Азербайджан для Турции – соперник, армянские государства – враги, пишет армянский политолог Левон Мелик-Шахназарян на страницах «Голоса Армении».
«В Азербайджане наблюдается радостно-восторженное ожидание: «Армения дала согласие на вывод своих войск из пяти районов Республики Арцах». На радостях Азербайджан даже разрешил великодушно открыть границу между Турцией и Арменией. Информация абсолютно достоверная и проверенная, исходит от министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу и даже уже опубликована в турецкой газете Today’s Zaman.
Правда, уже при поверхностной проверке выясняется, что Армения согласия не давала (да и не могла дать), Давутоглу такого не говорил, а Азербайджан все еще не позволяет Турции открыть границу с Арменией. Поэтому речи об этой «сенсации» в данной статье будет совсем немного. Нам гораздо интереснее проследить за отношениями Баку с Анкарой, а также за тем, как в Азербайджане надеются на то, что кто-то – Россия, Америка, Турция, Европа в целом или Швейцария единолично – поможет им оккупировать Арцах. Ожидания эти настолько же безосновательны и беспочвенны, сколь беспредельно наивны закавказские турки, находящиеся под влиянием пропаганды собственного государства и верящие в возможность новой оккупации Арцаха.
ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ПАРУ СЛОВ О ВЫСТУПЛЕНИИ ДАВУТОГЛУ В ШВЕЙЦАРИИ СКАЗАТЬ СТОИТ. Министр иностранных дел Турции, которого президенты США и России подзывают, словно собачонку, пальцем, действительно упоминал Республику Арцах. Вернее, он просил Швейцарию «убедить Ереван освободить пять районов Республики Арцах», обещая, что в этом случае Турция откроет границу с Арменией. Вот, пожалуй, и вся новость. Все остальное – плоды изощренной фантазии журналистов из Today’s Zaman, опубликовавшей накануне визита Ильхама Алиева в Турцию новость, с готовностью подхваченную азербайджанскими журналистами и даже политологами.
Чтобы закончить с этой частью статьи, напомним притворяющимся несведущими, что Армения не контролирует территорию суверенной Республики Арцах, а Армия обороны Республики Арцах подчиняется своему главнокомандующему – президенту государства Бако Саакяну и министру обороны Мовсесу Акопяну. Сообщим также, что единственным сувереном армянской земли – в любом уголке Страны армянской – является армянский народ и никакая Швейцария (интересно, кстати, почему, например, не Саудовская Аравия или Пакистан?) или иная страна не может и надеяться убедить руководство армянских государств согласиться на бесперспективные антинародные решения.
По этой причине оставим в стороне пустопорожние размышления в сослагательном наклонении и попробуем понять, почему Азербайджан столь радостно, словно верблюд при виде оазиса, встрепенулся от этой новости? Практически все без исключения информагентства этой республики выдали «информацию» с ликующими заголовками, смысл которых заключался в согласии Еревана «вернуть» Азербайджану армянскую землю. В потоке общего пускания слюней умиления как-то затерялся на удивление здравый комментарий обычно впадающего в старческий маразм патриарха азербайджанской политологии Вафа Гулузаде. «Мне кажется, в Армянском вопросе Турция хочет переложить проблемы с больной головы на здоровую. Ведь у самой Анкары серьезные проблемы с Арменией, а тут, выпячивая на первый план карабахскую проблему, она тем самым пытается свою проблему переложить на Азербайджан. Все это отвлекающий маневр, и у меня нет никакого оптимизма относительно новых предложений Турции», — поделился он в интервью бакинскому журналисту своими сомнениями.
БЫЛО БЫ ИНТЕРЕСНО ПОСПОРИТЬ С ГУЛУЗАДЕ ПО ПОВОДУ «ЗДОРОВОЙ ГОЛОВЫ» АЗЕРБАЙДЖАНА, но в остальном он довольно близко подошел к истине. Турция, несколько лет назад провозгласившая программу «ноль проблем с соседними странами», действительно оказалась в затруднительном положении. Сегодня Анкаре впору заявить, что количество соседних государств, с которыми у нее нет проблем, действительно равно нулю. Островками стабильных отношений с Турцией казались лишь Тбилиси и Баку, однако исходы парламентских, а затем и президентских выборов в Грузии указывают на возможность смены ее внешнеполитической ориентации. Что же касается Азербайджана, то повторим не раз уже высказанную нами мысль: между Баку и Анкарой существуют не афишируемые, но достаточно напряженные отношения. Более того, у Азербайджана существуют серьезные рычаги влияния на Турцию, как минимум не уступающие обратному влиянию.
Турция на самом деле ищет выходы из региональной изоляции, и одним из таковых ей видится налаживание отношений с Европой посредством открытия границ с Арменией. Будучи в Швейцарии, министр иностранных дел Турции А. Давутоглу заявил: «Турецкая сторона желает предложить новые, креативные подходы с целью урегулирования армяно-турецких отношений». В Азербайджане, естественно, поняли, что это за «креативные подходы», вследствие чего несколько дней назад Давутоглу выдал удивительную по откровенности фразу, сообщив, что «в ближайшее время он посетит Азербайджан и, если удастся убедить Баку в вопросе открытия границы, они смогут преподнести Армении сюрприз».
Как Турция будет убеждать Баку, неизвестно, но стоит вспомнить дважды повторенное весной 2011 года заявление того же Давутоглу, смысл которого заключался в просьбе Турции к Армении: «отдать Азербайджану один или два района в качестве жеста для сохранения Азербайджаном «белого лица». И тогда, и тем более сейчас, когда события в Сирии поставили Анкару в условия геополитического тупика, Турция заботилась не о «белом лице» Азербайджана, а о своем будущем. Другое дело, что Анкара и рада бы отделить процесс нормализации отношений с Арменией от урегулирования нагорно-карабахского конфликта, да Азербайджан не позволяет ей этого.
Будущее Турции – геополитического банкрота с весьма неопределенным будущим – настолько туманно, что многие аналитики даже предсказывают ее распад. Думается, что подобные выводы преждевременны, ибо на сегодня у Турции при большом количестве недругов нет внешних врагов, готовых (или согласных) решать свои проблемы с ней военным путем. Угроза курдского восстания также не может повлиять на целостность Турции, учитывая, что курды: а) пока еще не сложившиеся в единую нацию племена; б) управляемы внешними силами, в том числе и в немалой степени Азербайджаном, не желающими усиления Турции, но и не согласными на ее уничтожение и возникновение в регионе курдского государства.
Это, безусловно, понимают и в Анкаре. Турции, разумеется, досадно, что порожденное ею государство пытается перехватить у нее роль лидера в идеологии пантюркизма, однако и в Баку, и в Анкаре хорошо понимают, что в одиночку им не выжить. И об этом прямо говорит Давутоглу: «Мы не можем позволить себе потерять Азербайджан во имя отношений с Арменией». Данная фраза весьма примечательна, ибо под Арменией следует понимать не наше государство, а путь Турции к евроинтеграции. Сама наша страна воспринималась и воспринимается Турцией в качестве врага, в то время как Азербайджан – с недавних пор – в качестве досадного соперника», — пишет эксперт.