пятница, 31 января 2014 г.

Талышское национальное движение: за что мы боремся? - II

Начало смотрите здесь.
Прошлую статью я завершил заметкой о том, как Джамиль Гасанли фактически обманул и использовал в своих целях Мехдибея Сафарова (прошу никого не обижаться). Ярый пантюркист Гасанли, последователь Эльчибея, выступил против идеи М. Сафарова создать в Национальном Совете комиссию по малочисленным народам (тут возникает еще один, немаловажный, на мой взгляд, вопрос: интересно, какой представляется главе Азари-Талышского объединения численность талышей в АР, что он так легко причисляет наш народ к малочисленным народам?!). Более того, кандидат в президенты от оппозиции заявил о неактуальности известного (не приведенного в исполнение!) фирмана Эльчибея “о малочисленных народа” (назвав данный Указ “правильным на тот период”, но “неправильным в нынешних условиях”). М. Сафаров (единственный из 74 членов Совета) проголосовал против Дж. Гасанли при выборе единого кандидата. Ожидалось, что он последует примеру всех прочих талышских деятелей, не пожелавших участвовать в совместном фарсе диктаторского режима и псевдооппозиции, и выйдет из состава НС. Однако он этого не сделал. Как стало известно из местных СМИ, пообщавшись с Дж. Гасанли, он передумал и поддержал его кандидатуру. Талышской аудитории было заявлено, что конфликт улажен. Но осталось совершенно непонятным, на каких условиях он был улажен: “комиссии по малочисленным народам” в НС не появилось, в предвыборной программе кандидата от оппозиции не появилось ни единого пункта в связи с коренными народами АР (фактически не был поддержан ни один из пунктов даже того убогого фирмана А. Эльчибея). Кто кого обдурил в этой ситуации? Дж. Гасанли М. Сафарова или М. Сафаров талышский народ? Признаю, в силу своего возраста, я не берусь однозначно ответить на этот вопрос.
Когда только был создан НС, вобравший в себя представителей большинства пантюркистических организаций, мы заявили, что выступаем против этой структуры, против Исы Гамбара, активно выступавшего против Талыш-Муганской Республики, против Али Керимли, продолжателя идей А. Эльчибея. М. Сафаров вступил в эту организацию, поддержал ее основополагающие идеи, но не смог внести ни одной талышской позиции в повестку НС. Он выступал против пантюркистских лозунгов мусаватистской молодежи, он говорил о якобы признании оппозицией талышского народа, хотя ни одна партия, ровно как и НС в целом, не делали никаких заявлений в связи с проблемами нашего народа.
На митинге НС выступил талышефоб Искандар Гамидов – убийца и грабитель талышского населения, главный исполнитель “Субтропической операции” 1992 г., направленной на устрашение нашего народа. М. Сафаров и в это раз не покинул ряды НС, а это значит, что он продолжил поддерживать это объединение, в том числе и Джамиля Гасанли, и Ису Гамбара, и Али Керимли, и Искандара Гамидова.
На сессии НС 16 января 2014 в Координационный Совет НС был выдвинут Гаджибаба Азимов – давний враг собственного талышского народа, отрицающий свое происхождение (в общем-то, это к лучшему: нашему народу ни к чему такие лживые и примитивные “деятели”). И кто, на ваш взгляд, выдвинул его в Координационный Совет? Джамиль Гасанли, конечно! Напомню, это тот, с кем “договорился” перед выборами Мехдибей Сафаров. Последний на сессии выступил резко против кандидатуры Гаджибабы Азимова. Поддержал ли его Джамиль Гасанли? Нет. Ладно Джамиль Гасанли. Все присутствующие – и это хорошо видно на видео – смеялись над выступлением М. Сафарова и просили его остановиться (“здесь не место для подобных бесед”, а Азимов вообще приказал ему “заткнуть рот”). Несмотря даже на это, Мехдибей Сафаров все еще находится в составе НС и, видимо, продолжит оставаться в его составе. Будет исполнять решения Координационного Совета, в котором, в том числе, сидит и Гаджибаба Азимов. Что это реального дало талышскому народу?
Даже самые наивные, далекие от политики и политической интриги талыши уже давно поняли всю мнимость оппозиционности НС, как и иллюзорность мысли, будто руководители Национального Совета признают права талышского народа.
Вера в то, что в Азербайджанской Республики есть люди, готовые поддержать права коренных народов, - ошибка многих талышских деятелей. С этой веры начинал свой путь почти каждый талышский активист и политик. В это верил Альакрам Гумматзода, в это верил Фахраддин Абосзода, в это верил Али Насир, в это верил Новрузали Мамедов, в это верил Гилал Мамедов, в это верили Захираддин Ибрагими и многие другие. Я никогда не скрывал, что в это верил когда-то и я сам. Это нормально. Каждый из нас пытается найти поддержку у тех, кого представляет – в силу школьного и домашнего воспитания – своими соотечественниками. Но с каждым повторением этой истории мы теряем слишком много сил нашего народа впустую.
Во время перестройки талышские деятели Альакрам Гумматзода и Али Насир выступили единым фронтом с бакинскими и другими деятелями АзССР, надеясь на то, что в новом государстве признают права их народа. Этого не произошло. В итоге всех тогдашних исторических перипетий и А. Гумматзода, и А. Насир, и десятки других талышских деятелей оказались в тюрьмах новосозданного государства – государства, которое без них, возможно, не существовало бы сегодня в том виде, в котором оно существует.
После падения Талыш-Муганской Республики, деятели Талышского Национального Движения продолжили искать поддержки у других политических сил внутри АР (это, конечно, в первую очередь обуславливалось региональной и глобальной политической ситуацией, но все же). Талышские деятели призывали к объединению оппозиционные силы вплоть до 2005 года. Но раз за разом получали лишь бублик с дыркой. Никакого признания прав нашего народа со стороны какой-либо политической силы не было. Вот и на выборах 2013 часть талышей поддержала НС, горячо веря в то, что нас хотя бы услышат. Но снова не получилось. Нас не только не услышали, над нами даже смеялись (обязательно просмотрите видео заседания НС от 16 января 2014 г.).
Мы призываем всех талышей перестать повторять снова и снова те шаги, которые мы много раз уже проходили. Даже если кто-то берется выступать единым фронтом с другими силами внутри АР, надо отдавать себе отчет в том, что – как бы не отличались наши взгляды на будущее Талышистана – мы все имеем одну общую цель: спасти и сохранить свой народ, оградить его от ассимиляции и любых других форм уничтожения, обеспечить условия для его полноценного самостоятельного культурно-исторического развития, обеспечить условия для благосостояния и благоденствия нашего народа.
Мы, члены Движения за возрождение Талыша, являемся сторонниками независимости Талышистана, т.к. убеждены, что это самый легкий и надежный путь достижения нашей общей цели. Есть талыши, которые борятся за автономию Талышистана. Мы готовы уважать эту позицию, но при одном чрезвычайно важном условии: сторонники автономии Талышистана не будут жертвовать нашей национальной идеей ради какой-либо другой идеи – например, ради якобы “общеазербайджанской” идеи. При любых обсуждениях для талышского деятеля во главе угла должны стоять права нашего народа. И признание этих прав, как мы уже много раз говорили, не должно быть просто озвученными где-то за чашкой чая фразами. Признание прав должно быть изложено в программе политического движения или партии, обязательно должны быть приведены гарантии (опять-таки не устные) того, что эти права будут соблюдены после изменения политической ситуации в государстве.
Я тепло отношусь ко всем деятелем искусства, политики, науки, спорта, которые так или иначе связаны с Талышистаном, т.к. чувствую в них родных себе людей. Но при этом я не могу позволить себе молчать, когда кто-то выступает или действует – иногда со всей искренней любовью – против интересов нашего народа. Никто не может называть талышский народ малочисленным или же национальным меньшинством! Талыши - четвертый народ всего Кавказа численностью порядка 3 млн. чел. Никто не может отрицать, что талыши являются основным населением Талышистана, а любой другой этнос здесь является либо пришлым, либо ассимилированной частью талышского этноса. При этом никто ни в коем случаене собирается и не имеет права выгонять неталышей из Талышистана. Никто не может отрицать историческую территорию Талышистана: в него включены нынешние районы Осторо, Лик, Масалон, Ланкон, Варгадиз, Биласыво, Хамошару, Саатлы, Сабирабад, Салйон, Натачола, часть Имишли. Никто не может пренебрегать правом талышей учиться на своем языке, использовать этот язык в работе, в суде и пр. гос. учреждениях, в СМИ, литературе, кино, музыке и т.д. Талышистан и талышский народ – превыше всего! И уж абсолютно точно превыше Азербайджанской Республики, которая до сих пор продолжает осуществлять политику уничтожения нашего народа, его культуры и истории, а вместе с ними и самого понятия “талышский народ”.
У многих вызывает страх даже мысль, что Азербайджанская Республика может исчезнуть как государство. У них не хватает элементарной дальновидности (хотя бы на один-два шага вперед), знаний о мире и его значительном историческом опыте, чтобы понимать, что же может произойти в современном мире, и, более того, чтобы понять, что может быть даже то, что представляется невозможным. Однако история человечества – по меньшей мере, ее эволюция – это цепочка преодолений невозможного, того, что когда-то и кому-то казалось невозможным.
Они не могут представить себе независимого Талышистана, несмотря на то, что всего каких-то двадцать с лишним лет назад жили в другом государстве, которого любили и чествовали не меньше, чем Азербайджанскую Республику сегодня, и никак не могли представить, что это государство может исчезнуть. А это была сверхдержава с ядерным арсеналом и огромным геополитическим влиянием в мир. Что такое Азербайджанская Республика по сравнению с СССР?!
Они не могут представить себе независимого Талышистана, несмотря на то, что понимают, что каких-то сто лет назад никакой АР не существовало и в помине, не существовали никаких “азербайджанцев”, которыми они себя сегодня иногда (а некоторые - часто) называют.
При том, что вероятность возникновения независимого Талышистана сегодня не вызывает сомнений в среде экспертов по региону, некоторые талышские активисты все еще не хотят верить в возможность этого. Им легче тянуться за чужими проектами, за чужими интересами и искать там маленький закоулок для талышей, нежели заботиться о независимых национальных интересах своего народа, о проекте собственного народа, о вожделенной свободе.
Приведу простую цитату из русской Википедии, повторяющую “тюркскую национальную неомифологию”:
“Следователь: Что вы говорили студентам о Ленине? У нас есть документальные свидетельства. Можете посмотреть показания свидетелей.
Абульфаз Алиев (Эльчибей – прим. Р.И.): Нет необходимости. Созданная Лениным тюрьма народов ясно показывает, кем он был. Созданное им государство является самой гнусной формой тоталитарного режима. Человечество прекрасно понимает, кем был Ленин, лишивший миллионы людей, десятки народов их законных прав. Только вы не знаете об этом.
Следователь: Это пустые разговоры и головная боль. Скоро поймёте, что бывает за такие речи против Ленина. Вы предаёте землю, которая вас лелеяла и растила. Ведёте беспочвенные разговоры о Коммунистической партии, нашем государстве и правительстве. Во всяком случае, вы знаете, чем может кончиться пустое охаивание Советского Союза — мировой державы.
Абульфаз Алиев: Знаю. Я сын не Ленина, а народа, с которого содрали кожу и выпили кровь. Для тебя СССР может быть Родиной. А для меня Родина — надвое разделённый Азербайджан. Цель моей жизни — залечить эту рану, вести Азербайджан к свободе вместе со всеми, кто считает себя тюрком”.
Замените в этом диалоге имя А. Эльчибея на имя, скажем, А. Гумматзода, а имя Ленина – на имя Г. Алиева, Коммунистическую партию – на ЙАП, СССР – на Азербайджанскую Республику, Азербайджан – на Талышистан, а тюрков – на талышей, и после всего этого задайте себе вопрос: Почему талыши не имеют права требовать от АР того же, что тюрки требовали каких-то 20 лет назад от СССР?
В Азербайджанской Республике почти нет никого, кто сочувствовал бы положению талышского и других коренных народов, нет абсолютно никого, кто, не будучи представителем этих этносов, выступал бы за предоставление им всех (в первую очередь, политических) прав. И это одна из основных причин, не позволяющих нам, талышам, равно как и лезгинам, аварцам, парсам (татам) и др., жить с тюрками в одном государстве, где они считают себя “титульным этносом”, а нас малочисленным “придатком”.
Фашисткая Германия совершила поистине чудовищное преступление, развязав Вторую мировую войну и став причиной варварского уничтожения миллионов жизней, стремясь к полному уничтожению отдельных народов. Но новое, постгитлеровское поколение политиков Германии нашло в себе силы признать вину своего государства, своего народа, принести извинения. Более того, все новые и новые поколения немцев (немецких руководителей) приносят свои извинения и даже выплачивают компенсации потомкам репрессированных фашистами людей разных национальностей.
Я не стану сравнивать политику фашистской Германии и нынешней этнократической АР. Трагедии народов, пострадавших от Гитлеровской Германии, и трагедии народов, страдающих от Азербайджанской Республики, нельзя сравнить просто потому, что трагедии вряд ли сравнимы.
Мы не требуем извиняться каждый год, однако руководство Азербайджанской Республики обязано найти в себе мужество и принести извинения за системные, не просто несправедливые, но варварские репрессии против талышских деятелей, против талышского народа. Государство должно компенсировать потери семей пострадавших, в том числе, семьям погибших “по делу ТМАР” в застенках МНБ ивдове Новрузали Мамедова Марьям ханум и мн. др. Государство обязано извиниться за систематический этноцид талышского (равно как и других коренных нетюркских) народов, который оно (его правительства) творило в течение последних, по меньшей мере, восьмидесяти лет и гарантировать, что этого больше не повториться. Оно обязано издать учебники истории, справедливо иллюстрирующие историю региона, вернув коренным народам все, что было у нас украдено и продолжает красться. Нам должны вернуть все украденные памятники, песни, картины и мн. др. Нам должны вернуть наши топонимы, нам должны вернуть нашу картину мировосприятия (возможность называть вещи так, как их называли наши предки). Государство обязано изменить как свой формат, так и свои символы, начиная с флага, один из цветов которого официально обозначает тюркскость.
Французский государственный деятель Франсуа Гизо говорил: “Пока человек чувствует боль — он жив. Пока человек чувствует чужую боль — он человек”. Азери-тюркский народ (с некоторых пор так они называют свой этнос), как бы это не было сложным, должен почувствовать боль уничтожаемых им коренных народов, если желает жить с ними в одном государстве в будущем. А талышские деятели должны понимать, что если они представляют талышский народ, то первопричиной и целью всех их действий должно благоденствие Талышистана, нашей великой Родины. А если они берутся защищать другие, чужие идеи, то не нужно лживо называть себя талышскими деятелями.

Рустам ИСКАНДАРИ
TolishPress.Org 
Продолжение следует

Талышское национальное движение: за что мы боремся? -

Талышское национальное движение как общенародное движение за право талышей существовать в новых условиях (т.е. после потери Талышским ханством (а также населенным талышами Джеватским ханством и Сальянским султанатом) независимости) и развиваться как этнос возникло в первой половине ХХ века и вылилось в два кажущихся тогда совершенно противоположными (а сейчас идентичными по своей глубинной национальной цели) направления национального движения – советские движения деятелей Муганской Советской Республики (Ширали Ахундова, Бала Мамеда и других) и в некотором смысле наследствующих им партийных деятелей Бойукага Мирсалаева, Зульфугара Ахмедзода в команде со своими единомышленниками Музаффаром Насирли, Раззагом Казымовым, и др., а также антисоветскую (“контрреволюционную”) борьбу Кербалаи Шахверана, Хусейн Рамазана и Гачаг Хасана.
Все три движения (два советских и одно антисоветское), увы, потерпели поражение и, скажем больше, были обречены на поражение в условиях тех региональных и глобальных процессов, которые происходили тогда. Их борьба была жертвой, но жертвой оправданной, потому что без них талышский народ был бы сегодня иным (возможно, даже не существовал бы вообще!), Талышское движение было бы иным.
За ними пришла эпоха тишины, эпоха несуществования, эпоха молчания, когда наш народ был подвергнут забвению, когда талышам был вынесен смертный приговор. Но вопреки Системе, вопреки чужеземной Идее, вопреки желанию других мы выжили (я настаиваю на использовании именно этого глагола).
В конце 1980-х Талышское национальное движение начало восстанавливаться из пепла и наиболее отчетливо проявилось в провозглашении Талыш-Муганской Республики. Задачи нарождавшегося тогда движения во главе с Валишахом, Тофигом Ильхомом, Ханали Толышем, Захираддином Ибрагими, Гилалом Мамедовым, Новрузали Мамедовым, а впоследствии – Альакрамом Гумматзода и Фахраддином Абосзода несколько отличались от задач их предшественников, но цель оставалась единой. И я полагаю, что эту же цель так или иначе сейчас преследуют абсолютно все талышские деятели.
В чем заключается эта цель? В том, чтобы спасти и сохранить свой народ, оградить его от ассимиляции и любых других форм уничтожения, которые сейчас и последние сто лет последовательно применяются против нашего народа в Азербайджанской Демократической Республике (1918-1920 гг.), Азербайджанской ССР (1921-1991) и Азербайджанской Республике (1991-?). Я уверен, что не найдется ни одного талышского деятеля, который заявит, что целью его деятельности является нечто иное. Все разногласия появляются чуть позже, когда цель находит конкретные формы выражения в том, каким образом можно достигнуть выше обозначенного. Ответов в общем смысле имеется два: автономия (она обычно имеет два варианта: культурная автономия и административно-территориальная автономия) и независимость.
Я никогда не скрывал, что еще несколько лет назад выступал исключительно за административно-территориальную автономию Талышистана в составе АР. Причиной этого во многом было то, что я вырос на идеалах ТМАР, на издававшихся в России газетах “Толыш” и “Талышский Вестник”; на том, что талыши в течение 1993-2008 пытались избавиться от алиевского клейма “сепаратистов” (коих среди талышей в тот период вообще не было. Несмотря на этот очевидный факт, стоило заикнуться в АР о правах талышей как оппоненты, словно малые дети, затыкали уши и, указывая на тебя пальцем, повторяли «сепаратист, сепаратист, сепаратист»). После убийства Новрузали Мамедова – и что стало определяющим – при молчаливом попустительстве “азербайджанской общественности” я полностью потерял какую-либо веру в возможность равноправной жизни народов Восточного Закавказья в составе АР. Это событие словно подтолкнуло меня к мысли, что единственное, что может спасти талышей, это независимость, восстановление независимой талышской государственности. Хоть это мне кажется не вызывающей сомнений истиной, есть еще достаточное количество талышей, которые боятся слов “независимость”, “свобода” и даже “Талышистан”. Откуда рождается этот страх, я уже писал и не хочу вновь повторяться.
Я хочу коснуться того, почему талыши (как впрочем, лезгины, аварцы, парсы и др.), несмотря на логику происходящего, продолжают биться в закрытую дверь и продолжают говорить о своей возможной жизни в составе АР.
У большинства есть две причины: вера в то, что патриотизм – это верность Азербайджанской Республике, и логика преемственности движению начала 1990-х, ставившей единственную политическую цель – автономия в составе АР.
Почему я не согласен, что защита АР со стороны талыша (и представителей других коренных народов) – это патриотизм? Потому, что защита того, что убивает твой народ, язык твоих родителей это самоуничтожение, а не любовь к Отечеству и Родине. Государство можно защищать только при двух условиях: 1. Если оно является гарантом твоих прав и свобод (в том числе и национальных); 2. Если оно, по крайней мере, обозначает границы твоего народа, твоего языка (но даже в этом случае защита своего государства не должна обозначать разрешение диктата правительства и узурпацию власти). Азербайджанская Республика не подходит ни под один из этих критериев.
В условиях фактического запрета использования названий “Талыш” и “Талышистан” понятия “Родина” и “Отечество” переносятся у детей (под влиянием школьного образования) на понятия “Азербайджан” и “Азербайджанская Республика”. Это есть зомбирование сознания, от чего жизненно важно освобождаться. Родина талышей – Талышистан! И он сейчас оккупирован.
Относительно традиционности мышления (“талыши всегда боролись только лишь за автономию”) должен, к большому сожалению, сказать, что это связано с бедностью образования и опыта. Эти люди не понимают и не желают понимать одного: смена культурных (под этим я понимаю, к примеру, переход от романтизма к реализму) и политических идентичностей – норма любого здравого общества, меняющего их как одежду. Как одежда (какой бы красивой она ни была) имеет свойство изнашиваться, так и политическая идентичность имеет свойство “изнашиваться”, терять актуальность. Продолжать носить старую одежду из любви к тому, какой она красивой была, неразумно. Она потеряла свои цвета. Нельзя постоянно ходить во всем дырявом. Идея автономии сегодня “дырява”. Кроме романтических идеалов и иллюзий ее носителей, она не имеет реальных очертаний и не основывается на реальных политических процессах в мире и регионе. В условиях, когда народы регионы постепенно обретают свободу (абхазы, осетины, курды и др.), мы должны усилиться свою борьбу за свободу, а не гнаться за тем, что никто не может даже четко определить.
У истории дурной вкус: она из раза в раз повторяется. Так повторяются жизни поколений талышских деятелей. Мирсалаев, Ахмедзода и другие были убиты по обвинению в том, что якобы задумали некий “талышский переворот”. Тысячи талышских семей были выселены с Родины и отправлены в степи Казахстана как “нежелательные элементы”. Алиакрам Гумматзода, Али Насир, Умудвар Калбиев и другие на словах были обвинены в “талышском сепаратизме” (хоть и в официальных обвинениях этот пункт отсутствовал). Новрузали Мамедов был убит по обвинению в “разжигании межнациональной розни” (за свои научные работы) и “шпионаже в пользу Ирана”. Гилал Мамедов арестован по обвинению в “сепаратизме, разжигании межнациональной розни и шпионаже в пользу Ирана”. Десятки талышских деятелей живут в эмиграции и не могут ступить на Родину, т.к. их ожидает судьба Гилала и Новрузали Мамедовых. Но при этом отдельные талышские активисты не перестают повторять и учить молодежь тому, что “мы не сепаратисты”, “мы должны быть верны АР” и т.п. А между тем, пока мы повторяем из поколения в поколения одни и те же безрезультативные, бесплодные, пустые лозунги, число носителей талышского языка неумолимо сокращается. Пока мы отбиваемся “мы не сепаратисты”, на наши территории все больше наступают тюркский язык, на этих территориях появляется все больше пантюркистов, чьи родители еще не успели позабыть талышский язык.
P.S. На днях произошло одно знаменательное событие, о котором я не могу не сказать. Профессор Джамиль Гасанли был выдвинут в кандидаты в президенты АР от Национального Совета оппозиции. Джамиль Гасанли является выходцем из талышского селения Алар (ныне оно фактически полностью тюркизировано) в районе Хамошару (Джалилабад). Несмотря на это, он является ярым поклонником бывшего президента АР, пантюркиста А. Эльчибея, одним из идеологов пантюркизма в Азербайджане, и считает, что необходимости в соблюдении естественных прав коренных народов в АР нет. Вот, что о нем пишет глава "Азери-Талышского объединения" М. Сафаров: “Когда на одной из сессий я предложить создать в НС комиссию по малочисленным народам [кого М. Сафаров подразумевал под “малочисленным народом” я не понял – Р.А.И.], он жестко выступил против меня. Поэтому, перед тем, как его кандидатура была выставлена на голосование, я для принятия окончательного решения направил ему вопрос, чтобы он сообщил свое отношение к известному фирману о малочисленных народах А. Эльчибея, которого считает своим кумиром. Он сообщил, что этот фирман был в свое время актуальным, но сейчас является ошибочным решением. Он сообщил, что наши народы побратались, уже давно выдавая друг за друга девушек. Из-за того, что я не получил логичного ответа, я вновь повторил, чтобы он рассказал о том, как будет защищать языки и культуры коренных народов, проживающих в стране. Но Джамиль, в ответ на мой вопрос сообщив, что представлен в Комитете защиты прав Гилала Мамедова, а также что подписался под несколькими обращения в связи с ним, убежал от ответа. Именно поэтому я сообщил, что не проголосую за него. И из участвовавших в голосовании 74 кандидатов только я проголосовал против него”. На первый взгляд обывателя, поступок М. Сафарова очень благороден и отвечает интересам талышского народа. Но что это значит на деле?
а) в Национальном Совете, объединившем основные силы оппозиции Азербайджанской Республики, нет никого, кроме М. Сафарова, кто счел нужным хотя бы выяснить отношение кандидата в президенты к коренным народам страны, не говоря уже о том, что защита их прав входит в его прямые обязанности.
б) Мехдибей Сафаров и в этот раз (как и когда мы призывали его сделать это, наперед зная, что из себя представляет лицемерие Национального Совета) не вышел из состава этого объединения, поэтому, как член НС, в дальнейшем вынужден будет подчиниться решению большинства и поддержать кандидатуру пантюркиста Дж. Гасанли. На мой взгляд, было бы правильно, если после такого ответа единого кандидата НС, М. Сафаров демонстративно покинул бы НС – логово пантюркистов!
Рустам ИСКАНДАРИ
                                                                  продолжение следует

Исчезающая столица.

Сейчас, в принципе, в цифровой формат всё, что угодно, можно перевести – от ”Фантастической симфонии” Берлиоза до поправок и дополнений в закон РА “Об озере Севан”. Оцифровал – и смотри себе в электронном виде на здоровье, или читай, или слушай. Износу нет. Даже если сам оригинал со временем, как говорится, придет в негодность. Правда, тогда судить о нем можно будет только по копиям…
К великому сожалению, подобная опасность сегодня, судя по всему, нависла над древней армянской столицей – Ани. Руины некогда великого града, вошедшего в историю как “город тысячи и одной церкви”, лежат на правом берегу реки Ахурян, по которой проходит граница Армении с Турцией. Ныне Ани находится на турецкой территории.
drevnij-gorod-ani-18 Анийский собор
Как город-крепость, Ани упоминается в исторических хрониках с V века н.э. Это был важный пункт на торговом маршруте из Кавказа в Европу и Азию. В период расцвета население города достигало 100 тыс. чел. и более. Сюда в 961 году перенес из Карса столицу Анийского царства царь Ашот III милостивый. Анийское царство – самое крупное и влиятельное государство средневековой Армении – возникло в конце IX в. в результате объединения Армении династией Багратидов. Оно объединило значительную часть исторической Армении: в состав царства вошли Ширак, Айрарат, Аршаруник, Вананд, Гугарк, Сюник. Ядром Анийского царства была Ширакская область, где находились первые резиденции царей – Ширакаван и Багаран. Развивались ремёсла и торговля, что способствовало расцвету городов. Экономический подъем сопровождался развитием армянской культуры. Высокого уровня в Анийском царстве достигли историография, философия, математика, медицина, а также литература и искусство. В тот период вырабатывается знаменитый анийский архитектурный стиль, процветают живопись (миниатюра), прикладное искусство, художественная резьба по камню и дереву. В Х веке феодальная раздробленность привела к образованию нескольких самостоятельных царств: Васпураканского, (908 г.) Карсского (963 г.), Сюнийского (970 г.), Ташир-Дзорагетского (978 г.), вассальных анийским Багратидам. Острая классовая борьба, рост движения тондракийцев, ухудшение внешнеполитического положения, что сопровождалось раздорами между феодалами и высшим духовенством, привели к экспансии государства со стороны Византии, которая давно присматривалась к здешним краям. В 1045 году византийские войска овладели г. Ани и Ширакской областью, и Анийское царство пало.
(Источник: Як.А.Манандян, «Критическое обозрение истории армянского народа», т.3. Ереван, 1952).
drevnij-gorod-ani-город-призрак
Много бурь пронеслось над Ани за прошедшие столетия. Этот город неоднократно завоевывали и разрушали византийцы, курды, турки-сельджуки. Но ему все же удавалось восстанавливаться. В XIX веке Ани было вновь расцвел. Однако Первая мировая война и Геноцид армян в Османской Турции положили конец его жизни. Сейчас это – город-призрак…
Теперь достопримечательности Ани – Анийский собор, Сторожевая башня, церковь Св. Григория Просветителя и другие – внесены в список «Памятники на грани гибели», составленный Американским Фондом мирового наследия (GHF). Несколько лет назад этот фонд обнародовал пространный доклад под названием «Спасение нашего гибнущего наследия» (Saving Our Vanishing Heritage).
В докладе перечислены наиболее значительные, по оценке экспертов фонда, древние памятники, которых человечество рискует лишиться в самое ближайшее время. Особо выделены двенадцать объектов мирового наследия, подверженные наибольшей опасности:
1. Эль-Мирадор — колыбель цивилизации майя, Гватемала
2. Дворец Сан-Суси — «карибский Версаль», Гаити
3. Форт Сантьяго и Интрамурос — старая часть Манилы, Филиппины
4. Махастангар, один из древнейших городов мира — Бангладеш
5. Храмы Малути, памятники царей династии Пала — Индия
6. Таксила, средоточие древней цивилизации долины Инда — Пакистан
7. Ани — средоточие цивилизации Восточной Анатолии, Турция
8. Херсонес, крупнейший античный комплекс на Черном море — Украина
9. Фамагуста, порт крестоносцев — Северный Кипр
10. Дворец Хишама, омейядский дворцовый комплекс — Палестинская автономия
11. Ламу, древнейший город суахили в Восточной Африке — Кения
12. Ниневия, культурный центр древнейшей цивилизации Месопотамии — Ирак
Несомненно, озабоченность американских экспертов заслуживает внимания, и главы государств, да и все мировое сообщество просто обязаны прислушаться к их рекомендациям. И так уже по недосмотру, а то и по прямому умыслу много чего пропало безвозвратно. Остается недоумевать по поводу того, что древняя армянская столица деликатно названа «средоточием цивилизации Восточной Анатолии». Видимо, в рамках политкорректности. Или чтобы партнер по НАТО не развозникался?
За свою недолгую историю – GHF основан в 2002 году — Фонд мирового наследия успел разработать ряд интересных проектов. Среди них – планы сохранения Изборской крепости в России, неолитического городища Чатал-Хююк и уникального русско-турецко-армянского архитектурного ансамбля города Карс (оба – в Турции), древних храмовых комплексов в Китае и во Вьетнаме. Среди текущих проектов GHF – спасение Ура Халдейского в Ираке, Кирены в Ливии, утопающего в индийских джунглях храмового комплекса Хампи.
Фонд мирового наследия работает преимущественно в странах с доходом на душу населения в 3-5 долларов и меньше, которые из-за своей бедности или по другим причинам не могут должным образом заботиться о своем культурном наследии. Для спасения памятников GHF пользуется собственной методологией Preservation by Design (приблизительно: “Сохранение посредством замысла”), которая включает в себя обеспечение как физической сохранности объектов, так и экономических условий для поддержания их в надлежащем виде, а равно и организацию доступа к ним исследователей и туристов.
Список мирового наследия подготовлен и в Организации ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО). Однако список ЮНЕСКО в фонде GHF считают несбалансированным, поскольку, по их мнению, многие памятники, находящиеся под угрозой исчезновения, в него не включены и потому не удостаиваются должного международного внимания. Авторы доклада, к примеру, констатируют: «В Италии находятся 44 объекта ЮНЕСКО, в Испании – 41, а в Перу с ее 4-тысячелетней историей и сотнями важных памятников культуры – всего девять. В Гватемале же, колыбели цивилизации майя, с ее крупнейшими в мире пирамидами и древними городами, — и вовсе три».
Эксперты GHF отмечают, что плачевное состояние этих и сотен других памятников объясняется, главным образом, пятью причинами, схожими практически для всех регионов мира. Первая причина – противоречие между потребностями развития и потребностями сбережения наследия. (Подобное, например, происходит, когда строят дорогу и валят лес прямо над Игнатьевской пещерой в Башкирии с ее знаменитыми палеолитическими рисунками, отчего пещера начинает осыпаться). Вторая причина – войны. Третья – банальный грабеж, мародерство. Четвертая – “затаптывание» памятников туристами (египетские пирамиды — пример, который всё объясняет).
Пятую причину можно считать главной, так как именно она в той или иной степени провоцирует остальные. В докладе GHF она названа «неудовлетворительный менеджмент», хотя проще и уместнее говорить об обыкновенном пренебрежении, а то и недомыслии.
За последние десять лет, отмечается в докладе GHF, пять главных угроз культурному наследию в бедных странах существенно возросли. К примеру, в Ираке, где расположено большинство памятников древнейших месопотамских цивилизаций, полыхает война. В Афганистане еще до войны фанатики из движения «Талибан» варварски уничтожили гигантские скульптуры бамианских будд, которые были больше чем на сто лет старше ислама как такового.
Сегодня многие из упомянутых двенадцати памятников растаскиваются на стройматериалы. Некоторые находятся в зоне боевых действий, другие – в активно растущих городах, третьи мешают прокладке дорог или еще чего-нибудь инфраструктурно важного. Каждому не повезло по-своему. Но одно несчастье их объединяет: местные власти относятся к ним просто наплевательски. Применительно к Ани приходится констатировать, что он фактически стал одной из главных жертв «культурного геноцида»: власти страны упорно не желают выделять средства на музеефикацию и реставрацию тысячелетних церквей по той причине, что они – армянские.
Что касается противоречий между потребностями развития и сохранения культурного наследия, то хрестоматийным примером считается ситуация вокруг города Хасанкейф в верховьях Тигра, на территории той же Турции. В этом регионе с 1980-х годов реализуется грандиозный «Проект возрождения Восточной Анатолии», в рамках которого в беднейшей части страны массово строятся автотрассы и железные дороги, аэропорты, гидроэлектростанции, ирригационные системы. С 2006 года на реке Ылысу строится плотина. Когда она будет закончена, водохранилище неизбежно затопит Хасанкейф, известный множеством археологических памятников, начиная с римских крепостей и заканчивая дворцами и мечетями XII-XV веков. Но на протесты местных жителей (преимущественно курдов) и международных организаций турецкое правительство обращает мало внимания.
Что касается международного финансирования проектов по сохранению культурного наследия, то GHF приводит весьма занятную статистику. Так, в 2009 году суммарные инвестиции крупнейших организаций, занимающихся охраной окружающей среды (в том числе – Всемирного фонда дикой природы, Conservation International и Greenpeace), приблизилась к отметке 1,6 миллиарда долларов. А непосредственные инвестиции в охрану памятников в том же году составили чуть больше 63 миллионов. Вот красноречивый пример повальной, но маловразумительной моды на экологию.
drevnij-gorod-ani-22
“Я там был и всё это видел, со слезами на глазах, — признаётся пользователь сети Artur в ходе дискуссии, развернувшейся по поводу состояния города-призрака Ани на российском портале ФотоТелеграф.ру. — Всё, что осталось от той древней и могущественной страны. Просто слов нет, как всё это турки уничтожают, выдают чужое за свое, пытаются искажать историю, рядом строят свои мечети, якобы эти древние строения здесь были… На информационных табличках ни слова, что это – древнее армянское государство”
К сожалению, идея сохранения культурного наследия еще не обрела своего всемирно известного глашатая, каким стал Альберт Гор для идеи сохранения окружающей среды, и не отмечена Нобелевской премией мира. И вопрос о ценности культуры по сравнению с ценностью природы оказался подвешен в воздухе. Вот ведь как…
Ашот Гарегинян

КРЕСТ ГЕВОРГА.

Там, где крест,
там и распятый.
Д. АНАХТ
Плотник из Артика Геворг АДЖАТЯН задумал возвести 36-метровый памятник армянскому алфавиту в форме креста. Потеряв надежду найти спонсора, Геворг решил сам заработать необходимую сумму и отправился на заработки прямиком в Москву.
Обещанный работодателем подряд оказался сырым. Кое-как заработав на обратную дорогу, он собирался вернуться домой. В те дни он познакомился с одним российским инженером-строителем, который бесплатно оформил проектно-сметную документацию памятника - ему понравилась идея под названием Великий Свет. "Ты замыслил что-то новое, без шаблонов, так что дерзай", - напутствовал он Геворга.
Дома весь прошлый год был "урожаем" пустых обещаний. Это мой крест, и я от него не откажусь, решил он, и снова отправился в хопан.
Интервью с Геворгом Аджатяном ждало своего часа.
Крест-памятник Мец Луйс.- Существование креста свидетельствует о мудрости создателя, мудрости, перед которой все интеллектуальные достижения человечества можно сравнить с мизерной точечкой света со светом во всей Вселенной. Масса Солнца в 330 тысяч раз больше Земли. Помножим эту цифру на тысячу порядков и все равно сравнение окажется условным. Итак, Геворг, что ты хочешь сказать о своей идее? 
- Я создал пока макет чудесного креста и назвал его Мец Луйс - Великий Свет. Знаю, что он скрывает в себе три тайны жизни. При их познании откроется вечность и только тогда мы по-настоящему почувствуем могущество креста.
- Смастерить крест - всякому по плечу. А что значит он для тебя и почему свою работу ты назвал Мец Луйс?
- В моем понимании слово "хач" (крест) несет звуковую информацию, имеет смысл: хорутюн - глубина, хелк - ум, а ач - это око, глаз. С другой стороны, он символизирует хачмерук - перекресток человеческих путей, дорог, из центра которого исходит невидимый и видимый свет, как, к примеру, светофор, регулирующий движение.
Вместе с тем мой крест - это антенна, которая принимает и распространяет, раздает информацию, слово Всевышнего на четыре стороны земли. Таким же образом люди, воспринимая божественный свет через учение Спасителя, верой познают, открывают свой путь спасения. В любой армянской школе есть плакат, где месроповскими буквами вычеканена фраза: "Смерть осознанная - бессмертие, смерть не осознанная - смерть".
- В христианской вере крест играет главную роль. Тебе, крещеному, что он дает?
- Уверенность в завтрашнем дне. Самое главное в учении Иисуса Христа - то, что он сказал: все люди братья. Я это осознал в русском храме, когда услышал обращение пастыря к прихожанам: братья и сестры!
Знания, которые появляются в ходе работы над памятником, - это чудо, ни с чем не сравнимое. Как мне это объяснить священнику, с которым мы не нашли общего языка? О моем кресте он отозвался двумя словами: слишком модернизировано. Я так и не понял его оценку - хорошо это или плохо. Узоры на хачкарах - это одно. Мой памятник должен быть из арматуры и железных листов - высота какая!
Я пытался объяснить, что мой крест-антенна не признает границ, поэтому он всеобщий, добрый завоеватель. Это единственное допустимое оружие, которое защитит нас от злых сил. В этом нуждаются все люди, независимо от расы и национальности.
- Тогда почему ты называешь свой крест памятником армянскому алфавиту?
- В основании памятника три метровые ступени, обозначающие первые три буквы. Вертикально поднимающиеся трехуровневые кубы буквенно означают 33 прожитых земных года Иисуса, который сказал: "Я есть альфа и омега. Горизонтальная ось: шесть слева и шесть справа кубов подчеркивают количество верных учеников.
Двадцать четвертая буква ?? - дж - центр креста. "Дж" - это символ всепроникающей (как энергия) и всеочищающей воды.
В центре просматривается еще один крест, который можно увидеть со всех шести сторон. В нем и сокрыты три тайны жизни.
- Геворг, какие три тайны скрывает твой крест?
- На этот вопрос я не могу дать однозначный ответ: мне что сказали, то и сделал. Получается, что я тоже антенна - принимаю и передаю... Памятник одновременно крест, который приняла на себя Армения, став первым государством, признавшим христианство в качестве официальной государственной религии. Крест преобразуется в перекресток между Севером и Югом, Западом и Востоком. Здесь-то мы и живем.
P.S. За годы журналистской работы, разрабатывая тему хопана, каких только историй не пришлось услышать и описать. Пришлось познакомиться с людьми, несущими в себе не только рваческий заряд - урвать, нахапать богатство за чужой счет, но и узнать людей честных, работящих, живущих для себя и для других. К последним относится Геворг Аджатян, мой собеседник, ставший другом.
Удачи тебе и твоему кресту-памятнику, нашему кресту.

ЮНЫЙ ЧЕМПИОН.

На юношеских чемпионатах мира по шахматам представители Армении не часто балуют нас успешными выступлениями. Тем приятней было получить на финише 2013 года новость о победе Арама Акопяна на первенстве мира в возрастной категории до 12 лет, прошедшем в Аль-Айне (ОАЭ). Арам (в апреле ему исполнится 13 лет) тренируется у Арарата Сантряна в олимпийской шахматной ДЮСШ им. Генриха Каспаряна. Корр. "ГА" побеседовал с учеником и тренером, а также с отцом юного чемпиона Ашотом Акопяном (старшим научным работником Бюраканской обсерватории).
- Мы с Арамом сотрудничаем уже больше 6 лет, - рассказывает А.Сантрян. - Он очень способный и трудолюбивый мальчик, умеющий работать за доской. Отсюда и результат. Парень живет шахматами, никогда не устает от них. У Арама очень хорошая память, он помнит множество партий. На сборах перед чемпионатом мира один из тренеров расставил позицию и представил ее как партию Мухин - Алехин. Арам его поправил, сказав, что белыми в этой партии с Алехиным играл Рети.
- Как оцениваете победный турнир своего подопечного?
- Очень высоко. Международный рейтинг наших юных шахматистов низок. Например, у Арама перед турниром не доходил даже до отметки 2000. Основная причина - скромный международный опыт. Из-за этого он находился на 30-м месте в рейтинг-листе участников. Начиная с 3-го тура Арам играл с сильными шахматистами, чей рейтинг значительно превышал 2200. При такой трудной турнирной сетке наш парень играл очень уверенно. В частности на старте он смог победить обладателя первого рейтинга турнира из США, которого тренирует наш соотечественник - известный специалист Армен Амбарцумян.
В октябре Арам разделил 3-5 места на чемпионате Европы и по дополнительным показателям стал пятым. На первенстве мира мы планировали попасть в десятку. Еще до старта начались проблемы с визой из-за небрежности чиновников (в документах был неправильно указан год рождения). Арама долго не пропускали арабские таможенники. Как оказалось, нервотрепка пошла моему подопечному на пользу. В первых партиях волнение еще ощущалось, но с 5-го тура все складывалось отлично.
Очень принципиальной была партия 7-го тура. Арам играл с россиянином Есипенко, которому на чемпионате Европы он проиграл начисто выигранную партию. На этот раз Арам черными спокойно удержал равновесие. Финиш он провел очень сильно, чувствовалось, что своего не упустит. В последнем туре соперник Арама предложил ему ничью  уже в практически проигранной позиции.
- Арам, ты сильно волновался в решающий момент?
- Не сказал бы. Ничью сделал с позиции силы, но если бы партия была совсем выиграна, довел бы ее до конца.
- Расскажи немного о себе как о шахматисте.
- В шахматы меня научил играть папа. Хочу посвятить им свою жизнь. Тренируюсь каждый день, кроме понедельника, когда работаю индивидуально. Любимые шахматисты - Михаил Ботвинник и Тигран Петросян. Из современных - Левон Аронян, Владимир Крамник и Владимир Акопян. Я больше тяготею к позиционному стилю, хотя стратегия и тактика в шахматах тесно взаимосвязаны. Ранее я занимал первое место на турнире в Джермуке до 18 лет. Становился чемпионом Армении в категориях до 10 и 12 лет.
- Чем любишь заниматься кроме шахмат?
- Люблю футбол - смотреть и играть. Любимая команда - "Челси". Очень нравится большой теннис. Для шахматиста физическая подготовка необходима, потому что нелегко сидеть по 6 часов за доской и при этом не уставать, успевать восстановиться к следующей партии. На сборах мы каждое утром бегаем и делаем зарядку - очень помогает.
- Что, по-твоему, необходимо для покорения шахматных вершин?
- Думаю, упорство, хорошая физическая подготовка и твердость духа.
- Шахматы сильно влияют на учебу?
- Влияют, конечно, но учителя проявляют понимание и очень мне помогают. Директор часто звонит, интересуется моими успехами. Я учусь в ереванской школе N51 имени Вардгеса Петросяна. В Ереван после чемпионата мира вернулся 29 декабря. Когда занятия возобновились, меня в школе торжественно встретили, преподнесли подарки. Еще раньше получил поздравления от одноклассников и педагогов по интернету.
- Вопрос к папе чемпиона: когда вы поняли, что шахматы займут в жизни вашего сына серьезное место?
- Когда Араму было 7 лет, Арарат в шутку сказал, что его ученик к 12 годам должен стать гроссмейстером. Сын взволнованный пришел домой и спросил: "Папа, неужели так поздно?" (смеется) Гроссмейстером Арам пока не стал, но определенного успеха достиг. Последние пару лет я вижу, как он растет в шахматном плане. Арам способен прогрессировать и дальше, но делать прогнозы еще рано. Опыт показывает, что окончательно все становится ясно к 14-15 годам.
Сейчас все складывается неплохо, но я хочу, чтобы он серьезно относился к школьным занятиям и по возможности приобрел еще какую-нибудь профессию. Конечно, совмещать учебу и шахматы непросто, но подобных успешных примеров немало. Часто говорю об этом сыну.
- Не опасаетесь, что титул чемпиона мира, пусть и среди юношей, может вызвать у мальчика "звездную болезнь"?
- Ничего такого у него еще не наблюдается. Однако я поговорил с тренером, и мы решили, что интервью "ГА" у него пока будет последним (улыбается)...

Азербайджанская семья просит в Армении политическое убежище - Подтверждение СНБ.

Азербайджанская семья просит в Армении политическое убежище - Подтверждение СНБ
Служба национальной безопасности Армении подтвердила неофициальные сообщения в СМИ о том, что семья из Азербайджана просит политическое убежище в Армении.
Как сообщает пресс-центр СНБ, 29 января на таможенный пункт «Баграташен» на армяно-грузинской границе обратился житель города Баку Джавид Оруджев (1976 г.р), с женой и тремя детьми. Мужчина просит политическое убежище.
Свое решение гражданин Азербайджана объяснил тем, что на родине подвергся преследованию. В частности, Оруджев сообщил, что давление спецслужб началось после его женитьбы на Ройе Мирзоевой (1983 г.р), женщине армянского происхождения. Не выдержав преследования, Оруджев был вынужден согласиться сотрудничать с азербайджанскими спецслужбами и сообщать им полученные у проживающих за рубежом родственников жены сведения об Армении и Диаспоре.
Осознавая угрозу, нависшую над семьей, Оруджев предпринял неудачную попытку обосноваться в одной из европейских стран. После высылки обратно в Баку давление со стороны спецслужб АР усилилось.
Оказавшись в безвыходной ситуации, Оруджев решил просить политическое убежище в Армении.
Ереванский офис ООН и Государственная миграционная служба Армении занимаются дальнейшей судьбой семьи.

http://news.am/rus/news/191973.html