На фронтах
Ситуация в Турции усугубляется. Мы с вами наблюдаем попытку смены власти в этой стране.
При этом, все стороны конфликта решают свои личные шкурные интересы, пытаясь хотя бы на время заручиться поддержкой мощных внешних игроков.
С одной стороны, безусловно, сильный и яркий политик – Реджеп Эрдоган, который не смог вынести на своей голове тяжелый венец османского султана и теперь пытается хотя бы сохранить власть внутри Турции.
С другой стороны Запад, задача которого переформатировать Турецкую республику, прекратить неуклонную радикализацию ислама и сохранить светское государство. Для этой цели привлекаются очень влиятельные структуры, о которых мы говорили в наших предыдущих статьях [1] [2].
В первой статье мы говорили о том, что «переформатирование» Турции осуществляется через реализацию уже опробованных ранее в других странах т.н. «оранжевых» технологий.
Во второй статье мы обратили внимание на главных действующих лиц «оранжевой» революции в Турции – просвещенного исламского проповедника из штата Пенсильвания – Фетхуллаха Гюлена и его последователей.
В этой статье хотелось бы обратить внимание на еще одну сторону внутритурецкого процесса – курдскую партию «Союз сообществ Курдистана» (КСК).
.
Узник замка Иф
Да, это, безусловно, Абдулла Оджалан. Боевой командир и идейный вдохновитель курдской «Рабочей партии Курдистана», которая уже много лет борется с центральным турецким правительством, применяя в том числе и методы военного характера.
С тех пор как Оджалан был пойман и заточен в тюрьму на острове Имраллы, его взгляды несколько раз претерпевали серьезные метаморфозы.
Смена парадигмы в голове Оджалана каждый раз приводила к большим жертвам среди курдов, которые продолжали партизанить в горах на востоке и юго-востоке Турецкой республики.
Оджалан – икона курдского национального движения. Его мнение и призывы обязательны к исполнению. Чем и пользуется турецкая власть.
.
Вариант «браво»
В своей борьбе с курдским сепаратизмом правительство Турции не останавливается ни перед чем. Впрочем, дополнительно описывать методы, которыми турецкое руководство вправляло курдов в «оправу» турецкого государства не имеет смысла. Методика и инструментарий не изменились со времен Геноцида армян.
Самое интересное это попытка уничтожить лидера боевого крыла курдского движения, при этом обеспечив хотя бы подобие правосудия.
Абдуллу Оджалана выследили не турки. Для этого у турок попросту не было достаточно возможностей. В 1999 году лидера курдов выследили вездесущие израильские «друзья всех тюрок мира». Оджалана нашли в Кении и координаты были переданы турецким спецслужбам, которые проводили задержание и транспортировку.
Хотели убить, предварительно осудив. Но либеральная Европа как всегда заартачилась. В этот день турки поняли свою ошибку – убивать Абдуллу Оджалана нужно было еще в Кении.
Туркам пришлось совершить над собой страшное усилие и разработать новую стратегию в отношении курдского населения и лидера курдов.
Так, с 2012 года началась работа разведывательных структур Турецкой республики с Абдуллой Оджаланом, направленная на смену его точки зрения по поводу методов борьбы, а также, что намного более важно, целей борьбы.
.
Авгиевы конюшни
Сделать пришлось немало. Масштабы работы турецких спецслужб и дипломатического корпуса настолько велики, что иногда не верится, что такую работу провели именно турки, которые известны своей крайней негибкостью в вопросах внешней и внутренней политики.
Первая и единственная громкая победа турок на курдском направлении это, безусловно, достижение договоренности с лидером курдов Абдуллой Оджаланом о постепенном прекращении взаимного насилия и переводе противостояния в политическую плоскость.
Этим своим шагом в 2010 году турецкая сторона «убила сразу двух зайцев».
Первый «заяц» заключался в том, что прекращение вооруженного конфликта повлекло за собой снижение расходов на поддержание правопорядка в восточных и особенно юго-восточных районах Турецкой республики. Но не это было главным.
Второй «убитый заяц» был намного важнее и нужнее. Курдские политические силы (от крайне радикальных до умеренных) начали процесс объединения. Кое-кто вышел из подполья и занялся реальной политикой. А это значит, что все они оказались на виду. А когда противник, пивший у тебя кровь, на виду и ни о чем не подозревает, думая, что ты собираешься строить с ним демократическое общество, его легче собрать в одну ночь.
По сути, сообщество курдских партий в Турции сегодня можно сравнить с мухой, влипшей в развешанные по помещению пахучие ловушки. Пути назад у них уже нет.
.
Прораб
Заключенный в «турецком Аль-Катрас» Абдулла Оджалан из борца за справедливость (по другой версии — идейного террориста) превратился с одной стороны в могильщика курдского национального движения на территории Турецкой республики, а с другой стороны в идейного вдохновителя и архитектора новой парадигмы турецко-курдских отношений. Отношений основанных на ключевом для современной Турции условии – территориальная целостность Турецкой республики.
И сегодня Абдулла Оджалан изо всех сил трудится на благо своих турецких тюремщиков.
Никто не сомневается в том, что все обращения Абдуллы Оджалана, которые он передает на свободу, проходят жесткую цензуру в профильных надзорных органах.
Из чести и совести турецкого Курдистана Абдулла Оджалан постепенно превращается в витрину толерантности и терпимости.
Как однажды сказал мне один мой абхазский друг: «Видимо хочет умереть на свободе как Нельсон Мандела». Мой абхазский друг скорее всего прав в том, что Оджалан хочет выйти на свободу. Но он не Нельсон Манделла, а Турция – не ЮАР.
.
Миф
Курдско-армянского братства не существует. Пока Рабочая партия Курдистана с оружием в руках боролась против турецких захватчиков, оккупировавших гигантские по нашим меркам территории Западной Армении, Амшена, Киликии и Курдистана, пути армянских и курдских борцов шли параллельно. И кому как не Оджалану знать, что в рядах курдских партизанских отрядов сражались и наши соотечественники – армяне.
Самый свежий пример это убийство в Париже спецслужбами Турции активистов Рабочей партии Курдистана. Одна из них – Сакине Джансыз, как сообщается, была армянкой по национальности [3].
Но сегодня наши пути расходятся в разных направлениях. И первый «звоночек» прозвенел не откуда-нибудь, а из самой Турции.
Новую политику курдов по отношению к Турецкой республике озвучила Бесе Хозат.
.
Бесе бес не путал
Бесе Хозат – одна из активисток Рабочей партии Курдистана. Она, как и многие ее товарищи по оружию, после начала политического диалога, вышла из партизанских схронов и занялась реальной политикой, участвуя в работе Союза обществ Курдистана.
Союз обществ Курдистана — это как раз и есть та «липучая ловушка для мух», на запах которой летят курды со всей Турции, думая, что турки позволят им наплевать на наследие Кямаля Ататюрка и участвовать в строительстве многонациональной Турции.
Так вот в интервью курдскому информационному агентству Firat бывшая партизанка заявила буквально следующее [4]:
«в Турции, помимо официального государства, есть также «параллельные государства», и привела в качестве примера движение Гюлена. «Еврейское лобби, националистические армяне и греки тоже являются «параллельными государствами». Эти «параллельные государства» связаны друг с другом и имеют выгоду друг от друга. У «параллельных государств» нет официальных и конституционных прав, а также армии, но есть организованная и сильная структура», – сказала она, добавив, что эти «параллельные государства» мешают установлению демократии в Турции».
Вот так! Ни много, ни мало – упомянутые силы мешают установлению демократии в Турции.
Заявление вчерашней партизанки вызвало бурю критики как внутри Турции, так и за ее пределами. Так в армянской газете «Акос», издающейся в Турции, было сказано:
«Заявление сопредседателя KCK Бесе Хозат вызвало серьезное беспокойство у армян Турции и армян-членов Демократической партии народов».
Здесь нужно отметить, что армяне в Турции участвуют в политике именно в составе курдских оппозиционных партий и движений, что еще раз подтверждает насколько переплетены судьбы двух народов в деле борьбы с турецкими оккупантами.
.
Левый уклонизм. Или как мы читаем Оджалана
Заявление Бесе Хозат вписывается в парадигму новых взаимоотношений, которые пытается выстроить Абдулла Оджалан и его кураторы из турецких спецслужб.
Вброс этого заявления должен был с одной стороны показать некое единство народов Турции перед лицом попытки светского государственного переворота под флагом «гюленизма», а с другой стороны еще более приблизить к идее «общего государства для всех наций» и так уже далеких от прежнего радикализма курдов.
И тут нужно обратить внимание на один любопытный факт. Сразу после заявления Бесе Хозат произошло одно очень важно событие.
Абдулла Оджалан прислал из тюрьмы обращение к армянам, которое достойно того, чтобы быть опубликованным полностью [5].
Во-первых, что обращает на себя внимание во введении к основной теме письма. Абдулла Оджалан сетует на попытки западной цивилизации уничтожить национальную индивидуальность народов, подчинив их общему унифицированном правилу поведения. По сути, лидер курдов обрушивается с критикой «левого толка» на некий капиталистический интернационал:
«Из-за капиталистической модернизации и яда, распыленного нациями-государствами, считающимися оплотом капитализма, эти земли, как будто превратились в кладбище народов и культур. От Европы до Африки, от Азии до Австралии, а оттуда до Америки программы создания единого народа подорвали систему ценностей людей».
Ценность этого абзаца в том, что он как просека, вырубленная для прокладки основной дороги. Оджалан (или его спичрайтеры из турецких спецслужб) аккуратно показывают нам направление, в котором мы будем двигаться далее в своих рассуждениях.
Итак, забудьте про Турцию. Турция – продукт западной цивилизации. Это Запад, а не Турция сочинил идею «капиталистической модернизации» и вбросил эту идею в отсталое турецкое общество. Подхваченная младотурками, эта новая капиталистическая идея и стала причиной (скажем мягко) всех бед малых народов и отдельных наций. И армяне здесь не исключение.
Итак, начало новой идеи положено. Турки не виноваты, виновата система, основу которой заложил Запад.
Идем по тексту далее:
«Вследствие преступления, совершенного против человечности, каковым является геноцид, многие народы были истреблены, многие верования и культуры из-за давления исчезли. События, произошедшие за последние столетия, стали крупнейшими катастрофами для человечества».
Степень цинизма и провокационности в данном абзаце письма Абдуллы Оджалана зашкаливает все разумные пределы.
Краткая суть данного фрагмента – Геноцид армян явление не уникальное. Вы, армяне, не единственные, кто пострадал от (см. выше) действия капиталистического яда, распыленного Западом.
Геноциду армян посвящено два следующих абзаца, где Абдулла Оджалан делает «шаг назад» и говорит нам, что лично он ни в коей мере не сомневается в том, что армянский народ действительно пережил Геноцид и, как великое Чудо – выжил и существует и поныне в отличие от других народов, которые аналогичную катастрофу не пережили.
И тут Оджалан допускает интересную короткую фразу, которая вновь четко указывает на авторов и идеологов Геноцида армян, но только не на турок, а на все тот же капиталистический Запад:
«Программа геноцида, примененная в начале прошлого века против армянского народа, – один из наиболее варварских примеров этой гнусной политики».
Выражение «пример ЭТОЙ гнусной политики» вновь отсылает нас к авторам концепции уничтожения народов. И это опять не турки, не младотурки, не султан Абдул-Гамид II, не курды – как подручные своих турецких хозяев, а все тот же обезличенный капиталистический Запад.
Следующая часть письма Абдуллы Оджалана — это обращение к армянам, проживающим на территории современной Турецкой республики, в том числе, а может быть и в первую очередь, к бывшим боевым соратникам Абдуллы Оджалана по Рабочей партии Курдистана. Именно они главные адресаты такого абзаца:
«Армянскому народу я могу лишь скромно предложить продолжать свою борьбу, не попадая в расистско-националистические ловушки и оставаясь в стороне от коварных целей сил и лобби».
«Скромный» друг всех армян не советует, не рекомендует, а именно предлагает (то есть и сам собирается принять участие) продолжить борьбу совместно с «курдами Оджалана». Этот абзац по своей сути попытка оторвать армян Западной Армении от Дисапоры, от Армении и самое главное от Идеи. Ведь цели армянской Диаспоры, которую Оджалан в лучших традициях Ильхама Алиева называет «лобби», коварны. А Идея возврата исторических земель не иначе как «расистско-националистическая ловушка».
С этого момента в своем письме Оджалан не стесняется в формировании новой идеологии борьбы, которую он предлагает армянам, если те встанут рядом с ним и его сторонниками типа Бесе Хозат и ей подобными.
Оджалан объясняет, что цель совместной борьбы курдов и армян Турции — это смягчение боли армянского народа через строительство новой демократической Турции:
«Республика, наделенная демократией, должна рассчитаться с прошлым и дать возможность представителям разных национальностей жить свободно. Глядя с этой точки зрения, мы можем сказать, что наша борьба ведется не только ради курдского народа, а ради свободы всех народов и конфессий в этом древнем регионе».
В этом очень харАктерном абзаце – образце новой идеологии борьбы курдского народа – обращает на себя внимание не только фраза «республика, наделенная демократией», но и отсутствие прямого указания на официальное название государства – Турецкая республика.
Оджалан (или его турецкие кураторы) не хочет использовать раздражающие армян термины и определения. К примеру, территорию оккупированной Западной Армении Оджалан осторожно называет «древним регионом».
Так кто же против построения демократии в Турецкой республике?
Все очевидно – это мы с вами, армянская Диаспора, которую Абдулла Оджалан очень хлестко характеризует как «капитал и национализм».
Вот полюбуйтесь:
«…внутренние и внешние силы, которые враждебны демократии, не желают решения курдского вопроса и чинят нам препятствия. Эти круги опираются в основном на две основные силы – капитал и национализм».
Читая письмо Абдуллы Оджалана, невольно ловишь себя на мысли, что слушаешь выступление министра иностранных дел Турецкой республики, мистера «ноль проблем с соседями» — Ахмета Давутоглу, который в прошлом году через армянские СМИ Турции делал вброс о готовности признать Геноцид армян неким «бесчеловечным актом».
В письме Абдуллы Оджалана предложения А. Давутоглу обретают более четкие формы. Турция готова признать, что:
«…все древние народы, проживающие на этих землях, являются хозяевами этих земель, и нет ничего, чего бы они ни сумели поделить».
Армянам Турецкой республики предлагают уже сейчас приступить к созданию нового турецкого государства (или переформатированию старого), при этом создаются предпосылки к тому, чтобы отрезать от этого процесса неуступчивую, национально ориентированную Диаспору.
Руками Абдуллы Оджалана турки, не имея возможности в очередной раз уничтожить, режут армянскую нацию на две неравные части – армян новой демократической Турецкой республики и Дисапору.
Еще раз обратите внимание на вышеприведенный абзац. Армянам предлагают не опоздать и поучаствовать в некой дележке «этих земель» между древними народами – хозяевами.
Ну и наконец, приходит пора раскрыть тайну – кто же эти древние народы, которые должны поучаствовать в дележке:
«Все народы – курдский, турецкий, арабский, иранский, армянский, должны руководствоваться братским правом, в основе которого лежит принцип равенства».
Цинизм и провокационность позиции Абдуллы Оджалана, представленные в этой маленькой фразе запредельные. Мало того, что он предлагает разделить армянскую нацию на тех, кто участвует в создании «демократической Турции» и остальную агрессивную, «расистско-националистическую» Диаспору. Оджалан еще и предлагает тому оставшемуся бесправному меньшинству, которое чудом сохранилось на земле предков, начать бороться за свои права – то есть выходить из тени и ставить себя под удар турецких националистов.
Оджалан предлагает не только бороться, но и намекает на возможный положительный итог такой борьбы. По сути это предложение разделить Турцию «по справедливости». При этом нынешних хозяев Оджалана мало волнует тот факт, что для маленького осколка армянского народа на территории современной Турецкой республики такая справедливость будет носить очень ограниченный характер. А рассорившаяся, отделенная от остальной Нации, подконтрольная – она – турецкая часть армянского этноса, будет использована всеми кому не лень для цементирования сложившегося статус-кво в интересах тех, кто сильнее, многочисленнее, агрессивнее, циничнее и нахальнее.
При этом, на весь мир будет поднят крик о том, что армянская нация свой выбор сделал. И ни для кого не будет иметь значение, какая часть жертв Геноцида армян участвовала в этом процессе.
.
Наши выводы
На фоне тотальной антиправительственной атаки прозападных «оранжевых» сил в Турции, письмо Абдуллы Оджалана срывает не только маску с него самого как с революционера и борца за курдские национальные интересы, но и указывает на главного заказчика проекта сноса власти «умеренных исламистов» в Турецкой республике – еврейское, армянское и греческое лобби США, а также неомладотурок из движения Фетхуллага Гюлена.
Абдулла Оджалан находится под полным контролем турецких спецслужб. Его движение – Рабочая партия Курдистана дезорганизована и выхолощена его собственными стараниями и при активном участии руководства Турции. То чего турки не смогли сделать за долгие годы вооруженной борьбы против курдов сделал лишь один человек – их лидер. Для этого его надо было посадить в клетку и бросать туда еду.
Турецкое руководство создает курдское политическое крыло только с одной целью – чтобы видеть лицо своего врага и иметь возможность обезглавить его одним движением.
В условиях, когда лидер курдского национального движения сидит за решеткой и шлет на волю подвергающиеся тотальной цензуре письма, курдское политическое крыло все глубже погружается в игру, навязанную турецкими властями.
Главная опасность заключается в том, что в эту же трясину погружаются немногочисленные идейные армяне, которые открыто участвуют в процессе формирования курдского политического крыла.
После того как Реджеп Тайип Эрдоган решит свои проблемы эти люди будут уничтожены в первую очередь.
Но обо всем этом, и не только об этом, в следующей статье.
.
Лаврентий Амшенци, ИЦ «Еркрамас»
.
.