Обращение Эрдогана к армянам накануне Дня памяти жертв Геноцида армян в Османской Турции стало для мирового армянства основной новостью последних дней. О том, как воспринимать это «Обращение» и чего ждать от Турции в дальнейшем, в интервью Информационному Центру газеты армян России «Еркрамас» рассказал эксперт Центра этнополитологических исследований Лаврентий Амшенци.
- Как вы расцениваете заявление Реджепа Эрдогана по вопросу Геноцида армян – признание, частичное признание или отрицание факта истребления армян в Турции?
- Во-первых, самое обращение лидера Турции к армянам, накануне очередной годовщины Геноцида армян, — это событие уникальное и во многом историческое. Нас может удовлетворять или не удовлетворять то, что сказал Эрдоган. Мы можем требовать большего и не соглашаться с сутью сказанного. Но то, что в истории взаимоотношений двух народов что-то проворачивается — это факт. Турция уже не может, как раньше, тихо спускать «армянский вопрос» на тормозах. Армянская лавина нарастает и к столетию может стать настоящим цунами.
- То есть вы считаете, что Эрдоган боится 2015 года?
- Нужно понимать, что за всю историю современной Турции, Эрдоган — самый сильный и расчетливый политик. Достаточно сказать, что он — единственный кто поломал систему «диктата военных».
Он конечно понимает, что если у армянского народа, разбросанного по всему миру появится реальный лидер, то в 2015 году Турции придется очень тяжело. И он прекрасно понимает, что у армянской нации нет права на ошибку. Отметив столетие геноцида, армянская нация без паузы начнет работу по вопросам компенсации. Поэтому Эрдоган, как человек, безусловно, информированный, реализует заранее разработанный план. Об этом плане мы уже говорили в статье «Джокер Эрдогана. По следам одной провокации».
Так вот, обращение Эрдогана к армянам один-в-один повторяет обращение к армянам заключенного на острове Имралы Абдуллы Оджалана. И оба эти текста писались в одной конторе.
- Так как все-таки относиться к обращению Эрдогана к армянам?
- Как к любой инициативе врага. Двести раз проверить и перепроверить реализуемость обещаний оппонента и, безусловно, иметь собственный проект действий, который ему и навязывать. Но я лично какого-то внятного проекта пока не вижу. Может его держат в тайне и мы услышим в этом году о каких-то инициативах.
Вот я храню паспорт деда, в котором указано место рождения «Турция». У моего соседа даже документы на дом в Карсе есть. Очень надеюсь, что появится некая глобальная армянская юридическая структура, которая будет координировать таких как я. Чтобы мы могли формировать документы в турецкие суды, а если понадобится, то и выходить с исками к турецкому правительству в международные структуры.
- Вы говорите о компенсации?
- Мне деньги от турок не нужны. Никакие миллионы долларов не компенсируют утрату Родины, связь с которой ощущается даже через два поколения. Лично я бы предпочел получить землю и дом на родине деда в Амшене.
- Но это же сегодня территория Турецкой республики!
- Главное процесс. Главное начать.
Возвращаясь к теме выступления Эрдогана, я бы хотел отметить, что Турция сейчас артикулирует новую позицию по вопросу Геноцида армян и делает это очень активно. Позиция, надо сказать, интересная и в чем-то не характерная для турок. Турки начали реализовывать сложные политические конструкции. Раньше они этим не отличались. А сейчас подключают даже Абдуллу Оджалана. Не считаться с эти фактом нельзя.
- Может ли Азербайджан повлиять на Турцию в вопросе нормализации отношений?
- Азербайджан — это пионерский барабан. Вроде небольшой, но много звука с пустым итогом. Мы уже говорили о том, что Азербайджанская республика это чистой воды геоэкономический проект. Как у любого экономического проекта, главным показателем эффективности для Азербайджанской республики и ее элиты является чистая прибыль. Пока проект приносит прибыль – он нужен и важен. Как только риски реализации проекта начинают перевешивать те прибыли, которые проект может гарантировано приносить, его сворачивают. Поэтому степень влияния Азербайджана на Турцию все-таки некоторым образом ограничивается.
Схема влияния Азербайджанской республики на Турцию не носит характера прямого воздействия по типу «будете дружить с армянами – отключим газ». Начинается нудный мугам о тюркском братстве, об общем враге и т.д. В итоге все равно обе стороны идут к хозяину.
.Беседовал Гурген Саркисян, ИЦ «Еркрамас»