воскресенье, 12 августа 2018 г.

Становление Республики Западная Армения может стать ключом к миру на Ближнем Востоке

 25-летнее сотрудничество Армения – Арцах – диаспора достигло довольно серьезных успехов в деле укрепления государственности РА, защиты права армянства Арцаха на свободную жизнь и самоопределение, повышения уровня безопасности РА и Арцаха, важных инвестиций в культуру, восстановления и развития инфраструктур Армении и Арцаха, ослабления внутренней социальной напряженности и в иных сферах, которые сложно даже перечислить.
Но аморфность общего видения, отсутствие общеармянской повестки крайне замедляет, а порой девальвирует зафиксированный прогресс.
Только наличие общеармянской повестки или программы национального развития может регламентировать и привести к гармонии действия различных сегментов армянства, позволяя армянству не просто выживать, но и побеждать.
Следует отметить, что начиная с формирования Армянского вопроса (1878 г.) и в период после Геноцида армян (1894-1923) повестка по окончательному разрешению Армянского вопроса (общенациональный план) так и не была сформулирована, за исключением программы и актов новейшей вооруженно-освободительной борьбы 1973-1985 гг.. Это место в повестке зарубежного армянства заняли вопросы организации местных общин, сохранения армянской идентичности, признания Геноцида армян и связанные с будущим Армянской Советской республики вопросы. В повестке же Армянской советской республики были вопросы возрождения и развития Советской Армении и репатриации. В повестке Республики Армения – проблемы армянства Арцаха, безопасности Армении и Арцаха, преодоления агрессии и блокады, права на самоопределение, закрепления и сохранения свободы и независимости.
Так же, как в конце 1980-х и начале 1990-х армянская общественно-политическая мысль, по большому счету, оказалась не готовой к назреванию независимости Республики Армения, сегодня она не готова к неизбежному назреванию независимости Западно-Армянской республики (включая Киликию).
Но именно этот последний вопрос имеет краеугольное значение в том, что повестки других сегментов армянства имплементируются не в полной мере.
Прежде всего следует признать, что мы имеем дело с необходимостью не триединства, а квадриединства. Дело в том, что в условиях современных вызовов на Ближнем Востоке и прилегающих территориях нынешняя жизнедеятельность армянских общин Ближнего Востока существенно отличается от традиционного диаспорального обихода и деятельности и получает совершенно новое звучание и реальность.
Для нас, армян, это не ново в том смысле, что ближневосточные вызовы для нас начались в 1975 году, с началом Гражданской войны в Ливане, в результате чего некогда 300-тысячная армянская община Ливана сократилась до 60 тыс., со всеми негативными последствиями. За последние десятилетия 20-тысячная армянская община Ирака также сократилась до мизерных показателей, если они вообще есть. 300-тысячная процветающая община в Сирии сузилась до нескольких десятков тысяч. При таком развитии событий и сохранении столь высокого уровня вызовов не известно, какова будет судьба не только армянских общин в других странах Ближнего Востока, но и армян Западной Армении.
Следовательно:
- Учитывая новые реалии и вызовы последних лет на Ближнем Востоке и на прилегающих территориях,
- Учитывая то, что проживающее на Ближнем Востоке армянство на деле является конгломератом поселившихся здесь в результате Геноцида и депортации армян в 1894-1923 гг. людей,
- Учитывая, что проживающее на Ближнем Востоке армянство имеет право на возвращение к Колыбели-Родине на условиях, означенных в ряде резолюций 1918-1920 гг, в том числе, в декрете Правительства России «О турецких армянах», Севрском мирном договоре, в Арбитраже 28-го президента США Вудро Вильсона о границах между Арменией и Турцией и в ряде других решений и документов,
- Учитывая то, что армянство, проживающее на Ближнем Востоке и в Западной Армении (ЗА) имеет право на то, чтобы жить, развиваться и иметь будущее, как определено основополагающими нормами и принципами международного права, необходимо рассматривать проживающих на Ближнем Востоке и в Западной Армении армян как четвертый компонент в дополнение к триединству Армения-Арцах-диаспора. Причем, общеармянская повестка должна формироваться так, чтобы они не остались вне задач, касающихся жизненных интересов того или иного сегмента армянства. Между тем до сих пор так оно и происходило, может, именно в том и состоит причина того, что до сих пор не решены задачи повестки…
Примеров масса, и для того, чтобы не быть голословными, приведем несколько примеров:
— Идея независимости — без предварительных разработок того, какой путь развития будет избран после достижения независимости
— Панармянские задачи – без плана иммиграции или хотя бы компактного проживания армян
— Освобождение Арцаха – без наработок по дипломатическому и правовому закреплению достигнутого, или переговоры по урегулированию Арцахского конфликта – без учета элементарных прав азербайджанского армянства․․․
— И, наконец, столетний опыт невключения вопросов Западной Армении в Панармяскую повестку ․․․
Если при формировании повесток упомянутых трех компонентов (РА, Арцах и диаспора) мы имеем дело с несогласованностью действий, нечетко сформулированными целями, идеологической неопределенностью, недальновидными решениями или просто ошибками, то проблемы Западной Армении попросту отсутствуют в повестке.
Многие воспринимают Западную Армению как утерянный мир, и немногие знают, что государство Армения как армянское государство было признано еще 19 января 1920 года на Парижской конференции. Многие не придают важности этому важнейшему решению 1920 года, согласно которому границы Армении с Турцией прочерчены Арбитражем 28-го президента США Вудро Вильсона, и ссылки на эти решения есть в касающихся Армении положениях Севрского договора.
По сути, и по сей день принятых в международном политико-правовом пространстве решений достаточно для существования Западно-Армянской республики (государства Армения).
В качестве контр-довода приводится то, что раз уж вследствие Геноцида на этих территориях армяне не проживают, то принятые в отношении государства Армения решения теряют свою актуальность. Но там проживают армяне, дистанцированные от своей национальной идентичности (а по некоторым данным, их численность достигает 6 млн.), которые возвращаются к своей идентичности и, кроме того, там проживают и иные народы, права которых попираются по сей день. Следовательно, становление Западно-Армянской республики в определенных Арбитражем Вильсона границах вновь становится актуальным и может стать ключом к всеобщему миру и мирному сосуществованию в регионе.
Данную позицию отстаивают сформированные с 2004 года, а затем в 2013 году государственные структуры Западно-Армянской республики, в том числе, учитывая потенциал государственных органов Западной Армении (институт президента, правительство, парламент), а также процесс формирования оборонительных сил армян Западной Армении. Напомним, что в 2013 году в проведенных по всему мира онлайн-выборах приняли участие примерно 18 тыс. граждан из 41 страны мира, которые избрали 64 депутата.
По нашему мнению, это тот самый востребованный формат, который по сей день никак не был задействован, и, судя по нескрываемому интересу ряда важных государств к этой структуре, очевидно, что именно этот формат является единственно реальным и действенным в деле окончательного и полного разрешения Армянского вопроса.
Если сравнить выдвигаемые различными сегментами армянского народа приоритетные задачи, можно увидеть, что при наличии общих задач, повестки крайне различны…
Республика Армения
— Создание справедливой и пользующейся всенародным доверием внутриполитической системы,
— Повышение уровня обороноспособности,
— Разработка видения формы государства и социальной формации и его имплементация,
— Создание экономики со смешанным видом собственности,
— Фундаментальное реформирование избирательной системы,
— Фундаментальное реформирование системы правосудия.
Республика Арцах
— Международное признание,
— Укрепление сил обороны,
— Сохранение суверенитета.
Республика Западная Армения
— Восстановление признания,
— Формирование оборонительных сил обороны армян Западной Армении,
— Возвращение к своей идентичности и сохранение армянской идентичности.
Диаспора
— Создание системы самоуправления,
— Решение задач образования и сохранения армянской идентичности,
— Возвращение к армянской идентичности и сохранение армянской идентичности.
Армянство должно найти в себе силы для выработки общей повестки из этих задач и решать их посредством механизмов сотрудничества, а не оставлять отдельные сегменты нации лицом к лицу с их проблемами.
Тигран Арутюнян, кандидат философских наук
Ереван, 14.04.2018
http://theanalyticon.com/

Республика Западная Армения предъявляет территориальные требования к Турции

 10 августа исполнилась очередная дата подписания Севрского мирного Договора. Чрезвычайно важное значение для защиты и реализации прав армянского народа имеют соответствующие статьи Севрского Договора, касающиеся Армении, а также решения, принятые в 20-х годах на парижской конференции, и Арбитражное Решение 28-го Президента США Вудро Вильсона об установлении границы между Турцией и Арменией.
Именно поэтому Республика Западная Армения (Государство Армения) ратифицировала Севрский мирный Договор, а в мае 2018 года обратилась в ООН с Заявлением о вступлении Республики Западная Армения (Государство Армения) в члены Организации Объединенных Наций, а также с Заявлением о претворении в жизнь и реализации установления Республики Западная Армения (Государство Армения) в пределах территорий, установленных Арбитражным Решением 28-го Президента США Вудро Вильсона (публикуется ниже).
СПРАВКА: Идея реальности воссоздания Западной Армении как государства возникла в начале 90-х, в рядах защитников Арцаха. Одним из главных вдохновителей идеи пробуждения и возрождения был основатель Армии Освобождения Леонид Азгалдян (23.11.1942 Тифлис – 21.06.1992 Мартакерт). Идея нашла отклик в рядах бойцов и интеллигенции, до войны являвшихся членами различных землячеств Западной Армении и непартийных патриотических союзов.
Основой для воссоздания Западной Армении как государства был принят тот факт, что оно является государством продолжателем (Continuity) непрерывности Государства Армения 20-х годов XX столетия, признанного на основании ряда международных документов:
- Декрет Правительства России (СНК России) «О Турецкой Армении» («О Западной Армении»), от 11 января 1918 года;
- Решение Верховного Совета Союзных государств, во время Парижской конференции, о признании де факто (de facto) независимости Государства Армения, от 19 января 1920 года;
- Решение Верховного Совета Союзных государств о признании де юре (de jure) независимости Государства Армения, от 11 мая 1920 года;
- Декларация о независимости Армянской Киликии, от 4 августа 1920 года;
- Севрский мирный договор (статьи 88 - 93 касаются Армянского государства), от 10 августа 1920 года;
- Арбитражное решение 28-го Президента США Вудро Вильсон, от 22 ноября 1920 г. – «Решение Президента Соединенных Штатов Америки Вудро Вильсона об установлении государственной границы между Турцией и Арменией, о выходе границ Армении к морю и о демилитаризации прилегающих к армянской границе турецких территорий».
После окончания войны в Арцахе патриотами проводилась работа для подготовки и создания будущей базы - организации армян Западной Армении, потомков изгнанных и переживших Геноцид, живущих в разных уголках мира. Так был создан Национальный Совет Армян Западной Армении, принявший в г. Шуши 17 декабря 2004 года Декларацию «О праве на самоопределение армян Западной Армении», а 4 февраля 2011 года Декларацию о начале формирования Правительства Западной Армении в изгнании.
В дальнейшем, на основе Декларации ООН «О правах коренных народов» от 13.09.2007 года, сформировался институт национальной идентичности и гражданства армян Западной Армении, на основе которого были сформированы правовые и политические основы Республики Западная Армения (Государство Армения) и её госструктуры. В соответствии со статьей 21 Всеобщей декларации прав человека, начиная с 2013 г., Республика Западная Армения (Государство Армения) сформировала органы власти - Национальное Собрание (Парламент), Правительство и Институт президентства. В ноябре 2013 г. впервые, путем прямого электронного голосования по интернету, состоялись выборы депутатов Парламента Западной Армении. Выборы прошли в 41 стране, были избраны 64 депутата.
В настоящее время президентом Республики Западная Армения является Радик Хамоян, премьер-министром - Тигран Пашабезян, председателем Национального Собрания (Парламента) - Армен Тер-Саркисян.

Заявление об исполнении

Арбитражного Решения

28-го Президента США Вудро Вильсона

от 22.11.1920 г. (текст представлен

в сокращенной версии).

.
В Организацию Объединенных Наций

З А Я В Л Е Н И Е

О выполнении Арбитражного Решения 28-го Президента Соединенных Штатов Америки Вудро Вильсона от 22 ноября 1920 года, полное название которого – «Решение Президента Соединенных Штатов Америки Вудро Вильсона об установлении государственной границы между Турцией и Арменией, о выходе границ Армении к морю и о демилитаризации прилегающих к армянской границе турецких территорий»
Учитывая, что Республика Западная Армения (Государство Армения)
- Полностью принимает уставные цели и задачи Организации Объединенных Наций;
- Признала и ратифицировала Устав Организации Объединенных Наций;
- Как субъект международного права - являясь государством продолжателем (Continuity) непрерывности Государства Армения 20-х годов XX столетия, взяло на себя все права и обязательства Государства Армении;
- Признала, присоединилась и ратифицировала наиболее важные международные Договора, Конвенции и Декларации. (перечень прилагается)
Принимая во внимание предысторию вопроса, когда
- В начале 1919 г. в Париже был созван Армянский национальный съезд. Среди важнейших результатов съезда стало избрание «Делегации Целостной Армении» под сопредседательством Погоса Нубара и Аветиса Агароняна и утверждение заранее подготовленного и представленного 12 февраля 1919 г. на Парижской мирной конференции совместного меморандума по требованиям армян, в котором заключалось обоснование необходимости создания армянского независимого государства и уточнялась его территория, которая объединяла семь вилайетов (областей) Западной Армении (включая Трапизон), Республику Армения и Киликию;
- Единая делегация 26 февраля явилась на заседание Совета Десяти, где повторила основные требования меморандума. 17 апреля 1919 года делегацию также принял Президент США Вудро Вильсон и заверил, что сделает все возможное для защиты территориальных требований армян;
- В ответ на представленные требования армянской объединенной национальной делегации, Верховный Совет Союзных Держав 19 января 1920 г. принял следующее решение и «де-факто» признал Армянское государство:
1) Правительство Армянского государства признается в качестве Правительства.
2) Это решение не предопределяет вопроса границ Армянского государства.
А также, что
- Вопреки человеческой морали и праву - признать права армян на свою историческую Родину, в 1894-1923 годах со стороны трех, сменяющих друг друга турецких правительств: султанского, младотурецкого и кемалевского было совершено ужасное преступление – геноцид армянского народа, его депортация со своей исторической Родины и оккупация Западной Армении, что в свою очередь привело к трагическим демографическим изменениям, результатом чего стало беспрецедентное сокращения численности армянского населения в регионе, и как «дополнительные дивиденды» за свои преступления, им удалось изменить естественное соотношение между народами Западной Армении;
- Уже 98 лет, как территория Западной Армении остается оккупированной со стороны Турции;
- Геноцид армянского народа первыми осудили правительства Великобритании, Франции и России, которые в своем совместном Заявлении от 24 мая 1915 года квалифицировали действия турецкого правительства в отношении армян как «преступления против человечества и цивилизации», и предупредили «об уголовной ответственности ее организаторов и исполнителей».
- Юрисдикция Национального Собрания (Парламента) Западной Армении распространяется, как на граждан Республики Западная Армения, так и на оккупированные Турцией территории Западной Армении, которые юридически (de jure) и фактически (de facto) являются областями и регионами Западной Армении.
Согласно
- Декрету Правительства России (СНК России) «О Турецкой Армении» («О Западной Армении»), от 11 января 1918 года;
- Решению Верховного Совета Союзных государств, во время Парижской конференции, о признании де факто (de facto) независимости Государства Армения, от 19 января 1920 года;
- Решению Верховного Совета Союзных государств о признании де юре (de jure) независимости Государства Армения, от 11 мая 1920 года;
- Декларации о независимости Армянской Киликии, от 4 августа 1920 года;
- Севрскому мирному договору (статьи 88 - 93 которого касались Армянского государства), от 10 августа 1920 года;
- Арбитражному решению 28-го Президента США Вудро Вильсон, от 22 ноября 1920 года, полное название которого – «Решение Президента Соединенных Штатов Америки Вудро Вильсона об установлении государственной границы между Турцией и Арменией, о выходе границ Армении к морю и о демилитаризации прилегающих к армянской границе турецких территорий».
Принимая во внимание, что
- На основе Декларации Организации Объединенных Наций «О правах коренных народов» от 13 сентября 2007 года, сформировался институт национальной идентичности и гражданства армян Западной Армении, на основе которого были сформированы правовые и политические основы Республики Западная Армения (Государство Армения) и её государственные структуры;
- В соответствии со статьей 21 Всеобщей декларация прав человека, начиная с 2013 года, Республика Западная Армения (Государство Армения) сформировала абсолютно легитимные органы государственной власти - Национальное Собрание (Парламент), Правительство и Институт президентства;
- В ноябре 2013 года впервые во всем мире состоялись выборы депутатов Парламента Западной Армении, проходившие путем прямого электронного голосования по интернету, которые проводились при всеобщем и равном избирательном праве, путем свободного и тайного голосования. Выборы прошли в 41 стране, были избраны 64 депутата Национального Собрания (Парламента) Западной Армении;
- Республика Западная Армения (Государство Армения), принятием соответствующих Законов признала, присоединилась и ратифицировала Устав Организации Объединенных Наций и все наиболее важные Международные договора, Конвенции и Декларации.
Принимая во внимание, что
- Первая Республика Армения, впоследствии и Вторая Республика Армения, в условиях агрессии и принуждения (Александропольский договор от 02.12.1920 года и Карский договор от 13.10.1921 года) отказались от предоставленных в 1920 году армянскому народу и армянскому государству (Государство Армения) прав, относительно единых армянских требований, будучи вынужденными оставаться только в рамках прав и юрисдикции Республики Армения, иначе говоря, Восточной Армении и армян Восточной Армении;
Принимая во внимание, что
- На Ближнем Востоке не прекращаюnся вооруженные конфликты;
- Осуществление всех положений Севрского мирного договора может стать решающим шагом в установлении подлинного мира и сотрудничества на Ближнем Востоке;
- Севрским мирным договором были утверждены границы государств Ближнего Востока, в том числе границы государства Армения, относительно чего было вынесено также Арбитражное решение 28-го Президента США Вудро Вильсона от 22 ноября 1920 года, но которое до сих пор не реализовано.
Принимая во внимание, что
- Армяне Западной Армении, как и любая нация в мире, имеют право жить, развиваться и иметь будущее, а это означает, что они имеют право требовать создания своего собственного государства на своей исконной Родине - в Западной Армении;
- Армяне Западной Армении и государственные структуры Республики Западная Армения (Государство Армения) заявляют, что берут на себя защиту прав, предоставленных армянскому народу Севрским мирным договором и Арбитражным решением 28-го Президента Соединенных Штатов Америки Вудро Вильсона, и на претворение этих прав в жизнь, выступая в качестве государства-продолжателя (continuity) Государства Армения, признанного де-факто и де-юре в 1920 году.
Обращаемся к Вам претворить в жизнь и реализовать установление Республики Западная Армения (Государство Армения) в пределах территорий, установленных Арбитражным решением 28-го Президента США Вудро Вильсона.
Данное Заявление – «О выполнении Арбитражного Решения 28-го Президента Соединенных Америки Штатов Вудро Вильсона от 22 ноября 1920 года» принято Правительством и Национальным Собранием (Парламентом) Западной Армении 29 мая 2018 года на 7-й сессии Национального Собрания (Парламента) Западной Армении 1-го созыва.
(Выписка из Протокола заседания 7-й сессии прилагается)
Радик Хамоян, Президент Республики Западной Армении
Тигран Пашабезян, Премьер-министр Республики Западной Армении
Армен Тер-Саркисян, Председатель Национального Собрания (Парламента) Западной Армении
29 мая 2018 год