суббота, 1 марта 2014 г.

СУМГАИТСКИЙ "НЮРНБЕРГ" ЕЩЕ ВПЕРЕДИ.

Сегодня, по прошествии 26 лет, открываются новые ужасающие детали  правды о „сумгаите„, которые во многом позволяют ответить на эти вопросы.Придет время, и откроется вся правда о сумгаитской трагедии. Суть ее – геноцид армян в городе Сумгаите Азербайджанской ССР – и политическая цель преступления очевидны. Вопрос лишь в том, кто задумал и организовал геноцид и почему эти лица до сих пор не выявлены? Вопрос в том, почему не была предотвращена назревающая резня, почему меры по ее пресечению были предприняты не просто с большим опозданием, но даже прерывались стоившими новых человеческих жертв периодами бездействия сил, направленных в Сумгаит для спасения людей и наведения порядка?" - писал Самвел Шахмурадян в 1989 году в предисловии к первому тому сборника "Сумгаитская трагедия в свидетельствах очевидцев". Сегодня, по прошествии 26 лет, открываются новые ужасающие детали  правды о "сумгаите", которые во многом позволяют ответить на эти вопросы.
В рамках проекта "Обыкновенный геноцид" практически готов к изданию второй том сборника, в который войдут свидетельства более 50 человек, статьи, а также вновь найденные фотографии и документы. Новые материалы, поступающие из разных источников, делают картину трагедии все более и более полной, выявляют детали, о которых не было известно, увеличивают скорбный список жертв, пополняя его новыми именами и фотографиями тел безымянных пока людей. И доказывая главное: это был организованный советским Азербайджаном на государственном уровне геноцид, осуществление которого в тот период совпало с целями и устремлениями Кремля и лично Горбачева.  
В одной газетной статье невозможно привести все вновь выявленные и доказанные детали. Отметим наиболее интересные и важные из них.
ПЕРВОЕ. ПРИНЯТО СЧИТАТЬ, ЧТО ГЕНОЦИД ПРОДОЛЖАЛСЯ ТРИ ДНЯ - 27-29 февраля. Однако есть свидетельства о том, что погромы и убийства отнюдь не закончились  в последний день зимы. Так, солдат советской армии, грек по национальности Пантелей Меликов, служивший в феврале 88-го в Сумгаите, вспоминает: "Когда был введен комендантский час, мы ходили по улицам по трое. Проходим мимо подъезда – а оттуда кто-то высовывается и солдата ножом… Потом никого из убийц не находили, конечно. Я видел убитых таким образом, и при мне так убили двоих ребят. Ситуация в Сумгаите более или менее утихомирилась только к 8-9 марта. Но даже после этого солдатам не давали увольнительных в город, потому были случаи, когда, завидя на улице солдата, особенно одного, его могли убить, избить, выбросить в море".
Далее Меликов рассказывает о нападениях на рейсовые автобусы Сумгаит - Баку, среди пассажиров которых искали армян: "Такие убийства происходили и 15, и 16 марта. Я видел, как в автобусе оставался всего один армянин, потому что мало кто уже ездил тогда, все знали о нападениях. Это был молодой парень, его не убили, а просто подожгли автобус, и он остался жив, просто сильно обгорел".
ВТОРОЕ. ОЧЕНЬ МНОГИЕ СВИДЕТЕЛИ УТВЕРЖДАЮТ, что рядом с толпой погромщиков обычно стояла черная "Волга", в которой сидело несколько человек. Эти люди как бы со стороны руководили действиями толпы, к ним подходили наиболее активные погромщики для получения дальнейших инструкций. В документальном фильме "Обыкновенный геноцид. Сумгаит, февраль 1988" есть доказывающие этот факт уникальные архивные кадры: сидящие в машине люди на азербайджанском языке дают по рации указания, направляя толпу. Эти кадры не оставляют сомнений в том, что именно спецслужбы Азербайджана при молчаливом согласии Центра разработали и организовали "сумгаит", о чем еще в 1989 году писал Джордж Сорос в статье, опубликованной в журнале "Знамя": "Не так уж оторваны от реальности предположения, что первые армянские погромы в Азербайджане были инспирированы местной мафией, управляемой бывшим руководителем КГБ Азербайджана Г. А. Алиевым ".
ТРЕТЬЕ. ОБ ОРГАНИЗОВАННОСТИ ГЕНОЦИДА СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ и тот факт, что следы погромов весьма оперативно, буквально через день убирались с улиц и дворов Сумгаита. Беженец Саркис Абраамян свидетельствует:"Соответствующие бригады как по команде на грузовиках подъезжали к местам пожаров и расправ с людьми, тут же грузили и вывозили сломанное и сожженное, шлангами с водовозов смывали кровь и пепел с улиц и дворов, чтобы замести все следы".
Гегецик Кочарян, работавшая начальником жэка, рассказывает: "27 февраля, после первых погромов, в сумгаитском горкоме был созван партхозактив и дано указание о том, чтобы все квартиры и дворы, где были погромы, в оперативном порядке и в кратчайший срок были приведены в порядок. Чтобы не осталось никаких следов". Свидетельства о том, что следы заметались по горячим следам, когда в другом районе города еще происходили убийства, есть и в материалах судебного процесса, состоявшегося в Верховном суде СССР в Москве.
ЧЕТВЕРТОЕ. КАК 26 ЛЕТ НАЗАД, ТАК И СЕГОДНЯ СУЩЕСТВУЮТ БОЛЕЕ ЧЕМ обоснованные сомнения в том, что официально объявленное число жертв среди армянского населения - 27 - соответствует действительности. Многочисленные свидетельства людей, искавших тела своих родных в моргах, доказывают, что убитых было значительно больше.
Та же Гегецик Кочарян, чью свекровь Пирузу Мелкумян зверски убили 29 февраля (70-летняя женщина ценой своей жизни спасла двух внучек), свидетельствует: "Когда я зашла в морг, тел было очень много, очень… Не 32, как говорят, гораздо больше было. Мне дали список, чтобы я опознала людей. Так вот, у них на одном листе 2 списка было. Свекровь моя была в одном из них 31-й, в другом - 155-й. То есть двойная нумерация была. Один список – для официального сообщения, а 2-й был настоящий…"
ПЯТОЕ. ВНОВЬ ИССЛЕДОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ НАПРОЧЬ РАЗВЕНЧИВАЮТ заботливо создаваемый в Баку миф о том, что якобы в Сумгаите не убивали детей. Так, Лидия Рисова - полька по национальности - в своих показаниях утверждает: "Девочка моя, Оля, видела в 8-м микрорайоне, как ребенка бросили в костер. Она прибежала домой вся в слезах, не могла говорить, страшно долго заикалась, пока я у нее добилась ответа. Она рассказала, что видела, как такую девочку, как наша Анечка – это моя младшая дочь, ей тогда было два с половиной года - бросили в огонь".
Подчеркнем: как и в первом томе сборника, так и во втором все свидетельства снабжены именами, фамилиями, годом рождения, адресами и местами работы очевидцев. В ряде случаев имеются видеозаписи интервью, кроме того, значительное их число взято из архивных материалов Генпрокуратуры Армении, сотрудники которой снимали показания сразу после приезда беженцев в Ереван. Все это начисто исключает какие-либо сомнения в подлинности этих свидетельств и какие-либо инсинуации вокруг истинной картины "сумгаита", на которые так горазды деятели азерпропа.
В БАКУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕ ОСТАВЛЯЮТ ПОПЫТОК ГРУБО ИСКАЗИТЬ и извратить суть сумгаитского геноцида, утверждая на полном серьезе, что он был организован Эдиком Григоряном (согласно последним версиям, вместе с братом Эрнестом) в знак мести "против тех армян, которые отказывались платить дань комитету "Крунк". Более того, на днях было заявлено, что, дескать, "расследование данного вопроса со стороны Генпрокуратуры активно продолжается" с тем, чтобы установить истину. Что ж, можно лишь поддержать "расследование с целью установить истину". Тем более что именно в азербайджанских архивах хранится за семью печатями подавляющее большинство уголовных дел по "сумгаиту", которые в Баку берегут как зеницу ока. По сей день обнародовано лишь одно из них - нетрудно догадаться, что именно то, в котором наряду с азербайджанцами фигурирует Э. Григорян. Причем фигурирует в качестве отнюдь не организатора, а рядового погромщика, вина которого в убийствах, кстати, не была доказана.
Мы будем весьма признательны, если в ходе активного расследования Прокуратура Азербайджана опубликует и остальные дела с целью доказать, что одному (или  даже двум) армянам удалось организовать в городе, находящемся в 30 км от Баку, столь масштабную акцию: составить списки квартир армян, отключить  их телефоны, заранее заготовить канистры с бензином, которым обливали и затем сжигали жертв, охмурить и  в течение трех дней вести за собой сотни погромщиков, а главное - договориться с местными и бакинскими властями, чтобы те целых три дня им не мешали... Ей-богу, подобные утверждения есть не что иное, как прямое оскорбление азербайджанского народа, как выясняется, столь слепо и доверчиво пошедшего на поводу у одного (двух) коварных армян в осуществлении их "антиазербайджанских" замыслов...
И ПОСЛЕДНЕЕ. ЕСЛИ СЛЕДОВАТЬ ЛОГИКЕ АЗЕРПРОПА, именно Григорян, находившийся в то время уже в заключении, из тюрьмы приказал бедным азербайджанцам героизировать преступников. Следуя этому приказу, на бакинских митингах конца 88-го ( а затем и 89-го, и 90-го) появлялись плакаты с надписями "Слава героям Сумгаита". При этом речь шла не о тех азербайджанцах, кто спасал армян и тем самым сам становился мишенью бандитов, а именно палачах - безжалостных убийцах стариков, женщин и детей. Послушаем еще раз Гегецик Кочарян: "После сумгаитских событий я присутствовала как-то на митинге в Баку. Число и месяц не помню, я поехала туда тайком. И слышала, как артистка Зейнаб Ханларова кричала: "Слава героям Сумгаита".
Та же Ханларова, которой сегодня 77 лет, в 2012 году заявила, что будапештский убийца Рамиль Сафаров - "всемирный герой" и ему нужно поставить памятник. Более того, она приравняла к Сафарову самого И. Алиева, громогласно объявив, что только эти двое и являются героями. "Я бы поступила так же, как Рамиль" - без тени смущения заявила артистка-депутат....
Ничего не меняется в Азербайджане за прошедшие после "сумгаита" годы. Вместо покаяния - чудовищная ложь и фальсификации. Вместо сожаления о невинных людях - нахрапистые обвинения в адрес жертв. Вместо стыда за соплеменников - возвеличивание и героизация убийц. Именно поэтому столь актуальной остается необходимость правовой и политической оецнки "сумгаита", как и всех последующих актов геноцида армян в Азербайджане. Именно поэтому требование сумгаитского "нюрнберга" - это не возврат в прошлое, а самая настоящая борьба за будущее, в котором не должно быть места геноцидам.   

Страна ужаснейших огней.

Нам не раз уже приходилось отмечать, что азербайджанская внутренняя, да и внешняя, политика строится на ненависти к армянскому народу. Ненависть – фундамент, на котором зиждется власть правящего в Азербайджане клана, и ей остается лишь направлять ее в сторону армянских государств и армянского народа. Что «с успехом» и делается, начиная с детей дошкольного возраста.
Мы сегодня не будем говорить о многочисленных «научных» книгах, штампуемых в Институте по правам человека (! – Л.М.-Ш) национальной Академии наук Азербайджанской республики, хотя пару фраз одной из книг этого учреждения можно привести.
вспоров живот беременной женщины, ОН сапогом выбивает человеческого детеныша. Затем в распоротый живот скончавшейся женщины впихивает отрезанную голову ее мужа. Зашивает живот.
- … скатав ногой грудного ребенка в зеленое знамя, Он обливает его керосином. Сжигает.
Он – это армянин! А автор книги, ныне умерший директор института Ровшан Мустафаев. Сообщу для справки, что институт ныне возглавляет его супруга – Айтен Мустафаева, фурия, уступающая мужу не в ненависти, а лишь в профессиональном умении ее преподнести. Но, как мы уже договорились, речь в данной статье пойдет о детской ненависти, о том, как Азербайджан взращивает Мустафаевых.
Вот запись жительницы Баку на крупнейшем азербайджанском форуме: «Когда племянница рассказала о своем уроке, посвященном трагедии в Ходжалу, мы узнали, что, оказывается, многих детей тогда продали во Францию на органы». К сожалению, она не написала, в каком классе учится ее племянница, но проблема, в данном случае не в этом – мы еще узнаем о том, чему учат в бакинских дошкольных учреждениях. А из приведенной короткой записи вывод делается однозначный: армяне убивали людей в Ходжалу, а многих детей «продали во Францию на органы». Ну, как, скажите, не воспылать после этого лютой ненавистью к армянам, а заодно и французам?
Другая молодая тетя подхватывает тему: «Это что? Племяшку в детском саду вместе с другими на уроке рисования заставили рисовать расчлененные трупы убитых мирных жителей, раскиданных в лесу, а сзади армяне черные в виде страшных чертей».
Молодой мужчина глубокомысленно замечает: «Не очень умно. Скрывать детали нельзя, но надо воспитывать ненависть, а не страх».
В виртуальный разговор вступает молодая мама: «Да, я тоже сделала ошибку, отправив вчера ребенка в садик. Вечером меня ждал рассказ об умерших детях и их мамах, которым руки ноги отрезали, а потом они все это еще и рисовали. Дома ребенок засыпал со слезами. В дальнейшие годы 26 февраля у нас будет выходной».
Напрасные надежды. В Азербайджане ненавистью пропитаны все учебники – от истории до астрономии, от арифметики до литературы. Родителям, не желающим воспитывать своих детей в ненависти, придется не пускать их в садик, а потом и в школу начиная с середины января и до конца февраля, когда градус ненависти в Азербайджане зашкаливает. Да и в остальные месяцы им лучше воздержаться от пропагандирующих ненависть заведений, за исключением, пожалуй, 10 мая и 15 июня. В эти дни в Азербайджане наблюдается столь же разнузданное, как ненависть, восхваление «общенационального вождя» Гейдара Алиева. Вот стихи из учебника русского языка для учащихся 4-го класса.

Можно сколько угодно смеяться над данным «литературным произведением», внесенным в учебник с орфографическими, пунктуационными, смысловыми и стилистическими ошибками: в памяти детей останутся не они, а фонтанирующая из приведенных строк ненависть.
О том, что семена пропагандируемой в Азербайджане ненависти падают на хорошо взрыхленную и унавоженную почву, свидетельствует очередной виртуальный собеседник на форуме (надо сказать, что почти все они знакомы друг с другом): «Лично мое мнение. Служить на передовую должны отправлять именно выходцев из этих районов (Имеются в виду районы Республики Арцах – Л.М.-Ш.). Поручить замполитам вести среди них пропаганду с целью повышения уровня озлобленности к врагу и повышения патриотизма».
Дальше уже становится неинтересно, ибо собравшиеся за виртуальным круглым столом дружно начинают обвинять беженцев в отсутствии ненависти и патриотизма. При этом ненависть к армянам и патриотизм в их понимании являются полными синонимами. Вот несколько фраз на эту тему: «Дети беженцев должны наоборот кипеть ненавистью к врагу», «Думаете, родители беженцев объясняют детям о патриотизме? Они лишь учат детей как зубами удержаться в городе», «Пока среди беженцев я не встретила хоть одного, хотевшего на родные земли».
Как видим, ненависть к армянам органично совмещается с ненавистью к беженцам. Странному, на первый взгляд, явлению можно было бы попробовать найти объяснение – разные племена, разная история, былые межплеменные распри и так далее – но суть от этого не меняется: ненависть является частью мышления и мировоззрения закавказского турка – азербайджанца. Одно, правда, не способны учесть в Азербайджане: ненависть поедает человека изнутри, лишает его способности адекватно мыслить, доводит до самоубийства. Ненависть всепожирающа, и если руки коротки и не достают до объекта «первоначальной» ненависти, то она переводится на ближних и даже на самого себя. Ненависть сводит с ума.
Знаменитый немецкий философ Фридрих Ницше справедливо полагает, что «больше всего ненавидят того, кто способен летать». Пожалуй, данное изречение Ницше лучше всего объясняет то самопожирающее чувство ненависти, которое закавказские турки испытывают по отношению к нам. И дело не только в поражении Азербайджана в агрессии против Республики Арцах, хотя и в этом тоже, естественно. Рядовой закавказский турок испытывает острое чувство ущербности, когда слышит имена великих армян: братьев Орбели, братьев Алиханянов, Арама Хачатуряна, Виктора Амбарцумяна, Комитаса, Саят-Нова, Баграмяна и так далее. Это как раз тот самый случай, когда мы вправе говорить: имя им – легион. Тот же самый закавказский турок, что бы он ни говорил или писал, прекрасно понимает, что бежали они от армянских, а не других, воинов, что Низами и Насиреддин Туси – персы, что Узеир Гаджибеков – лезгин, Ази Асланов – талыш. Они знают, что Гандзасар и хачкары – творения гения армянского народа, что Арцах – Армения, что сами они являются пришлыми кочевыми племенами. Им прекрасно известно, что жителей Ходжалу убили в Агдаме (ныне Акна). Они знают все, у них лишь не хватает мужества признаться в этом. А отсутствие мужества – важнейшее условие для возникновения ненависти.
Когда народный писатель Акрам Айлисли написал свои знаменитые «Каменные сны», он подвергся в Азербайджане остракизму не столько потому, что написал хорошо об армянах, а потому, что написал известную в этой республике всем правду. Правда – удел сильных, а ненависть – слабых. Ненависть нашего врага исходит от его слабости.
А ненависть слабых менее опасна, чем их дружба. И это мы обязаны понять.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН