пятница, 31 января 2014 г.

КРЕСТ ГЕВОРГА.

Там, где крест,
там и распятый.
Д. АНАХТ
Плотник из Артика Геворг АДЖАТЯН задумал возвести 36-метровый памятник армянскому алфавиту в форме креста. Потеряв надежду найти спонсора, Геворг решил сам заработать необходимую сумму и отправился на заработки прямиком в Москву.
Обещанный работодателем подряд оказался сырым. Кое-как заработав на обратную дорогу, он собирался вернуться домой. В те дни он познакомился с одним российским инженером-строителем, который бесплатно оформил проектно-сметную документацию памятника - ему понравилась идея под названием Великий Свет. "Ты замыслил что-то новое, без шаблонов, так что дерзай", - напутствовал он Геворга.
Дома весь прошлый год был "урожаем" пустых обещаний. Это мой крест, и я от него не откажусь, решил он, и снова отправился в хопан.
Интервью с Геворгом Аджатяном ждало своего часа.
Крест-памятник Мец Луйс.- Существование креста свидетельствует о мудрости создателя, мудрости, перед которой все интеллектуальные достижения человечества можно сравнить с мизерной точечкой света со светом во всей Вселенной. Масса Солнца в 330 тысяч раз больше Земли. Помножим эту цифру на тысячу порядков и все равно сравнение окажется условным. Итак, Геворг, что ты хочешь сказать о своей идее? 
- Я создал пока макет чудесного креста и назвал его Мец Луйс - Великий Свет. Знаю, что он скрывает в себе три тайны жизни. При их познании откроется вечность и только тогда мы по-настоящему почувствуем могущество креста.
- Смастерить крест - всякому по плечу. А что значит он для тебя и почему свою работу ты назвал Мец Луйс?
- В моем понимании слово "хач" (крест) несет звуковую информацию, имеет смысл: хорутюн - глубина, хелк - ум, а ач - это око, глаз. С другой стороны, он символизирует хачмерук - перекресток человеческих путей, дорог, из центра которого исходит невидимый и видимый свет, как, к примеру, светофор, регулирующий движение.
Вместе с тем мой крест - это антенна, которая принимает и распространяет, раздает информацию, слово Всевышнего на четыре стороны земли. Таким же образом люди, воспринимая божественный свет через учение Спасителя, верой познают, открывают свой путь спасения. В любой армянской школе есть плакат, где месроповскими буквами вычеканена фраза: "Смерть осознанная - бессмертие, смерть не осознанная - смерть".
- В христианской вере крест играет главную роль. Тебе, крещеному, что он дает?
- Уверенность в завтрашнем дне. Самое главное в учении Иисуса Христа - то, что он сказал: все люди братья. Я это осознал в русском храме, когда услышал обращение пастыря к прихожанам: братья и сестры!
Знания, которые появляются в ходе работы над памятником, - это чудо, ни с чем не сравнимое. Как мне это объяснить священнику, с которым мы не нашли общего языка? О моем кресте он отозвался двумя словами: слишком модернизировано. Я так и не понял его оценку - хорошо это или плохо. Узоры на хачкарах - это одно. Мой памятник должен быть из арматуры и железных листов - высота какая!
Я пытался объяснить, что мой крест-антенна не признает границ, поэтому он всеобщий, добрый завоеватель. Это единственное допустимое оружие, которое защитит нас от злых сил. В этом нуждаются все люди, независимо от расы и национальности.
- Тогда почему ты называешь свой крест памятником армянскому алфавиту?
- В основании памятника три метровые ступени, обозначающие первые три буквы. Вертикально поднимающиеся трехуровневые кубы буквенно означают 33 прожитых земных года Иисуса, который сказал: "Я есть альфа и омега. Горизонтальная ось: шесть слева и шесть справа кубов подчеркивают количество верных учеников.
Двадцать четвертая буква ?? - дж - центр креста. "Дж" - это символ всепроникающей (как энергия) и всеочищающей воды.
В центре просматривается еще один крест, который можно увидеть со всех шести сторон. В нем и сокрыты три тайны жизни.
- Геворг, какие три тайны скрывает твой крест?
- На этот вопрос я не могу дать однозначный ответ: мне что сказали, то и сделал. Получается, что я тоже антенна - принимаю и передаю... Памятник одновременно крест, который приняла на себя Армения, став первым государством, признавшим христианство в качестве официальной государственной религии. Крест преобразуется в перекресток между Севером и Югом, Западом и Востоком. Здесь-то мы и живем.
P.S. За годы журналистской работы, разрабатывая тему хопана, каких только историй не пришлось услышать и описать. Пришлось познакомиться с людьми, несущими в себе не только рваческий заряд - урвать, нахапать богатство за чужой счет, но и узнать людей честных, работящих, живущих для себя и для других. К последним относится Геворг Аджатян, мой собеседник, ставший другом.
Удачи тебе и твоему кресту-памятнику, нашему кресту.

Комментариев нет:

Отправить комментарий