суббота, 22 марта 2014 г.

«У нас нет права свернуть с избранного пути».

Интервью с руководителем фракции «Дашнакцутюн» НС НКР Арменом Саркисяном.
IMG_6045.JPG- Господин Саркисян, на состоявшемся 16 марта в Крыму референдуме подавляющее большинство граждан этой автономной республики, входящей в состав Украины, проголосовало за воссоединение с Россией, что еще больше обострило напряженность в международном сообществе. Ваша оценка последних событий.
- Каждый народ может и должен иметь возможность пользоваться правом на самоопределение. Я приветствую цивилизованную форму народа Крыма реализовать свое право в свободных условиях. Вообще эффективность подобного рода действий бывает настолько высокой, насколько они соответствуют международным нормам. К сожалению, нам удалось проследить за ходом событий только посредством зарубежных СМИ. Мое личное мнение, поскольку на постсоветском пространстве у нас уникальный опыт борьбы за самоопределение, наша республика могла бы отправить наблюдателей, и у нас была бы информация из первоисточника. Я также считаю, что если 96% населения данной территории высказалось за независимость и воссоединение, то здесь неприемлемы разговоры об аннексии России и дальнейшем применении в отношении нее жестких санкций. В сложившейся геополитической ситуации избранный Крымом путь — это грамотная и правильная форма волеизъявления народа, и она соответствует всем нормам международного права.
- Сегодня предпринимается также попытка провести параллели в борьбе за независимость Крыма и Нагорного Карабаха.
- Референдумы Крыма и Арцаха и предшествовавшие им события нельзя сравнивать друг с другом. В Крыму внезапно сложилась ситуация, под влиянием которой и в соответствии с которой случилось то, что случилось. Нашему национально-освободительному движению и референдуму предшествовала армянофобская политика Азербайджана на протяжении 70 лет. За этот промежуток времени четыре раза поднимался вопрос о возвращении НКАО Армении. Карабах — это прецедент для Крыма и других аналогичных процессов на пространстве СНГ, это однозначно. Исторически, конечно, здесь можно найти много общего: Крым до 1954 г. находился в составе России. Процессы волеизъявления народов, однако, имеют свои различия, и проведение параллелей неуместно. Такое развитие событий, как правило, имеет разные политические, экономические, социальные, этнокультурные и исторические основы. Просто данный референдум стал еще одним примером установления приоритетности права на самоопределение в международных развитиях, что для нас имеет, конечно, позитивное значение и способствует признанию нашей республики в общем смысле.
- Сегодня в экспертных кругах озвучиваются мнения о том, что РА и НКР должны правильно воспользоваться моментом и проявить максимальную активность в конкретизации роли Арцаха в урегулировании конфликта.
- АРФД еще годы назад заявила, что путем разрешения карабахского вопроса являются не только переговоры в рамках Минской группы ОБСЕ, но и проводимый на государственном уровне процесс признания Карабаха. Около трех лет назад мы добились устранения этого серьезного недочета, и сегодня у нас есть значительные достижения. На мой взгляд, наша судьба непосредственно связана именно с этим процессом. На этом пути немаловажны также осуществляемые в стране демократические реформы, гибкость и дальновидность во внешней политике и т.д. Сегодня сложилась такая ситуация, когда Карабах может воспользоваться противоречиями Востока и Запада.
- В обществе бытует мнение, что вновь могут активизироваться обсуждения о признании независимости НКР Республикой Армения.
- Этот вопрос периодически оказывается в повестке после происходящих во внешнем мире аналогичных событий — благодаря некоторым политикам и экспертам. Я не считаю, что сегодня настал такой момент. Армения должна была признать нашу независимость в 1991-1992 гг. Левон Тер-Петросян этого не сделал, и сегодня, спустя 23 года после де-факто независимости НКР, такой шаг был бы просто абсурдным. Между НКР и РА должны быть подписаны необходимые межгосударственные договоры, что и станет доказательством тому, что Армения признала и признает нашу независимость.
- Какие у Вас прогнозы относительно развития событий и санкций Запада по отношению к России?
- По-моему, повторится пример Абхазии и Южной Осетии. Великие державы, как всегда, продолжат действовать в своих интересах. Крымский референдум, по сути, положил начало расчленению Украины, что было неизбежно с приходом к власти оппозиции. Напряженность на Украине сохранится, вновь появившийся в мировой прессе термин «холодная война» еще долго будет актуален. Причиной такого поведения Запада после референдума явилось не несоответствие Крымского референдума международным нормам, а имеющиеся и все более углубляющиеся противоречия между Западом и Российской Федерацией.
Как показывает опыт, то, что приемлемо для РФ, неприемлемо для Запада, то есть с точки зрения Запада право на самоопределение имеет силу только в случае с Косово, а в случае с Абхазией или Крымом — нет.
- Последние события послужили поводом для новых обсуждений, мол, тот же опыт Россия может повторить применительно к Нагорному Карабаху, в особенности, если принять во внимание озвучиваемые в эти дни в России политические заявления, к примеру, намек лидера Либерально-демократической партии Владимира Жириновского.
- Мы однозначно полагаем, что в подобных случаях следует давать отпор всем тем силам, которые пытаются поставить под сомнение независимость Арцаха, в их числе и некоторым армянским политикам. На политическом небосклоне появились первые ласточки, предвещающие о том, что вскоре и Приднестровье присоединится к России. Сегодня и в армянской реальности есть силы (о первых их попытках нам уже известно), которые стремятся повернуть направление нашей политической борьбы. Я с большой оговоркой называю их политическими деятелями, потому что они занимают антиармянскую, антигосударственную, антидемократическую позицию, заслуживающую общенародного отпора. В свое время мы выразили свою несгибаемую волю легитимными и общедемократическими методами и не можем допустить, чтобы некоторые, с позволения сказать, деятели, воспользовавшись ситуацией, подняли головы и попытались изменить судьбу народа.
Нунэ АЙРАПЕТЯН,  «Азат Арцах»