С началом Первой мировой войны в 1914 году и объявлением Россией амнистии для дашнакцаканов, Нжде явился в российское посольство в Софии с предложением своих услуг. Был назначен заместителем командира II Добровольческого отряда (армянские формирования в составе русской армии — командиром отряда был Дро). В начале мая 1915 года был награжден орденами св. Владимира 3 степени и св. Анны 4 степени за бои в Берклерийском ущелье и при Шейх-Кара. В июле 1915 года был награжден Георгиевскими крестами 3 и 2 степеней за бои в ущелье Магреод. С мая 1917 года был городским комиссаром в Александрополе.
В мае 1918 года Гарегин Нжде прикрывал отступление армянских войск из Карсской области, ведя бой при Аладже; при этом ему удалось вывезти из Ани материалы раскопок профессора Марра. 26-28 мая 1918 года Нжде командовал в сражении у Караклиса (Ванадзор), остановив превосходящие силы турецкой армии. В этом сражении вновь был ранен и награжден орденом Мужества. С образованием Республики Армения занимается формированием и обучением армянской национальной армии.
После падения Республики Армении Нжде эмигрировал из страны вместе с дашнакцаканами. В эмиграции жил в Болгарии, приняв болгарское подданство. Летом 1933 года Нжде перебрался в США. По приезде в США занялся формированием молодежной организации «Дашнкцутюн» — Armenian Youth Federation. В 1938 году формально исключен из АРФД. В годы Второй мировой войны Нжде установил связи с руководством нацистской Германии, надеясь убедить Германию напасть на Турцию. Впоследствии встречается с рейхсминистром А. Розенбергом, участвует в Кавказском блоке из представителей эмигрантских организаций кавказских народов, на платформе поддержки Германии, как будущей «освободительницы Кавказа от советского господства». В 1942 году вместе с Дро участвовал в формировании, из преимущественно военнопленных красноармейцев-армян, армянских частей в составе германских вооруженных сил. Впоследствии в письме Сталину он объяснял свое сотрудничество с нацистами двумя мотивами — антитурецким и желанием спасти армян от участи евреев. При приближении советских войск к Софии Нжде отказался покинуть Болгарию, не желая подставлять под удар свою организацию. К тому же он надеялся, что СССР вскоре объявит войну Турции и он сможет принять в этой войне непосредственное участие. После вступления советских войск он написал письмо с этим предложением генералу Толбухину. 9 октября Нжде был вызван в советскую миссию, где ему сообщили, что он должен выехать в Москву, чтобы лично сделать свое предложение руководству. 12 октября был арестован СМЕРШем и направлен в Москву, во внутреннюю тюрьму МГБ на Лубянке, откуда в 1946 г. был переведен в Ереванскую тюрьму. Нжде обвинялся в контрреволюционной деятельности, прежде всего в участии в «антисоветском» восстании в Зангезуре и массовых убийствах коммунистов во время этого восстания. К нему применялись пытки бессонницей, но не физическое воздействие. 24 апреля 1948 года Особым совещанием при МГБ приговорен к 25 годам тюремного заключения. Был направлен во Владимирскую тюрьму. В 1952-53 г в тюрьме Еревана, затем переведен в Ташкент, откуда снова во Владимирскую тюрьму, где и умер 21 декабря 1955 года.
Брату, Левону Тер-Арутюняну, было отказано похоронить Нжде в Армении и из личных вещей были выданы только одежда и часы. Нжде был похоронен братом и на огороженной могиле поставлена табличка: Тер-Арутюнян Гарегин Егишеевич (1886—1955). 31 августа 1983 г. прах Гарегина Нжде был перевезен в Армению языковедом Варагом Аракеляном. В 1987 г. перезахоронен во дворе церкви Спитакавор с. Гладзор, область Вайоц-Дзор (до того прах хранился в подвале дачного дома Варага Аракеляна). Однако в своем завещании Нжде выразил желание быть похороненным у подножья горы Хуступ в Сюнике (Капан). Пожелание это было исполнено лишь в апреле 2005 г.. Похоронная церемония состоялась у памятника Г. Нжде на подножии горы Хуступ. Часть праха Нжде осталась в Спитакаворе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий