суббота, 25 января 2014 г.

ХАЧКАР ПАМЯТИ АСАЛА.


Мемориал членов АСАЛА в воинском пантеоне Ераблур.
До сих пор было известно об установленном в воинском пантеоне Ераблур мемориале членов АСАЛА (Армянская секретная армия освобождения Армении, вызванная к жизни Геноцидом армян в Турции и боровшаяся за признание этого исторического факта). Туфовая стела с эмблемой АСАЛА (карта Великой Армении) и расположенные рядом мемориальные плиты 39 погибших членов этой организации…
А В БЛИЖАЙШЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ, 26 ЯНВАРЯ, УЖЕ В ВАНАДЗОРЕсостоится торжественная церемония открытия памятника усопшим членам АСАЛА и их поминовения. Инициативная группа, в состав которой, в частности, входят члены местного отделения "Еркрапа", договорилась с местной церковью об установке соответствующего хачкара в сквере хачкаров во дворе церкви Святой Богородицы.
В разговоре корр. "ГА" с марзпетом Лори Артуром Налбандяном выяснилось, что последний из-за участия в другом мероприятии на открытии хачкара присутствовать не сможет, но, как заверил он, представители областной администрации, МЧС, других государственных структур непременно будут.
Кстати, буквально накануне этого события, 25 января, но уже в Москве в рамках движения "Армянское возрождение" пройдет встреча с ветераном АСАЛА, членом национально-политической инициативы "Предпарламент", экономистом по профессии и другом Монте Мелконяна Алеком Енигомшяном. Тема встречи – "Современное положение Армении и видение будущего".
Напомним, что 3 октября 1980 года впервые удалось арестовать членов АСАЛА: из-за преждевременного взрыва бомбы в одном из номеров гостиницы в Женеве швейцарской полицией тогда были задержаны Алек Енигомшян и Сюзи Махсереджян.

РОЖДЕННАЯ В БОЯХ.


Армянская армия – редчайшая в современном мире и единственная на территории бывшего Советского Союза, День рождения которой и по сей день отмечается жертвами на границе, в условиях непрекращающейся агрессии врага, в атмосфере постоянных обстрелов и все более дерзких вылазок неусловного противника.
Вооруженные силы Республики Армения и Армия обороны Нагорно-Карабахской Республики – это единый организм, это единая Армянская армия и наиболее стабильный институт национальной безопасности. Она является редчайшей в современном мире и единственной на территории бывшего Советского Союза армией, рождение которой протекало в условиях не виртуально-мониторной, а реальной отечественной войны.
АРМЯНСКАЯ АРМИЯ РОЖДАЛАСЬ НЕ СВЕРХУ – не в упорядоченном, спокойном и рассудительном режиме, не путем расформирования в директивно-кабинетном порядке одних воинских частей и комплектования на их базе новых, не посредством перераспределения по новым квартирам арсенала оружия и боеприпасов, пайков и униформ, а снизу – в спонтанно-сумбурном, авральном и безрассудном режиме, в условиях полного отсутствия арсенала оружия и боеприпасов, униформ и пайков. Общенациональное осознание жизненной необходимости защитить любым способом – с  карабинами и обрезами, охотничьими винтовками и самодельными гранатометами уцелевший на территории исторической родины островок армянской жизни – вот не кабинетная, а именно полевая среда рождения новой, подлинно национальной армии.
Аркадий Тер-Тадевосян.В самом начале девяностых, когда суверенные республики бывшего Советского Союза производили дележ военного имущества, учреждали свои рода войск, когда ставшие национальными (а если проще и конкретнее – национализированными) армии торжественно отмечали свой профессиональный праздник - стройным шагом швейцарской гвардии маршируя на помпезных военных парадах, силы армянской самообороны знать не знали о таком профессиональном празднике; единственное, что они – траншейные, уставшие, обессиленные, вымотанные, истомленные, изнеможенные, запаренные, но не разбитые – отмечали, это занятие той или иной высоты, освобождение того или иного поселка. В прошлом веке Армянская армия банально не имела ни времени, ни возможностей отмечать некий праздник, собственно потому она - единственная из всех "постсоветских армий" - День рождения которой стал отмечаться лишь с третьего тысячелетия.
Монте Мелконян.Лежбище террористов - Азербайджан, начавший при военной, финансовой, инструкторской, дипломатической и моральной поддержке своих покровителей колониальную, захватническую, узурпаторскую, аннексионистскую войну против армянского народа, весной 1992 года подписал закон об установлении звания национального героя Азербайджана, а уже к концу того же года национальными героями Азербайджана один за другим вылупились около тридцати человек – в среднем по три национальных героя за месяц. В годы войны армянская государственность опять-таки банально не имела ни времени, ни возможностей учредить высокое звание национального героя Армении и прикреплять на левой груди некнижных героев орден Отечества. И такая скромность обуславливалась не поэзией этических или эстетических воззрений, а прозой отечественной войны армянского народа. Все были героями.
И ЕЩЕ ОДНА ОСОБЕННОСТЬ АРМЯНСКОЙ АРМИИ. В первой половине девяностых годов она сыграла выдающуюся роль в деле сдерживания возможного распространения террористических войн и расширения их географии. В течение нескольких лет она практически в одиночку осуществляла международную гуманитарную миссию - вела конкретную войну против конкретных сил, представляющих интересы конкретной международной террористической сети.
Леонид Азгалдян.И только после подписания в 1994 году соглашений о приостановлении активных боевых действий террористические силы расползлись по Северному Кавказу и Балканам. Но именно в войне против заблокированного и обесточенного армянского народа и зарождавшейся в таких условиях Армянской армии и прошли апробацию основные формы современных террористических действий, которые ввиду безразличного к ним отношения со стороны международного сообщества приобрели впоследствии более изощренные проявления уже в разных регионах мира.
Армянская армия – редчайшая в современном мире и единственная на территории бывшего Советского Союза, День рождения которой и по сей день отмечается жертвами на границе, в условиях непрекращающейся агрессии врага, в атмосфере постоянных обстрелов и все более дерзких вылазок неусловного противника. Осуществляемая ею миссия – реальная защита реальных рубежей реального Отечества, а не парадные слова об этом ставит Армянскую армию в совершенно особое положение в ряду большинства других армий мира.  
Единственное, что действительно хочется пожелать Армянской армии в День рождения  – это быть достойной той плеяды, которая стояла у истоков ее рождения. Высочайших нравственных, профессиональных и организаторских качеств Леонида Азгалдяна и Монте Мелконяна, которые не могли допустить и мысли о возможности случайных жертв среди своих солдат, высочайшей профессиональной подкованности Христофора Иваняна… Имен немало.
Чтобы своих солдат Армянская армия теряла только на войне, а не позорно в тылу. Нет и не может быть никакого объяснения постыдной статистике: в 2011 году десять наших солдат полегло от огня противника, тогда как в тыловых частях погибли двадцать девять солдат. В 2012 году двенадцать солдат погибли от вражеских пуль, тогда как тридцать шесть - в казармах. Что это такое и кто должен держать ответ за такую статистику?

ЭТО НАША АРМИЯ.


Когда ложитесь спать — думайте о тех, кто бодрствует в окопах, чтобы вы спали спокойно. Пожелайте им ночи без стрельбы и главное — без потерь. Когда просыпаетесь утром, подумайте и о тех, кто провел эту ночь без сна, кто с оружием в руках мерз на границе, не имея права ни на секунду расслабиться и потерять бдительность. Когда молитесь в церкви — вспомните тех, кто погиб, не успев пожить, только за то, чтобы вы мирно занимались своими делами, чтобы ваши дети как обычно пошли утром в детсад и школу, а студенты — в университеты. Чтобы страна была уверена в том, что она в безопасности, потому что эта безопасность — в руках нашей Армии и ее Воинов.
banak250114-1
НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ АРМЕНИЯ ПОХОРОНИЛА АРМЕНА ОВАННИСЯНА. Потери на границе происходят не в первый и, к сожалению, не в последний раз. Но такого общественного единения в связи со смертью солдата не было давно. Пресса, соцсети, блоги пестрели скорбными публикациями и статусами, полными боли и гнева, но и гордости за Армию, в которой 20-летние обычные парни в одночасье становятся героями, шагнув в бессмертие. «Герой дня» — писали одни. «Герой нашего времени» — возражали им другие. И эта оценка, ситуация, в которой героями времени являются Воины, отдавшие жизнь за Родину, говорит о том, что общество осознало — пусть пока не в полной мере, — что именно Армия в создавшихся условиях является важнейшим государственным институтом, гарантом безопасности и самого существования Армении.
Наша Армия родилась тяжелейшей зимой 1992 года и становилась армией независимого государства на Карабахских фронтах. Эта Армия просто не имела права на поражение в той священной для армянского народа войне, потому что стала наследницей славнейших вековых традиций армянского воинства. Традиций народа, вынужденного постоянно вести борьбу за выживание, постоянно сражаться за право быть, за право жить и созидать — здесь, в этом регионе, на этой земле. Эта вековая борьба выковала в нас особое отношение к Армянскому Воину как защитнику, спасателю и надежной опоре. Новая армянская Армия, победно завершив арцахский этап своего становления, в относительно мирных условиях подверглась испытаниям иного рода, продиктованным и обусловленным особенностями внутренней жизни становящегося на ноги государства.
banak250114-3
Признаем честно: эти особенности наложили свой отпечаток на имидж и положение в Армии. Множество проблем в ней не раз становилось предметом жесткой и справедливой критики в адрес офицеров, генералитета, Министерства обороны. Но никогда армянский народ не ставил под сомнение героизм рядового Воина — того неприметного парня из скорее всего малообеспеченной семьи, который в минуту опасности не задумываясь, молча и с достоинством выполнит свой долг перед Родиной и народом. Дух самоотверженности и героизма, которым издревле пропитана армянская земля, ген беззаветной любви к родине и готовности пожертвовать ради нее жизнью, столь ярко и выпукло проявившийся в годы карабахского противостояния и в очередной раз ставший основой новой генерации армянских Воинов — все это несравнимо выше и гораздо важнее повседневных, пусть и значимых проблем. Потому что есть минуты, когда все остальное, кроме родной земли, кажется несущественным. Потому что настает момент, когда обычный парень осознает: именно он и есть наследник и великих полководцев прошлого, и безымянных солдат, погибших за родину. И сам становится таким же героем.
banak250114-4
ЭТИ РЕБЯТА — СУТЬ И СОЛЬ НАШЕЙ АРМИИ, НАШЕЙ ЗЕМЛИ. И сегодня, когда ситуация на границе с новой силой дает понять, что война далеко не закончена, вновь и вновь героем нашего времени в Армении, Арцахе и Спюрке становятся Вооруженные силы Армении и рядовые Воины. Армия, которая в наши дни остается, пожалуй, единственным государственным институтом, к которому  сохраняется доверие. В которой мы уверены и готовы делать все для ее крепости и надежности — все, вне зависимости от партийной принадлежности, возраста и пола. Это наши дети стоят на границе, это наши дети пресекают огонь и защищают приграничные села — рубежи, с которых начинается Родина. Это наши дети являются заслоном на пути тех, кто, однажды получив хороший урок, никак не может понять, что не деньги и не оружие решают исход противостояния, а сила духа и великие традиции мужества, военного искусства, храбрости и любви к родине.
banak250114-2
Наша Армия — та, что прославила себя 20 лет назад, та, что является  гордостью армянской истории и залогом нашего пути в вечность, наша Армия, в которой служат наши Воины — это то, что мы всегда, в любых условиях просто обязаны сохранять, лелеять и укреплять. С днем рождения, Армянская Армия!   

Аскеров могут остановить только Воины.

Победители в войнах, мотивированные ненавистью и необходимостью всеобщего контроля, унижают, обирают и наказывают проигравшую нацию – других внешних сил человечество не знает. Побежденные понимают, что такова их судьба, и терпят притеснения из страха, основанного на ненависти. Они ждут своего шанса, который обязательно появляется по молчаливому согласию международных сил.
Альфред ван Вогт. Корабль-бродяга, гл. 37
Древние римляне в лаконизме обошли своих учителей – древних же греков, в афористичности же остаются непревзойденными и до сих пор. Это, впрочем, не спасло их от участи всех империй, предопределенной самой историей: быть покоренной и разрушенной теми, кого они покорили и чьи дома, и страны разрушили в свое время. Это как наркотик: за удовольствие надо платить – и чем больше это удовольствие, тем больше плата и тем невозможнее уйти от расплаты. Так кончали Хеттская, Римская, Османская, Французская империи и далее по списку. На наших глазах разыгрывается последний акт агонии Британской и Испанской империй. Ни одной империи из всех существовавших не удавалось перехитрить Господа Бога. Не минует чаша сия и империи нынешние; как бы они ни хорохорились, для наставницы Истории все ученики равны, а с забияками и заводилами она еще строже.
Парадоксальным является то, что каждая из империй – неважно, макси-, миди- или мини-, убеждена, что к ней это не относится. Гонор имперского народа обратно пропорционален весовой категории империи. У мини-империй макси-амбиции: Грузия, Азербайджан перещеголяли в этом своих старших компаньонов, которых они старательно копируют, не обладая ни военной, ни экономической и демографической мощью последних.
Все имперские народы убеждены, что им самим Богом предназначено быть культуртрегерами и гегемонами – нести «бремя белого человека». Неважно, что своя культура может быть намного более отсталой и архаичной; важно, что в этот момент их коса более остра, а это, по их убеждению, единственный весомый довод.
Однако каждая коса рано или поздно находит на камень. Макси-империям жаловаться некому, а мини- бегут к этим самым макси- (теперь это называется международное сообщество) с жалобой на то, что те, кого они считали и считают безьязыким быдлом, оказывается, имеют голос и умеют сопротивляться.
Жизнь покоренных народов в империи – любой – рано или поздно ставит перед ними вопрос существования. Ставит ребром: или вы восстаете и освобождаетесь от рабства, или будете ассимилированы и превращены в лучшем случае в генетический материал для укрепления расы господ. Все стенания и призывы к пресловутому международному сообществу бессмысленны и для покорителей, и для покоренных. Если оно вмешивается, то всем становится еще хуже, если не вмешивается – побеждает одна из сторон. Правда, как показала история Османской империи, организовавшей геноциды армян, ассирийцев и понтийских греков, для покорителей это пиррова победа. В современном мире уничтожить народ под корень невозможно физически; выжившие начинают мстить, и месть их страшна и неотвратима. Я писал неоднократно, что признать геноцид армян, ассирийцев и греков со всеми и всяческими возмещениями вплоть до территориальных выгодно и нужно в первую очередь самой Турции, ибо только так она может уберечься от вероятного завтра геноцида уже турок. Но логика жизни империи до сих пор исключала такой вариант развития событий; полагать, что турки станут первыми, наивно.
Азербайджан постоянно устраивает провокации на государственной границе с Республикой Арцах и Республикой Армения. Устраивает, понимая, что раз от разу отпор будет все более жестким со все меньшей оглядкой на ОБСЕ и прочих дармоедов. Это понятно: в провокациях получают ранения и гибнут армянские солдаты, а не посредники и представители Минской группы. Эти самые посредники каждый раз со старательно закрытыми открытыми глазами не хотят называть правых и виноватых, а лишь увещевают: «Ребята, давайте жить дружно». Им легко говорить – они за это получают большие деньги и стоят в стороне. Однако жить дружно с нелюдью и людоедами (это не метафора!) невозможно. Людоеда можно вразумить только одним способом: загнать его в клетку и держать за тремя замками. Сделать же это должна и может только наша Армия, поскольку все, в том числе и наши стратегические союзники, предпочитают людоеда задабривать, отчего он и наглеет с каждым днем. Оставим, однако, решение проблем стратегических союзников и миротворцев с закавказскими турками самим этим союзникам с миротворцами. Один раз, как минимум, такая политика задабривания и потворствования агрессору привела в Европе к большой войне, в которую оказался втянут весь мир. Уроком это ни для кого не стало; сегодня ради нефти и газа мазутной монархической республики можно дружить и с ее насельниками-людоедами, тем более, что «почетных турок» прикармливают там не человечиной, а браконьерской черной икрой.
За последние двадцать с лишним лет мы прошли путь от наивной веры в силу и гуманизм международного сообщества к убеждению, что ему, по большому счету, на нас и наши проблемы наплевать, и что если мы хотим чесать свою голову, то надо обзавестись собственным ногтем. Потому что если чешет кто-то другой, то обычно – ножом, приставленным к горлу. Если хочешь жить спокойно – держи собственную армию.
Армия была единственным гарантом физической безопасности и существования народа и государства всегда, такой она остается и в сегодняшнем мире, такой она будет всегда.
Закавказские турки пробуют на крепость наши границы в надежде найти слабое место. Не удается. Признаться в своей неспособности для уголовника западло, а списывать трупы надо. Поэтому после каждой такой провокации в монархической республике идут сообщения о суицидах, дорожно-транспортных происшествиях и неуставных отношениях, когда аскеры уничтожают друг друга. В принципе, нам безразлично, каким путем аскеры освобождают землю от своего существования: вешаются, топятся или стреляются. Прав Левон Мелик-Шахназарян: независимо от того, с какой симпатией мы относимся к коренным народам монархической республики, выродка большевиков и анатолийских турок, любой «человек» в форме ее аскяра подлежит немедленному уничтожению.
Аскеров могут остановить только Воины. Разница между тем и другим не только в этимологии. Аскяру привычнее налеты, грабеж, убийство из-за угла и насилие. При оказании сопротивления он ретируется быстрее и охотнее, чем наступает. Не его это вина: все его предки вершиной воинской доблести считали засаду, а самым большим грехом – несправедливый дележ награбленного. Воин защищает свою страну, свою семью, и уж никак не может быть насильником. Предки Воина завещали ему взаимовыручку, чувство локтя, уверенность за тыл, спасение товарищей даже ценой собственной жизни. Насколько для аскяра естественно и почетно грабить и насиловать, настолько же для Воина постыдно «воевать» с теми, кто не может оказать сопротивления: раненым (пусть даже врагом), женщинами и детьми (пусть даже противника). В армянском эпосе «Давид Сасунский» Мсра Мелик хочет убить отрока Давида, зная, что тот, став взрослым, станет его неодолимым противником. Ему не позволяют: нельзя трогать ребенка, даже если он твой будущий победитель. Сейчас он ребенок.
Аскерня пробует на зуб наших Воинов. При этом гарантированно ломая зубы. Кто-то может сказать, что провал диверсии аскерни был случаен; не будь Армена Ованнисяна, диверсанты добрались бы до наших позиций. Нет. Провалов случайных не бывает. Армия Воинов – Размики, Мартики – всегда готова к бою. Уже потому, что мы хотим мира. Поэтому и все попытки аскерни раз от разу будут встречать более жесткое сопротивление, несоразмерное, как отметил министр обороны, атаке. То есть если сейчас за каждую попытку аскяры уносят – или бросают, или их уносят – по 8-10 трупов, завтра их будет 20, послезавтра – 50. Только так можно отучить их не лезть туда, куда не следует: надавав по морде. Только так, а не увещеваниями советников и посредников с широко закрытыми открытыми глазами с их пораженческим призывом: «Ребята, ну что вам стоит жить дружно?».
Все написанное, все мероприятия и ордена на свете не смогут вернуть матери ее сына. Светлая ему память – Воину Армену, армянскому Воину.
Раздан МАДОЯН