Данные этнотопонимии о расселении тюркоязычных племен в Азербайджане XI-XV вв.
Наряду с письменными источниками и данными археологии выявлению этнической истории населения Азербайджана содействует изучение этнотопонимии. Топонимы являются чрезвычайно важным и устойчивым языковым материалом, оставаясь в употреблении на протяжении многих столетий.
В середине XI в. Азербайджан был завоеван сельджуками (одна из ветвей огузов) — тюркскими племенами, вышедшими из Средней Азии. Завоевание сопровождалось массовыми передвижениями населения. Огузские и примкнувшие к ним тюркоязычные племена переселялись под эгидой династии Сельджуков, поэтому за ними утвердился собирательный термин сельджуки. Наименование сельджук постепенно заменило термин огуз, хотя в источниках встречается также их одновременное бытование.
Изучение этнонимов племен, которые в течение XI-XII вв. сыграли важную роль в истории Закавказья, позволяет получить ответы на вопросы, связанные с судьбой переселившихся племен и с их распространением и оседанием. Топонимы, появление которых в Закавказье можно приурочить к XI-XII вв., отражают важный этап в этнической истории Закавказья, связанный с огузами и другими тюркоязычными напластованиями. Из 24 огузских этнонимов в Закавказье достоверно могут быть выделены 17: авшар, байат, байдундур, бектили, игдыр, йиве, йайырлы, карабылюк, кырык, печенег, салур, тутырга, тюкер, чарук, чебни, чувалдар, эймюр. Из шести примкнувших к огузам тюркоязычных племен, которые участвовали в сельджукском завоевании, на территории Закавказья установлены этнонимы пяти: агач-эри, канлы, карлук, кыпчак, халадж (см.~1~).
Топонимы, связанные с огузами и другими тюркоязычными племенами, свидетельствуют, что они отдельными группами обижали на территории Закавказья как в XI-XII вв., так и позднее.
Многие из сельджукских племен под давлением монголов ушли в Малую Азию, а другие остались в Азербайджане. Их этнонимы доныне сохранились в топонимии: например, Айрумы, Шамлы, Бекдилы, Иналлы, Текля, Караманлы, Ахмедлы, Айдынлы, Дюгер и др. (см.~2~)
Айрумы — этнографическая группа азербайджанцев, проживающая в западной части Азербайджана, в горной местности, от оз.Гек-Гель до р.Акстафы; в других местах айрумы слились со своими соседями — азербайджанцами и армянами. Область расселения их в прошлом простиралась от персидско-турецкой границы, где охватывала район оз.Урмии и окрестности Хоя, Маку, Салмаста (т.е. примерно территорию бывшего ханства Аваджик до р.Куры; территорию исторических провинций Борчалы, Шамшадиль, Казах), занимала как горные, так и низменные местности. (см.~3~)
По мнению азербайджанского исследователя М.Г.Велиева (Бахарлы), предками айрумов были малоазиатские тюрки, которые после разгрома их государства в Анатолии в 1301 г. нашла убежище в пределах Закавказья. (см.~4~)
Замечания об айрумах как о более поздних пришельцах на Кавказе содержатся в работах известного востоковеда В.Ф.Минорского и советского историка И.И.Мещанинова. Они полагали, что айрумы переселились из Персии во время персидско-турецкой войны в XVII в. (см.~5~). В противовес этим миграционным теориям советские ученые А.Алекперов и К.Каракашлы выдвинули тезис об автохтонном происхождении айрумов, который, правда, каждый из них обосновал по-своему.
