Заметным политическим событием нынешней недели стало посещение Нагорно- Карабахской Республики сопредседателями Минской группы ОБСЕ Игорем Поповым (РФ), Жаком Фором (Франция) и Джеймсом Уорликом (США), прибывшими 17 декабря в Степанакерт в рамках регионального визита. Можно сказать, визит международных посредников отчасти завершал уходящий политический год, но в то же время он знаменовал собой новый раунд в процессе урегулирования азербайджано-карабахского конфликта.
Как известно, 19 ноября в Вене после почти двухлетней паузы был возобновлен диалог между президентами Армении и Азербайджана. По оценкам сопредседателей Минской группы, венская встреча способна придать импульс дальнейшим переговорам, нацеленным на достижение долгосрочного урегулирования, и интенсифицировать мирный процесс. Логическим продолжением начавшегося диалога стала встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана, которая состоялась в Киеве 4 декабря. По ее итогам было заявлено, что главы внешнеполитических ведомств двух стран вновь встретятся в начале 2014 года с тем, чтобы помочь дальнейшим переговорам на самом высоком уровне. По словам Джеймса Уорлика, сопредседатели Минской группы ОБСЕ рассчитывают на проведение в начале следующего года встречи президентов Азербайджана и Армении.
Конечно, реанимирование посредниками переговорного процесса можно только приветствовать, если бы не одно «но». Дело в том, что сопредседатели Минской группы, не без гордости занесшие сей «дипломатический успех» себе в актив, в очередной раз «забыли» о третьей полноправной стороне в конфликте, а именно о Нагорном Карабахе. И отнюдь не случайно на эту их «забывчивость» обратил внимание президент НКР Бако Саакян, который на недавней встрече в Степанакерте назвал восстановление полноценного переговорного формата с полноправным участием Нагорного Карабаха одним из ключевых предусловий процесса урегулирования. Подчеркнем – процесса сложного и долгого, требующего усилий ВСЕХ сторон конфликта, что, к слову, признают и сами посредники.
Официальный Степанакерт неоднократно заявлял, что именно Нагорный Карабах является наиболее пострадавшей стороной в конфликте, а значит, более всех и заинтересован в его скорейшем и объективном разрешении. Участие Армении в переговорном процессе вполне естественно и даже закономерно, ибо она является гарантом безопасности Арцаха, но ведь войну Азербайджан развязал против НКР, и потому за столом переговоров, прежде всего, должен звучать её голос. Однако складывается парадоксальная ситуация, когда понимание этой истины демонстрируют и сами сопредседатели Минской группы, раз за разом заявляя о необходимости и даже неизбежности подключения карабахской стороны к переговорам, но при этом почему-то откладывают эту неизбежность на туманную перспективу. Вот и 17 декабря в Степанакерте российский сопредседатель Минской группы Игорь Попов после встречи с президентом НКР в беседе с журналистами заявил: «На определенном этапе Карабах должен вернуться в процесс урегулирования конфликта, поскольку, в конечном счете, решается судьба именно живущих здесь людей». Однако оговорился, что этот вопрос можно будет обсудить после завершения работы над основополагающими принципами, когда станет ясно, как действовать на данном этапе.
Возникает резонный вопрос: почему же после завершения работы над основополагающими принципами? Выходит, Арцах поставят перед свершившимся фактом? На что же в таком случае рассчитывают посредники, если они в действительности стремятся добиться долгосрочного мира? Очевидно, что подобная позиция сопредседателей Минской группы обусловлена их нежеланием портить отношения с Азербайджаном, категорически выступающим против участия Нагорного Карабаха в переговорах. Но ведь очевидно и другое – конфликт не решается именно потому, что Баку не признает право НКР не только на участие в переговорном процессе, но и на само её существование. И военная фаза конфликта явилась результатом попытки Азербайджана уничтожить Нагорно-Карабахскую Республику, которая на легитимной основе провозгласила свою независимость.
Полагаем, сопредседателям Минской группы ОБСЕ для достижения реального прогресса в процессе урегулирования необходимо вернуть Нагорный Карабах за стол переговоров. А для этого следует не потакать властям Азербайджана, а плотно работать с ними с тем, чтобы они признали и приняли нынешние реалии, а не выдвигали априори невыполняемые условия, загоняя процесс урегулирования конфликта в тупик. В этой связи уместно процитировать слова президента России Владимира Путина, сказанные им на состоявшейся 19 декабря большой пресс-конференции в Москве. Отвечая на вопрос грузинской журналистки о перспективах развития отношений Москвы и Тбилиси в контексте югоосетинских событий августа 2008 года, президент России отметил: «Не мы начали боевые действия. Произошло то, что произошло. Сложилась определенная реальность, и с нею надо считаться». Согласитесь, эти слова в полной мере можно экстраполировать на карабахскую ситуацию, и они звучат актуальным советом нынешнему правящему режиму Азербайджана. Как, впрочем, и самим сопредседателям Минской группы.
И в завершение – небольшая ремарка. 16 декабря, то есть в период пребывания в регионе посредников от ОБСЕ, заведующий отделом Администрации президента Азербайджана Али Гасанов, выступая на церемонии презентации Центра и интернет-страницы «Виртуальный Карабах», заявил, что «каждый азербайджанец в своей деятельности должен осуществлять и продолжать борьбу с армянами». Угроза отнюдь не виртуальная. Нужны ли в этих условиях сопредседателям Минской группы дополнительные доводы в пользу плотной работы с Азербайджаном?
Леонид МАРТИРОСЯН,
главный редактор газеты «Азат Арцах»
Комментариев нет:
Отправить комментарий