четверг, 28 ноября 2013 г.

Турецкий историк соберет в одну книгу высказывания Ататюрка о Геноциде армян специально для Эрдогана.

Известный турецкий историк, автор многих работ о Геноциде армян в 1915 году в Османской Турции Танер Акчам заявил, что напишет книгу специально для премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана, в которой  представит слова Ататюрка о насильственном переселении и резне армян.
В заявлении, напечатанном в турецкой газете «Taraf», известный историк обратился к определению «Курдистана», данному премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом в Диарбекире, после чего премьер сказал, что он повторяет слова и политику Мустафы Кемаля Ататюрка.
«Когда Эрдоган заявил, что повторяет высказывания Ататюрка, кажется, никто не возразил. Но Ататюрк в 1920 годах делал высказывания также о переселении и массовой резне армян и не отрицал факт происшедшей трагедии, как делает нынешний премьер-министр. И я решил написать книгу для Эрдогана, где я соберу слова Ататюрка касательно 1915 года», - написал Танер Акчам.
Напомним, что Танер Акчам – известный турецкий историк, социолог и публицист. Он один из первых турецких академиков, признавших Геноцид армян в Османской Турции в 1915 году. С 1978 года живёт в Германии, где получил статус политического беженца.

Устроить Азербайджану водную блокаду

и изгнать из этого образования полтора миллиона жителей
25 ноября Центр стратегических исследований (ЦСИ) при президенте Азербайджана и Институт географии им. академика Г.Алиева Национальной Академии наук Азербайджана (НАНА) провели научно-практическую конференцию на тему «Гидротеррор и гидродиверсии Армении как угроза региональной безопасности».
Конференция началась с вступительного слова директора ЦСИ Фархада Мамедова и академика-секретаря отделения наук о земле НАНА Фахраддина Гадирова, после чего были заслушаны доклады, названия которых представляют несомненный интерес для армянского читателя: «Водный фактор в зарождении региональных конфликтов», «Возможные акты гидродиверсии на оккупированных Арменией территориях Азербайджана и пути их предотвращения», «Гидродиверсионные акты Армении против Азербайджана в плоскости международного права» и др. В рамках конференции также состоялась презентации книги научного сотрудника ЦСИ Араза Курбанова «Гидрокризис, гидровойны, гидростратегия».
Было также принято решение о проведении в Баку в будущем году международной конференции по данной проблеме.
О чем, собственно говоря, речь? О нашем бездействии!
Для того чтобы понять, что имеется в виду, напомню известную фразу бывшего президента Турции Сулеймана Демиреля: «Мы не требуем совместного использования их (Сирии – Л.М.-Ш.) нефтяных ресурсов, и они не должны требовать совместной эксплуатации водных запасов. Это дело суверенитета. Мы имеем право делать все, что хотим». Сказано это было в ответ на жалобы Дамаска относительно избыточного отбора Турцией вод Евфрата и Тигра, результатом чего стало опустынивание огромных территорий Сирии и вынужденного ухода населения.
Самым интересным в этой ситуации является то, что формально Демирель был прав, и Турция не нарушала никаких требований международного права. Любое государство вправе использовать свои водные ресурсы в первую очередь для нужд своих граждан. Другое дело, что Турция использовала «водный фактор» не столько для удовлетворения собственных потребностей, сколько для решения политических задач, среди которых совсем не последнее место занимают территориальные претензии к Сирии.
Вода давно уже заняла прочное место в ряду стратегических ресурсов многих государств мира. Воды становится все меньше, а потребность в ней увеличивается с каждым годом. Это обстоятельство привело и приводит к напряженности между государствами, пользующимися водами одних и тех же рек. И эта тенденция продолжает усиливаться. И трудно не согласиться с мнением о том, что основными источниками конфликтов и войн ХХI века будут не энергоресурсы, а вода.
Собственно говоря, войны и противостояния из-за водных ресурсов уже не редкость на нашей планете, а живительная влага уже используется в качестве стратегического оружия. Пример с задержкой вод Тигра и Евфрата Турцией, что привело к катастрофичной нехватке воды в Ираке и Сирии и опустыниванию части территорий этих государств, далеко не единственный. Так, в 1997 году Малайзия добилась эффективного политического давления на Сингапур всего лишь угрозами перекрыть обеспечение Сингапура водой. В последние вода стала источником опасной напряженности между Таджикистаном и Узбекистаном, государствами Центральной Азии, Северной Африки, Ближнего Востока… Вода стала одним из пусковых механизмов конфликта в Дарфуре, уже унесшего сотни тысяч жизней. Интересный факт: в отчете на саммите об изменении климата в 2006 году бывший министр обороны Англии Джон Рейд заявил, что «вооруженные силы Британии должны быть готовы к разрешению конфликтов, включая вооруженные, из-за истощающихся источников водных ресурсов».
Конференция в Баку, и принятое решение о проведении в столице Азербайджана международного форума имеет цель предупредить возможное перекрытие текущих в Азербайджан армянских рек. То есть то, чего мы, к сожалению, практически не делаем. Так, пальцев одной руки хватит для того, чтобы посчитать реальные шаги армянских государств в этом направлении. Да и из того, что сделано, действительно значимыми можно посчитать лишь рациональное использование вод Сарсангского водохранилища и перекрытие реки Воскепар, в результате чего 1100 гектаров сельскохозяйственных угодий Армении перешли в разряд орошаемых. Вот, пожалуй, и все, ибо остальные работы, как правило, проводились на реках, впадающих в Аракс, и практически не нанесли ущерб Азербайджану.
Между тем, все эти работы должны проводиться с обязательным учетом двух критериев: а) польза для сельского хозяйства армянских государств и б) степень наносимого ущерба экономике Азербайджана. И не надо опасаться называть вещи своими именами. Перекрытие рек явится адекватным ответом на блокаду армянских государств со стороны Азербайджана и Турции, не скрывающей того, что причиной блокады является конфликт Азербайджана с Республикой Арцах. Кроме того, Азербайджан, устами своего президента и высокопоставленных чиновников, постоянно угрожает нам новой агрессией и предъявляет претензии на всю территорию обоих армянских государств.
В этих условиях мы просто обязаны подорвать продовольственную безопасность Азербайджана и резко повысить степень социальной напряженности в этой республике. Армянские реки кормят всю западную часть Азербайджана и являются основным источником жизни для примерно полутора миллионов закавказских турок. Лишение воды западных регионов Азербайджана уничтожит сельское хозяйство этого образования и вынудит население, лишенное пастбищ и орошаемых полей, покинуть эти районы. Речь идет не только об укреплении военной безопасности, но и об орошении ныне лишенных воды огромных пространств Армении. И это в стране, не испытывающей недостатка в водных ресурсах! Парадокс, но Армения, обладающая достаточным запасом воды, относится к странам со слабо развитой поливной системой. В этом «виноват» ландшафт Армении, когда значительная часть зарождающихся у нас рек просто «стекает» по ущельям в Азербайджан. Но это отнюдь не значит, что мы должны примириться со сложившимся положением.
В самом деле, по расчетам специалистов, до 50 процентов водных ресурсов Азербайджана формируются на территории армянских государств. Что же касается ныне подконтрольных этому образованию армянских провинций Утик и значительной части Арцаха, то зависимость этих регионов от армянских вод практически полная. Перекрытие армянских рек, таким образом, способствует отселению живущих в плененных армянских районах закавказских турок, подрыву сельского хозяйства Азербайджана, массовой эмиграции из этого образования и провоцированию социальной напряженности.
В самом деле, согласно оценке Института мировых ресурсов (США) за 2011 год,Азербайджан входит в первую десятку государств, страдающих от недостатка воды. Нехватка воды у Азербайджана в основном ощущается на левобережье Куры, ибо правобережье получает воду наших рек! Это означает, что закавказские турки, покинувшие вследствие нехватки воды западные районы современной Азербайджанской республики, в подавляющем большинстве вынуждены будут покинуть эту республику.
Задача перекрытия рек не столько сложная, сколько дорогостоящая, выходящая за рамки возможностей бюджета наших государств. Значит ли это, что ее можно отложить «до лучших времен»? Убежден, что нет! Лучшие времена настанут лишь тогда, когда мы обезопасим нашу Родину от вражеских поползновений. А это означает, что у нас нет сегодня задачи более актуальной, чем обеспечение безопасности страны, важнейшей составляющей которой является ослабление вражеского государства. Больше того, значительная часть проектных работ в этой области уже выполнена!
Года два назад мне приходилось общаться по этой теме с одним из лучших специалистов Армении, директором ЗАО «Институт Айджрнахагиц» (Армводпроект), доктором технических наук Юрием Джавадяном. Выяснилось, что Юрий Левонович, по собственной, что называется, инициативе, давно уже провел подготовительные работы по проектированию необходимых и возможных водохранилищ на территории армянских государств. Есть в Институте и немало готовых проектов, часть из которых уже реализована. Фактически, усилиями этого подвижника «Институт Айджрнахагиц» превращен в крупнейшую энциклопедию по водным ресурсам Армении и их рациональному использованию.
Однако теория нуждается в практической реализации! Да, сегодня мы, наверное, не сможем выполнить весь объем необходимой работы, но выбрать приоритетные направления и приступить к их реализации просто необходимо. Разумеется, специалистам лучше знать, но, насколько мне известно, перекрытие одной лишь небольшой реки Киранц в Тавушской области осушит водохранилище Джогаз, еще в советские годы построенную на территории Армении для полива земель в… Азербайджане! После перекрытия реки Воскепар основным источником для Джогаза остался Киранц, и ее необходимо перекрыть. Колоссальное значение имеет и перекрытие реки Агстев, текущей по глубоким армянским ущельям лишь для того, чтобы донести свои воды до Азербайджана, а также более мелких рек Тавушской области: Тавуш, Хндзорут, Сарнаджур, Гетик, Хачуш.
Создание водохранилищ на территории армянских государств (в Республике Арцах, например, в первую очередь необходимо перекрыть реки Каркар, Хачен, Ишханагет) имеет большое значение и для нашей экономики, значительное увеличение поливных земель, развитие рыбного хозяйства, электроэнергия. Кроме того, поливная вода способствует резкому увеличению урожайности, а, значит, возрождению и укреплению деревень. А аккумулированную воду, в случае ее избытка, можно выпускать в осенне-зимний период по ныне существующим руслам, или – на юге – направлять в Аракс. До наступления следующего поливного сезона.
Наконец, финансы. Как представляется, при правильном подходе и выборе приоритетных задач данная проблема решаема. Перекрытие рек необходимо превратить во всенародную проблему, проведя для этого необходимую разъяснительную работу под лозунгом «Наша вода нашей земле», например. Достаточно, чтобы каждый армянин выделил на эту работу всего 5 долларов в месяц, и задача полностью будет решена за несколько лет. Очень важно исключить при этом любые коррупционные риски, избрать составленный из авторитетных людей и работающий без зарплаты контрольный орган. Словом, продумать все до мелочей и начать. Учтем также, что работы по перекрытию рек, построению водохранилищ и орошению армянской земли обеспечат стране еще и тысячи рабочих мест.
Данная статья началась с информации о проведенной в Баку конференции. Обратим еще раз внимание на ее название. Нас пытаются обвинить в том, чего мы не делаем! Они боятся, а мы бездействуем. Фактически это – обвинение в бездействии. Больше того, в будущем году в Баку, а сомневаться в этом не приходится, будет проведена международная конференция, на которой представители Азербайджана найдут возможность убедить гостей в «проводимой Арменией политике гидротеррора». На этой же конференции было принято решение «о необходимости вынести вопрос гидродиверсионных актов Армении на международный уровень».
Так давайте займемся тем, что жизненно необходимо нашим государствам. Это, кстати, еще и лишит азербайджанскую сторону возможности обвинять Армению в сплаве по рекам мин и других смертоносных игрушек. Наконец, чтобы представить, как бы поступил Азербайджан, если бы у него была возможность перекрыть нам воду, необходимо посмотреть на фотографию 1915 года. Умирающие от жажды армянские дети обвиняют нас в бездействии.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН
Материалы по теме:

Иран и Карабахский конфликт.

Редакционная статья Иран.ру

Значимость Ирана в урегулировании Карабахского конфликта трудно переоценить. Будучи напрямую не вовлечённым в конфликт, Иран выступал и продолжает выступать важнейшим фактором в карабахском урегулировании, в поддержании стабильности и мира в этом регионе. Но основными достижениями Ирана являются возможность сохранить и развивать равные отношения со всеми сторонами Карабахского конфликта, вести взвешенную и равноудалённую политику. Иран не только словами, но и своими действиями вносит вклад в невозобновление военных действий в зоне противостояния. О прошлом, настоящем и вероятном будущем, о все возрастающей роли Ирана в урегулировании этого конфликта во благо мира на Южном Кавказе пойдет речь в этой статье. 

Оглядываясь назад 

Роль Ирана в исторической ретроспективе карабахского вопроса весьма значительна. Если обратиться на несколько веков назад, к началу 19 века, то необходимо отметить тот факт, что территория исторического Карабаха, которая приблизительно занимает ту площадь, на которой ныне осуществляет фактическую государственную власть Нагорно-Карабахская Республика, была в то время в ареале противоборства двух держав − России и Персии. В 1805 году Карабахское ханство вместе с обширными районами Восточного Закавказья, до этого принадлежавших Персии, перешли к Российской империи. Это было закреплено Гюлистанским 1813 года и Туркманчайским 1828 года договорами между Россией и Персией. 
Оглядываясь на более близкий нам по историческому времени период, нельзя не отметить известные посреднические усилия Ирана в мае 1992 года. 7 мая 1992 года в Тегеране было подписано Совместное заявление глав государств Исламской Республики Иран, Азербайджанской Республики и Республики Армения. В соответствии с этим Заявлением, «Стороны договорились, что в течение недели по прибытии в регион специального представителя президента Ирана Махмуда Ваези, после проведения переговоров с заинтересованными сторонами и при поддержке глав государств Азербайджана и Армении, осуществляется прекращение огня и одновременно открываются все коммуникационные дороги с целью обеспечения экономических потребностей». 
В период особого обострения Карабахского конфликта, когда он перешёл в фазу открытого военного противостояния, Иран, как известно, пребывал в двойственной ситуации. В виду многих оснований иранская сторона должна была проявить полную солидарность с Азербайджаном. В середине 1990-х годов на это обращали внимание иранские эксперты, в то время об этом активно писали иранские газеты. Правительству Ирана пришлось столкнуться с серьезным давлением общественности, особенно со стороны своей азербайджанской общины. С годами это давление уменьшалось, но всякий раз, когда азербайджанская армия терпела поражение от армян, оно вновь вытекало на поверхность. Однако иранская сторона изначально заняла равноудалённую позицию по отношению ко всем сторонам конфликта. Боевые действия в зоне конфликта с 1992 года разворачивались на фоне взвешенной политики Ирана, который, не вмешиваясь в конфликт, тем не менее всегда внимательно следил за его военным развитием. Мировая общественность отметила важнейшую роль Ирана в самый сложный для армянской стороны период, когда узкий участок границы между Арменией и Ираном стал «дорогой жизни» для армян в буквальном смысле этого слова. 

После заключения в мае 1994 года перемирия в зоне конфликта Тегеран стремился внести вклад в процесс урегулирования, чётко обозначая свои интересы. Наиболее активно он это делал до 1997 года, взаимодействуя по дипломатическим каналам с Россией. После того как в ОБСЕ был сформирован институт сопредседательства Минской группы с участием России, США и Франции, активность Тегерана в вопросе урегулирования снизилась. Может быть во многом именно из-за этого к самому институту сопредседательства Минской группы ОБСЕ у Тегерана сложилось скептическое отношение. 

Всматриваясь в настоящее

На нынешнем этапе Иран вносит свой посильный вклад в невозобновление военных действий в зоне конфликта, в поддержание баланса сил и интересов между противостоящими сторонами. 19 февраля 2010 года посол Ирана в Армении Сейед Али Сагайан сделал ряд важных заявлений, касающихся карабахского урегулирования. Была в очередной раз подтверждена позиция Ирана о необходимости мирного урегулирования конфликта и готовности иранской стороны внести свой вклад в налаживание отношений между Арменией и Азербайджаном. Представляя позицию Ирана относительно возможности размещения миротворческих сил в зоне конфликта, посол Сагайан заявил, что судьбу этих территорий должны решать стороны конфликта. Одновременно подчеркнув, что Иран, как страна, имеющая общую границу с Нагорным Карабахом, выскажет свои замечания и позицию относительно состава миротворческих сил, которые, возможно, будут размещены на этих территориях. 
Весной 2010 года Иран активно предлагал Армении и Азербайджану свои посреднические услуги. Инициатива Тегерана по организации встречи между представителями Армении и Азербайджана при посредничестве иранской стороны, о которой 19 апреля 2010 заявил министр иностранных дел Манучехр Моттаки,  виделась в качестве содействия сторонам конфликта в поиске точек сближения их позиций. Трёхсторонним встречам в формате президентов Армении, России и Азербайджана придавался такой же смысл. А именно, способствование нахождению дополнительных к формату сопредседательства Минской группы ОБСЕ возможностей сближения позиций сторон конфликта. Представляется, что дипломатическая инициатива Ирана обладает объективной основой хотя бы в силу того, что Тегеран имеет ровные отношения со всеми сторонами конфликта. Помимо этого, любые обсуждения вопроса возможного в будущем размещения миротворческого контингента в зоне конфликта не могут не учитывать мнение Ирана как по составу, так и по мандату миссии вблизи его государственной границы.  
В ходе визита в Баку в ноябре 2010 года президент Ирана Махмуд Ахмадинежад подтвердил стремление своей страны к такому урегулированию конфликта, а в ходе рабочего визита в Иран президент Армении Серж Саргсян 5 августа сего года, помимо иных актуальных вопросов, обсудил со своим иранским коллегой Хасаном Роухани ход урегулирования Карабахского конфликта. В конце сентября на полях 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоялась встреча глав внешнеполитических ведомств Армении и Ирана. 

Взгляд в будущее 

Роль Ирана по карабахскому урегулированию в целом и в вопросе поддержания статус-кво в зоне конфликта, в частности, видится как роль страны, абсолютно не заинтересованной в какой-либо военной эскалации на своих границах. Иран не заинтересован в возможной миротворческой активности со стороны НАТО. Трудно предположить, чтобы такие страны, как США, Франция и другие согласились бы на проведение миротворческой операции исключительно силами стран ОДКБ или только России. Присутствие же сил государств НАТО в зоне конфликта, если даже это будет оформлено мандатом ОБСЕ или ООН, не может не выступать для Ирана раздражающим фактором. На Южном Кавказе, в силу присущих региону многочисленных линий этнополитического размежевания, может произойти масштабная дестабилизация в случае, если на небольшом пространстве реализации миротворческой операции будут выполнять свои функции военнослужащие как ОДКБ, так и НАТО. Сомнения Ирана, которые связаны с возможным присутствием на его северных границах военнослужащих НАТО, объективны и не могут быть игнорируемы. 
Позиция Ирана по карабахскому урегулированию в основном сводится к двум моментам. Во первых, в необходимости мирного пути урегулирования и безальтернативности переговорного процесса. Из этого вытекает, что обращение сторон конфликта к силовым методам недопустимо. И, во–вторых, Иран считает наиболее целесообразным вовлечение в мирный процесс в качестве посредствующих сторон исключительно государств региона, что должно привести к вытеснению из числа посредников карабахского урегулирования внешних Южному Кавказу акторов. 
В нынешней позиции Ирана есть элементы, которые сближают его как с Арменией, так и с Азербайджаном. Конфликт должен получить комплексное решение, опирающееся на принцип «ничто не согласовано, пока не согласовано всё до конца». До выхода сторон на взаимоприемлемые развязки пакетного свойства нет иного рационального пути поддержания мира в регионе, чем сохранение нынешнего статус-кво в зоне конфликта. Эта общая позиция Еревана и Тегерана. Обе столицы также сходятся на том, что любое урегулирование должно носить справедливый характер и быть поставленным на долгосрочную основу. 
Вместе с Азербайджаном на предыдущих и текущем этапах процесса карабахского урегулирования Иран отметился рядом критических в адрес посреднических усилий Минской группы ОБСЕ заявлений. Баку указывает на малый коэффициент полезной отдачи от деятельности института сопредседателей Минской группы. Данные заявления от азербайджанской стороны не носят системный характер. Они чаще всего озвучиваются в периоды охлаждения отношений Баку с западными странами и появления ноток разногласий между Азербайджаном и Россией. Как это было, например, в недавнем прошлом, в период окончившихся провалом переговоров двух соседних стран о продлении сроков аренды Россией Габалинской РЛС на азербайджанской территории.
Иран в своём негативном отношении к Минской группе более последователен. Ему не импонирует субъектный формат данного института, где вся работа на практике сведена к деятельности трёх сопредседателей от России, США и Франции. Почему внерегиональные субъекты в лице США и Франции должны заниматься урегулированием конфликта и почему в расширенном формате Минской группы нет Ирана, спрашивают из Тегерана. Иран имеет международно признанные границы с Арменией и Азербайджаном, а также де-факто границу с Нагорным Карабахом. И при этом находится за рамками многосторонних механизмов урегулирования. Эта более чем резонная постановка вопроса Тегераном так и не нашла свои вразумительные ответы за все последние годы. Нельзя при этом проводить прямую связь между желанием Ирана быть представленным в форматах урегулирования конфликта и интересом Азербайджана время от времени посылать в Вашингтон, Париж и Москву сигналы своего недовольства. Тегеран отстаивает идею регионального подхода к урегулированию любого конфликта и проблемы на Южном Кавказе и в Каспийском бассейне. В то время как Азербайджану, по большому счёту, глубоко безразлично, какие государства будут задействованы в качестве посредников. Для него главное результат в виде установления контроля над Нагорным Карабахом. Для Ирана не менее важен сам процесс, смена акцентов в котором может стать настоящим прорывом в урегулировании Карабахского конфликта.

Иран и единый таможенный союз 

Взгляд в будущее открывает интересные перспективы сближения позиций Армении и Ирана в регионе. Причём, что важно подчеркнуть, не за счёт ущемления интересов Азербайджана. Иран - региональная держава, со своими богатыми дипломатическими традициями и ярко выраженным государственным подходом к любому внешнему вопросу. Исламская Республика придерживается баланса в отношениях с Арменией и Азербайджаном. Двусторонние форматы сотрудничества особенно востребованы в деле поддержания такого баланса. Между тем, стало бы большим упущением неиспользование открывающихся перед Арменией и Ираном возможностей в свете продвигаемых Россией интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Эксперты стали всё чаще вводить в поле обсуждений вопрос возможного в дальнейшем присоединения Ирана к Таможенному союзу. Это открыло бы перспективы роста и в таких важных для той же армянской стороны вопросах, как строительство железной дороги Армения – Иран. Смогло бы придать дополнительный импульс экономическим связям России и Ирана. Немного замысловатой, но вполне работоспособной в практическом плане географической связкой России, Ирана и Армении может стать каспийский маршрут. Присоединение Ирана к Таможенному союзу открывает путь России на Армению не через кратчайший грузинский «участок», а по линии Россия – Казахстан – Каспий – Иран – Армения. Очевидно, что и на этом пути есть серьёзные преграды. В первую очередь вытекающие из факта отсутствия на сегодняшний день правового статуса Каспийского моря. Но идея имеет ярко выраженный трансграничный характер, открывает перспективу вовлечения в свою орбиту все прикаспийские республики. В том числе и Азербайджан. 
Иран развил не только активную дипломатию на приоритетном для него направлении восстановления отношений с западными державами. Москва приветствует активизацию деятельностинового руководства Ирана на мировой арене, направленную на поиск решений застарелых вопросов, в том числе иранской ядерной проблемы, заявил недавно глава российского МИД Сергей Лавров. За несколько дней до заключения 24 ноября в Женеве соглашения «Шестёрки» и Ирана, в процессе карабахского урегулирования также был зафиксирован определённый прогресс. После почти двухгодичного перерыва,  в Вене 19 ноября состоялась встреча президентов Армении и Азербайджана. Можно с уверенностью предположить, что успехи Ирана в отношениях с Западом дадут урегулированию Карабахского конфликта на сбалансированной основе дополнительный импульс. 
Несмотря на экономические санкции и развёрнутой против Ирана политики изоляции, эта страна находит разные пути укрепления экономических связей с ближайшими соседями. Не являются исключением в этом плане отношения Ирана с Арменией и Азербайджаном. К примеру, Тегеран готов расширить сотрудничество с Ереваном в энергетической сфере, а также ускорить процесс реализации транспортного проекта с Баку (железная дорога Казвин – Решт – Астара). Экономика должна быть поставлена на службу политики в таком конфликтогенном регионе как Южный Кавказ. Но не для целей ослабления позиций других стран, а с ориентиром на устранение политических разногласий, сближение позиций конфликтующих сторон.   
********* 
Иран вложил огромный вклад в поддержание баланса сил между Арменией и Азербайджаном. На этом балансе, по сути, держится и существующий ныне статус-кво в зоне Карабахского конфликта. Но останавливаться на этом иранская сторона не намерена. После урегулирования отношений с Западом, прояснения вопроса о вхождении Ирана к  единому таможенному союзу можно ожидать качественных прорывов и на карабахском направлении, еще большего задействования дипломатических и экономических ресурсов Тегерана. Иран может внести свой особый вклад в создание атмосферы доверия на Южном Кавказе. Без неё справедливое и долгосрочное урегулирование Карабахского конфликта практически невозможно. Пока Исламская Республика не представлена в действующих форматах международного посредничества в карабахском урегулировании. Но, тем не менее,  её вес в регионе, потенциальная возможность войти в интеграционные экономические схемы сотрудничества с северными соседями открывают новые возможности для исключения войны в застарелом конфликте.