На Западе, да и на постсоветском пространстве появилась интересная и, в принципе, хорошая традиция: претендующий на власть политик в период предвыборной кампании публикует книгу. По жанру такие книги бывают разными – от тривиальной автобиографии до программных политических текстов. Такие книги – при всей их низкой значимости для литературы – позволяют узнать о претенденте на власть многое. Причем не только о его открытых намерениях. Читая подобные произведения, вполне можно считать и психологический портрет автора, его ментальные особенности.
Не стал исключением и новый премьер-министр Армении Никол Пашинян.
В июле 2018 года в ереванском издательстве «Антарес» вышла книга Пашиняна «Обратная сторона Земли». На 384 страницах политик излагает и основные вехи своей биографии, и свое политическое кредо.
Кстати, по Еревану упорно ходят слухи, что в «Антарес» готовится издание еще двух книг и.о. премьера.
Итак, что же мы узнаем о новом армянском лидере?
Сразу же обращает внимание особая специфическая манера Пашиняна излагать свои мысли. Тут и ненормативная лексика (и в армянском, и в русском вариантах), и специфические сцены.
Традиции «вольностей» в текстах (вплоть – до нецензурной брани и порнографии) за последние сто лет вошли в литературный канон. Отдельный вопрос – как к этому относиться. И можно было бы списать все на личные литературные специфические вкусы Пашиняна, если бы не одно «но».
Есть разные социальные роли. Литературный «хулиган» вроде Чарльза Буковски, Эдуарда Лимонова или Бориса Виана – это человек, который не претендует на политическую роль. Можно, конечно, вспомнить политические пируэты Эдуарда Лимонова. Однако это, скорее, было своего рода перформансом на политическую тему, чем собственно политикой.
Многие наблюдатели уже подметили, что Пашинян часто путает политику и политический активизм, и, что перейдя на пост премьера, он остался политическим активистом, который абсолютно не признает правил политической и аппаратной игры. Теперь вот выясняется, что политический активизм сочетается еще и с неформальной лексикой и литературным хулиганством.
Создается впечатление, что новый армянский лидер просто не понимает, куда он попал. Не понимает он и то, что статус предполагает и трансформацию поведения. И чем выше статус (или претензия на таковой), тем серьезней и ответственней должно быть поведение человека. В том числе – и в формах своего литературного и публицистического творчества.
И то, что позволительно для богемного молодого человека даже с какими-то политическими претензиями, никак непозволительно для человека, который претендует на пост премьер-министра и вообще на какие-либо серьезные политические позиции.
Возникает вопрос: а насколько Пашинян вообще психологически готов заниматься политикой и занимать руководящие посты? Если он не понимает, что можно и что нельзя?
Особенно это «можно» и «нельзя» касается такой тонкой сферы как межнациональные и межгосударственные отношения. И вот здесь господин Пашинян раскрывается с полной отдачей.
Ну, например, чего стоит такое его высказывание: «Получается, что грузины живут под руководством армян, под их крылом, как сейчас армяне живут под руководством русских».
Господин Пашинян говорит о том, что армянская политика должна следовать высоким стандартам, принятым на том же Западе. Однако вот вы можете себе представить какого-нибудь французского, германского или итальянского политика, способного сказать нечто подобное? Такие персонажи, безусловно, есть в современной европейской политике. Однако их место – на задворках большой политики.
В России нечто подобное может произнести Владимир Жириновский. Однако Владимир Вольфович – в отличие от Пашиняна – ни на что не претендует и играет определенную роль.
А как реагировать на то, что Пашинян с употреблением нецензурных слов оскорбительно обращается в адрес России, США, Евросоюза и их граждан?
Возникает естественный вопрос: если Пашинян так выражается до прихода к власти, то, как строить с ним отношения тем странам, по отношению к которым он так выражался?
Конечно, Пашинян заверяет Россию в стратегическом партнерстве, а Запад в своем хорошем отношении. Но как верить в подобные заверения от человека, который выражается подобным образом?
Однако это, так сказать, форма.
А что же можно сказать о содержании?
Основной сюжет книги Пашиняна – это якобы совершенное им во время пребывания в розыске в 2008-2009 годах кругосветное путешествие. Причем премьер называет себя «единственным человеком на Земле, который совершил кругосветное путешествие, находясь в розыске». Напомним, что Пашинян был объявлен в розыск за активное участие в беспорядках 1 марта 2008 года в Ереване, когда он был одним из лидеров протестов против победы Сержа Саргсяна на президентских выборах.
Оставим в стороне релевантность этого сюжета с путешествием историческим реалиям. Просто сосредоточимся на том, что сам Пашинян сообщает о себе, и соотнесем это с его политической практикой.
Пашинян утверждает, что, находясь в розыске, купил через своих грузинских друзей фальшивый заграничный паспорт гражданина Сербии по фамилии Боян. Сразу же возникает несколько вопросов.
Во-первых, насколько уместно со стороны политика, который декларирует свою приверженность принципам права, признаваться в подобного рода деянии? Конечно, можно сказать, что политические обстоятельства, «диктатор» Сарсгян и прочее заставили его прибегнуть к подобного рода шагу. Однако вновь вопрос уместности подобного рода откровений.
Во-вторых, каков источник средств у Пашиняна, которые позволили ему купить паспорт?
В-третьих, кто были эти грузинские друзья? Представители каких-то политических кругов? Криминал?
В-четвертых, если Пашинян мог спокойно ездить по этому сербскому паспорту, то значит, эта подделка была достаточно высокого качества. И тогда вопрос: кто изготовил такой паспорт: криминал или какие-то спецслужбы?
Короче, тут либо-либо.
Либо Пашинян безудержно, мягко говоря, сочиняет, либо… Либо к биографии Пашиняна имеются огромные вопросы о том, кто является теневым спонсором этой фигуры.
И тут уже не знаешь что хуже: человек с непрозрачной биографией в роли премьера или человек, который мистифицирует свою биографию? Причем второе может быть даже хуже первого. Если Пашинян придумал всю эту историю с паспортом, то это поступок 14-летнего подростка, который хвастается своей крутизной перед знакомой девочкой. Но если в 14 лет такой поступок объясним, то в возрасте 43 лет это вызывает вопросы, в том числе и медицинского характера.
И, наконец, человек сначала публично хвастается совершением преступления (покупкой паспорта), а затем амнистирует участников «Сасна цнер». И тут же «Сасна цнер» становится политической партией. Некоторые наблюдатели уже считают, что новоявленная политическая партия станет своего рода неформальным силовым инструментом для давления на противников власти.
И это вызывает неприятные ассоциации с историей бывшего министра внутренних дел Армении в первые годы независимости Вано Сирадегяна. Напомним, что тот с 2000 года по настоящее время находится в розыске за организацию преступного сообщества, занимавшегося физической ликвидацией политических оппонентов. Напомним, что у Пашиняна и Сирадегяна есть и общий политический покровитель – первый президент Армении Левон Тер-Петросян.
Книга Пашиняна вызывает очень неприятные ассоциации. Мы помним время, когда на Кавказе было своего рода время власти представителей гуманитарной интеллигенции. В Грузии правил филолог Звиад Гамсахурдиа, в Армении – историк-медиевист Левон Тер-Петросян. Ни к чему хорошему это ни привело. Оказавшись в коридорах власти, они не смогли проявить себя как хорошие управленцы. Однако, довольно быстро они выявили свои худшие черты: авторитаризм, страсть к личному обогащению, стремление решать сложные проблемы простыми путями (вплоть до ликвидации политических оппонентов).
Никол Пашинян – это такой же представитель творческой интеллигенции. По первой профессии он журналист. И хотя по уровню образования он сильно уступает тому же Тер-Петросяну, не исключено, что Пашинян принесет в Армению атмосферу 1990х годов. И его книга, к сожалению, тому подтверждение.
Геворг Ованнисян, Ереван