пятница, 23 мая 2014 г.

Оценка миграционных процессов Армении.

С момента обретения независимости рынок труда в Армении пережил резкий переход под воздействием системного кризиса в начале 1990-х годов, экономических и социальных реформ, непрерывного экономического роста в течение более десяти лет – с середины 1990-х годов до 2008г. ( до недавнего кризиса вызвавшего замедление роста, а затем спад экономики ). Однако реальная безработица постоянно оставалась на двузначном уровне: в среднем, приблизительно один из четырех экономически активных людей был безработным.
Следует отметить, что структура занятости по сферам экономической активности стала менее разнообразной и более чувствительной к внутренним и внешним шокам. Натуральное сельское хозяйство стало ключевым фактором амортизации шоков переходного периода, а также отсутствия политики, направленной на создание несельскохозяйственных рабочих мест. Хотя доля занятых в натуральном сельском хозяйстве в общей численности занятых по-прежнему остается высокой (39%), занятость в сельских местностях выше, чем в городских. Вместе с тем, занятые в сельском хозяйстве являются незарегистрированными фермерами, работающими мелкими предпринимателями с низкой производительностью, которым приходится мириться с сезонными колебаниями и низкой оплатой. Хотя рабочие места в этом секторе не очень перспективны с точки зрения сокращения бедности, они по-прежнему остаются основным источником доходов для сельского населения, так как возможности осуществления несельскохозяйственной деятельности за пределами Еревана ограничены.
Наибольшим изменением с начала переходного период стал сдвиг от стабильной зарплаты и высокооплачиваемых рабочих мест к временным и менее официальным рабочим местам и самозанятости. Кроме того, основной причиной возникновения такой ситуации является отсутствие альтернативной занятости, особенно в сельских районах. Неформальность является другой проблемой для рынка труда Армении: занятость в неформальном секторе в основном носит случайный характер и основана на личных и социальных связях, а не на договоренностях. Неформальная занятость, обычно, мало оплачивается, нестабильна и создает проблемы в будущем. Людям, занятым в этом секторе, не начисляются никакие социальные пособия.

Динамика изменения численности населения Армении по переписям между 1926 и 2011 годами

naselenietablica230514
Источники: Национальная статистическая служба РА, доступно на: http://www.armstat.am/file/doc/99475033.pdf.
Итоги переписи населения Армении за 2011 год позволяют сделать вывод, что рост населения Армении был значительным именно в составе Советского Союза. Если в целом по Союзу численность населения в 1987 году по сравнению с 1940 годом увеличилась на 45%, то в Армении – в 2.6 раза. Советская Армения отличалась высоким уровнем рождаемости и наиболее низким коэффициентом смертности. Ее население увеличилось также за счет репатриации зарубежных соотечественников и притока армян из двух соседних республик. По примерным расчетам, между переписями 1959 и 1979 годов 400 тыс. армян Азербайджана и Грузии стали гражданами Армении. Если по переписи населения 1926 года из всей численности армян СССР в Армении проживало 47.7%, то по переписи 1979 года – уже почти 66%. Характерным был тот факт, что при огромном наплыве трудовых ресурсов безработица исключалась. Так, число рабочих и служащих СССР в 1987 году увеличилось по сравнению с 1940-м в 3.5 раза, а в республике – в 9.3 раза. Армения отличалась и наиболее высокими темпами индустриализации, роста городского населения и его сосредоточением в столичном Ереване. Одновременно создавались новые индустриальные центры, а почти все районные центры преобразовались в города. Армения выделялась опережающим развитием отраслей промышленности, определяющих научно-технический прогресс.
Все эти беспрецедентные демографические и социально-экономические достижения были потеряны уже в первые годы независимости, о чем свидетельствует резкое снижение численности городского населения. Особенно пострадали города зоны бедствия и новые индустриальные центры. Если исключить Ереван, где численность населения сохранилась в пределах 1-1.1 млн. человек, то по остальным городам речь идет почти о двукратном сокращении численности населения. На основании итогов переписи за 2002 и 2011 годы можно понять, что страна потеряла 320 тыс. граждан (по показателю постоянного населения), а по численности наличного населения – 257 тысяч.
К сожалению, приходится констатировать, что к эмиграции рабочей силы в годы независимости Армении фактически относились как к спасительному клапану смягчения напряженности на внутреннем рынке труда и увеличения притока финансовых средств из новообразованной диаспоры. Мы имеем дело со сложнейшей глобальной проблемой, обусловленной углублением разрыва в уровнях рождаемости и доходов населения между разными странами и регионами мира. Главным условием для реэмиграции является не только создание новых рабочих мест с достойной оплатой труда, но и смягчение расслоения общества, существенное снижение уровня коррупции, создание правового и социального общества.
Армения является страной с долгой историей миграции. Как регулярная, так и нерегулярная эмиграция продолжают оставаться важным явлением, затрагивающим страну. С начала переходного периода Армения пережила несколько миграционных потоков, обусловленных различными причинами. Оценки реальных масштабов миграции варьируют от 800 тыс. до 1 млн. человек.
Сезонная миграция рабочей силы в Армении началась с 1960-х годов из-за различий между уровнем социально-экономического развития различных административно-территориальных единиц страны. В 1990-е годы миграция оказала большое воздействие на предложение рабочей силы в Армении. Зачастую эмиграция в другие страны охватывала более образованных, более квалифицированных работников, оказав серьезное влияние на профессиональную структуру занятости рабочей силы.
Прямым следствием трудовой миграции является то, что денежные переводы из-за рубежа играют важную социальную и экономическую роль в Армении. В частности, частные денежные переводы из-за рубежа важны в деле сокращения бедности.
Согласно экспертным оценкам Государственной миграционной службы и на основании социологических исследований, в период с 1988 по 2001 годы Армению покинули около 1.1 млн. человек. С 2002 по 2007 годы страну в год покидали около 25 тыс. человек, а также порядка 60 тыс. сезонных мигрантов. Средняя оценка количества мигрантов за последние пять лет – около 30 тыс. человек в год, то есть рост был сравнительно небольшим. Среди причин миграции из Армении следует указать экономические, политические, психологические и культурные. Примерно 85% армянских эмигрантов едут в Россию.
Задача оценки межстрановых миграционных потоков характеризуется определенным уровнем неопределенности. Это обусловлено как тем, что существующие статистические данные относительно потоков трудовых мигрантов приблизительны, так и различиями в статистической информации в стране-отправителе и в стране-реципиенте.
Для оценки миграции посредством многомерной регрессионной модели использовались квартальные статистические данные Национальной статистической службы Армении, Всемирного банка, другие источники. Рамки исследования включают поквартальные данные за 2000-2012 годы. Были оценены основные факторы, влияющие на миграцию и трансферты.

Оценка миграции и трансфертов Армении с Таможенным союзом

Миграция

  • На миграцию в ТС влияет разница между ВВП на душу населения в ТС (2012 год – $10909.5) и Армении ($3337.9). При увеличении разницы на $2 число мигрантов с опозданием на два квартала в среднем увеличивается на 1 человека.
  • Рост армянской диаспоры, которая составляет в ТС 2.2 млн. человек, также производит притягивающий эффект. Отношение величины армянской диаспоры ТС к диаспоре в ТС и ЕС (0.71) приводит к увеличению числа мигрантов ( если доля армянской диаспоры увеличится на 1%, то примерно через два года число мигрантов увеличится на 70 человек ).
  • Интеграция РА с ТС (при данном уровне дохода на душу населения) приводит к росту миграции в среднем только на 342 человека в квартал, поскольку и сейчас между Арменией и Таможенным союзом действует безвизовый режим.
  • Уровень безработицы ( 2012 год: в РА 20%, в ТС 4) влияет на миграцию неоднозначно. Очевидно, в первую очередь на миграцию влияют безвизовый режим, разница ВВП на душу населения в ТС и РА и величина армянской диаспоры. Существенный рост производства в ТС при том же уровне производства в РА также приводит к росту миграции.
  • Явно положительные связи, которые имеются в отношениях ТС и РА (язык, безвизовая возможность посещения данных стран, исторические связи, религия) оказывают существенное влияние на миграцию. Это отражено в положительной величине свободного члена.

