В начале следующей недели сопредседатели Минской группы ОБСЕ намерены посетить регион. Сообщается, что основной темой переговоров станет возможность встречи президентов до конца текущего года. Напомним, что последняя такая встреча состоялась в январе 2012 года, а после скандала с куплей-продажей будапештского убийцы Сафарова 31 августа того же года все контакты на высшем уровне были прекращены. Напомним также, что разговоры о проведении встречи глав РА и АР активизировались сразу после назначения нового сопредседателя от США в начале августа уже года нынешнего, однако позитивной реакции не последовало ни от одной из сторон.
Несомненно, с окончанием электоральных процессов в регионе как посредники, так и стороны вынуждены будут прервать «отпуск» и реанимировать переговорный процесс. Если попытаться коротко обрисовать ситуацию накануне визита, то основные факторы сводятся к следующему.
НАПРЯЖЕННОСТЬ НА ГРАНИЦЕ МЕТОДИЧНО НАРАСТАЕТ УСИЛИЯМИ БАКИНСКОГО РЕЖИМА, который ведет регулярный обстрел приграничных регионов Арцаха и Армении. Последнее по времени нарушение режима прекращения огня привело к гибели одного и ранению нескольких армянских военнослужащих, и вызванное этой трагедией всеобщее негодование в Армении заставило засуетиться и искать оправдания собственной пассивности даже безразличного ко всему Анджея Каспшика. Гонка вооружений в регионе продолжается, причем в последнее время с выраженным российским акцентом. Москва превратила продажу оружия Азербайджану в выгодный бизнес, игнорируя не только обязательства перед стратегическим партнером — Арменией, но и политический и безопастностный факторы.
Отношения Азербайджана с Россией при этом оказались подвергнуты весьма серьезному испытанию после убийства в Западном Бирюлево. Дело дошло до того, что посол Азербайджана открыто пригрозил погромами русских, а затем заявил и о готовности Баку ввести визовый режим с РФ. Любопытно, что именно на этом фоне было актуализировано опубликованное еще 10 октября интервью с командующим дислоцированной в Армении 102-й российской военной базой А. Рузинским, заявившим, что в случае военной агрессии Азербайджана против НКР подразделения базы могут вмешаться в вооруженный конфликт, и добросовестно перечислившим все виды оружия, имеющиеся на вооружении базы.
Далее. Очевидно, что в рамках Минской группы наибольшую активность проявляют в последнее время США. Весьма ретиво взялся за дело новый сопредседатель Джеймс Уорлик, успевший уже посетить регион и даже побывать в Арцахе, что, отметим, весьма похвально. Предложение об организации встречи президентов также исходит главным образом от американских дипломатов, в том числе от посла в Азербайджане Р. Морнингстара, в то время как российский и французский сопредседатели пока молчат. Это любопытно и в контексте обострившихся взаимоотношений режима Алиева с Вашингтоном и Евросоюзом. Надежды «трехкратного» президента на то, что Запад молча проглотит все его выборные «шалости», не оправдались: США и Великобритания не признали результаты выборов и не поздравили Алиева. Несмотря на все усилия в рамках икорной дипломатии, режим провалился и в Европе, где коррумпированность депутатов Европарламента и ПАСЕ стала поводом для многочисленных скандалов и разоблачений в СМИ. Фактически лишь миссия БДИПЧ/ОБСЕ оказалась на высоте, назвав выборы не соответствующими международным стандартам. В результате в Баку пригрозили выходом из Евранеста, окончательным разрывом отношений с ОБСЕ и принялись срочно снаряжать делегации в США и европейские столицы для того, чтобы попытаться замять скандал и умилостивить партнеров.
ОДНОВРЕМЕННО В РЕЗОЛЮЦИЮ ЕВРОПАРЛАМЕНТА ПО ВОСТОЧНОМУ ПАРТНЕРСТВУ усилиями коррумпированных депутатов оказались внесены откровенно проазербайджанские формулировки по проблеме Карабаха. Это дало повод некоторым азербайджанским экспертам высказать удивление тем, что официальный Баку недооценил такой «подарок» и предпочел обострить отношения с Евросоюзом на почве критики выборов. В частности, обозреватель газеты «Зеркало» Р. Миркадыров пишет: «В целом же мы должны от всей души поблагодарить Европарламент за эту резолюцию, но мы обвиняем Европарламент «в политической агрессии», притом переходящей «в территориальную» против Азербайджана. Оказывается, позиция Европарламента по выборам рассчитана на то, чтобы добиться передачи оккупированных территорий Армении. Логика, конечно, убийственная». И высказывает надежду на то, что такая позиция Евросоюза приведет к изменению подходов Минской группы — естественно, в азербайджанскую сторону.
Тот факт, что позиция относительно Карабаха для Баку куда важнее сиюминутных политических коллизий, действительно не вызывает сомнений. В конечном итоге Алиев добьется «прощения» привычными средствами — будь то сфера энергоносителей или внутренняя политика. А вот документ останется и станет еще одним аргументом в той «правовой папке», которую Баку заботливо создает в противовес армянской с 1992 года. Однако палка-то, как оно обычно бывает, оказалась о двух концах. Фактически признавая Азербайджан авторитарным государством, в котором в массовом порядке нарушаются права человека, мировое сообщество никак не сможет отвертеться от вопроса: как можно говорить о повторном насильственном включении Арцаха в состав такого государства? Тем более с учетом того, что сам президент Азербайджана не устает озвучивать угрозы в адрес жителей НКР, а также бесконечные территориальные претензии к Армении. Выступив с очередной порцией таких угроз сразу после выборов, он лишь подтвердил неизменность своего курса на армянофобию. А недавнее публичное заявление вице-премьера этой страны А. Гасанова о намерении изгнать арцахцев с родины явилось еще одной констатацией факта, который посредники просто не могут игнорировать.
ЧТО КАСАЕТСЯ АРМЕНИИ, ТО ГЛАВНЫМ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИМ ФАКТОРОМ, способным повлиять на расклад в карабахском процессе, стал, безусловно, резкий поворот в сторону евразийского вектора интеграции со всеми вытекающими отсюда последствиями. Более того, ни у кого не вызывает сомнений, что именно вопрос Арцаха и в целом — безопасности армянского государства на фоне нескрываемого турецкого оскала стал решающим для такого выбора.
В этих условиях прогнозировать дальнейшее развитие событий в контексте переговорного процесса довольно сложно. Даже если посредникам удастся склонить президентов к встрече, это отнюдь не будет означать перелома. И прежде всего по той причине, что крайняя запущенность множества сопутствующих проблем, которые посредники упорно игнорируют, и их не менее упорная приверженность порочному паритету даже тогда, когда вина одной из сторон очевидна, делают любой разговор о глобальном решении проблемы практически бессмысленным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий