среда, 5 марта 2014 г.

Арцахцы на референдум шли как в бой.

Экспресс-интервью руководителя Аналитического Центра «Восканапат» Левона МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯНА
Если на референдуме 30 марта население Крыма проголосует за независимость, может ли это стать прецедентом для Нагорно-Карабахской республики – Республики Арцах?
Сразу скажу, на территории бывшего Советского Союза мне не известны ни одно новое государство или движение за независимость, которое обладало бы равной с Республикой Арцах легитимностью. То, что произошло в Арцахе с февраля 1988-го по январь 1992-го года, я имею в виду все этапы провозглашения Республики Арцах, не имеет прецедентов по части безукоризненности правовых актов по построению государства. Население и руководство Арцаха, провозгласившие суверенное государство, сумели сделать это в полном соответствии с международным правом и советским законодательством. Именно поэтому мир может, должен и вправе говорить об арцахском прецеденте.
Что касается примера Крыма, то даже в случае принятия на референдуме государственного статуса этого края, он не может служить для нас прецедентом. Дело в том, что к всенародному волеизъявлению жителей края у мирового сообщества могут быть формальные придирки: референдум проводился в условиях наличия на полуострове войск иностранного государства. Это – большой минус, даже если крымчане докажут, что российские войска находятся в Крыму по их просьбе, в целях обеспечения безопасности населения, а России удастся доказать, что ее войска не нарушали условий договора с Украиной. Факт остается фактом, и нейтрализовать его будет трудно: войска иностранного государства на полуострове есть, и референдум проводился при их наличии. То есть легитимность планируемого на 30 марта всенародного волеизъявления будет с изъяном, который противники этого решения могут раздуть. Замечу при этом, что до 30-го марта есть еще время, которое возможно использовать с пользой.
Не скажете, каким образом?
Давай не будем вмешиваться в проблемы других государств. И в Москве, и в Киеве, и в Симферополе есть умные люди, которые наверняка позаботятся об интересах населения.
Хорошо. Но я хочу заметить, что во время референдума 10 декабря 1991 года в Нагорно-Карабахской Республике также были войска другого государства? Почему, в таком случае, вы считаете итоги нашего референдума более легитимными?
Не «более легитимными», а абсолютно справедливыми и неоспоримыми, и наличие иностранных, (правильнее было бы сказать «вражеских») войск, лишь отвергает любые сомнения и спекуляции относительно результата референдума. Напомню, что 99,89% процента проголосовавших людей высказались за независимую Нагорно-Карабахскую Республику.
Да, на самом деле, в декабре 1991 года в Арцахе еще были войска Азербайджана, но надо учесть, что находились они там с целью запугивания и уничтожения коренного армянского населения края. И если российские войска в Крыму явятся гарантом мирного проведения референдума в «комфортных» условиях, то в Арцахе все было наоборот. Вооруженные силы Азербайджана пытались любой ценой помешать проведению референдума.
Наличие в Арцахе многочисленных подразделений вооруженных сил Азербайджана, по преступной логике Баку, должно было напугать людей, уменьшить или свести к неконституционному минимуму количество проголосовавших за независимость. Однако, как мы знаем, этого не произошло, люди шли к избирательным участкам как в бой. Известно, что в результате обстрелов населенных пунктов Арцаха азербайджанской аскерней, в этот день были убиты 19 мирных жителей, около семидесяти получили ранения различной степени тяжести.
Сегодня мы вправе утверждать: население Арцаха продемонстрировало 10 декабря 1991 года не только свою выраженную волю построить суверенное государство, но и выразило решимость отстоять свое государство от поползновений векового врага.
Президент России на пресс-конференции 4 февраля в Ново-Огареве произнес интересную фразу, он сказал, что «право нации на самоопределение никто не отменял». И дальше: «Только сами граждане, проживающие на определённых территориях, имеют право определять свою судьбу».
Это – не «интересные», а правильные слова. К сожалению, государства, в том числе и Россия, прибегают к ним, как правило, исходя из собственного понимания политической целесообразности, а не правовых аспектов. Да, безусловно, население Крыма имеет право самостоятельно определять свою судьбу. Но президенту России – страны – сопредседателя Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахской проблемы, должно быть хорошо известно, что граждане Нагорно-Карабахской Республики – Республики Арцах реализовали свое право на самоопределение в условиях, выражусь мягко, ничуть не меньшей легитимности.
Арусяк СИМОНЯН-МКРТЧЯН

Комментариев нет:

Отправить комментарий