среда, 30 апреля 2014 г.

К обращению Эрдогана нужно относиться как к любой инициативе врага.

turfgorit230414Обращение Эрдогана к армянам накануне Дня памяти жертв Геноцида армян в Османской Турции стало для мирового армянства основной новостью последних дней. О том, как воспринимать это «Обращение» и чего ждать от Турции в дальнейшем, в интервью Информационному Центру газеты армян России «Еркрамас» рассказал эксперт Центра этнополитологических исследований Лаврентий Амшенци.
- Как вы расцениваете заявление Реджепа Эрдогана по вопросу Геноцида армян – признание, частичное признание или отрицание факта истребления армян в Турции?
- Во-первых, самое обращение лидера Турции к армянам, накануне очередной годовщины Геноцида армян, — это событие уникальное и во многом историческое. Нас может удовлетворять или не удовлетворять то, что сказал Эрдоган. Мы можем требовать большего и не соглашаться с сутью сказанного. Но то, что в истории взаимоотношений двух народов что-то проворачивается — это факт. Турция уже не может, как раньше, тихо спускать «армянский вопрос» на тормозах. Армянская лавина нарастает и к столетию может стать настоящим цунами.
- То есть вы считаете, что Эрдоган боится 2015 года?
- Нужно понимать, что за всю историю современной Турции, Эрдоган — самый сильный и расчетливый политик. Достаточно сказать, что он — единственный кто поломал систему «диктата военных».
Он конечно понимает, что если у армянского народа, разбросанного по всему миру появится реальный лидер, то в 2015 году Турции придется очень тяжело. И он прекрасно понимает, что у армянской нации нет права на ошибку. Отметив столетие геноцида, армянская нация без паузы начнет работу по вопросам компенсации. Поэтому Эрдоган, как человек, безусловно, информированный, реализует заранее разработанный план. Об этом плане мы уже говорили в статье «Джокер Эрдогана. По следам одной провокации».
Так вот, обращение Эрдогана к армянам один-в-один повторяет обращение к армянам заключенного на острове Имралы Абдуллы Оджалана. И оба эти текста писались в одной конторе.
- Так как все-таки относиться к обращению Эрдогана к армянам?
- Как к любой инициативе врага. Двести раз проверить и перепроверить реализуемость обещаний оппонента и, безусловно, иметь собственный проект действий, который ему и навязывать. Но я лично какого-то внятного проекта пока не вижу. Может его держат в тайне и мы услышим в этом году о каких-то инициативах.
Вот я храню паспорт деда, в котором указано место рождения «Турция». У моего соседа даже документы на дом в Карсе есть. Очень надеюсь, что появится некая глобальная армянская юридическая структура, которая будет координировать таких как я. Чтобы мы могли формировать документы в турецкие суды, а если понадобится, то и выходить с исками к турецкому правительству в международные структуры.
- Вы говорите о компенсации?
- Мне деньги от турок не нужны. Никакие миллионы долларов не компенсируют утрату Родины, связь с которой ощущается даже через два поколения. Лично я бы предпочел получить землю и дом на родине деда в Амшене.
- Но это же сегодня территория Турецкой республики!
- Главное процесс. Главное начать.
Возвращаясь к теме выступления Эрдогана, я бы хотел отметить, что Турция сейчас артикулирует новую позицию по вопросу Геноцида армян и делает это очень активно. Позиция, надо сказать, интересная и в чем-то не характерная для турок. Турки начали реализовывать сложные политические конструкции. Раньше они этим не отличались. А сейчас подключают даже Абдуллу Оджалана. Не считаться с эти фактом нельзя.
- Может ли Азербайджан повлиять на Турцию в вопросе нормализации отношений?
- Азербайджан — это пионерский барабан. Вроде небольшой, но много звука с пустым итогом. Мы уже говорили о том, что Азербайджанская республика это чистой воды геоэкономический проект. Как у любого экономического проекта, главным показателем эффективности для Азербайджанской республики и ее элиты является чистая прибыль. Пока проект приносит прибыль – он нужен и важен. Как только риски реализации проекта начинают перевешивать те прибыли, которые проект может гарантировано приносить, его сворачивают. Поэтому степень влияния Азербайджана на Турцию все-таки некоторым образом ограничивается.
Схема влияния Азербайджанской республики на Турцию не носит характера прямого воздействия по типу «будете дружить с армянами – отключим газ». Начинается нудный мугам о тюркском братстве, об общем враге и т.д. В итоге все равно обе стороны идут к хозяину.
.Беседовал Гурген Саркисян, ИЦ «Еркрамас»

«Армянский вопрос» — это безотказный рычаг влияния на любого человека в Азербайджане.

О социальной ситуации в Азербайджанской республике и разыгравшейся там в последнее время шпиономании в интервью Информационному Центру газеты армян России «Еркрамас» рассказал эксперт Центра этнополитологических исследований Лаврентий Амшенци.
flag.-azer.-4.03.13- Азербайджан начинался как проект по добыче и транспортировке добытых в его секторе Каспия газа и нефти. Для этого были зацементированы элиты, оставшиеся после армяно-азербайджанской войны у власти, в проект пошли инвестиции по двум главным направлениям. Первое – инвестиции в добывающую инфраструктуру. Второе – инвестиции в транспортную инфраструктуру.
Надо отдать должное всем участникам, они сумели сыграть на природных особенностях азербайджанских турок, на беспредельном их терпении, вплоть до рабского почитания власть имущих.
Ведь перед Ильхамом Алиевым, как руководителем правящей элиты, по сути, стоит одна задача – обеспечить проекты живой силой и техникой и гарантировать отсутствие социального напряжения, которое может взорвать государство. Ильхам Алиев с этой задачей справляется. Да, ему все труднее и труднее сдерживать народ, но пока у него есть деньги, силовой аппарат под его контролем.
Кстати, ярким подтверждением того, что социальная ситуация в Азербайджанской республике далека от нормы, это назначение министром обороны полицейского генерала. Честно вам скажу, когда увидел новость о назначении на должность министра обороны генерала внутренних войск, мне лично сразу стало ясно, что политическая атмосфера в этой стране будет ухудшаться. И мы об этом говорили в те дни. Достаточно перечитать аналитику ИЦ «Еркрамас».
- Теперь начались аресты правозащитников.
- Ну, назвать Миркадырова или чету Юнусовых правозащитниками можно лишь с большой натяжкой. Даже выхолощенный до уровня наблюдателя за азербайджанскими ГАИшниками Эйнулла Фатуллаев — намного больший правозащитник, нежели эти люди. Чтобы быть правозащитником, нужно самому иметь какие-то права. Идут аресты не правозащитников, а людей способных мыслить независимо. А что касается Рауфа Миркадырова, то он никогда не отличался проармянскими взглядами. Даже наоборот!
- Его арестовали по обвинению в шпионаже в пользу Армении.
- «Армянский вопрос» — это безотказный рычаг влияния на любого человека в Азербайджанской республике. Мы прекрасно знаем, что «армянин» в Азербайджанской республике это слово ругательное. И об этом мы тоже не раз говорили, обвинение в наличии армянских корней или в контактах с армянами равносильно приговору.
- Все же, как вы считаете, был ли Миркадыров армянским шпионом?
- Армянским спецслужбам ничего не мешало использовать в том числе и Миркадырова. Я бы не хотел акцентировать внимание на личности Рауфа Миркадырова. Человеку сейчас несладко. Он хоть и не является другом армянского народа и Армении, но я даже врагу не пожелаю попасть в подвалы МНБ. Массу примеров убийств политических активистов в тюрьмах Азербайджана мы видели.
Я бы хотел обратить ваше внимание на другой факт. Это повальные «зачистки» в азербайджанской армии. Мое мнение, что именно там и ищут, и находят «армянских шпионов». Просто для того, чтобы сохранить лицо проводят это как борьбу с коррупцией. Иначе они бы начали совсем с других людей.
С отстранения от должности министра обороны Сафара Абиева в Азербайджанской республике был запущен маховик репрессий, который уже не остановить. Пришел 37-й год. Почему в армии? Потому что у этих людей есть оружие. А перед лицом роста социальной напряженности армия самое уязвимое место режима. Так что репрессии будут продолжены и мы еще увидим массу самострелов, самоподжогов и суицидов.
К «армянскому шпионажу» это никакого отношения не имеет. Шпион сидит в теплом кабинете и ведет себя как самый оголтелый закавказский турок. Чтобы найти армянского шпиона в Азербайджане Ильхаму Алиеву достаточно посмотреть по ТВ запись любого своего выступления и найти в своем окружении похожего человека. А какой шпион из Рауфа Миркадырова или Лейлы Юнус? Правильно – плохой!
Еще раз повторю, в Азербайджанской республике очень серьезно изменилась социально-психологическая атмосфера. Свободы для маневра на внутриполитическом поле у нынешней элиты становится все меньше и меньше. Раньше такие как Рауф Миркадыров и Лейла Юнус стояли на некотором расстоянии от власти и критиковали ее. Их не трогали. Но сейчас они приблизились недопустимо близко к власти и продолжают критиковать. И их арест это закономерное конвульсивное движение этой самой власти. То есть, сделали глупость, а теперь будут думать как из этого положения выходить.
- Да, кстати, а что теперь делать азербайджанской элите?
- Тут два варианта. Первый — признать Миркадырова разоблаченным шпионом, раз уж прозвенели, и помариновав в тюрьме выслать из страны. Иначе Запад поднимет шум. Как это было со стариком Ходжояном.
Второй – выделить круглую сумму на подкуп западных чиновников и сгноить Миркадырова в тюрьме без последствий для себя. Второй вариант очень дорогой и хлопотный. А денег все меньше.
- Можно ли считать оппозиционное пространство в Азербайджанской республике «зачищенным» или обезглавленным?
- Смотря что считать оппозицией.
Если мы говорим об оппозиции в широком смысле слова, то, безусловно, нет. Есть же еще все эти «мусаваты» и прочие эрзац-оппозиционные партии, существование которых позволяет власти перед выборами создавать необходимый «демократический шум». Я их называю фоновыми партиями. То есть их задача в нужный момент создать необходимый политический фон и выпустить пар протестного электората. Заодно можно этот электорат в очередной раз пересчитать по головам.
Если говорить о независимо мыслящих людях, то конечно поле зачистили сильно. Теперь такие люди как находящийся пока что на свободе Зардушт Ализаде сто раз подумают, прежде чем говорить вещи, которые могут вызвать раздражение элиты.
Но! Тут есть «но». Эффект от «зачистки» оппозиционного поля носит исключительно краткосрочный характер. Может быть в азербайджанской властной элите кому-то и кажется, что вот сейчас уберем из под ног тех, кто мешает и сразу дела пойдут в гору. Но это далеко не так.
И еще один важный момент. Интеллигентская оппозиция в лице уже названных граждан, безусловно, уйдет с поля. Жизнь дороже. Но кто придет на смену? А на смену придут радикалы, в том числе и исламисты.
- Стали ли мы ближе к началу вооруженного конфликта?
- В прошлый раз мы уже говорили на эту тему. Азербайджанская элита войны не хочет. Они просто громко угрожают. Бьют в барабаны. Но начало войны зависит не от Армении и Азербайджана, а от глобальных игроков. Ранее я уже говорил, что в ответ на экономические санкции против России, введенные Западом, политическое руководство России может попытаться воздействовать на экономические интересы Запада в каспийском регионе. И замороженный конфликт вокруг Арцаха – первое, что приходит в голову.
В Азербайджане о такой перспективе хорошо осведомлены. Более того, вооруженный конфликт еще недавно, в период крымского кризиса, был абсолютно реален. Турки распускали слухи о каком-то военном союзе. Потом демонстративные военные учения провели сначала в Турции, потом в Нахиджеване.
Так что к военному конфликту мы близки настолько же, насколько были близки всегда.
.Беседовал Гурген Саркисян, ИЦ «Еркрамас»

Заявление Аналитического центра «Восканапат».

29 апреля, в выступлении на съезде правящей Партии справедливости и развития (ПСР), премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган вновь заговорил о Геноциде армян в Османской империи. Первое его выступление на эту тему было 23 апреля, накануне 99-ой годовщины общепринятой даты Дня Геноцида армян.
В заявлении от 23 апреля Реджеп Эрдоган попытался атомизировать преступление Геноцида, выхолостить общенациональную трагедию армянского народа до уровня трагедии отдельных индивидуумов. Подобная трактовка событий была воспринята армянским народом и всем цивилизованным миром как отрицание и сокрытие Геноцида армян.
В своем заявлении Эрдоган не использовал не только слова «геноцид», «резня» или другие, соответствующие им, синонимы, но и просто слово «преступление». Тем не менее, руководство ПСР поспешило дезавуировать заявление своего лидера. Так, уже 24 апреля заместитель председателя ПСР Мехмет Али Шахин заявил, что в Турции в 1915 году не было никакого Геноцида армян. Чувствуя ущербность своей позиции, он добавил, что «Есть множество фактов, подтверждающих то, что армяне в 1915 году восстали против государства и объединились с иностранными захватчиками против мирного населения». Вслед за тем Мехмет Али Шахин резюмировал: «Местное (турецкое – «Восканапат») население в 1915 году было вынуждено защищать себя от армян».
В тот же день, 24 апреля, министр Турции по делам ЕС и глава делегации на переговорах Мевлют Чавушоглу заявил, что «Турция никогда не признает «так называемого» (Кавычки от «Восканапат») Геноцида армян, так как в истории государства не было никакого геноцида против армян, которые жили на его территории».
«Коррекции» заявления премьер-министра Турции продолжились и в последующие дни, несмотря на то, что само заявление Эрдогана, как уже было сказано, явилось преднамеренным и грубым искажением истории.
Итогом протестных выступлений стало новое заявление Реджепа Эрдогана, в котором были высказаны мысли, которые иначе как циничные, невозможно охарактеризовать.
В частности, премьер-министр Турции заявил, что «Страны и народы, которые используют события 1915 года в своих интересах, должны быть готовы к встрече со своей собственной историей».
К сожалению, Эрдоган не конкретизировал адресата своих угроз, однако несложно догадаться, что речь идет о странах, признавших факт Геноцида армян в 1894 – 1923 годах. Премьер-министр также не объяснил, каким образом осуждение преступления против человечности можно «использовать в своих интересах», однако недвусмысленно дал понять, что Турция готова к скрупулезному изучению прошлого признавших Геноцид армян стран, с целью найти в их истории элементы военных преступлений.
Эрдоган также заявил, что «Анкара сделала жест доброй воли по отношению к Армении и армянам и надеется на то, что Ереван сможет это оценить».
Это – еще одна циничная ложь премьер-министра Турции.
Заявление Реджепа Эрдогана от 23 апреля не может считаться жестом доброй воли по следующим причинам.
1.Оно явилось результатом сильнейшего давления на Турцию со стороны армянских государств, армянского народа, государств, не считающих возможным способствовать сокрытию преступления Геноцида. То есть заявление Эрдогана стало вынужденным шагом, констатацией краха усилий Турции по сокрытию преступления Геноцида.
2. Заявление Эрдогана явилось не признанием факта Геноцида армян, и не извинением перед армянским народом, а попыткой сокрыть масштабы и факт самого преступления, объяснения гибели армян как следствие межнациональных столкновений.
3. Премьер-министр Турции пытался ввести в заблуждение мировое сообщество, сузив рамки страшного преступления Геноцида армян до одного 1915 года и связав его с издержками Первой мировой войны.
Между тем, Геноцид армян продолжался с 1894-го до 1923 года. Данный период истории Турции охватывает временные рамки Османской империи периода абсолютной монархии, годы власти в государстве членов партии «Единение и прогресс» – младотурок, и первые годы современной Турецкой Республики. Более того, в 1918 – 1920 годах Турецкая Республика устроила Геноцид армян в Республике Армения, и порожденной Анкарой Азербайджанской Республики. За эти годы в двух республиках было вырезано около 250 тысяч мирного армянского населения.
О каком жесте доброй воли говорит премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган, отрицающий совершенный его ближайшими предками Геноцид армян?
Реджеп Эрдоган правильно замечает, что «Народы, которые стали заложниками истории, не способны строить будущее», - однако пытается спроецировать эту истину на другие народы. Между тем, именно Турция и турецкий народ, отказывающиеся покаяться в совершенных преступлениях, оказались заложниками своей преступной истории. Давление на Турцию будет усиливаться, ибо все больше людей и стран воспринимают это образование в качестве сценариста и исполнителя массового убийства людей.
Наконец, еще одна фраза Эрдогана: «Турция – большая страна, и она не боится своей истории».
Нам непонятна цель использования определения «большая», а потому это выражение невозможно понимать иначе, как напоминание об экспансии турецких племен, захвативших армянские, греческие, арабские земли и построивших там государство.
В связи с этим невозможно не указать на откровенную ложь Эрдогана, утверждающего, что «Турция не боится своей истории».
История, это именно то, чего панически боится Турция. И речь не только о Геноциде армян.
Турция – единственное государство в мире, в истории которого веками существовал налог на детей мужского пола в христианских семьях – нуфус.
Турция – единственное государство в мире, в истории которого веками практиковался «обычай» умыкания малолетних детей соседних народов для воспитания в ненависти к родному народу и формирования из них войск – янычарство.
Турция – единственное в мире государство, навязывающее своим гражданам национальность. Статья 66 Конституции Турецкой Республики: «Каждый связанный с Турецким государством через обязательства гражданства – турок».
Турки – единственный в мире народ, сознательно отказавшийся от своих предков и пребывающий в поисках «достойных» родителей.
Можно продолжить ряд присущих только Турции и туркам особенностей, однако, судя по высказываниям турецкого руководства, все перечисленное может быть воспринято ими как похвала.
Тем не менее, Турция боится правдивого освещения своей истории, и заявление Эрдогана подтверждает это. Сильный молчит о своей силе, удел слабых и трусливых – бахвальство. Заявление Эрдогана является тому подтверждением.
Аналитический центр «Восканапат»

Перестаньте торговать петрушкой, начните войну с искусством.

Азербайджанский толерантны сайт Вести.аз в очередной раз обрушился с критикой на торгующих в России петрушкой и помидорами соплеменников. На этот раз причиной гнева карикатурных персонажей из Вести.аз стал… трехчасовой концерт Государственного этнографического ансамбля Республики Арцах «Мы и наши горы», проведенный в столице Татарстана – Казани.
В Баку, постоянно пребывающем в поисках новостей из Арцаха и об Арцахе, узнали об этом концерте из заметки, опубликованной в газете «Казанские ведомости». В той же газете, кстати, была еще и новость о концерте Государственного этнографического ансамбля Республики Арцах «Мы и наши горы». Поэтому не стоит удивляться, что события дальше развивались как обычно: уже привычное злобное шипение на соплеменников, ни во что не ставящих племенные интересы закавказских турок, известных в Казани как «азербайджанцы, и причитания о пострадавших «национальных интересах» Азербайджана.
Лично я, признаться, с некоторым удивлением, но с большой гордостью узнал о том, что региональный фольклор армянской провинции Арцах является страшной угрозой «национальным интересам» Азербайджанской республики, а каждый концерт армянских ансамблей наносит незаживающую рану в душах закавказских турок. Отныне каждый раз, приезжая в Арцах, я буду внимательно слушать народные патриотические, любовные, календарно-обрядовые, трудовые и иные песни, вдруг посчастливится добавить в грозный арсенал арцахского фольклора новое оружие.
Интересно, что закавказские турки боятся армянских церквей ничуть не менее, если не более, армянского фольклора. Тот же самый Вести.аз, например, процитировал небольшую заметку в «Казанских ведомостях» лишь до того момента, как речь в статье пошла о новой армянской церкви Святого Григория Просветителя, которая будет возведена в Песчаных Ковалях. Придется нам перепечатать заметку Ольги Иванычевой полностью, пусть это будет дополнительным выстрелом по «национальным интересам» Азербайджана.
«Вчера, 27 апреля в Казани на сцене Молодежного Центра «Ак Барс» в рамках Дней армянской культуры состоялся концерт этнографического ансамбля из Карабаха «Мы и наши горы».
В воскресенье в Казани на сцене молодежного центра «Ак Барс» в рамках дней армянской культуры состоялся концерт Государственного этнографического ансамбля из Нагорного Карабаха «Мы и наши горы». А в фойе была открыта фотовыставка «Церкви древней Армении».
На снимках запечатлены 48 старинных храмов, расположенных на территории Армении
В зале был аншлаг. Представители армянской диаспоры пришли на концерт с семьями, чтобы дети услышали родные мелодии, чтобы помнили о своих корнях. Даже самые маленькие зрители внимательно слушали красивые национальные песни, завороженно следили, как танцуют профессиональные артисты.
В репертуаре Государственного фольклорного ансамбля «Мы и наши горы» - в основном карабахский фольклор, а также патриотические, фидаинские, народные песни различных армянских провинций. Как отметил художественный руководитель и директор ансамбля Слава Апресян, создание ансамбля было делом непростым, потому что фольклора как такового в советские годы в Нагорном Карабахе практически не было, почти 80 лет народ Карабаха был оторван от Армении. Но за 14 лет существования коллективом была собрана интересная программа. Творчество артистов из Нагорного Карабаха хорошо известно не только в Армении, но и в России, Грузии, других странах. Сейчас ансамбль проводит большое концертное турне по городам России, где есть армянские диаспоры, и с радостью принял приглашение выступить в Казани.
У организаторов вечера возникла идея: почему бы в Казани не сделать фестиваль армянских коллективов Татарстана? Такие коллективы есть в Лениногорске, Набережных Челнах, Альметьевске, Казани, и фестиваль должен получиться ярким, красивым.
А еще зрителям был представлен проект армянской церкви Святого Григория Просветителя, которая будет возведена в Песчаных Ковалях. Как рассказал вице-президент Федеральной национально-культурной автономии армян России, председатель национально-культурной автономии армян Татарстана Михаил Хачатурян, участок земли под строительство уже передан, совсем скоро начнутся подготовительные работы и возведение храма».
Интересно, что азербайджанский расистский сайт воспринял безразличие своих соплеменников в полном соответствии с собственным менталитетом: они испугались владельцев молодежного центра «Ак Барс». И, как выход из положения, советует им… стучать. «Но, если не хватало силенок у местной диаспорской организации (закавказских турок – С.Б.), то можно же было обратиться в Москву – в ВАК, ФНКА «АзерРос», в посольство Азербайджана. Было ли это сделано? В крайнем случае, можно было бы сообщить в МИД Азербайджана или в Госкомитет по работе с диаспорой», - недоумевает обиженнвй в лучших чувствах профессионального доносчика азербайджанский сайт и указывает, что афиши о предстоящем концерте арцахского ансамбля были расклеены по всей Казани.
Недоумки из Вести.аз, кажется, всерьез считают, что их соплеменники гуляют за пределами базаров, на которых активно торгуют петрушкой и помидорами. Сообщу им также, что те из них, что уже получили право свободного выхода в город, проходят мимо афиш с полным пренебрежением к «национальным интересам» изгнавшей их из домов республики.
Таким образом, как сообщил нам наш постоянный читатель из Казани, в столице Татарстана закавказские турки делятся на две категории: тех, кто торгует петрушкой и пока еще помнит место своего рождения, и тех, кто уже не торгует петрушкой и, прошу прощения, плевать хотел на «национальные интересы» Азербайджана, выражающиеся в борьбе с искусством Арцаха. «Несколько семей из последних, кстати говоря, были на концерте и аплодировали армянским музыкантам не менее восторженно, чем мы. А вообще, удовольствие все получили огромное. И армяне, и татары, и русские, и закавказские турки», - добавил наш читатель.
Сагател БАКВЕШИНЯН