Матенадаран – наше все. Это каждый армянин впитывает едва ли не с молоком матери. Но с недавних пор он стал не только храмом пронесенных сквозь века света, знания, культуры, но и символом надежды. Надежды на то, что может быть когда-нибудь, не через века, а в обозримом будущем все и вся у нас подтянутся если не до уровня хранимых в Матенадаране сокровищ, то до уровня, соответствующего такому музею и такому научно-исследовательскому центру. "Матенадаран сегодня стал одной из позитивных социальных точек страны", - считает заведующий архивным отделом кандидат наук Ара ХЗМАЛЯН.
- Три года назад Матенадаран взялся за реализацию программы, направленной на масштабное усиление его международного авторитета. Что нового на этом фронте?
- Действительно, три года назад взяли старт международные семинары "Лики памяти – новейшие технологии сохранения и восстановления рукописного и печатного наследия". Охват здесь очень велик – специалисты по новейшим технологиям, реставраторы, библиотекари, музейные работники. Фактически специалисты из всех ведущих музеев, архивов и библиотек приезжали в Матенадаран, и в трех секциях параллельно проходили мастер-классы, лекции, семинары и конкретная практическая работа. Ну и презентации – каждая страна представляла свои достижения в нашей сфере и делилась проблемами. И удивительным образом наши проблемы перекликались, но с одной разницей – условия, созданные в Матенадаране, намного лучше, чем не только в странах СНГ, но и во Франции, Италии, Германии. Это признавали специалисты - начиная с Эрмитажа и кончая Центральным институтом реставрации архивного и книжного наследия Рима, авторитетнейшие организации.
Мы пригласили известных микробиологов из Москвы, которые, посмотрев залы Матенадарана, сказали, что это фантастические условия для экспозиции оригиналов – с точки зрения света, температуры и влажности. В стратегическом плане все просто замечательно совпало – нам построили здание, создали эти прекрасные условия с хранилищами, лабораториями, виртуальным Матенадараном и читальным залом, гостям было что показывать! Так что в пропаганде Матенадарана этот семинар сыграл огромную роль. В декабре прошлого года состоялся уже третий такой семинар. В предыдущие годы его финансировал МФГС, на этот раз подобной поддержки не было. Но нам помог банк HSBC, министерства культуры и образования, и пусть в меньшем формате, но семинар все-таки состоялся. Это, кстати, подсказало неплохую мысль. Если раньше мы делились по сферам – отдельно реставраторы, отдельно хранители фондов и так далее, на сей раз все были объединены. Оказалось, от подобного подхода есть своя польза. Я даже не представлял, что у текстологов и реставраторов там много связующего.
- Конкретно, Министерство культуры приняло решение представить Матенадаран исполнительному комитету СНГ, чтобы мы стали базовой организацией по линии сохранения письменного наследия. Я сам несколько раз ездил в Минск, представлял итоги семинара и вообще ресурс Матенадарана. В прошлом году параллельно с "Ликами памяти" мы совместно с ЮНЕСКО проводили межрегиональные тренинги "Превентивная консервация музейных фондов: рукописные объектов музейных фондов". Потом пригласили участников обеих групп и представили стратегию Матенадарана - каким он должен быть в качестве базовой организации. Прозвучали очень интересные предложения. Оказалось, то, о чем мы говорим, нужно не только нам, но и международным организациям - периодические встречи, обмен опытом, стажировки. Словом, необходимо обеспечить единое профессиональное поле, заполнить информационный пробел в этой сфере. И делать это надо очень активно и интенсивно. Сейчас остается определиться с источниками финансирования, поскольку ожидается широкомасштабная работа, и осуществить ее без серьезных государственных и спонсорских вливаний невозможно.
- Понятно, что глобальных проблем это не решает, но ты говорил о том, что Матенадаран может приглашать на стажировки. Это не может стать источником заработка?
- Может. Перспективы перерождения Матенадарана в серьезный специализированный образовательный институт очень реальны. Матенадаран - наш бренд, наше лицо, наше национальное все. Но впервые его мировой статус и уже в практическом значении подтвержден недавно подписанными международными документами. Не в музейном, научном, символическом и непреходящем значении, а в прикладном. И Матенадаран заслужил этот статус своим практическим участием в структурировании и совершенствовании международной реставрационной системы. Здесь следует учитывать и задействованность специалистов мирового класса, с которыми мы уже три года сотрудничаем. Последний семинар и тренинги доказали, что мы уже осуществляем эту объединяющую функцию. Остается, чтобы шаги были последовательными.
- Специалисты специалистами, но сегодня без технической оснащенности вряд ли можно шагать впереди планеты всей.
- А мы и стараемся соответствовать. В прошлом году при поддержке Государственного комитета по науке мы приобрели широкоформатный сканер стоимостью в 60 миллионов драмов. Пока он в Армении единственный. Оцифровывать рукописи большого формата - царские указы, энциклики католикосов – это была большая проблема. А теперь у нас появилась возможность иметь высококачественные копии, и по распоряжению директора Грачья Тамразяна выдача на руки оригиналов почти полностью прекратилась. Желающие оформляют заказ и через два-три дня получают возможность ознакомиться с нужным материалом в читальном зале на мониторе. То есть физического контакта с оригиналами больше не происходит – нет изменения микроклимата, разрушающего воздействия на документы. Опять же при содействии Комитета по науке мы начали осуществлять четырехгодичную программу, объединяющую несколько разделов – библиотека, реставрация, архив и оцифровка. Начался тотальный мониторинг старопечатных книг, рукописей и уникальных архивных документов. Этим занимается большая команда специалистов, проводится очень серьезная работа - подробно описываются все поврежденные ценности, происходит фотофиксация. Это даст возможность правильного использования материально-технического ресурса - наиболее поврежденные рукописи и документы попадают к реставраторам в первую очередь. Восстановление не должно быть процессом случайным.
- "Музейная" ипостась Матенадарана развивается так же активно, как научная?
- Раньше в центральном корпусе было только два выставочных зала. Сейчас их почти пятнадцать и они как бы специализированы. В одном представлена восточная миниатюра, в другом – архивные документы, в третьем – древние книги, в четвертом – экспонаты, подаренные Матенадарану. Практически все письменное наследие музея полностью представлено. Сейчас мы готовим экспозицию, посвященную 100-летию Геноцида. И хотим, чтобы у этого вернисажа был позитивный посыл. То есть показать не трагедию, а то, что ей предшествовало, – какие ценности, какая красота создавались, насколько живым и изысканным был тот мир, та реальность, которую так чудовищно истребили. На этом фоне трагедия становится еще более очевидной. А вообще своей экспозицией Матенадаран реально подтверждает: тема культурной толерантности, которую только сегодня стала активно обсуждать Европа, для наших предков была абсолютно естественна. Ведь наряду с армянскими рукописями и изданиями здесь блестяще сохранились и иноязычные документы. То есть отношение было таким же, как к национальным ценностям.
У нас находится самая богатая коллекция древнейших арабоязычных архивных документов. Новое здание действительно дает возможность все это демонстрировать. И посетители реагируют соответствующим образом – я еще не видел человека, которого бы он оставил безразличным. Матенадаран – это сущность армян и Армении. Наверное, только храмовая архитектура сопоставима с нашим письменным наследием. Письмена, которые дошли до нас фантастическими, немыслимыми путями. Сколько невероятных историй связано со спасением рукописей! Во всем этом есть что-то мистическое.
- Работает сайт Матенадарана, где достаточно хорошо представлены наши выставочные залы. Еще один вид пропаганды – издание альбомов. В основном они посвящены средневековой миниатюре и выходят в свет на разных языках. Вот недавно мы издали работу Раисы Амирбекян – такой капитальный труд – на французском, английском, русском. Этот процесс будет продолжен. Задействовано несколько образовательных программ по разным направлениям - речь идет о посетителях, и особенно о детях. Есть, например, программа, где дети воссоздают в виртуальных залах то, что увидели в Матенадаране. Такие целевые проекты, безусловно, нужны. В итоге, если не ошибаюсь, число посетителей Матенадарана увеличилось втрое. Наблюдается большой приток туристов. Ну и нашего "потребителя" стало гораздо больше. В Ночь музеев, в другие праздники у нас самая высокая посещаемость, из которой и слагаются наши внебюджетные средства. Матенадаран действительно стал одним из позитивных социальных центров. Люди, особенно гости, приходят, видят условия хранения, видят роскошные выставочные залы, и их отношение к нашей стране меняется. Наши проблемы им не ведомы, но когда они видят, какое отношение, какой уровень у наиважнейшего культурного и научного центра, автоматически проникаются уважением к стране.
- Прямо напрашивается лозунг – "Равнение страны на Матенадаран"…
- Кстати, в конце прошлого года Грачья Тамразян встретился с президентом Арцаха Бако Саакяном, и было принято решение открыть филиал Матенадарана при Гандзасарском храмовом комплексе. Выставить там уникальные документы, касающиеся истории Арцаха – в архивном отделе Матенадарана их немало, - а также рукописи, созданные в Арцахе. Есть готовое здание, которое, правда, нуждается в ремонте, но это решаемо. Мы надеемся, что с нынешнего года комплекс "Матенадаран – Гандзасар" начнет работу. Не знаю, будет ли он называться комплексом или центром, в любом случае это будет прекрасно и с большим смыслом. В Гандзасаре большой поток туристов. Люди приедут и увидят, какие ценности были созданы на этой земле и начиная с каких времен! Это будет замечательный шаг. Матенадаран, так сказать, расширяет свою сферу влияния.