суббота, 28 декабря 2013 г.

«Азербайджанизм» против тюркизма – 2 .

Продолжение. Начало смотрите здесь
Наблюдаемые в современной Азербайджанской республике мучительные поиски некоего объединяющего этнонима закономерно трансформировались в противостояние идеологий азербайджанизма и тюркизма. И хотя указанное «противостояние этнонимов» длится уже довольно долго, ни одна из сторон не готова уступить. Возможно, потому, что не исчерпала полностью свой «боевой потенциал», сиречь, этнические амбиции. И «азербайджанизм» и тюркизм отвергаются или, наоборот, поддерживаются и подпитываются не только отдельными личностями – руководителями, интеллектуалами – но и собственно этническим самосознанием как тюркских, так и нетюркских народов Азербайджана.
Кроме того, отсутствие «всенародно признанного» общего этнонима в Азербайджанской республике является отражением межплеменной и межнациональной борьбы населяющих республику народов за лидерство и доминирование во властных структурах. В советские годы эта борьба носила неафишируемый, скрытый характер, хотя и имела место быть. С приобретением независимости Азербайджанской республики борьба за «место под солнцем» приобрела намного более бескомпромиссный и открытый характер. Представители некоторых народностей, некогда вынужденных мимикрировать под ведущий этнос – например, талыши или курды – ныне не считают нужным скрывать свою национальную принадлежность. Более того, некоторые «чистокровные» закавказские турки теперь считают признаком «хорошего тона» при случае упомянуть о своем курдском происхождении: вымышленном или действительном.
Данная трансформация вовсе не является признаком этнической толерантности в Азербайджане, о которой в этой республике любят говорить при всяком удобном и не очень случае. Напротив, наблюдаемые в этой республике индивидуальные и групповые «перебежки» из одного этноса в другой являются убедительным подтверждением: а) опасений дискриминации на национальной почве, и б) отсутствием осознанной этнической идентификации у представителей тюркских племен. Сегодня там у власти идеология «азербайджанизма», и хотя карьерный рост находится в прямой зависимости от степени преданности правящему клану, принадлежность к некоторым этносам становится неодолимым препятствием для получения должности.
Как уже говорилось, понятие «азербайджанизм» зародилось в 1918 году, вместе с самой республикой под этим же названием. Основы азербайджанизма были сформулированы в книге М. Э. Расулзаде «Сиявуш нашего времени». Подхвативший эту идею коммунистический лидер М. Дж. Багиров претворял в жизнь идеи азербайджанизма чисто советскими методами – уничтожением тюркского наследства закавказских турок. Куда более осторожно действовал Гейдар Алиев, опиравшийся в своей деятельности не только на курдских сородичей и соплеменников, но и на закавказских турок.
Однако турки в окружении Г. Алиева представляли практически исключительно выходцев из Армении и Нахиджевана, зачастую не имевшие племенных и родственных связей на территории Азербайджанской республики. Но даже к тюркам, выходцам из Армении, Г. Алиев подходил дифференцированно, отдавая явное предпочтение представителям племени карапапахов и игнорируя членов другого крупного кочевого племени, обитавшего в Армении, шахсевенов. Наконец, сын Гейдара Алиева, Ильхам Алиев, окончательно выдавил из властных структур республики закавказских турок, оставив в своем окружении курдов, главным образом, выходцев из Нахиджевана. Таким образом, мы вправе констатировать, что идеология азербайджанизма является прикрытием для возвышения одной из населяющих Азербайджан народностей, и дискриминации остальных.
В свою очередь, идеология тюркизма отражает стремление азербайджанских тюрок захватить власть в «принадлежащей» им республике. Опять-таки, по давно апробированной тюрками «традиции», когда находящийся у власти этнос всеми мерами ассимилирует и выдавливает остальные этнические единицы. Тюркские националистические партии и движения в Азербайджане, в первую очередь, Мусават, стремятся «узаконить» доминирующее положение тюрок на территории Азербайджана. Однако грубые, топорные и шовинистические идеи Мусавата столь неумолимо и совершено логично вызывают сопротивление тюркизму, что возникает естественное подозрение в искренности тюркизма Мусавата. Подозрения эти тем более обоснованны, что многолетний лидер партии Мусават – Иса Юнис оглы Гамбар – является выходцем из села Кюрдляр (означает просто: курды) Физулийского района.