Трансферты

Трансферты составляют около 15% ВВП Армении ($9.9 млрд.), 85% которых поступают из России. За 2012 год по сравнению с государственным бюджетом РА трансферты из России составили 64.5%.
  • Рост средней заработной платы в ТС на $1 (в ТС средняя зарплата в 2012 году составила $718, а в Армении – $295) приводит через один и два квартала к существенному росту трансфертов, соответственно на $670 тыс. и 440 тыс.
  • Рост численности мигрантов на одного человека ( через три квартала ) приводит к росту трансфертов на $27 тыс., поскольку даже небольшой рост миграции связан с улучшением ситуации в принимающих странах ТС. Это совокупный эффект, показывающий рост общей суммы трансфертов.
  • Трансферты имеют сезонный характер, существенно увеличиваясь на конец года ( примерно $20 млн. ). Имеется некоторый спад после нового года ($50 млн.). Другие факторы также существенно влияют на объем трансфертов, что объясняется наличием исторически сложившихся социально-экономических отношений между Арменией и Таможенным союзом (в частности, между Арменией и Россией).

Оценка миграции и трансфертов Армении с Евросоюзом

Миграция

  • Несмотря на большую разницу ВВП на душу населения в РА и ЕС ( 2012 год: $3337.9 в Армении и $33677.3 в ЕС ), ее увеличение влияет на миграцию весьма незначительно. Это объясняется также отсутствием полноценной возможности свободного передвижения и трудоустройства людей.
  • Отношение величины армянской диаспоры ЕС к диаспоре в ТС и ЕС (0.29) способствует увеличению числа мигрантов ( если доля армянской диаспоры увеличится на 1%, то примерно через год число мигрантов увеличится на 18 человек ).
  • В Армении безработица составляет примерно 20%, в ЕС – 11.2%. Разница между уровнем безработицы в ЕС и РА также не оказывает существенного влияния на миграцию. Следует учесть, что часть мигрантов попадает в ЕС со статусом беженца. В отличие от ТС, разница коэффициентов Джини в ЕС и РА оказывает влияние на миграцию – правда, небольшое. Очевидно, что главным для миграции из РА в ЕС остается факт большой сложности въезда в ЕС: визовый режим, финансовые, языковые проблемы.

Трансферты

  • Средняя заработная плата в ЕС ( 2012 год: $3140 ) выше, чем в ТС $718 ), однако ее воздействие на трансферты весьма незначительно по сравнению с ТС ( на два порядка ниже ). При росте средней заработной платы в ЕС на $1 доллар США рост трансфертов составит примерно $6 тыс., в то время как в ТС рост средней заработной платы на $1 через два и три квартала составляет $670 тыс. и $440 тыс.
  • Влияние роста числа мигрантов в ЕС на трансферты также значительно меньше, чем в ТС. Рост на одного человека приводит к росту возможного потенциала объема трансфертов на $6 тыс., а через два года – примерно на $5 тыс., что в 2.5 раза ниже по сравнению с ТС ( ТС – $27 тыс. ).
  • Трансферты из ЕС также имеют сезонный характер. Причем, если отмеченные факторы в ТС (язык, возможность посещения стран, исторические связи) явно позитивно влияют на трансферты из ТС, то в ЕС эти факторы не играют существенной роли, и к ним прибавляются более строгая банковская система и то, что мигранты, приезжая в ЕС, вынуждены иметь при себе существенно большую сумму, чем в ТС.
.
Ашот Тавадян, д.э.н., проф., руководитель авторского коллектива по исследованию интеграционных процессов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий