пятница, 23 мая 2014 г.

Украина и Карабахский конфликт.


Последние развития вокруг урегулирования Карабахской проблемы и, особенно, заявления представителей американской стороны, озвученные со стороны сопредседателя Минской группы ОБСЕ Джеймса Уорлика, американсого посла в РА Джона Хефферна и посла США в Азербайджане Ричарда Морнингстара, ясно показывают, что актуальность урегулирования исходит не из имеющейся ситуации в регионе, но обусловлена противостоянием Запад-Россия в контексте процессов вокруг Украины.
«После того, как Россия сделала в Крыму, кто знает, как Россия или третья сторона может  использовать ситуацию.  В связи с ситуацией  в Украине  хочу  еще  раз подчеркнуть,  что Азербайджан  и США должны стараться сохранить отношения.  Ибо, как я уже отметил раньше, кто будет поддерживать независимость Азербайджана? Кто помимо, США и Европы?», — заявил Р. Морнингстар.
На этом фоне непонятны действия и комментарии армянских некоторых политических кругов и политологов о том, что ничего нового не сказано и ничего не делается в направлении дестабилизации ситуации в нашем регионе – для нарушения более чем 20-летнего перемирия. А в связи с украинскими событиями, проявляя исключительную неосведомленность, своими действиями они показывают тем силам Украины, которые в самый тяжелый период Карабахской войны вместе с азербайджанскими бандитами воевали против независимости Арцаха. С сожалением нужно констатировать, что они повторяют те лозунги этих сил, с которыми они выступали также в войне против Арцаха. А Украина была первой, кто в это время оказала серьезную военную помощь Азербайджану.
Мы вовсе не намерены ограничивать право людей на свободу мысли и действий. У нас нету желания также вмешиваться во внутренние дела других государств или в их взаимоотношения. Мы просто хотим, чтобы наши политические мужья и политологи знали следующее:
Мы готовы к любому варианту развития событий, в том числе и к войне, которую может развязать Азербайджан, хотя надеемся, что у бакинского руководства хватит разумности не делать таких самоубийственных для себя шагов. Новую войну Азербайджан, если начнёт, то проиграет так же, как и предыдущую, но с более масштабными потерями.
Эксперты по карабахскому конфликту подчёркивают, что ни в одном другом конфликте нет такого настроя на силовой реванш, как в карабахском, причём в открытую, из уст высших официальных лиц, нигде нет столько инцидентов на линии соприкосновения, как вокруг Карабаха, такого роста военных расходов, особенно в Азербайджане, нарастания дисбаланса в развитии экономик и военных бюджетов двух государств, что порождает опасные искушения и иллюзии.
В 1990-1992 годах, в результате присвоения практически всего вооружения дислоцированных на его территории частей бывшей Советской Армии, а также войск МВД и КГБ СССР, Азербайджан получил вооружения и боевой техники, а также боеприпасов и иного военного имущества в несколько раз больше, чем Грузия, Армения и НКР, вместе взятые. Кроме этого, Азербайджану досталось большое количество авиационной техники и часть Каспийской военной флотилии, в то время как Армения при разделе вообще не получила боевых самолетов и, естественно, военно-морского вооружения. Как отмечают западные эксперты, именно подавляющее военно-техническое превосходство Азербайджана в отношении Армении и частей Армии Обороны НКР, особенно усилившееся после приобретения Азербайджаном в 1992-1994 гг. сотен танков и ББМ у Украины, стало главной причиной начала гонки вооружений на Южном Кавказе.
По экспертным оценкам на середину 1993 году, то есть в самый разгар военных действий в зоне карабахского конфликта, Азербайджан имел 458 танков, 1264 бронемашины, 395 единиц артиллерии, 63 ракетных систем залпового огня (РСЗО), 53 боевых и 52 учебных самолётов, 18 ударных и 15 транспортных вертолётов. Только по официальным или опубликованным сведениям, обладая огромным перевесом в вооружениях и военной технике, Азербайджан в период военных действий 1991-1994 годов потерял безвозвратно 186 танков, 119 бронемашин, 59 единиц артиллерии. Его 43 танка, 114 бронемашин и 51 единица артиллерии были выведены из строя и в дальнейшем не сумели вернуться “в строй”. Было подбито 20 самолётов и 21 вертолёт Азербайджана. Уже в период войны для восстановления своего стремительно тающего количественного военно-технического превосходства Азербайджан стал закупать боевую технику за рубежом, в частности, у Украины было приобретено 150 танков Т-55, 10 самолётов, из которых 8 МиГ-21 и 2 Су-17.  
В современных условиях военно-политический баланс в зоне карабахского конфликта можно охарактеризовать как качественно-количественное равенство противостоящих сил, где наряду с чисто техническими показателями важную роль играет географический фактор и нынешняя удобная для оборонительных действий конфигурация фактических границ НКР, проходящая по линии прекращения огня. Количественное превосходство Азербайджана в боевой технике и в численности личного состава во многом компенсируется качественным превосходством Вооруженных Сил Армении и Армии Обороны НКР. При этом необходимо также учитывать комплексное соотношение как различных типов и систем вооружений, так и возможность их эффективного применения в случае возможного возобновления военного конфликта: превосходство Азербайджана в наступательных вооружениях компенсируется оптимальностью (с военной точки зрения) нынешних оборонительных позиций НКР. Иными словами, нынешняя конфигурация оборонительных позиций карабахской армии, в том числе за счёт территорий Низинного Карабаха, позволяет ликвидировать или компенсировать угрозу для региональной безопасности, которую создают бесконтрольные и массовые закупки Азербайджаном вооружения и военной техники.
Факт продолжающейся милитаризации Азербайджана, направленной на разбалансирование военно-политических сил в зоне конфликта, в частности, путём закупок такого вооружения, которое способно обеспечить наступающей стороне боевые и психологические выгоды (в этом вопросе особенно выделяется приобретение Азербайджаном у Украины 12 РСЗО “Смерч”, других типов РСЗО и ракетных систем), показателен сам по себе.
Наиболее широко разрекламированный акцент Азербайджана на высокие темпы роста своего военного бюджета в большей части является инструментом психологического давления на армянскую сторону, чем реальным показателем его способности проводить качественные изменения в сфере военного строительства.
Азербайджан сегодня также продолжает делать крупные военные расходы и приобретение вооружения у разных стран. Однако, как показывает опыт большинства современных локальных конфликтов, успех военной кампании зачастую зависит не столько и не только от количественного соотношения силовых и военно-технических потенциалов противостоящих сторон, но и от взаимодействия военных факторов с невоенными факторами победы: политическими, психологическими и идеологическими, в частности, способностями сторон к мобилизации общества и реальной легитимизациии военных действий всеми слоями населения страны. И временной фактор в этом плане является одним из основных, так как Азербайджан – наиболее вероятный инициатор реваншистского возобновления боевых действий, — по понятным причинам будет сталкиваться с более серьезными ограничениями в легитимизации военной кампании, чем общество и население самого Карабаха, для которых эта война является ни чем иным, как борьбой за существование с безусловной победой.
Жанна Артури

Комментариев нет:

Отправить комментарий