Факт этот говорит о многом. Известно, что переходящие на оседлую жизнь кочевые племена называли свои поселения (первоначально - зимовки) названием своего племени или этноса (ср. названия населенных пунктов в Азербайджане: Казах, Шахсевен, Тапгарагоюнлу, Баяндурлу, Гахлы, Келджерли, Джинли, Афшар, Кенгерли, Кюрдляр и др.). А в условиях азербайджанской действительности проживание тюркской семьи в селении Кюрдляр представляется невозможным. Азербайджанский исследователь этнических топонимов С. Аббасова в реферате «Составные топонимы» в качестве примера упоминает селение с идентичным названием Курдлар (суффиксы -ляр, -лар в тюркских языках являются указателем множественного числа – Л. М.-Ш.) в Джалилабадском районе Азербайджана: «Примером… может служить топоним Курдлар (Джалилабад). Несомненно, этот топоним, образованный от этнонима «курд», указывает на то, что село было основано курдскими семьями. В относящихся к прошлому веку сообщениях говорится, что село Курдлар основано (курдским – Л.М.-Ш.) племенем Панаванд». Таким образом, курдское происхождение лидера тюркской партии во многом объясняет вызывающую обратную реакцию агрессивную идеологию партии «Мусават», равно как и лояльное отношение к ней правящего курдского режима Алиевых, известного своей нетерпимостью к инакомыслию. Логично предположить, что современные идеологи Мусават (не путать с партией с тем же названием: «Современный Мусават»!) осознанно выполняют функции «раздражителя» против конгломерата тюркских племен в Азербайджане.
Как бы там ни было, следует признать, что поиски общего этнонима для населения Азербайджана сегодня затруднены не только наличием в республике коренных народов, никоим образом не относящихся к тюркам, но и серьезными противоречиями в среде самих тюркских племен. Указанные противоречия носят в основном исторический и, реже, религиозный характер. Так, населяющее северные решионы республики тюркское племя падары исповедует ислам суннитского толка, тогда как подавляющая часть тюрков Азербайджана являются приверженцами шиитской версии ислама.
Безусловно, все, без исключения, тюркские племена Азербайджанской республики объединены общим происхождением, и хотя среди них есть существенные монгольские и кипчакские вкрапления – в Кахском районе Азербайджана и сегодня существует село с названием «Кыпчак» - подавляющая их часть является представителями огузских племен. И, тем не менее, процесс объединения «родственных» племен далек от завершения. Не случайно специалист по Кавказу, английский журналист Томас де Ваал, известный своими симпатиями к закавказским туркам, писал в своей книге «Черный сад»: «Самой насущной проблемой Азербайджана в двадцатом веке было создание «нации».
Важным составляющим во взаимоотношениях тюркских племен Азербайджанской республики является их разновременность прибытия в регион. Если первым кочевым пришельцам приходилось преодолевать сопротивление местных народов и отвоевывать себе тучные пастбища, то следующие волны «мигрантов» следовали проторенной дорогой. Это обстоятельство, однако, не мешало им зариться на те же заманчивые пастбища, что вызывало естественное сопротивление первых, уже успевших почувствовать себя «хозяевами».
Противоречия усиливались еще и вследствие многочисленных «этнонимов» - названий различных тюркских племен. Названия племен, в основном, отражали племенные тотемические воззрения (реже происходили от патронимов), однако их носителям не было никакого дела до вероисповедальных и историко-лингвистических особенностей. Племенные этнонимы разделяли многочисленные тюркские племена на «своих» и «чужих». Немалое значение для исторической памяти имеет и тот факт, что осевшие и перешедшие на земледелие тюркские племена вызывали презрение у тюрок же кочевников и подвергались набегам с той же жестокостью, что и поселения с исконно оседлым населением.
Наивно было бы считать, что закавказские турки решили проблему разобщенности и успели «создать» нацию. Между представителями разных племен по сей день ведутся споры о «чистоте» тюркской крови, «историческом праве» владения той или землей, пастбищем. Практически все тюркские сельские поселения Южного Кавказа прекрасно осведомлены о своей принадлежности к тому или иному племени, равно как и о племенной принадлежности соседних деревень. Историческая память является сильнейшим препятствием на пути консолидации племен в единый этнос.
Известный современный азербайджанский исследователь Гасан Кулиев, доктор философских наук, профессор, завотделом Института философии и политико-правовых исследований НАН Азербайджана, утверждает, что «Традиционный азербайджанец ментально заражен изначально странным вирусом поиска «своего» (соплеменника, земляка) среди других азербайджанцев, которых странная судьба и энергетика архетипа «Харалысан?» (откуда ты родом – Л. М.-Ш.) фактически превращает в чужих. Кулиев справедливо считает, что «харалысан» влияет на создание семьи, политические пристрастия, даже место проживания». Кулиев также описывает нередкие в Азербайджане ситуации, когда индивидуум, преследуя меркантильные цели, выдает себя за члена племени высокопоставленного собеседника. «В таких случаях приходится по косвенным нюансам беседы и поведения «вычислять» родовую принадлежность человека: если это не удается, то при первой же возможности «азербайджанец» попытается выяснить для себя: с кем он общался», - признается профессор Г. Кулиев.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН
Продолжение следует

О Ванге, автохтонных народах Азербайджана, и пребывающих в поисках этнонима племенах.

В интернете распространен небольшой документально-публицистический фильм «В поисках этнонима», составленный нашими коллегами из Республики Арцах. Премьера фильма состоялась 25 декабря 2013 года в столице Республики Арцах - Степанакерте. Продолжительность фильма – всего 11 с половиной минут, но это – минуты, предельно насыщенные информацией. Поэтому хочется от души поблагодарить и поздравить его авторов, имена которых приведены в титрах.
Мне, как и любому, наверное, автору, приятно, когда мои работы приобретают новое дыхание. Авторы фильма сочли возможным привести в фильме выдержки из моей статьи «Азербайджанизм» против тюркизма», впервые опубликованной на Восканапате в конце ноября 2009 года. Я искренне благодарен авторам фильма: они не только отыскали на просторах всемирной сети эту статью, но и рассказали читателям и зрителям о важной проблеме межнационального и межплеменного общения в Азербайджане. Кроме того (и это нельзя не признать), грамотно и выразительно прочитанная статья заставила ее заиграть новыми красками.
Что же касается предсказаний известной болгарской ясновидящей Ванги, то, думается, ее предсказания относительно Азербайджана сбудутся. Клан Алиевых постарается, а мы – пособим.
А пока предлагаю посмотреть фильм и вновь ознакомиться со статьей.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН

«Азербайджанизм» против тюркизма
В Азербайджанской республике наблюдается интересное явление: поиск этнонима. Еще интереснее то, что искатели в подавляющей своей массе не определились с самим этносом, которому необходимо дать (придумать, сочинить) имя. Можно сказать, что бакинские ученые мужи взялись за решение задачи со сплошными неизвестными. И, тем не менее, продолжающийся процесс поиска этнонима для неизвестного этноса уже начал приводить к тектоническим сдвигам в сознании жителей этой республики. Сегодня житель Баку или Исмаиллы в самом деле не знает, представителем какой национальности он является. То есть, на уровне собственного понимания предмета, он, может, и решил для себя задачу, да вот незадача, родной его брат зачастую не согласен с этим. Вот и выходит, что дети одних и тех же родителей могут быть, каждый в отдельности, мусульманином (в Азербайджане это этноним), азербайджанцем, турком-азери, просто азери или просто турком… При этом каждый из них совершенно уверен в своей правоте и даже может доказать это. На пальцах.
Процесс поиска универсального этнонима для закавказских турок (азербайджанских тюрок, кавказских татар, мусульман) начался не сегодня. Это явление насчитывает уже без малого вековую историю. Однако после приобретения независимости в 1991 году, эти споры приобрели особую злободневность. Особенно с учетом того факта, что «независимость» явилась результатом узурпации власти в республике представителями доминирующих в Азербайджане тюркских племен.
Надо сказать, что поиск общего этнонима для тюркских племен Азербайджана носил в советские годы командно-административный характер и поначалу преследовал сугубо политические цели. Так, до тех пор, пока в Москве надеялись на то, что Турция примкнет к социалистическому лагерю, тюркоязычных жителей Азербайджанской ССР принято было называть азербайджанскими тюрками. Но после того, как Турция окончательно повернулась лицом к Западу, возникла «необходимость» в их отчуждении от анатолийских турок. Тогда-то и появилось слово «азербайджанец» применительно к тюркам Азербайджанской республики.
Парадоксальность ситуации (не нация дала название республике, а республика – племенам) никого не смущала. Как писал в те годы известный бакинский профессор: «Товарищ Сталин назвал нас азербайджанцами, значит, мы – азербайджанцы». Однако мало назвать, надо было еще и способствовать разрыву этнических связей. Вторая Мировая война, в которой, кстати, Турция выступила негласным союзником Гитлера, несколько задержала этот процесс, однако сразу после ее окончания процесс «азербайджанизации» тюркских племен возобновился с новой энергией.
Лидер азербайджанских коммунистов М. Дж. Багиров, выступая на ХVIII съезде коммунистической партии Азербайджана, описывал образ тюрок-кочевников не жалея черных красок. «Разбойники, грабители, убийцы, - говорил он, - мало соответствуют образу предков азербайджанского народа». Опале, как «устное творение диких варваров-кочевников» был подвергнут даже общетюркский эпос «Китаби дедем Коркут». Проблема уперлась в тюркский язык азербайджанских племен, вследствие чего коммунистическая власть Аз.ССР вынуждена была «допустить», что начиная с 12 века в регион мигрировали турки из алтайских степей, которые (естественно) были затем изгнаны или ассимилированы, но оставили в наследство свой язык.
Несостоятельность этой «теории» понимали даже коммунисты, вследствие чего все послевоенные годы в Азербайджане велась работа над составлением этногенеза тюркских племен Аз.ССР. Мы не будем останавливаться на многочисленных версиях и доказательствах по двум причинам: 1. Все они преследовали исключительно политические цели и были направлены на сочетание несочетаемого – доказательство автохтонности тюркского населения Аз.ССР; 2. Рассматривание всех этих теорий выходит за рамки данной статьи. Ограничимся тем, что укажем: составление «этногенеза» азербайджанских тюрок приняло характер социалистического соревнования – кто ловчее и больше «удревнит» азербайджанцев, «сохранив» при этом их тюркоязычность. «Победителем» в этом состязании оказался историк, назвавший Ноя… великим азербайджанским ученым астрономом. Добавим также, что в азербайджанцы были записаны скифы и саки, мидяне и шумеры…
Тем не менее, указанные «научные труды» оставили свой след в сознании тюркоязычных жителей Азербайджанской республики и до определенной степени способствовали их отдалению от турок Анатолии. А после приобретения независимости проблема идентификации тюркоязычного элемента в Азербайджане приобрела особую политическую значимость. Так, на президентских выборах 1992 года основной кандидат на победу А. Эльчибей (Алиев) проводил предвыборную кампанию под лозунгом «Ислам, тюркизм, демократия». В то же время его главный оппонент Э. Мамедов взял на вооружение лозунг «Тюркизм, азербайджанизм, национальная самобытность». Не вызывает сомнений, что это была одна из первых попыток отделить азербайджанизм от тюркизма, у которого просто не было шансов «выжить» под давлением «азербайджанизма» и «национальной самобытности».
На тех выборах, однако, победил Эльчибей, успевший за короткий срок своего правления законодательно переименовать азербайджанский язык в турецкий. Запомнился Эльчибей еще несколькими громкими заявлениями на эту тему, с азартом золотоискателя записав в турки не только тюркоязычные народности и племена, но и некоторые дагестанские народы, а также курдов.
Но Эльчибею не суждено было долго рулить: в результате вооруженного переворота к власти в Азербайджане пришел Гейдар Алиев, политика которого по интересуемому нас вопросу отличалась гибкостью, если не сказать, противоречивостью. Так, Г. Алиеву любят приписывать изречение покойного президента Туркменистана С. Ниязова (Туркменбаши) относительно Турции: «Один народ – два государства». В то же время широкую рекламу получило выражение Г. Алиева: «Я горжусь тем, что я – азербайджанец». Именно стремление преодолеть это противоречие в высказывании «общенационального вождя» Азербайджанской республики породило новое обозначение тюркоязычного жителя республики: азери-турок.
Новое восприятие национальной идентичности, вольно или невольно введенное Г. Алиевым, породило новую смуту в душах жителей Азербайджана. Наиболее важным последствием нового термина является отторжение от «азербайджанского организма» представителей коренных в республике народов. Если лезгины, талыши, аварцы и другие еще как-то могли смириться с термином «азербайджанец», трактуя его как «житель Азербайджана», то азери-турок не оставляет им никаких шансов для восприятия самого себя в качестве равноправного гражданина государства Азербайджан. Азери-турок, это начало дифференциации населения республики.
Обращает на себя внимание интересный факт: в роли наиболее рьяных приверженцев азербайджанизма и отрицателей тюркизма выступали (и выступают) этнически не принадлежащие к тюркским племенам руководители республики. Так было в период правления М.Э. Расулзаде, первого руководителя Азербайджанской республики 1918-20 годов (собственно говоря, само название «Азербайджан» было введено при Расулзаде). Как уже было сказано, огромная антитюркская кампания проводилась при М. Дж. Багирове. Менее заметно, но не менее усердно проводится политика азербайджанизма при Гейдаре и Ильхаме Алиевых. Интересно, что Расулзаде и Багиров являлись этническими татами (парсами), а Алиевы – курдами.
Указанная закономерность вовсе не является случайной. И проблема даже не в том, что и таты, и курды находятся с турками совсем не в дружеских отношениях. Представляется, что Расулзаде, Багиров, Алиевы и другие апологеты азербайджанизма само слово «азербайджанец» логично воспринимают в качестве безопасного убежища для собственной нации. Они правильно воспринимают историю и осознают, что нации складывались в процессе борьбы, насилия и обороны. Они также понимали, что процесс этот вечен, и не прибегающий к силе организм обречен на неминуемое вымирание. И на смену ему придет другой организм, другая нация.
Именно этой борьбы подспудно пытаются избежать приверженцы азербайджанизма. Они чувствуют бессилие своих этносов и наций перед агрессивным национализмом тюркизма и осознают бесперспективность борьбы за выживание в условиях экспансии тюркизма. Алиев понимает, победа тюркизма в пределах Азербайджанской республики приведет к выдавливанию из властных структур представителей нетюркских этносов. А значит, и самих Алиевых.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН
Продолжение следует

Ванга о распаде Азербайджана в фильме "В поисках этнонима"

Зактурецкая зима.

Утром 26 декабря участник вооруженной агрессии Азербайджана против Республики Арцах, инвалид Заур Гасанов совершил в Баку акт самосожжения перед зданием Конфедерации профсоюзов Азербайджана. Потом уже станет известно, что его собственность была захвачена главой Конфедерации профсоюзов Азербайджана депутатом Саттаром Мехбалыевым.
Выяснилось, что отец пяти детей Заур Гасанов владел в качестве собственности небольшим участком в бакинском поселке Биби-Эйбат, на котором построил чайхану, ставшей единственным источником дохода отца семейства. Для того, чтобы построить чайхану, он был вынужден заложить в банке свой дом, поэтому скудная прибыль от «заведения» делилась между хлебом насущным для семьи и выплатами в банке.
Однако принадлежащий З.Гасанову участок чем-то приглянулся депутату и главному профсоюзному деятелю Азербайджана С.Мехбалыеву, экспроприировавшего и землю, и строение. Обращение в суд не помогло: С. Мехбалыев и сам имеет немалые возможности, а тут еще за него горой встал его сват – заместитель главы и заведующий общественно-политическим отделом администрации президента Азербайджана Али Гасанов.
В авторитарном образовании, каковым является Азербайджан, перед подобным тандемом родственников никто не может устоять, в том числе и суды различных инстанций, в том числе и апелляционный суд Азербайджана, куда обращался ограбленный З.Гасанов с иском против произвола. После этого отчаявшийся Заур Гасанов, лишившийся и дома, и частного предприятия, решился на акт самосожжения. Ныне он, получивший обширные ожоги, находится в больнице в критическом состоянии.
Параллель с событием трехлетней давности, тоже, кстати, случившимся в декабре, просто напрашивается.
Напомню, 17 декабря 2010 года житель Туниса Мохаммед Буазизи облил себя бензином и поджег перед зданием мэрии. И причина у него также была схожа. Мохаммед продавал овощи в городе Сиди-Бузид, когда у него возник конфликт с представительницей местной администрации из-за торговли без разрешения. Женщина выписала ему штраф в размере $6,86, конфисковала весы, дала ему пощечину и опрокинула прилавок с фруктами и овощами. Буазизи обратился за помощью в мэрию, но там его даже не выслушали. И тогда униженный и лишенный источника заработка человек совершил акт самосожжения.
Отчаянный акт мелкого торговца стал толчком для массовых выступлений молодежи. 28 декабря президент Туниса Зин эль-Абидин Бен Али, стремясь успокоить страсти, навестил Мохаммеда в больнице. Однако после смерти Буазизи 4 января 2011 года страсти разгорелись по всей стране, что в конце концов привело к свержению и бегству Бен Али. Так началась «арабская весна», которая и сегодня продолжает пугать многие авторитарные режимы.
Самосожжение Заура Гасанова показало не только глубину отчаяния и абсолютное бесправие азербайджанского общества, но и вскрыло глубоко запрятанный животный страх руководителей этого образования. Они, конечно, хорошо осведомлены о предшествующих арабской весне событиях, и прекрасно понимают, что объявшее Заура пламя грозит стать факелом свободы от клики Ильхама Алиева и прислуживающих ему пашаевых, мехбалыевых, абуталыбовых, талыбовых, гасановых, гейдаровых и прочих современных феодалов. Понимают, но не способны избавиться от шаблонного мышления монархии.
Происходящее в Баку удивительно напоминает произошедшее в Тунисе, в котором власть, так же, как и в Азербайджане, вначала попробовала замять «скандал», затем к лежащему в агонии М. Буазизи зачастили министры и депутаты. К Зауру Гасанову уже наведался министр здравоохранения Азербайджана Огтай Ширалиев. «Для галочки», - как отметил брат Заура. Затем в больницу прибыли депутаты от правящей партии «Ени Азербайджан»: заместители исполнительного секретаря партии Сиявуш Новрузов и Мубариз Гурбанлы, а также депутат Мирказым Казымов.
Затем на умирающего человека буквально посыпались «милости» от правящей верхушки республики. Вначале было объявлено, что президент Азербайджана Ильхам Алиев взял под личный контроль лечение Заура Гасанова. Затем Али Гасанов, тот самый сват Мехбалыева, уточнил: «Господин Президент дал необходимые поручения соответствующим структурам в связи с обеспечением лечения инвалида войны и оказания всесторонней помощи его семье».
Что это за помощь, стало известно буквально через несколько минут. Доведший человека до отчаяния глава Конфедерации профсоюзов Азербайджана (КПА) завил, что согласно принятому решению (оперативно-то как!), «КПА будет ежемесячно выплачивать семье Заура Гасанова 1500 манатов до тех пор, пока его дети не достигнут совершеннолетия. Кроме того, конфедерация взяла на себя лечение З. Гасанова за границей, если в этом появится необходимость, и обеспечение членов его семьи работой». А еще спустя пару часов на сайте КПА появилась информация о том, что «Конфедерация профсоюзов Азербайджана выплатит Зауру Гасанову 100 тысяч манат в качестве компенсации за его снесенный объект». При сохранении пособия в 1500 манат. Также Конфедерация обязуется взять на себя все расходы по лечению Заура Гасанова.
Цинизм этих заявлений и решений не имеет границ. Получается, для того, чтобы участники агрессии против Азербайджана и члены их семей имели работу и вели сносную жизнь, они должны сжигать себя. А как быть тем десяткам тысяч участникам агрессии, хотя бы в том же поселке Биби-Эйбат, лишенным жилья и работы? Бакинский адвокат Аслан Исмайлов, например, сообщает: «Жители поселка Биби-Эйбат своими силами благоустроили свой район, создали множество торговых предприятий на этих участках, однако все эти земли впоследствии были захвачены Саттаром Мехбалыевым».
Удивительно, но все те люди, что довели Заура Гасанова до самосожжения, теперь выстроились в очередь желающих помочь ему. 27 декабря семью З.Гасанова посетили зампредседателя Конфедерации профсоюзов Азербайджана Агиль Дадашев, начальник финансового отдела КПА Галиб Гарибов, а также глава исполнительной власти Гарадагского района и депутаты. А вскоре стало известно, что Ильхам Алиев распорядился отправить Заура Гасанова на лечение в Турции. Сообщил об этом сват Мехбалыева, уже известный нам Али Гасанов.
Стремление И. Алиева и С. Мехбалыева отправить Заура Гасанова на лечение в Турцию имеет свою подоплеку: погасить пламя в прямом и переносном смыслах, спрятать умирающего от глаз доведенного до отчаяния азербайджанского общества. Лечение от ожогов в Турции ничем не отличается от подобного же лечения в Азербайджане, зачем же огород городить?
Сообщая новость о возможной транспортировке З. Гасанова в Турцию, Али Гасанов произнес интересное предложение: «Надеемся, что Заур Гасанов в скором времени выздоровеет и вернется к своей семье».
В последнюю фразу верится легко. Еще бы завотделом администрации Ильхама Алиева и другие преступники во властной структуре Азербайджане не желали здоровья Зауру Гасанова. Они почему-то считают, что смерть доведенного до самоубийства Заура Гасанова может стать детонатором социального взрыва во всем Азербайджане. И гадают: какая судьба в этом случае ожидает Ильхама Алиева и их самих – сбежавшего из страны Бен Али, или оставшегося в Ливии Муаммара Каддафи?
Вот только зря они беспокоятся. Закавказские турки - не тунисцы, они привыкли услужливо-льстиво улыбаться и гнуть спины перед начальством, особенно перед теми, кто время от времени швыряет им косточки из своих объедков. Бессловесные скотины, приученные жить под ярмом. Поэтому последняя новость, связанная с эпопеей самосожженца З.Гасанова никого не должна удивлять.
«Акция в поддержку инвалида карабахской войны Заура Гасанова, совершившего демонстративный акт самосожжения, отменена». Об этом на своей странице в соцсети Фейсбук сообщил член президиума партии Народный фронт Азербайджана (ПНФА), участник агрессии Азербайджана против Республики Арцах Асиф Юсифли.
По его словам, назначенная на субботу акция протеста потеряла свой смысл, ибо «уже достигла своей цели» и Ильхам Алиев «взял это дело под свой личный контроль». Добавим от себя: а семья З.Гасанова теперь обеспечена на долгие годы.
Конгениально, как говорил известный литературный герой. Теперь у всех выживших в арцахских горах азербайджанских агрессоров есть пример эффективного решения социальных проблем своей семьи. Всего-то бутылочка бензина да коробок спичек. Очень даже выгодная инвестиция.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН

Ереван считает заявление Баку маразмом.


Официальный Ереван считает маразмом заявление Баку в связи с вступлением Армении в Таможенный союз.

В ответ на просьбу Радио Азатутюн прокомментировать сегодняшнее заявление завотделом по общественно-политическим вопросам администрации президента Азербайджана Али Гасанова пресс-секретарь МИД Армении Тигран Балаян сказал: «МИД Армении маразмы не комментирует».

Напомним, чиновник администрации Ильхама Алиева сегодня заявил, что Азербайджан выражает официальный протест против вступления Армении в Таможенный союз «до тех пор, пока эта страна не выведет свои ВС с оккупированных азербайджанских территорий и не будет восстановлена территориальная целостность Азербайджана».

http://rus.azatutyun.am/content/news/25214395.html

Азербайджан выразил официальный протест против вступления Армении в Таможенный союз.

Азербайджан выражает официальный протест против вступления Армении в Таможенный союз «до тех пор, пока эта страна не выведет свои ВС с оккупированных азербайджанских территорий и не будет восстановлена территориальная целостность Азербайджана». Об этом сегодня в беседе с информационным агентством Trend заявил завотделом по общественно-политическим вопросам администрации президента Азербайджана Али Гасанов.

По его мнению, вступление Армении «в качестве страны, оккупировавшей Нагорный Карабах и семь прилегающих районов», в какой-либо союз или объединение «противоречит принципам международного права».

В противном случае, по мнению Гасанова, в момент вхождения в какой-либо союз «территория и границы Армении вступают в противоречие с международной юрисдикцией за счет нарушения территориальной целостности Азербайджана».

«Это государство либо должно официально признать претензии на оккупированные территории, и структуры, в которые оно входит, должны принять это, или же оно должно вернуть эти земли и стать с территориями, утвержденными в рамках ООН, членом новых союзов», - заявил чиновник администрации президента Азербайджана.

http://rus.azatutyun.am/archive/New/20131227/3282/3282.html?id=25214240