 18 ударных и 15 транспортных вертолётов. Только по официальным или опубликованным сведениям, обладая огромным перевесом в вооружениях и военной технике, Азербайджан в период военных действий 1991-1994 годов потерял безвозвратно 186 танков, 119 бронемашин, 59 единиц артиллерии. Его 43 танка, 114 бронемашин и 51 единица артиллерии были выведены из строя и в дальнейшем не сумели вернуться “в строй”. Было подбито 20 самолётов и 21 вертолёт Азербайджана. Уже в период войны для восстановления своего стремительно тающего количественного военно-технического превосходства Азербайджан стал закупать боевую технику за рубежом, в частности, у Украины было приобретено 150 танков Т-55, 10 самолётов, из которых 8 МиГ-21 и 2 Су-17.  
В современных условиях военно-политический баланс в зоне карабахского конфликта можно охарактеризовать как качественно-количественное равенство противостоящих сил, где наряду с чисто техническими показателями важную роль играет географический фактор и нынешняя удобная для оборонительных действий конфигурация фактических границ НКР, проходящая по линии прекращения огня. Количественное превосходство Азербайджана в боевой технике и в численности личного состава во многом компенсируется качественным превосходством Вооруженных Сил Армении и Армии Обороны НКР. При этом необходимо также учитывать комплексное соотношение как различных типов и систем вооружений, так и возможность их эффективного применения в случае возможного возобновления военного конфликта: превосходство Азербайджана в наступательных вооружениях компенсируется оптимальностью (с военной точки зрения) нынешних оборонительных позиций НКР. Иными словами, нынешняя конфигурация оборонительных позиций карабахской армии, в том числе за счёт территорий Низинного Карабаха, позволяет ликвидировать или компенсировать угрозу для региональной безопасности, которую создают бесконтрольные и массовые закупки Азербайджаном вооружения и военной техники.
Факт продолжающейся милитаризации Азербайджана, направленной на разбалансирование военно-политических сил в зоне конфликта, в частности, путём закупок такого вооружения, которое способно обеспечить наступающей стороне боевые и психологические выгоды (в этом вопросе особенно выделяется приобретение Азербайджаном у Украины 12 РСЗО “Смерч”, других типов РСЗО и ракетных систем), показателен сам по себе.
Наиболее широко разрекламированный акцент Азербайджана на высокие темпы роста своего военного бюджета в большей части является инструментом психологического давления на армянскую сторону, чем реальным показателем его способности проводить качественные изменения в сфере военного строительства.
Азербайджан сегодня также продолжает делать крупные военные расходы и приобретение вооружения у разных стран. Однако, как показывает опыт большинства современных локальных конфликтов, успех военной кампании зачастую зависит не столько и не только от количественного соотношения силовых и военно-технических потенциалов противостоящих сторон, но и от взаимодействия военных факторов с невоенными факторами победы: политическими, психологическими и идеологическими, в частности, способностями сторон к мобилизации общества и реальной легитимизациии военных действий всеми слоями населения страны. И временной фактор в этом плане является одним из основных, так как Азербайджан – наиболее вероятный инициатор реваншистского возобновления боевых действий, — по понятным причинам будет сталкиваться с более серьезными ограничениями в легитимизации военной кампании, чем общество и население самого Карабаха, для которых эта война является ни чем иным, как борьбой за существование с безусловной победой.
Жанна Артури

Ուկրաինան եվ Ղարաբաղյան հակամարտությունը:


Ղարաբաղյան խնդրի կարգավորման շուրջ վերջերս ընթացող զարգացումները և հատկապես ամերիկյան կողմի ներկայացուցիչների հայտարարությունները՝ արված ԵԱՀԿ Մինսկի խմբի համանախագահ Ջեյմս Ուորլիքի, ՀՀ-ում ամերիկյան դեսպան Ջոն Հեֆֆերնի և Ադրբեջանում ԱՄՆ դեսպան Ռիչարդ Մորնինգսթարի կողմից, հստակորեն ցույց են տալիս, որ կարգավորման հրատապությունը բխում է ոչ թե տարածաշրջանում առկա իրավիճակից, այլ պայմանավորված է Արևմուտք-Ռուսաստան հակադրությամբ՝ Ուկրաինայի շուրջ ընթացող զարգացումների համատեքստում:
«Այն բանից հետո, թե ինչ արեց Ռուսաստանը Ղրիմում, ո՞վ գիտե, թե ինչպես Ռուսաստանը կամ երրորդ կողմը կարող են օգտագործել իրավիճակը: Ուկրաինայի իրավիճակի հետ կապված մեկ անգամ ևս ուզում եմ ընդգծել, որ Ադրբեջանը և ԱՄՆ պետք է աշխատեն պահպանել հարաբերությունները: Քանզի, ինչպես ես արդեն նշել եմ նախկինում, ո՞վ պետք պաշտպանի Ադրբեջանի անկախությունը: Ո՞վ, ԱՄՆ-ից եվ Եվրոպայից բացի», — հայտարարում է Ռ. Մորնինգսթարը:
Այս ֆոնի վրա անհասկանալի են դառնում հայաստանյան որոշ քաղաքական շրջանակների ու քաղաքագետների գործողություններն ու մեկնաբանություններն այն մասին, որ նոր ոչինչ չի ասվել ու ոչինչ չի արվում մեր տարածաշրջանում իրավիճակը ապակայունացնելու ուղղությամբ՝ խաթարելու համար ավելի քան 20 տարիների զինադադարը: Իսկ ուկրաինական դեպքերի հետ կապված նրանք, ցուցաբերելով բացարձակ անտեղյակություն, իրենց գործողություններով աջակցություն են հայտնում Ուկրաինայում այն ուժերին, որոնք Ղարաբաղյան պատերազմի ամենաթեժ շրջանում ադրբեջանական ելուզակների հետ միասին կռվում էին Արցախի անկախության դեմ: Ցավալի է, որ նրանք կրկնում են այդ ուժերի այն կարգախոսները, որոնցով նրանք հանդես էին գալիս նաև Արցախի դեմ պատերազմում: Իսկ Ուկրաինան առաջինն էր, որ հենց այդ ժամանակ ռազմական լուրջ աջակցություն ցուցաբերեց Ադրբեջանին:
Մենք ամենևին մտադրություն չունենք սահմանափակել մարդկանց ազատ մտածելու ու գործելու իրավունքը, և ոչ էլ ցանկություն ունենք միջամտել այլ պետությունների ներքին գործերին կամ նրանց փոխհարաբերություններին: Ուղղակի ուզում ենք, որ մեր քաղաքական այրերն ու քաղաքագետները իմանան հետևյալը.
Մենք պատրաստ ենք իրադարձությունների ցանկացած զարգացմանը, այդ թվում նաև՝ պատերազմի, որը կարող է սանձազերծել Ադրբեջանը, թեև հույս ունենք, որ Բաքվի ղեկավարությունը այնքան բանականություն կունենա իրեն համար կործանարար նման քայլից զերծ մնալու համար: Եթե Ադրբեջանը սկսի նոր պատերազմ, ապա նա կպարտվի այնպես, ինչպես նախորդում, սակայն՝ ավելի մասշտաբային կորուստներով:
Ղարաբաղյան հակամարտության հարցերով զբաղվող փորձագետներն ընդգծում են, որ որևէ այլ հակամարտության մեջ չկա նման ուժային ռևանշի տրամադրվածություն, ընդ որում՝ բացահայտ, բարձրագույն պաշտոնատարների շուրթերից հնչող, որևէ այլ տեղ չկան այնքան միջադեպեր, որքան ղարաբաղյան շփման գծում, չկան այնպիսի ռազմական ծախսեր, ինչպիսիք կան հատկապես Ադրբեջանի կողմից, չկան երկու պետությունների տնտեսությունների զարգացման ու ռազմական բյուջեների նման անհամամասնություններ, ինչը վտանգավոր գայթակղություններ և պատրանքներ է ստեղծում:
1990-1992 թվականներին, գրեթե ամբողջությամբ տիրանալով իր տարածքում տեղակայված նախկին Խորհրդային բանակի, ինչպես նաև ՆԳՆ ու ՊԱԿ զորքերի սպառազինությանը, Ադրբեջանը մի քանի անգամ ավել սպառազինություն և ռազմական տեխնիկա, ինչպես նաև ռազմամթերք ու այլ զինվորական գույք ստացավ, քան՝ Վրաստանը, Հայաստանը և ԼՂՀ-ն միասին վերցված: Բացի այդ, Ադրբեջանին բաժին հասավ մեծ քանակի ավիացիոն տեխնիկա և Կասպիական ռազմական նավատորմի մի մասը, այն դեպքում, երբ այդ բաժանման ժամանակ Հայաստանը ընդհանրապես մարտական ինքնաթիռներ և, բնական է, ռազմածովային սպառազինություն չստացավ:
Ինչպես նշում են արևմտյան փորձագետներըհատկապես Ադրբեջանի ռազմատեխնիկական գերակշռությունը Հայաստանի և ԼՂՀ Պաշտպանության բանակի նկատմամբ, որն ավելի ուժգնացավ Ադրբեջանի կողմից 1992-1994 թթ.Ուկրաինայից տանկերի և զրահատեխնիկայի ձեռքբերումից հետո,հանդիսացավ Հարավային Կովկասում սպառազինության մրցավազքիհիմնական պատճառը:
Ըստ փորձագիտական գնահատականների, 1993 թ. կեսերին, այսինքն՝ Ղարաբաղյան հակամարտության գոտում ռազմական գործողությունների առավել թեժ շրջանում, Ադրբեջանն ուներ 458 տանկ 1264 զրահամեքենա, 395 միավոր հրետանի, կրակահերթի 63 հրթիռային կայան, 53 մարտական և 52 ուսումնական ինքնաթիռներ, 18 հարվածային և 15 տրանսպորտային ուղղաթիռներ: Միայն ըստ պաշտոնական կամ հրապարակված տվյալների՝ տիրապետելով սպառազինության ու ռազմական տեխնիկայի հսկայական գերակշռության՝ Ադրբեջանը 1991-1994 թթ. մարտական գործողությունների ընթացքում անվերադարձ կորցրել է 186 տանկ, 119 զրահամեքենա, 59 միավոր հրետանի, իսկ նրա 43 տանկեր, 114 զրահամեքենաներ և 51 միավոր հրետանի շարքից դուրս էին բերվել և այլևս չկարողացան «շարք» վերադարձվել: Խփվե լէին Ադրբեջանի 20 ինքնաթիռներ և 21 ուղղաթիռներ: Արդեն պատերազմի ժամանակ, իր ռազմատեխնիկական քանակական նվազող գերակշռությունը վերականգնելու համար, Ադրբեջանը մարտական տեխնիկա սկսեց գնել արտասահմանից,մասնավորապես Ուկրաինայից ձեռքբերվեցին 150 միավոր Տ-55 տանկեր, 10 ինքնաթիռներորոնցից՝ 8 միավոր ՄիԳ-21 և 2 միավոր Սու-17:
Արդի պայմաններում ռազմաքաղաքական հավասարակշռությունը Ղարաբաղյան Հակամարտության գոտում կարելի է բնութագրել որպես հակամարտող ուժերի քանակական-որակական հավասարություն, որում զուտ տեխնիկական ցուցանիշների հետ մեկտեղ կարևոր նշանակություն ունեն աշխարհագրական գործոնն և պաշտպանական գործողությունների համար հարմար ԼՂՀ փաստացի սահմանների կոնֆիգուրացիան, որն անցնում է զինադադարի գծով: Ադրբեջանի մարտական տեխնիկայի և անձնակազմի քանակական գերակշռությունը շատ հարցերում հակակշռվում է Հայաստանի Զինված Ուժերի և ԼՂՀ Պաշտպանության Բանակի որակական գերակշռությամբ: Ընդ որում, պետք է հաշվի առնել ինչպես սպառազինության տարբեր տեսակների ու համակարգերի հարաբերակցությունը, այնպես էլ դրանց արդյունավետ օգտագործման հավանականությունը ռազմական բախման հնարավոր վերսկսման պարագայում. հարձակողական սպառազինության Ադրբեջանի գերակշռությունը համակշռվում է ռազմական առումով ԼՂՀ ներկայիս պաշտպանական դիքերի բարենպաստությամբ: Այլ խոսքով, ղարաբաղյան բանակի պաշտպանական դիրքերի ներկայիս կոնֆիգուրացիան, այդ թվում նաև Դաշտային Ղարաբաղի տարածքների հաշվին պայմանավորված, հնարավորություն է տալիս չեզոքացնել կամ համակշռել տարածաշրջանային անվտանգության սպառնալիքները, որոնք առաջանում են Ադրբեջանի կողմից սպառազինության ու ռազմական տեխնիկայի անվերահսկելի ու զանգվածային ձեռքբերման հետևանքով:
Ինքնին ցայտուն է Ադրբեջանի շարունակական սպառազինման փաստը, որն ուղղված է հակամարտության գոտում ուժերի ռազմաքաղաքական հավասարակշռության խախտմանըմասնավորապես, այնպիսի սպառազինության գնումներըորն ընդունակ է հարձակվող կողմին մարտական ու հոգեբանական առավելություն ապահովելայս հարցում հատկապես առանձնանում է Ադրբեջանի կողմից Ուկրաինայից 12 միավոր «Սմերչ» և այլ տիպի կրակահերթային հրթիռային համակարգերի ձեռքբերումը/:
Ադրբեջանի կողմից իր ռազմական բյուջեի աճի բարձր տեմպերի գովազդված շեշտադրումները առավել չափով հանդիսանում են հայկական կողմի վրա հոգեբանական ազդեցության գործիք, քան ռազմական շինարարության ոլորտում որակական փոփոխություններ անցկացնելու ընդունակության իրական ցուցանիշ: Հարկավ Ադրբեջանն այսօր էլ շարունակում է ռազմական մեծ ծախսերը և տարբեր երկրներից սպառազինության ձեռքբերումը: Սակայն, ինչպես ցույց է տալիս ժամանակակից տեղային հակամարտությունների մեծամասնության փորձը, ռազմական կամպանիայի հաջողությունը հաճախ կախված է ոչ միայն և ոչ այնքան հակամարտող կողմերի ուժային ու ռազմատեխնիկական ներուժի քանակական հարաբերակցությունից, այլ նաև հաղթանակի ռազմական ու ոչ ռազմական գործոնների փոխգործակցությունից. քաղաքական, հոգեբանական և գաղափարական, մասնավորապես, կողմերի հասարակության մոբիլիզացման ու երկրի բնակչության բոլոր շերտերի կողմից ռազմական գործողությունների իրական լեգիտիմացման ընդունակությունից: Այս առումով կարևորներից մեկն է համարվում նաև ժամանակի գործոնը, քանի որ մարտական գործողությունների ռևանշիստական վերսկսման առավել հավանական նախաձեռնող Ադրբեջանը հայտնի պատճառներով կբախվի ռազմական կամպանիայի լեգիտիմացման ավելի լուրջ սահմանափակումների հետ, քան Ղարաբաղի բնակչությունն ու հասարակությունը, որոնց համար այս պատերազմը կլինի ոչ այլ ինչ, քան գոյության ու հաղթանակի պայքար:
Ժաննա Արթուրի