суббота, 29 марта 2014 г.

Здесь все связано с армянской культурой.

0294.jpg
Во второй половине XVIII века, в период ослабления армянских княжеств, в провинции Арцах и Сюник Великой Армении вторглись мусульманские племена и деарменизировали наш тысячелетний край — это населенные пункты Кашатаг, Кашуник, Ковсакан и т.д., которые связывали Арцах с матерью-Арменией.
Будучи частью Страны Армянской, данная территория была богата своими историко-культурными памятниками, среди которых монастыри и церкви, часовни и хачкары, кладбища и древние погребения, мосты и крепости… И все это оказалось в плену у пришлых племен.
Арцахская освободительная война вернула эти территории своим истинным хозяевам, в результате чего появилась возможность исследовать эти древние поселения.
Недавно мы побывали в общине Лернаовит. Бывшее село Езнагомер находилось в северо-восточной части Кашатагского района — примерно в 70 км от Бердзора, на высоте 2 тысячи метров над уровнем моря. Этот исторический населенный пункт в числе 18 сел провинции Кашатаг упоминается в трудах историка XIII века Степаноса Орбеляна. В те времена Езнагомер был благоустроенным армянским населенным пунктом. В середине XVIII века данную территорию заселили мусульманские кочевые племена, которые переименовали село в Гаракешиш (Черный поп).
В селе сохранились два средневековых сооружения. Одно из них небольшое по своим размерам, имеет сводчатое покрытие, а другое сравнительно крупнее, состоит из двух помещений и тоже имеет сводчатое покрытие. В советские годы Езнагомер назывался Ленинкендом. Имея тысячелетнюю историю, данный армянский населенный пункт не мог быть лишен церкви. В некоторых селах района армянские церкви, а это в основном церкви-базилики, сохранились благодаря тому, что их использовали по разному назначению, а вот кладбища были разрушены полностью. Согласно различным источникам, имеющиеся в ряде населенных пунктов этой территории церкви просуществовали до 30-х годов ХХ века, а затем были полностью разрушены. Естественно, осевшие здесь мусульмане-кочевники хотели уничтожить все, что имело отношение к армянской культуре. Подобной участи удостоились и церковь села Езнагомер, и, естественно, находящееся по соседству кладбище. В стенах построенных азербайджанцами домов присутствуют фрагменты разбитых армянских надгробных камней. И не только здесь, но и во многих селах района можно увидеть подобную картину.
Часть надгробной плиты с изображенными на нем крестом и птицей была нынешними жителями села перенесена в упомянутое маленькое старинное сооружение, где сохранилась надпись на армянском языке.
Данная находка подсказывала, что мы здесь найдем еще подобные артефакты. И интуиция нас не подвела, буквально в 100 метрах от этого места мы обнаружили другие развалины — груду надгробных камней. Мы стали расчищать камни от грязи, проводить обмеры, фотографировать. Одна из надгробных плит была из древнего синего камня. Она была расколота на две половинки, на боковой стороне плиты изваян крест, а на обеих половинках — скульптурные изображения бытового жанра. Полагаю, именно на этой территории когда-то возвышалась армянская церковь, а неподалеку находилось кладбище. Учащиеся школы сказали, что они видели точно такие же камни есть и в другом месте. Мы договорились в следующий раз побывать там, изучить и сфотографировать их. Ведь именно подобным образом и шаг за шагом мы можем восстановить нашу древнюю историю.
Зохраб ЫРКОЯН
г. Бердзор

Комментариев нет:

Отправить комментарий