Талышское национальное движение: за что мы боремся? - II
Прошлую статью я завершил заметкой о том, как Джамиль Гасанли фактически обманул и использовал в своих целях Мехдибея Сафарова (прошу никого не обижаться). Ярый пантюркист Гасанли, последователь Эльчибея, выступил против идеи М. Сафарова создать в Национальном Совете комиссию по малочисленным народам (тут возникает еще один, немаловажный, на мой взгляд, вопрос: интересно, какой представляется главе Азари-Талышского объединения численность талышей в АР, что он так легко причисляет наш народ к малочисленным народам?!). Более того, кандидат в президенты от оппозиции заявил о неактуальности известного (не приведенного в исполнение!) фирмана Эльчибея “о малочисленных народа” (назвав данный Указ “правильным на тот период”, но “неправильным в нынешних условиях”). М. Сафаров (единственный из 74 членов Совета) проголосовал против Дж. Гасанли при выборе единого кандидата. Ожидалось, что он последует примеру всех прочих талышских деятелей, не пожелавших участвовать в совместном фарсе диктаторского режима и псевдооппозиции, и выйдет из состава НС. Однако он этого не сделал. Как стало известно из местных СМИ, пообщавшись с Дж. Гасанли, он передумал и поддержал его кандидатуру. Талышской аудитории было заявлено, что конфликт улажен. Но осталось совершенно непонятным, на каких условиях он был улажен: “комиссии по малочисленным народам” в НС не появилось, в предвыборной программе кандидата от оппозиции не появилось ни единого пункта в связи с коренными народами АР (фактически не был поддержан ни один из пунктов даже того убогого фирмана А. Эльчибея). Кто кого обдурил в этой ситуации? Дж. Гасанли М. Сафарова или М. Сафаров талышский народ? Признаю, в силу своего возраста, я не берусь однозначно ответить на этот вопрос.
Когда только был создан НС, вобравший в себя представителей большинства пантюркистических организаций, мы заявили, что выступаем против этой структуры, против Исы Гамбара, активно выступавшего против Талыш-Муганской Республики, против Али Керимли, продолжателя идей А. Эльчибея. М. Сафаров вступил в эту организацию, поддержал ее основополагающие идеи, но не смог внести ни одной талышской позиции в повестку НС. Он выступал против пантюркистских лозунгов мусаватистской молодежи, он говорил о якобы признании оппозицией талышского народа, хотя ни одна партия, ровно как и НС в целом, не делали никаких заявлений в связи с проблемами нашего народа.
На митинге НС выступил талышефоб Искандар Гамидов – убийца и грабитель талышского населения, главный исполнитель “Субтропической операции” 1992 г., направленной на устрашение нашего народа. М. Сафаров и в это раз не покинул ряды НС, а это значит, что он продолжил поддерживать это объединение, в том числе и Джамиля Гасанли, и Ису Гамбара, и Али Керимли, и Искандара Гамидова.
На сессии НС 16 января 2014 в Координационный Совет НС был выдвинут Гаджибаба Азимов – давний враг собственного талышского народа, отрицающий свое происхождение (в общем-то, это к лучшему: нашему народу ни к чему такие лживые и примитивные “деятели”). И кто, на ваш взгляд, выдвинул его в Координационный Совет? Джамиль Гасанли, конечно! Напомню, это тот, с кем “договорился” перед выборами Мехдибей Сафаров. Последний на сессии выступил резко против кандидатуры Гаджибабы Азимова. Поддержал ли его Джамиль Гасанли? Нет. Ладно Джамиль Гасанли. Все присутствующие – и это хорошо видно на видео – смеялись над выступлением М. Сафарова и просили его остановиться (“здесь не место для подобных бесед”, а Азимов вообще приказал ему “заткнуть рот”). Несмотря даже на это, Мехдибей Сафаров все еще находится в составе НС и, видимо, продолжит оставаться в его составе. Будет исполнять решения Координационного Совета, в котором, в том числе, сидит и Гаджибаба Азимов. Что это реального дало талышскому народу?
Даже самые наивные, далекие от политики и политической интриги талыши уже давно поняли всю мнимость оппозиционности НС, как и иллюзорность мысли, будто руководители Национального Совета признают права талышского народа.
Вера в то, что в Азербайджанской Республики есть люди, готовые поддержать права коренных народов, - ошибка многих талышских деятелей. С этой веры начинал свой путь почти каждый талышский активист и политик. В это верил Альакрам Гумматзода, в это верил Фахраддин Абосзода, в это верил Али Насир, в это верил Новрузали Мамедов, в это верил Гилал Мамедов, в это верили Захираддин Ибрагими и многие другие. Я никогда не скрывал, что в это верил когда-то и я сам. Это нормально. Каждый из нас пытается найти поддержку у тех, кого представляет – в силу школьного и домашнего воспитания – своими соотечественниками. Но с каждым повторением этой истории мы теряем слишком много сил нашего народа впустую.
Во время перестройки талышские деятели Альакрам Гумматзода и Али Насир выступили единым фронтом с бакинскими и другими деятелями АзССР, надеясь на то, что в новом государстве признают права их народа. Этого не произошло. В итоге всех тогдашних исторических перипетий и А. Гумматзода, и А. Насир, и десятки других талышских деятелей оказались в тюрьмах новосозданного государства – государства, которое без них, возможно, не существовало бы сегодня в том виде, в котором оно существует.
После падения Талыш-Муганской Республики, деятели Талышского Национального Движения продолжили искать поддержки у других политических сил внутри АР (это, конечно, в первую очередь обуславливалось региональной и глобальной политической ситуацией, но все же). Талышские деятели призывали к объединению оппозиционные силы вплоть до 2005 года. Но раз за разом получали лишь бублик с дыркой. Никакого признания прав нашего народа со стороны какой-либо политической силы не было. Вот и на выборах 2013 часть талышей поддержала НС, горячо веря в то, что нас хотя бы услышат. Но снова не получилось. Нас не только не услышали, над нами даже смеялись (обязательно просмотрите видео заседания НС от 16 января 2014 г.).
Мы призываем всех талышей перестать повторять снова и снова те шаги, которые мы много раз уже проходили. Даже если кто-то берется выступать единым фронтом с другими силами внутри АР, надо отдавать себе отчет в том, что – как бы не отличались наши взгляды на будущее Талышистана – мы все имеем одну общую цель: спасти и сохранить свой народ, оградить его от ассимиляции и любых других форм уничтожения, обеспечить условия для его полноценного самостоятельного культурно-исторического развития, обеспечить условия для благосостояния и благоденствия нашего народа.
Мы, члены Движения за возрождение Талыша, являемся сторонниками независимости Талышистана, т.к. убеждены, что это самый легкий и надежный путь достижения нашей общей цели. Есть талыши, которые борятся за автономию Талышистана. Мы готовы уважать эту позицию, но при одном чрезвычайно важном условии: сторонники автономии Талышистана не будут жертвовать нашей национальной идеей ради какой-либо другой идеи – например, ради якобы “общеазербайджанской” идеи. При любых обсуждениях для талышского деятеля во главе угла должны стоять права нашего народа. И признание этих прав, как мы уже много раз говорили, не должно быть просто озвученными где-то за чашкой чая фразами. Признание прав должно быть изложено в программе политического движения или партии, обязательно должны быть приведены гарантии (опять-таки не устные) того, что эти права будут соблюдены после изменения политической ситуации в государстве.
Я тепло отношусь ко всем деятелем искусства, политики, науки, спорта, которые так или иначе связаны с Талышистаном, т.к. чувствую в них родных себе людей. Но при этом я не могу позволить себе молчать, когда кто-то выступает или действует – иногда со всей искренней любовью – против интересов нашего народа. Никто не может называть талышский народ малочисленным или же национальным меньшинством! Талыши - четвертый народ всего Кавказа численностью порядка 3 млн. чел. Никто не может отрицать, что талыши являются основным населением Талышистана, а любой другой этнос здесь является либо пришлым, либо ассимилированной частью талышского этноса. При этом никто ни в коем случаене собирается и не имеет права выгонять неталышей из Талышистана. Никто не может отрицать историческую территорию Талышистана: в него включены нынешние районы Осторо, Лик, Масалон, Ланкон, Варгадиз, Биласыво, Хамошару, Саатлы, Сабирабад, Салйон, Натачола, часть Имишли. Никто не может пренебрегать правом талышей учиться на своем языке, использовать этот язык в работе, в суде и пр. гос. учреждениях, в СМИ, литературе, кино, музыке и т.д. Талышистан и талышский народ – превыше всего! И уж абсолютно точно превыше Азербайджанской Республики, которая до сих пор продолжает осуществлять политику уничтожения нашего народа, его культуры и истории, а вместе с ними и самого понятия “талышский народ”.
У многих вызывает страх даже мысль, что Азербайджанская Республика может исчезнуть как государство. У них не хватает элементарной дальновидности (хотя бы на один-два шага вперед), знаний о мире и его значительном историческом опыте, чтобы понимать, что же может произойти в современном мире, и, более того, чтобы понять, что может быть даже то, что представляется невозможным. Однако история человечества – по меньшей мере, ее эволюция – это цепочка преодолений невозможного, того, что когда-то и кому-то казалось невозможным.
Они не могут представить себе независимого Талышистана, несмотря на то, что всего каких-то двадцать с лишним лет назад жили в другом государстве, которого любили и чествовали не меньше, чем Азербайджанскую Республику сегодня, и никак не могли представить, что это государство может исчезнуть. А это была сверхдержава с ядерным арсеналом и огромным геополитическим влиянием в мир. Что такое Азербайджанская Республика по сравнению с СССР?!
Они не могут представить себе независимого Талышистана, несмотря на то, что понимают, что каких-то сто лет назад никакой АР не существовало и в помине, не существовали никаких “азербайджанцев”, которыми они себя сегодня иногда (а некоторые - часто) называют.
При том, что вероятность возникновения независимого Талышистана сегодня не вызывает сомнений в среде экспертов по региону, некоторые талышские активисты все еще не хотят верить в возможность этого. Им легче тянуться за чужими проектами, за чужими интересами и искать там маленький закоулок для талышей, нежели заботиться о независимых национальных интересах своего народа, о проекте собственного народа, о вожделенной свободе.
Приведу простую цитату из русской Википедии, повторяющую “тюркскую национальную неомифологию”:
“Следователь: Что вы говорили студентам о Ленине? У нас есть документальные свидетельства. Можете посмотреть показания свидетелей.
Абульфаз Алиев (Эльчибей – прим. Р.И.): Нет необходимости. Созданная Лениным тюрьма народов ясно показывает, кем он был. Созданное им государство является самой гнусной формой тоталитарного режима. Человечество прекрасно понимает, кем был Ленин, лишивший миллионы людей, десятки народов их законных прав. Только вы не знаете об этом.
Следователь: Это пустые разговоры и головная боль. Скоро поймёте, что бывает за такие речи против Ленина. Вы предаёте землю, которая вас лелеяла и растила. Ведёте беспочвенные разговоры о Коммунистической партии, нашем государстве и правительстве. Во всяком случае, вы знаете, чем может кончиться пустое охаивание Советского Союза — мировой державы.
Абульфаз Алиев: Знаю. Я сын не Ленина, а народа, с которого содрали кожу и выпили кровь. Для тебя СССР может быть Родиной. А для меня Родина — надвое разделённый Азербайджан. Цель моей жизни — залечить эту рану, вести Азербайджан к свободе вместе со всеми, кто считает себя тюрком”.
Замените в этом диалоге имя А. Эльчибея на имя, скажем, А. Гумматзода, а имя Ленина – на имя Г. Алиева, Коммунистическую партию – на ЙАП, СССР – на Азербайджанскую Республику, Азербайджан – на Талышистан, а тюрков – на талышей, и после всего этого задайте себе вопрос: Почему талыши не имеют права требовать от АР того же, что тюрки требовали каких-то 20 лет назад от СССР?
В Азербайджанской Республике почти нет никого, кто сочувствовал бы положению талышского и других коренных народов, нет абсолютно никого, кто, не будучи представителем этих этносов, выступал бы за предоставление им всех (в первую очередь, политических) прав. И это одна из основных причин, не позволяющих нам, талышам, равно как и лезгинам, аварцам, парсам (татам) и др., жить с тюрками в одном государстве, где они считают себя “титульным этносом”, а нас малочисленным “придатком”.
Фашисткая Германия совершила поистине чудовищное преступление, развязав Вторую мировую войну и став причиной варварского уничтожения миллионов жизней, стремясь к полному уничтожению отдельных народов. Но новое, постгитлеровское поколение политиков Германии нашло в себе силы признать вину своего государства, своего народа, принести извинения. Более того, все новые и новые поколения немцев (немецких руководителей) приносят свои извинения и даже выплачивают компенсации потомкам репрессированных фашистами людей разных национальностей.
Я не стану сравнивать политику фашистской Германии и нынешней этнократической АР. Трагедии народов, пострадавших от Гитлеровской Германии, и трагедии народов, страдающих от Азербайджанской Республики, нельзя сравнить просто потому, что трагедии вряд ли сравнимы.
Мы не требуем извиняться каждый год, однако руководство Азербайджанской Республики обязано найти в себе мужество и принести извинения за системные, не просто несправедливые, но варварские репрессии против талышских деятелей, против талышского народа. Государство должно компенсировать потери семей пострадавших, в том числе, семьям погибших “по делу ТМАР” в застенках МНБ ивдове Новрузали Мамедова Марьям ханум и мн. др. Государство обязано извиниться за систематический этноцид талышского (равно как и других коренных нетюркских) народов, который оно (его правительства) творило в течение последних, по меньшей мере, восьмидесяти лет и гарантировать, что этого больше не повториться. Оно обязано издать учебники истории, справедливо иллюстрирующие историю региона, вернув коренным народам все, что было у нас украдено и продолжает красться. Нам должны вернуть все украденные памятники, песни, картины и мн. др. Нам должны вернуть наши топонимы, нам должны вернуть нашу картину мировосприятия (возможность называть вещи так, как их называли наши предки). Государство обязано изменить как свой формат, так и свои символы, начиная с флага, один из цветов которого официально обозначает тюркскость.
Французский государственный деятель Франсуа Гизо говорил: “Пока человек чувствует боль — он жив. Пока человек чувствует чужую боль — он человек”. Азери-тюркский народ (с некоторых пор так они называют свой этнос), как бы это не было сложным, должен почувствовать боль уничтожаемых им коренных народов, если желает жить с ними в одном государстве в будущем. А талышские деятели должны понимать, что если они представляют талышский народ, то первопричиной и целью всех их действий должно благоденствие Талышистана, нашей великой Родины. А если они берутся защищать другие, чужие идеи, то не нужно лживо называть себя талышскими деятелями.
Рустам ИСКАНДАРИ
TolishPress.Org
TolishPress.Org
Продолжение следует