На днях во влиятельнейшей турецкой газете Hürriyet появилась статья, в которой автор смело проникает мыслью на 230 лет в прошлое. Тогда был заключён Кучук-Кайнарджийский договор между Российской и Османской империями, по которому Крым отошёл России. Но не просто так, а с обременением — если полуостров будет передан кому-то ещё или объявит независимость, Стамбул имеет право забрать его у Москвы обратно.
По мнению автора, договор по-прежнему имеет силу и Турция могла бы воспользоваться своим правом ещё в 1991 году, когда Крым вошёл в состав третьего государства — Украины. Однако тогда она милостиво приняла во внимание «изменения общей мировой конъюнктуры» и отказалась от этого шага. Сегодня же ситуация на Украине дошла до того, что власти Крыма открыто объявили о готовности отделиться от Киева в случае победы майданщиков. По мнению турецкого автора, этот шаг даст его родине легальное право «взять под контроль управление Крымом» и перехватить мятежный полуостров до того, как он попытается воссоединиться с Россией.
Параллельно в ещё одном респектабельном издании Zaman появилась совсем уж анекдотическая колонка разоблачительного свойства. Якобы некий американский учёный перечитал тот же самый Кучук-Кайнарджийский договор и обнаружил, что в нём всё не так, как принято считать. То, что говорилось про султана, относилось на самом деле к России, и наоборот. На самом деле договор укреплял значение султана как духовного лидера и увеличивал авторитет Халифата и так далее. (Чтобы представить уровень адекватности публикации, достаточно представить разворот где-нибудь в «Ъ» под заголовком «Россия обдумывает территориальные претензии к Турции, Китаю и Италии благодаря открытиям академика Фоменко»).
Однако статья — не вымысел, она появилась там, где появилась. Следовательно, интерес турок к Кучук-Кайнарджийскому договору вспыхнул неслучайно, и перед нами очередная информационная кампания. Читателям аккуратно намекнули, что в Причерноморье вырисовывается геополитическая вилка, которая не даст России усилиться. Для неё практически бесполезен Крым как часть антироссийского проекта «Украина», но стоит ему выйти из этого проекта, как Турция тут же получает повод прибрать полуостров к рукам. Казалось бы, вариант беспроигрышный.
Теперь пара слов о том, почему это не так. Договор, о котором идёт речь, давным-давно потерял силу по обоюдному согласию, а именно после Карского и Московского договоров 1921 г. Тогда РСФСР и Республика Турция, два образовавшихся после Первой мировой государства, признали территориальную целостность друг друга в нынешних границах, а также отменили действие всех соглашений, которые были заключены между их правительствами ранее. Всё, произошедшее до этого момента, утеряло юридическую силу.
Вилка здесь, впрочем, действительно есть, но совсем другая.
Турецкая республика является правопреемницей не всей Османской империи, а лишь её части. В своё время это позволило республике Ататюрка снять со страны международный финансовый контроль и не выплачивать полностью османские долги. Так что современная Турция — молодая демократия, которой вот-вот исполнится первые сто лет от роду. Даже Стамбула как субъекта геополитики уже нет, а есть Анкара. Уже хотя бы поэтому пытаться встать на место одной из сторон договора 230-летней давности Турецкой республике не стоит. Если она не является наследником османов, то и говорить не о чем, а если является, то в 1921 году уже всё было сказано. Нынешняя Россия, кстати, выплатила долги прошлого правительства полностью — и является бесспорной правопреемницей РСФСР.
Однако есть ещё нюанс. Объяви себя сегодня Турция полноправной правопреемницей Османской империи, как на её бюджете захлопнется давно взведённый капкан Армении. У страны-кандидата в члены Таможенного союза есть мощное лобби во Франции, и вместе они спят и видят, как бы заставить Турцию принять ответственность за геноцид армян. До сих пор загвоздка состояла в том, что осуждать кемалистов за преступления старой Порты было не менее абсурдно, чем стражей исламской революции в Иране за пытки шахской охранки или большевиков — за подавление крестьянских бунтов в царской России. Армянские историки и публицисты до сих публикуют серьёзные материалы, целиком посвящённые доказательству фактической преемственности режимов, с тем, чтобы стребовать с Турции компенсации.
Другое дело, если Турция сама признает себя правопреемником Османской империи. Дело запахнет международным трибуналом быстрее, чем в Анкаре произнесут слово «Крым».
Разумеется, это не отменяет общеизвестный печальный факт — за 25 лет безвременья турецкие инвестиции и программы помощи дождём пролились на полуостров, в основном адресно улучшая жизненные условия дружественного крымско-татарского населения и продвигая его культуру. Вплоть до абсолютно легального представительства Министерства религии Турции в Ялте, которое отвечает за экспансию ислама. Начала сдвигаться демография, задолго до «Народной рады» появилось готовое альтернативное правительство — Меджлис. Именно в Крыму, а не где-то ещё, замелькали на демонстрациях чёрные флаги исламистов. Эти тоже времени зря не теряли, их проповедники просачивались на полуостров, как к себе домой. В этом свете упоминание «тайников» и «помощи от турецких товарищей» в недавно вскрытой переписке майданщиков с людьми из Меджлиса никого не удивляет.
Это реальность, Крым действительно не в состоянии просто взять и расплеваться с Киевом. Ему способна помешать одна сила — не замшелый договор, не турецкая армия и не бессильные в Крыму майданщики, а экипированное, обученное и вооружённое арабами и турками местное подполье. Но, как мы хорошо знаем по Ливии и Сирии, ни одно такое подполье не в состоянии действовать без постоянной подпитки из-за рубежа, а она требует, в свою очередь, активной поддержки граждан зарубежной страны.
Вероятно, этому мы и обязаны появлением откровенно популистских статей в серьёзных изданиях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий