понедельник, 30 декабря 2013 г.

Поспешишь – людей насмешишь.

На финише уходящего 2013 года Азербайджан не преминул отметиться очередным нервическим наскоком на Армению. Впрочем, здесь наши восточные соседи по Закавказью давно уже не отличаются оригинальностью. С упорством, заслуживающим много лучшего применения, официальный Баку педантично критикует любой не совпадающий с его собственными представлениями о конструктивном мироустройстве шаг Армении регионального масштаба, не говоря уже о транснациональном.
На сей раз поводом для критики стало вступление Армении в Таможенный союз. В пятницу, 27 декабря, со ссылкой на завотделом по общественно-политическим вопросам администрации президента Азербайджана Али Гасанова информационное агентство «Тренд» озвучило следующую позицию: Азербайджан выражает официальный протест против вступления Армении в Таможенный союз до тех пор, «пока эта страна не выведет свои ВС с оккупированных азербайджанских территорий и не будет восстановлена территориальная целостность Азербайджана». В противном случае, по словам завотделом, в момент вступления в какой-либо союз или объединение территория и границы Армении вступают в противоречие с международной юрисдикцией «за счет нарушения территориальной целостности Азербайджана».
После размещения этого сообщения в Интернете пошли некоторые отклики. Так, пользователь сети, фигурирующий под ником Attila Altay, (птретензия на гуннский размах, надо полагать – А.Г.), подобный отклик, судя по всему, однозначно одобряет. «Общеизвестно,- отмечает он,- что в соответствующих резолюциях и решениях ООН, ОБСЕ и других авторитетных международных организаций закреплен факт оккупации Арменией территорий Азербайджана, и выдвинуто требование об однозначном освобождении территорий, оккупированных страной-агрессором. Поэтому вступление Армении в Таможенный союз или другую подобную структуру возможно только после освобождения оккупированных азербайджанских земель». По его мнению, когда начнется новый Нюрнбергский процесс, наверняка мприпомнят то, что сказал по этопму поводу МИД Армении. Речь идет о реакции армянского внешнеполитического ведомства, расценившего данный протест протест Азербайджана как «маразм».
Так что предрекают нам, стало быть, новый «Нюрнбергский процесс». На котором, по-видимому, Армению-агрессора заклеймят позором и осудят за преступления против человечности. А главным обвинителем на этом «процессе» Баку, надо полагать, видит себя, любимого, униженного и обиженного.
По мнению ереванского эксперта по региональным политическим вопросам Сергея Шакарянца, этот ажиотажный предновогодний вопль следует рассматривать как последнюю в 2013 году попытку как-то оправдаться перед своим населением и электоратом за полный провал политики официального Баку по обеспечению международной изоляции Армении и Нагорно-Карабахской Республики.
- Ссылка Али Гасанова на то, что-де «в соответствующих резолюциях и решениях ООН, ОБСЕ и других авторитетных международных организаций закреплён факт оккупации Арменией территорий Азербайджана и однозначно выдвинуто требование об освобождении территорий, оккупированных страной-агрессором», а посему «вступление Армении в Таможенный союз или другую подобную структуру возможно только после освобождения оккупированных азербайджанских земель», по крайней мере, безграмотна именно с юридической точки зрения- констатирует С.Шакарянц.- Во-первых, на уровне ООН Армения НИКЕМ не признана страной-агрессором: в документах ООН упоминается лишь об ответных действиях вооружённых сил «местных армян» Арцаха. Формулировка «местные силы» вполне чётко фиксирует, что у Арцаха есть свои вооружённые силы. То есть, представителю Ильхама Алиева вначале надо бы просто прекратить врать – в первую очередь, собственному народу, а затем и международной общественности. Все эти потуги – грубейшее извращение содержания документов ООН.
Во-вторых, как известно, ситуация с арцахско-азербайджанским конфликтом никак не влияет на факт членства Армении, допустим, в той же ООН, в различных европейских интеграционных структурах. Например, в ОБСЕ. Наконец, это не мешало и не мешает Армении состоять в СНГ, в ОДКБ, в других интеграционных структурах в рамках Содружества. То есть, там, как выражается Али Гасанов, «почему-то» даже лично он и его хозяин не видят, что «территория и границы Армении вступают в противоречие с международной юрисдикцией за счёт нарушения территориальной целостности Азербайджана». Но известно же, что, коли говорить о факте подобного противоречия с международной юрисдикцией, то эта фактура вроде бы должна распространяться и на иные форматы участия Армении в международных структурах. А мы помним, что Азербайджан ни на йоту не сомневался в непротиворечии международной юрисдикции «за счёт нарушения территориальной целостности Азербайджана» активного участия Армении в Программе Евросоюза «Восточное партнёрство». Каким же образом ОДИН ТОЛЬКО Таможенный союз может вызвать подобные последствия?!
По мнению эксперта, понятно, почему Али Гасанов не пытался даже минимизированно раскрыть содержание своих утверждений: вму просто нечего сказать по существу.
Впрочем, реальных причин для подобной политической несусветности могло быть и больше, чем только попытка в очередной раз «втереть очки» азербайджанслой общественности. «Не секрет, что Баку, начиная с октября, неоднократно пытался опосредованно – через президентов Лукашенко и Назарбаева – воздействовать на высшее руководство России и Армении, — говорит Шакарянц. – Однако все эти попытки завершились неудачей. Ведь так называемая «дорожная карта» по присоединению Армении к ТС вроде уже утверждена и подписана. А когда становится известно, что азербайджанские закулисные игры и, не исключено, даже некоторый шантаж и передергивание, не сыграли роли рычага давления, то вот и следует озлобленная реакция. Возможно, в расчете на то, что верные союзники Азербайджана в регионе – Турция, США и Израиль «помогут» азербайджанской дипломатии, запросив «консультаций» у высших властей России.
Что же касается резонанса в связи с очередным очевидным нонсенсом в заявлениях администрации президента Азербайджана, то, по мнению ереванского эксперта, за точку отсчёта следует, в первую очередь, брать реакцию Арцаха. «Известно, что по горячим следам бакинского демарша уже выступал премьер-министр НКР Ара Арутюнян, который заявил, что вопрос статуса Нагорныого Карабаха по отношению к Таможенному союзу пока не обсуждался, однако таможенного пункта между Арменией и НКР не будет, — напоминает С.Шакарянц. – И ни у кого нет оснований не верить главе правительства Арцаха. Известна также и оценка Армении. А именно: руководитель пресс-службы МИД РА Тигран Балаян отметил в комментарии радиостанции «Свобода», что внешнеполитическое ведомство Армении «маразмы не комментирует». Наконец, известна позиция российских властей: 27 декабря председатель комитета Госдумы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий подчеркнул, что «Нагорно-карабахский конфликт не является препятствием к вступлению Армении в Таможенный союз». Так что, можно сказать, Али Гасанов впопыхах «шибко поторопился», а в итоге – выставил себя и своего президента, и значит, всю свою республику на всеобщее посмешище. Поэтому ничего, кроме смеха, заявления представителя администрации азербайджанского президента, вызвать не могут. Я уж не говорю о «глубокомысленных предсказаниях» азербайджанского блогер-сообщества о некоем «Нюрнбергском процессе» над «агрессором-Арменией».
Этим «предсказателям», а также их единомышленникам в других странах и столицах армянский эксперт ещё раз напоминает: в документах ООН и ОБСЕ Армения ни разу и никем не признавалась агрессором. Более того, в тех же документах четко признаётся, что конфликт является последствием азербайджанской агрессии против самоопределявшегося Арцаха. Может, азербайджанцам не стоит «будить лиха, пока оно тихо»? Ведь за агрессию и продолжающуюся оккупацию около 18-19% территории Арцаха, не говоря уж о территориях Армении, можно запросто организовать и провести «Нюрнбергский процесс» над самим Азербайджаном.
Ашот Гарегинян

Комментариев нет:

Отправить комментарий