Хоть я и не задумывал этого до написания данной серии статей, каждая новая публикация оказалась связанной с Мехдибеем Сафаровым, с его деятельностью, которая нередко связана с современной талышским общественно-политическим полем. 17 января он заявил о своем выходе из состава Национального Совета, в Координационном Совете которого, по его словам, представлены “люди, призывающие к этнической розни и демонстрирующие нетерпимость к предложенным мною независимым идеям, оскорбляющие его и народ, к которому он принадлежит”. Это решение стало достаточно запоздалым, учитывая то, что мы предупреждали об этом сценарии развитии деятельности Национального Совета с самого начала. Однако мы рады, что, хоть и довольно поздно, он нашел в себе силы признать, что данная структура, ее участники настроены либо открыто враждебно, либо равнодушно по отношению к нашему народу, к его судьбе. И мы поздравляем его с этим решением.
Он, видимо, искренне (как и некоторые другие талыши – сегодня и в прошлом) верил, что участие талышей в Национальном Совете или любой другой “общеазербайджанской” организации принесет какую-то пользу нашему народу. Наученные горьким опытом предыдущих лет, когда мы и наши предшественники, участвовали в этой “общеазербайджанской” борьбе за демократизацию и каждый – абсолютно каждый! – раз получали обухом по голове, мы призывали своих братьев не вступать в эту игру, в эту совместную ловушку властей и псевдооппозиции Азербайджанской Республики. Отдельные талыши не вняли нашим призывам и приняли участие в этой постановке, надеясь на какую-то выгоду для талышского народа. Однако они ошиблись. И это произошло уже в который раз!
Возникают закономерные вопросы: сколько талыши будут продолжать участвовать в этих “общеазербайджанских” действах? Ведь никогда еще “общеазербайджанские” структуры не признавали и не включали в свои программы талышские пункты, не признавали на официальном уровне наших прав и свобод, не подымали в общественном поле проблемы талышского и других коренных народов. Почему талышские активисты и общественные деятели соглашаются участвовать в этих организациях, не требуя официального принятия своих программных позиций? Почему они соглашаются на устные, кулуарные и вместе с тем абсолютно пустые, ничего не стоящие заверения своих псевдосоратников? Откуда берется эта наивность? И наивность ли это, вообще?
Первый момент, на который стоит обратить внимание, - это то, что многие талышские активисты и политические деятели даже не имеют своих программ, не имеют простого списка (краткого и расширенного) требований. Совершенно непонятно, требуют ли отдельные деятели независимости Талышистана, его автономии (если автономии, то в какой форме?) или вовсе не имеют никаких реальных политических притязаний. Абсолютно - и это не преувеличение – непонятно, за что они вообще борются. При этом довольно часто можно услышать о необходимости создания единого талышского политического фронта борьбы. Как можно объединиться в единый, монолитный блок, когда многие, то ли сами не понимают, то ли боятся произнести свои политические требования? Как можно объединиться в единый блок, если некоторые боятся даже произнести слово “автономия”? За что они вообще тогда борются? Если кто-то боится публично озвучить свои политические требования, – на это, конечно, имеет право любой человек, - то почему он берется участвовать в политическом процессе, выступая против других талышских деятелей?
На наш взгляд, было бы разумным, если бы все талышские деятели признали нецелесообразность критики талышских политических деятелей, борющихся за административно-территориальную автономию либо независимость Талышистана. Любое требование, меньшее, чем административно-территориальная автономия, грозит смертью нашего народа, – соответственно, это борьба не за наш народ, а против него. Это очевидно каждому талышу, но вместе с тем, многие талыши боятся произнести это. Если уж мы взялись бороться за права своего народа, то нужно за них бороться, а не создавать видимость борьбы!
Если человек ставит перед собой цели исключительно культурно-просветительского характера, то это не менее достойное дело, нежели политическое (вероятно, даже более достойное). Однако тогда целесообразным было бы, если бы он не вмешивался в политический процесс, по меньшей мере, не выступал бы против талышских деятелей, ведущих борьбу на политическом поле. Если на человека давят с требованиями выступить против талышских политиков (а это бывает довольно часто и, как всем известно, часто выступления против талышских деятелей со стороны талышей, живущих в АР, вызваны давлением со стороны властей), разумнее было бы этому человеку вовсе отойти на время от проталышской деятельности. В таком случае все бы поняли причины подобного поведения и с пониманием и даже с уважением отнеслись бы к этому человеку. Ведь одной из главных задач в нашем деле является не нанести вред своему народу!
Такая стратегия станет, на наш взгляд, достойным ответом на давление властей и попытки рассорить и, таким образом, разбить Талышское Национальное Движение: талышские политики будут бороться строго в спектре восстановления государственности Талышистана на его исторических землях (четко подчеркивая географию нашей Родины – вплоть до Куры, включая весь район Салйона “за Курой”) и не выступать друг против друга. При этом те, кто не готовы выступать в этом спектре, должны выйти из политического процесса, чтобы не отнимать немало сил и энергии у политических деятелей, которые необходимы для того, чтобы свести к минимуму тот вреда, который они могут – порой непреднамеренно – нанести нашему движению и народу в целом. Это лишь усилит наши позиции и ускорит нашу победу в деле возрождения Талышистана!
Таким образом, не будет необходимости объединяться в рамках одной единственной организации (подобное облегчило бы подрывную деятельность наших врагов), но при этом мы все же будем едины, несмотря на отдельные расхождения в задачах (но не цели!). Это позволит новым талышским активистам и деятелям применять свои силы в зависимости от тех идей, которые они открыто декларировать и защищать, не подвергаясь братской междоусобице. Это также позволит талышскому электорату не метаться между разобщенными представителями политической элиты.
В этом смысле, мы надеемся, что больше не столкнемся с публикациями вроде последних высказываний М. Сафарова об организуемой евродепутатом Ц. Согор, Талышским Национальном Движением и Организацией непредставленных народов конференции в Брюсселе, где он громогласно заявляет о “толерантном Азербайджане”, где всем народам якобы предоставлены равные права.
Кроме того, мы надеемся, что талышские деятели будут последовательными и, раз заявив о своем требовании независимости Талышистана, будут всегда выступать за это требование, что талышские деятели не будут двигаться по ветру, пытаясь кому-то угодить, а будут в полной мере защищать права и свободы талышского народа.
Рустам ИСКАНДАРИ
TolishPress.Org
TolishPress.Org