В контексте последних международных политических событий чрезвычайно важными становятся обсуждения на разных уровнях возможных перспектив решения проблемы Нагорного Карабаха. Предварительные мнения, которые сегодня озвучиваются политологами и политическими деятелями, пока что являются эмоциональными и обусловлены быстрым развитием процессов вокруг Крыма, на эти же процессы, столь же эмоционально отреагировали также руководители и внешние ведомства даже крупных держав. Чрезвычайно важно и то, что позиция Армении в этом вопросе должна быть взвешенной и должна исходить исключительно из наших национальных и государственных интересов, и она не должна быть обусловлена волей той или иной сверхдержавы.
Первый отклик народа Нагорного Карабаха на референдум в Крыму был положительным и естественным (по поводу чего прозвучала неуместная критика из Армении), поскольку НКР, после провозглашения независимости на основе норм международного права, более двух десятков лет проживая в условиях фактической независимости, до сих пор не признана ни одной из стран. Пример Крыма, который поставил Российскую Федерацию (страна-сопредседатель Минской группы) перед аналогичной проблемой, и в случае которой позиция России была однозначной, а именно превосходство международного права на самоопределение наций, и применение которого другими странами-сопредседателями (США и Франция) уже проявилось в ходе признания независимости Косово, по сути создали новую ситуацию, когда основные акторы Карабахской проблемы — Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки и Франция, встали на пороге важного испытания. К сожалению, международное право позволяет применение двойных стандартов к аналогичным проблемам и их своеобразную трактовку, связанную с конкретными интересами сверхдержав. Если в случае признания независимости Косово, США и Франция свои действия мотивировали предотвращением уничтожения населения Косово, а в случае Крыма Россия утверждала, что она реализовывает волеизъявление о своей дальнейшей судьбе абсолютного большинства населения Крыма, то в случае с Нагорным Карабахом имеют место одновременно оба прецедента.
Нагорный Карабах задекларировал свою независимость в соответствии со всеми нормами международного права, провел референдум, победил в навязанной ему войне, обладает всеми атрибутами независимой государственности, более 20 лет самостоятельно защищает свою независимость. В этих условиях нет никакого оправдания неуважению права народа Нагорного Карабаха на самоопределение и непризнанию независимости Нагорно-Карабахской Республики.
Жанна Царукян