«Захвативший» власть в Армении
Никол Пашинян своими действиями целенаправленно и под диктовку «известных сил» ставит под удар не только армяно-российские отношения, хотя и в этом контексте тревожные звоночки звенят все звонче, но и безопасность и саму государственность республики. Об этом в беседе с корреспондентом
EADaily заявил экс-депутат парламента, председатель Союза «Конституционное право»
Айк Бабуханян.
— Господин Бабуханян, как вы оцениваете армяно-российские отношения? Многие эксперты указывают на то, что Москва продолжает с недоверием присматриваться к Николу Пашиняну и его команде и что есть много проблем, от которых нынешние власти Армении просто отмахиваются.
— Для нас очевидно, что в Армении произошел «оранжевый» переворот со всеми вытекающими отсюда последствиями. А последствия не могут не беспокоить, так как во власть пришли люди, которые не только на сознательном, но и на подсознательном уровне являются носителями антироссийских подходов, о которых они очень много и часто высказывались как с трибуны парламента и на страницах СМИ, так и на митингах и разных площадках.
Эти люди сегодня у власти, и первые плоды мы уже пожинаем: мы наблюдаем удары по престижу и работе ОДКБ, этой серьезнейшей организации, а также выпады в адрес наших союзников — Казахстана, Белоруссии. Я считаю, что это все намеренные действия, для того, чтобы навредить этим отношениям, да и самой организации.
За эти месяцы мы наблюдали также удары по экономическим связям, в частности, вспомните историю с непонятным ночным нападением на центральный офис ЮКЖД, цели и мотивы которого до сих пор не объяснены — что искали, зачем надо было врываться именно ночью и таким образом и т. д.
Ясно, что это удар по российским экономическим структурам в Армении, и ясно также, что такие захваты и следующие за ними заявления премьера — не случайность, а спланированная акция. А если это не так, чему я не верю, то значит, ситуация в Армении намного хуже — в стране нет власти, а есть бардак.
Примеров очень много. Та же ситуация с российской военной базой в Гюмри, постоянные требования о выводе российских войск из Армении и т. д. Все это показывает, что власть Армении не состоятельна и люди, которые захватили ее, не способны определить, что такое структура правительства и какое правительство им нужно — они говорят одно, делают другое, а получается и вовсе третье. И, к сожалению, очевидно, что люди, которые пришли к власти, не готовы нести ответственность за страну, за народ, а также продолжать вести внешнюю политику на тех же основаниях и с теми же партнерами, что были до них.
— Придя к власти и на протяжении всего этого периода Никол Пашинян неоднократно заявлял, что во внешней политике Армения крутых реверсов делать не будет. Не верить словам, а верить фактам?
— То, что говорит Никол Пашинян, мне лично не интересно, потому что опыт показывает, что его слова это пустые заявления, которые ни на чем не основаны. То, что он говорил год назад, потом — когда захватывал власть, или то, о чем заявлял всего месяц назад — это совершенно разные и друг другу противоречащие заявления. Мне совершенно не интересны слова этого человека, но интересны действия власти, которые им продиктованы определенными советниками. И вызывают опасения все те факты, которые я уже изложил — они, думаю, важнее, чем пустые слова Пашиняна. Как и что говорит Никол об армяно-российских отношениях, не суть важно, если происходит то, что происходит.
Меня беспокоит тот факт, что Пашинян ведет политику порчи отношений с партнерами, и речь не только о России. У нас назревает другая, очень серьезная проблема — новая власть ставит под удар отношения с Ираном. Учитывая сегодняшние геополитические реалии, это косвенным образом может отразиться и на армяно-российских отношениях. Очевидно, что мы близки к тому, чтобы испортить отношения с Ираном. Об этом свидетельствуют заявления депутата незаконно избранного парламента от фракции блока «Мой шаг» Никола Пашиняна, который назвал Иран «авторитарной страной» и после не принес извинений. Я считаю, что это было спланированной акцией и подобные акции будут продолжаться. Вспомните заявление самого Пашиняна о том, что Армения может закрыть границу с Ираном, и другие тревожные звоночки в этом контексте, которые ясно показывают, что под давлением США Армения ведет определенную политику отказа от тех отношений, которые мы имеем сегодня.
— То есть вы согласны с мнением ряда аналитиков, которые усматривают в интересе США к Армении и, в частности, в визите Джона Болтона в Ереван и в его заявлениях намерение превратить Армению в антииранский плацдарм?
— Соединенные Штаты всему миру пытаются диктовать антииранскую позицию, и очевидно, что в нашем регионе они должны еще более акцентированно диктовать эту позицию. И так и есть — антииранская позиция была ясно высказана властям Армении. Другое дело, что наша власть не в состоянии ни по своей подготовленности, ни по своим кадрам, и ни по своему умственному потенциалу вести ту национальную внешнюю политику, которая необходима Армении. Они пытаются балансировать, лавировать, выкручиваться и делают бессмысленные шаги и столь же бессмысленные заявления. А все это может привести к очень тяжелым последствиям, вплоть до потери государственности. И это я говорю не просто так: к сожалению мы видим реальную угрозу национальной безопасности, которая может привести к потере государственности.
— Вернемся к армяно-российской повестке: на днях Никол Пашинян заявил о том, что ситуация с отзывом с поста генсека ОДКБ Юрия Хачатурова сделала голос Армении слышнее в этой организации.
— Одно дело, когда голос слышен, и другое дело, как он воспринимается. Можно слышать крики неадекватного человека и смотреть на него с сочувствием или же можно слышать крики невоспитанного человека и шарахаться от этого. Сегодня голос Армении может быть и услышан, но не в том плане, в каком хотел бы тот же Пашинян. А он воспринимается так — это неадекватная позиция государства, это неадекватная позиция лидера государства, что подтвердили и слитые в сеть записи телефонных разговоров Пашиняна с руководителями спецслужб, в ходе которых они обсуждают, как посадить за решетку человека, который возглавляет ОДКБ. После всего этого сразу же возникает вопрос — а как говорят и как воспринимают в этой организации Армению, которая сегодня больше не может претендовать на серьезную роль в ней? Поэтому я предпочел бы, чтобы голос нашей страны в ОДКБ был бы слишен не так громко, но был бы намного влиятельнее, так как лучше говорить шепотом, но добиваться своего, а не кричать как идиот и получать в результате совершенно обратную реакцию.
— Вы разделяете пессимистические прогнозы о том, что все это может закончиться выходом Армении из ОДКБ?
— Понятное дело, что «оранжевый» переворот, который осуществили в Армении определенные западные круги, не был сделан для того, чтобы глава комитета по госдоходам на новый год своей секретарше выплатил 2,5 млн драмов премии. Понятно, что смена власти в Армении нужна была для решения тех геополитических задач, которые есть в нашем регионе, и я думаю, что в определенной перспективе это станет более выпукло высвечиваться.
Первые очень серьезные удары были нанесены со стороны Армении по репутации и работоспособности ОДКБ, первый раздор уже внесен между Арменией и странами-членами блока, и эта тенденция будет продолжаться и набирать силу. Другое дело, что для нынешних властей это непростая задача, потому что Армения многими нитями связана с ОДКБ, и на сегодняшний день новая власть не смогла найти альтернативных путей решения тех задач, которые решаются через эту организацию.
Но не надо забывать один важный момент — насколько долго задержится эта власть в Армении, сколько времени сможет вместо парламента работать это сборище полуграмотных людей и насколько долго эта вакханалия и издевательство над страной будет продолжаться. Я надеюсь, что наш народ долго это издевательство не станет терпеть и Армения вернется к тем позициям надежного партнера для переговоров и сотрудничества, которые мы имели в международных отношениях до переворота.
— За последние месяцы Пашинян довольно часто бывал в Москве, было много встреч с Владимиром Путиным, а также телефонных разговоров между ними. Однако в последний визит встречи с Путиным не было в повестке, хотя, как писали СМИ, армянская сторона пыталась ее добиться. А на днях состоялся телефонный разговор не с Путиным, а с Дмитрием Медведевым. Стоит ли видеть в этом тревожные звоночки в контексте двусторонних отношений?
— Давайте не будем забывать, о ком идет речь: Пашинян кричал с трибуны парламента антироссийские лозунги, требовал выйти из ЕАЭС, вносил в парламент законопроекты подобного рода, и вся его команда не внушает никакого доверия именно в контексте этих отношений. Конечно, сейчас он пытается сгладить определенные углы, но то, что было, суммируется и отражается на уровне доверия к конкретному лидеру и власти.
Беседовала Лия Ходжоян, специально для EADaily