пятница, 31 января 2014 г.

Исчезающая столица.

Сейчас, в принципе, в цифровой формат всё, что угодно, можно перевести – от ”Фантастической симфонии” Берлиоза до поправок и дополнений в закон РА “Об озере Севан”. Оцифровал – и смотри себе в электронном виде на здоровье, или читай, или слушай. Износу нет. Даже если сам оригинал со временем, как говорится, придет в негодность. Правда, тогда судить о нем можно будет только по копиям…
К великому сожалению, подобная опасность сегодня, судя по всему, нависла над древней армянской столицей – Ани. Руины некогда великого града, вошедшего в историю как “город тысячи и одной церкви”, лежат на правом берегу реки Ахурян, по которой проходит граница Армении с Турцией. Ныне Ани находится на турецкой территории.
drevnij-gorod-ani-18 Анийский собор
Как город-крепость, Ани упоминается в исторических хрониках с V века н.э. Это был важный пункт на торговом маршруте из Кавказа в Европу и Азию. В период расцвета население города достигало 100 тыс. чел. и более. Сюда в 961 году перенес из Карса столицу Анийского царства царь Ашот III милостивый. Анийское царство – самое крупное и влиятельное государство средневековой Армении – возникло в конце IX в. в результате объединения Армении династией Багратидов. Оно объединило значительную часть исторической Армении: в состав царства вошли Ширак, Айрарат, Аршаруник, Вананд, Гугарк, Сюник. Ядром Анийского царства была Ширакская область, где находились первые резиденции царей – Ширакаван и Багаран. Развивались ремёсла и торговля, что способствовало расцвету городов. Экономический подъем сопровождался развитием армянской культуры. Высокого уровня в Анийском царстве достигли историография, философия, математика, медицина, а также литература и искусство. В тот период вырабатывается знаменитый анийский архитектурный стиль, процветают живопись (миниатюра), прикладное искусство, художественная резьба по камню и дереву. В Х веке феодальная раздробленность привела к образованию нескольких самостоятельных царств: Васпураканского, (908 г.) Карсского (963 г.), Сюнийского (970 г.), Ташир-Дзорагетского (978 г.), вассальных анийским Багратидам. Острая классовая борьба, рост движения тондракийцев, ухудшение внешнеполитического положения, что сопровождалось раздорами между феодалами и высшим духовенством, привели к экспансии государства со стороны Византии, которая давно присматривалась к здешним краям. В 1045 году византийские войска овладели г. Ани и Ширакской областью, и Анийское царство пало.
(Источник: Як.А.Манандян, «Критическое обозрение истории армянского народа», т.3. Ереван, 1952).
drevnij-gorod-ani-город-призрак
Много бурь пронеслось над Ани за прошедшие столетия. Этот город неоднократно завоевывали и разрушали византийцы, курды, турки-сельджуки. Но ему все же удавалось восстанавливаться. В XIX веке Ани было вновь расцвел. Однако Первая мировая война и Геноцид армян в Османской Турции положили конец его жизни. Сейчас это – город-призрак…
Теперь достопримечательности Ани – Анийский собор, Сторожевая башня, церковь Св. Григория Просветителя и другие – внесены в список «Памятники на грани гибели», составленный Американским Фондом мирового наследия (GHF). Несколько лет назад этот фонд обнародовал пространный доклад под названием «Спасение нашего гибнущего наследия» (Saving Our Vanishing Heritage).
В докладе перечислены наиболее значительные, по оценке экспертов фонда, древние памятники, которых человечество рискует лишиться в самое ближайшее время. Особо выделены двенадцать объектов мирового наследия, подверженные наибольшей опасности:
1. Эль-Мирадор — колыбель цивилизации майя, Гватемала
2. Дворец Сан-Суси — «карибский Версаль», Гаити
3. Форт Сантьяго и Интрамурос — старая часть Манилы, Филиппины
4. Махастангар, один из древнейших городов мира — Бангладеш
5. Храмы Малути, памятники царей династии Пала — Индия
6. Таксила, средоточие древней цивилизации долины Инда — Пакистан
7. Ани — средоточие цивилизации Восточной Анатолии, Турция
8. Херсонес, крупнейший античный комплекс на Черном море — Украина
9. Фамагуста, порт крестоносцев — Северный Кипр
10. Дворец Хишама, омейядский дворцовый комплекс — Палестинская автономия
11. Ламу, древнейший город суахили в Восточной Африке — Кения
12. Ниневия, культурный центр древнейшей цивилизации Месопотамии — Ирак
Несомненно, озабоченность американских экспертов заслуживает внимания, и главы государств, да и все мировое сообщество просто обязаны прислушаться к их рекомендациям. И так уже по недосмотру, а то и по прямому умыслу много чего пропало безвозвратно. Остается недоумевать по поводу того, что древняя армянская столица деликатно названа «средоточием цивилизации Восточной Анатолии». Видимо, в рамках политкорректности. Или чтобы партнер по НАТО не развозникался?
За свою недолгую историю – GHF основан в 2002 году — Фонд мирового наследия успел разработать ряд интересных проектов. Среди них – планы сохранения Изборской крепости в России, неолитического городища Чатал-Хююк и уникального русско-турецко-армянского архитектурного ансамбля города Карс (оба – в Турции), древних храмовых комплексов в Китае и во Вьетнаме. Среди текущих проектов GHF – спасение Ура Халдейского в Ираке, Кирены в Ливии, утопающего в индийских джунглях храмового комплекса Хампи.
Фонд мирового наследия работает преимущественно в странах с доходом на душу населения в 3-5 долларов и меньше, которые из-за своей бедности или по другим причинам не могут должным образом заботиться о своем культурном наследии. Для спасения памятников GHF пользуется собственной методологией Preservation by Design (приблизительно: “Сохранение посредством замысла”), которая включает в себя обеспечение как физической сохранности объектов, так и экономических условий для поддержания их в надлежащем виде, а равно и организацию доступа к ним исследователей и туристов.
Список мирового наследия подготовлен и в Организации ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО). Однако список ЮНЕСКО в фонде GHF считают несбалансированным, поскольку, по их мнению, многие памятники, находящиеся под угрозой исчезновения, в него не включены и потому не удостаиваются должного международного внимания. Авторы доклада, к примеру, констатируют: «В Италии находятся 44 объекта ЮНЕСКО, в Испании – 41, а в Перу с ее 4-тысячелетней историей и сотнями важных памятников культуры – всего девять. В Гватемале же, колыбели цивилизации майя, с ее крупнейшими в мире пирамидами и древними городами, — и вовсе три».
Эксперты GHF отмечают, что плачевное состояние этих и сотен других памятников объясняется, главным образом, пятью причинами, схожими практически для всех регионов мира. Первая причина – противоречие между потребностями развития и потребностями сбережения наследия. (Подобное, например, происходит, когда строят дорогу и валят лес прямо над Игнатьевской пещерой в Башкирии с ее знаменитыми палеолитическими рисунками, отчего пещера начинает осыпаться). Вторая причина – войны. Третья – банальный грабеж, мародерство. Четвертая – “затаптывание» памятников туристами (египетские пирамиды — пример, который всё объясняет).
Пятую причину можно считать главной, так как именно она в той или иной степени провоцирует остальные. В докладе GHF она названа «неудовлетворительный менеджмент», хотя проще и уместнее говорить об обыкновенном пренебрежении, а то и недомыслии.
За последние десять лет, отмечается в докладе GHF, пять главных угроз культурному наследию в бедных странах существенно возросли. К примеру, в Ираке, где расположено большинство памятников древнейших месопотамских цивилизаций, полыхает война. В Афганистане еще до войны фанатики из движения «Талибан» варварски уничтожили гигантские скульптуры бамианских будд, которые были больше чем на сто лет старше ислама как такового.
Сегодня многие из упомянутых двенадцати памятников растаскиваются на стройматериалы. Некоторые находятся в зоне боевых действий, другие – в активно растущих городах, третьи мешают прокладке дорог или еще чего-нибудь инфраструктурно важного. Каждому не повезло по-своему. Но одно несчастье их объединяет: местные власти относятся к ним просто наплевательски. Применительно к Ани приходится констатировать, что он фактически стал одной из главных жертв «культурного геноцида»: власти страны упорно не желают выделять средства на музеефикацию и реставрацию тысячелетних церквей по той причине, что они – армянские.
Что касается противоречий между потребностями развития и сохранения культурного наследия, то хрестоматийным примером считается ситуация вокруг города Хасанкейф в верховьях Тигра, на территории той же Турции. В этом регионе с 1980-х годов реализуется грандиозный «Проект возрождения Восточной Анатолии», в рамках которого в беднейшей части страны массово строятся автотрассы и железные дороги, аэропорты, гидроэлектростанции, ирригационные системы. С 2006 года на реке Ылысу строится плотина. Когда она будет закончена, водохранилище неизбежно затопит Хасанкейф, известный множеством археологических памятников, начиная с римских крепостей и заканчивая дворцами и мечетями XII-XV веков. Но на протесты местных жителей (преимущественно курдов) и международных организаций турецкое правительство обращает мало внимания.
Что касается международного финансирования проектов по сохранению культурного наследия, то GHF приводит весьма занятную статистику. Так, в 2009 году суммарные инвестиции крупнейших организаций, занимающихся охраной окружающей среды (в том числе – Всемирного фонда дикой природы, Conservation International и Greenpeace), приблизилась к отметке 1,6 миллиарда долларов. А непосредственные инвестиции в охрану памятников в том же году составили чуть больше 63 миллионов. Вот красноречивый пример повальной, но маловразумительной моды на экологию.
drevnij-gorod-ani-22
“Я там был и всё это видел, со слезами на глазах, — признаётся пользователь сети Artur в ходе дискуссии, развернувшейся по поводу состояния города-призрака Ани на российском портале ФотоТелеграф.ру. — Всё, что осталось от той древней и могущественной страны. Просто слов нет, как всё это турки уничтожают, выдают чужое за свое, пытаются искажать историю, рядом строят свои мечети, якобы эти древние строения здесь были… На информационных табличках ни слова, что это – древнее армянское государство”
К сожалению, идея сохранения культурного наследия еще не обрела своего всемирно известного глашатая, каким стал Альберт Гор для идеи сохранения окружающей среды, и не отмечена Нобелевской премией мира. И вопрос о ценности культуры по сравнению с ценностью природы оказался подвешен в воздухе. Вот ведь как…
Ашот Гарегинян

Комментариев нет:

Отправить комментарий