В результате наблюдений над культурой и бытом айрумов К.Каракашлы утверждал, что они «по своему этнографическому и общественно-хозяйственному быту отличаются от равнинных тюрков постольку, поскольку горец может отличаться от аранца, т.е. от жителя равнины». Этноним айрум, по мнению Каракашлы, мог возникнуть «вследствие перемены территориального района и ухода, вернее, отделения одной части населения от другой и заселения ею нового края отдельными группами или семьями» («отдельно» по-азербайджански — айры, отсюда — айрым; так себя называют айрумы). К.Каракашлы заключает, что айрумы представляют собой «фрагмент земледельческо-скотоводческих равнинных жителей», происхождение которых следует искать не в каких-то «Румах», а в пределах самого Кавказа и, в частности, в «Казахском уезде, откуда большинство айрумов переселилось в горы Кошкара и Кяпаза». (см.~6~)
Аргументированнее выглядит предположение А. Алекперова, который пришел к заключению, что в материальной и духовной культуре айрумов явственно проступают напластования двух разнородных культур — оседлой земледельческой, уходящей своими корнями в местную этническую среду, и пришлой скотоводческой, связанной с появлением в Азербайджане кочевых тюркских племен. (см.~7~)
Оседлые предки айрумов — древние албанцы — в начале средних веков в процессе христианизации края подпали под сильное влияние армянской церкви и в значительной степени были ассимилированы армянами. Это, по мнению А.Алекперова, подтверждается наличием развалин древних храмов с армянскими надписями, сохранившихся в айрумских горах до наших дней. Однако в V в. Халкедонский церковный собор расколол армян и албанцев на два враждебных лагеря: монофизитов, или халкедонитов, — поборников греческого православия и диофизитов, или антихалкедонитов, — сторонников старой армянской церкви, из которых первые за свою приверженность к Византии получили в просторечии прозвище хай-хором, т.е. «армян-греков». В Армении халкедониты остались в меньшинстве и вынуждены были впоследствии эмигрировать из страны; в Албании (Кавказской) их оказалось гораздо больше. В последующие века тюркизация и исламизация Азербайджана привели к полному исчезновению здесь христианской религии, к забвению первоначального смысла термина хай-хором, который в усеченной форме айрум сохранился до наших дней как название части аборигенного населения, уже тюркского по языку и мусульманского по религии.
Советский этнограф В.П.Кобычев в работе об айрумах выдвигает следующую гипотезу: в начале средних веков западный Азербайджан находился в тесных культурных и политических отношениях с соседней Арменией. В западном Азербайджане было распространено христианство григорианского толка, существовала письменность, построенная на общей с армянским алфавитом графической основе. Армяне составляли значительную часть населения края, занимая в нем преимущественно горные местности (Карабахское плато, древняя область Арцах), тогда как коренное население (албанцы) проживало преимущественно на прилегающем плоскогорье — Аране (см.~8~). В 591 г., во время второго раздела Армении между Византийской империей и Сасанидской Персией, по территории западного Азербайджана прошла граница, которая отделила часть армянского населения вместе с албанцами от остального населения страны. Раздел 591 г. в дальнейшем был закреплен договором 628 г. между Византией и Персией и просуществовал до падения Сасанидской империи и нашествия арабов на Закавказье, т.е. почти до конца VIII в. В этих условиях в пограничной полосе и могло, по мнению В. П. Кобычева, сложиться новое этническое наименование хай-рум (или в армянской огласовке хай-хором) в качестве отличительного прозвища для той части аборигенного населения, которая после раздела оказалась в пределах Византийской империи. При этом новое название в равной степени могло применяться как для наименования народа, так и для обозначения занимаемой им территории, как это было, например, с названием греки в древней Руси или урум на Востоке. (см.~9~)
Новая политическая ситуация, сложившаяся в Армении и западном Азербайджане в результате раздела этих стран между Персидской и Византийской империями, получила отражение и в исторической литературе, и в топонимии края. Так, арабский ученый Х в. Баладзори упоминает в Азербайджане «область Урума», в которой арабам пришлось подавлять восстание армян и азербайджанцев (см.~10~). А.Алекперов локализует эту область в Карабахе, где до наших дней сохранились топонимические названия с корнем рум. (см.~11~)
Действительно, внимательное изучение топонимии в местах прежнего расселения айрумов дает значительное количество географических названий с корнем рум: гора и населенный пункт Урумбазар, р.Урумбазарчай у стыка Шахдагского, Мровдагского и Зангезурского хребтов, гора Урумыс к югу от Севана, гора Айрумча и три селения Айрум, Гюлядзарайрум, Чарвадараурум, местность под названием Айрумское кочевье в северной части Карабахского нагорья, селения Чоирум на берегу Куры, Хейрум в Казахе и др. Все эти топонимы сосредоточены на относительно ограниченной территории, тянущейся узкой полоской от южного 6epera Куры в районе несколько выше впадения в нее р.Алазани и р.Иори, через горы Карабаха по направлению к Нахичевани. Вне этого пространства подобные наименования не встречаются.
Можно прийти к выводу, что айрумы представляют co6oй тюркизированных и исламизированных потомков армянизированных албанцев и части армян, которые после раздела Армении в конце VI в. оказались в пограничном районе с византийской стороны и для которых использовалось наименование айрум, означавшее армян, подданных Византии. (см.~12~)
В конце XVI в. столетия айрумы разделились на две части: одна переселилась в Персидский Азербайджан и здесь получила от шаха Аббаса название шахсеван, а другая осталась на старом месте и образовала несколько родов или колен: айрумы, саатлы, ахсахлы или чолахлы. (см.~13~)
По административному делению царского времени основная масса айрумского населения обитала в Елизаветпольском уезде (он делился на шесть магалов, из которых Айрумский магал (см.~14~) составляли в основном айрумские селения), в Джеванширском уезде — Айрумы, Саатлы; в Казахском — Боганис-Айрум, Полад-Айрум, Шиник-Айрум; в Джевадском — Саатлы; в Ленкоранском — Ахсахлы; в Нухинском — Чолахлы. (см.~15~)
Ушедшие в Персидский Азербайджан айрумы заняли в нем Ардебильскую провинцию под именем шахсеванов. Отсюда они впоследствии перешли в пределы Закавказья и первоначально основались на Мугани, потом рассеялись по всему Азербайджану. В Персидский Азербайджан пришло более 3 тыс. шахсеванских семейств во главе с Юнис-пашой. От внуков последнего Бейдали-бека и Коджабека произошли поколения: бейдиллы и ходжалы. От бейдиллы впоследствии отделилось несколько колен, из которых в Азербайджане живут каракасумлы, полатлы, димирчи, халифели, удюглы, мурадлы, заргяр и милли (см.~16~). К этим шахсеванским племенам в конце XVI в. присоединились еще два сельджукских племени: бекдиллы и иналлы. Из бекдиллы впоследствии выделилось несколько колен: оймаки, джиловарлы, чахырлы или шакирлы, кобадлы, а из племени иналлы — эйватлы.
За этими племенами в Персидский Азербайджан прибыли новые сельджукские племена: рзабеклы, гомущи, ахмедлы, текля или текка, кадырлы, ильхичи и карадаглы (см.~17~). Эти племена оставили по себе память в наименовании нижеприведенных селений, бытовавших в первых десятилетиях XX в.: в Геокчайском уезде — Шахсеван, Бейдаллы, Удуглы, Мурадлы, Ильхичи-Амирджанлы, Ильхичи-Нахырчи, Кара-Ильхичи, Ляля-Ахмедлы, Ахмедлы, Текка, Чахырлы, Текля-Сафи, Текля-Мирза Баба, Текля-Муганлы; в Джебраильском — Шахсеван, Заргяр, Карадаглы, Ког-Ахмедлы, Ял-Пир-Ахмедлы, Ахмедилиляр, Пир-Ахмедлы, Ахмедлы (см.~18~), Ахмед-Агалы, Яр-Ахмедлы, Чахырлы, Эйватлы; в Шемахинском — Годжи-Ксумлы, Гаджи-Кадырлы, Текля-Гаджи Мамед-Гусейн, Текля-Мирза Баба; в Джевадском — Гаджи-Касумлы, Полат-Тугай, Халфоли, Гаджи-Али-Мурадлы, Мурадлы, Кадырлы, Ахмедлы, Бекдиллы, Чахырлы, Пир-Эйватлы, Текля-Мирза Баба; в Кубинском — Касум-Кышлаги, Халфалар, Удюг, Заргярлы, Ильхичи, Карадаглы, Ахмедлы, Хырда-Оймак; в Ленкоранском — Гюл-Касумлы, Али-Касумлы, Полатлы, Халфалар, Халфа-Канлы, Халфа-Ходжа, Милли, Кадырлы, Ахмедлы, Едди-Оймак, Чахырлы, Иналлы, Текля, Текля-Кош, Холь-Текя; в Бакинском — Ахмедлы или Гулам-Махмудлы; в Агдашском — Бейдиллы, Карадаглы; в Джеванширском — Палатлы, Кара-Дамирчи, Милли, Илхичиляр, Карадаглы, Кобарта-Бай-Ахмедлы, Джиловдарлы, Текля; в Шушинском — Полатлы, Дамирчиляр, Халфалы, Ильчихляр, Агдам-Карадаглы, Карадаглы-Варандалы; в Зангезурском — Димирчиляр, Мурадлы, Ахмедлы, Мурадханлы, Кобатлы; в Казахском — Дамирчиляр, Кель-Халфалы, Кадырлы, Джиловдарлы; в Гянджинском — Карадаглы, Азар-Ахмедлы, Геран-Бой-Ахмедлы, Шакирлы; в Нухинском — Карадаглы (см.~19~).
Сельджукское племя шамлы, согласно полулегендарному преданию, происходило от пленников из Малой Азии, уведенных Тимуром после битвы при Анкаре (1402 г.) и переданных им сефевидскому шейху Ходжа Али, который поселил их в Азербайджане (см.~20~). Наименование племени шамлы сохранилось в названии селений в Геокчайском и Агдамском уездах (см.~21~).
Сельджукское племя караманлы получило свое название от самостоятельного княжества Караманлы, образовавшегося в результате распада сельджукского султаната в Анатолии. После присоединения княжества к Турецкой империи 1471 г. часть жителей этого княжества двинулась на северо-восток в пределы Азербайджана, где оставила о себе память в наименовании четырех селений Караманлы в уездах: Геокчайском, Шсмахинском, Джеванширском и Джевадском.
Племя айдин, также Сельджукское, в начале XIV в. образовало в Анатолии независимое Андийское княжество. В ходе присоединения Айдинского княжества к Оттоманской империи часть его жителей под именем айдинов перебралась в Азербайджан; здесь о нем в начале XX в. напоминало селение Айдин в Кубинском уезде (см.~22~).
В XIII столетии в Азербайджан вместе с монгольскими завоевателями пришло племя баят (это племя еще в XI в. упоминается в числе 24 древних огузских племен — см.~23~). Вначале оно поселилось в Малой Азии, где смешалось с другими сельджукскими племенами, но к концу XV — началу XVI в. влилось в племя кызылба-шей и переселилось в Азербайджан (см.~24~). Топоним Баят встречался в Азербайджане в начале XX в.: в Геокчайском уезде — Байт-Мелик-Уммуд, Баят-Кадыр-Гусейн; в Джевадском — Баят; в Кубинском — Сынджан Баят, Узун Баят; в Шемахинском — Баят; в Шушинском — Баят (см.~25~).
Вместе с монголами пришли и джагатайские тюрки. Свое название они получили от имени младшего сына Чингисхана Джагатайхана (см.~26~). Топоним Джагатай в 20-х годах XX в. встречался лишь в Кубинском уезде — селение Джагатай (см.~27~).
Как известно, с XVI в. Азербайджан входил в состав Кызылбашского государства, во главе которого стояла династия Сефевидов, происходившая из Ардебиля в южном Азербайджане. Главной опорой Сефевидов стали тюркоязычные кочевые племена. Эти племена еще в середине XIII столетия были переселены в Азербайджан. Они принадлежали к особой тюркской ветви (белых гуннов), называемой кай и жившей в западном Туркестане. Главными племенами кай считались: каджары, авшары, ульгудары, чобаны, бахарлы, падар, устаджаллы, ляк, халиллы, сор-сор, шемя (шагаг), осаллу, зенгене, армалу (см.~28~).
Тюркские племена каджар и авшар пришли из Средней Азии вместе с монгольскими завоевателями. В Азербайджане часть этих племен была поселена при Тимуре и Мираншахе (см.~29~). Топоним Каджар встречался в Геокчайском, Кубинском и Шушинском уездах (см.~30~). Племя авшар делилось на несколько колен, из которых в Азербайджане проживали краглы и авшары. Топонимы, восходящие к этим наименованиям, бытовали в названии селений Краглы в Кубинском и Джевадском уездах, а также в названии селения Авшар Шушинского уезда.
Племя бахарлы первоначально жило в Хорасане. Отсюда оно впоследствии перешло в пределы Азербайджана, где обосновалось в селениях Бахарлы в Шушинском и Зангезурском уездах (см.~31~). Племя падар, переведенное Сефевидами из Персии в пограничные области, образовало поселения (см.~32): в Кубинском уезде — Шабран-Падар, Армуд-Падар; в Геокчайском — Падар-Гюльмяли; Агдамском — Карадаглы-Падар; в Шемахинском, Нухинском и Джебраильском уездах — Падар.
Племя ляк дало свое имя следующим селениям (см.~33~): в Геокчайском уезде — Ляк, Ляк-Чыплыг; в Агдашском — Ляки; Джеванширском — Ляк, Лякили; Гянджинском — Ляк.
Племя халиллы расселилось в Шемахинском уезде — в селении Халиллы; Кубинском — Пир-Халилды; Геокчайском — Халиллы, Халлилы-Касумбек; Агдашском — Дегис-Халиллы; Нахичеванском — Халиллы (см.~34~).
Племя сор-сор (или сур-сур) в Азербайджане первоначально жило в Геокчайском уезде у Прикуринской полосы (см.~35~). В 1739 г. небольшая их группа была переведена в Дербентское и Кубинское ханства. Впоследствии еще часть сор-соров была переселена в г.Ахсу, а также во многие другие уезды Азербайджана. Этноним сор-сор встречался: в названии селений в Геокчайском уезде — Сор-Сор; Кубинском — Сур-Сур-Билиджи; Шемахинском — Сор-Сор; Ленкоранском — Соры-Соре; Джебраильском — Сур (см.~36~).
Племена осаллу, армалу, зензене и ширян (шилян) дали свое имя селениям в Кубинском уезде (Осаллу и Армалу), в Шемахинском и Кубинском уездах (Зенгене), трем селениям в Геокчайском уезде (Шилян-Тязя, Шиляп-Ашага и Шилли-Юхары). Наименование тюркского племени чобаны (см.~37~), которое обитало в Геокчайском и Шемахинском уездах, сохранилось в топониме Хан-Чобанны.
В конце XV — начале XVI в. в состав кызылбашских племен влились части туркменских племен под именем туркман (т. е. туркмен — см.~38~), которые были известны в Азербайджане и как кара-коюнлы и агкоюнлы (баяндурлы). Названия этих племен сохранялись в топонимии Азербайджана (см.~39~): в Геокчайском уезде — Тюркмен, Каракоюнлы; Джеванширском — Тюркмен, Кара-коюнлы; Ханкара-коюнлы; Гянджинском — Кара-коюнлы, Тап-кара-коюнлы; Токкалар-кара-коюнлы; в Зангезурском — Кара-коюнлы, Баяндур; в Нухинском — Чай-кара-коюнлы; в Кубинском — Баяндур (см.~40~).
В начале XIII в. под натиском монголов в Азербайджан пришло тюркское племя куманы, или половцы (см.~41~). Во второй четверти XI в. они занимали степи между Волгой и Доном, в XIII в. были оттеснены на юг. Часть их поселилась в Азербайджане, где они смешались с другими тюркскими племенами, оставив память о себе лишь в названии трех селений Куманлы в Ленкоранском уезде (см.~42~).
Оттеснив половцев, монголы в XIII в. под предводительством Норая или Нугая вторглись в пределы Азербайджана. Впоследствии они получили название ногайцев — по имени своего предводителя. В дальнейшем ногайцы распались на несколько поколений, среди которых можно назвать буджагов (см.~43~). Это дает возможность полагать, что жители селений под названием Буджаг — потомки ногайцев, которые в дальнейшем смешались с другими тюркскими племенами. Этноним буджаг сохранялся в начале XX в. в названии селений: в Геокчайском уезде — Кара-Буджаг; в Джевадском — Кара-Буджаг и Эгри-Буджаг; Агдамском — Буджаг; в Нухинском — Буджаг и Мухах-Буджаг (см.~44~).
Проникновение тюркских племен в восточное Закавказье, начавшееся в сравнительно больших масштабах преимущественно в XI в., охватило в первую очередь северные области Азербайджана. Эти выводы основаны как на свидетельствах письменных источников, так и на данных топонимии. Этнотопонимы географически локализуются, что позволяет выделить места компактного расселения и обитания тюрок в Закавказье в XI -XII вв.
Автор статьи — Г.Д.АГАЕВ
Источник: Сборник «Этническая ономастика».
Академия наук СССР. Институт этнографии имени Н.Миклухо-Маклая.
Издательство «Наука», М., 1984 г.,
тираж 6,8 тыс.экз
СНОСКИ
(~ 1. ~). Рашидаддин. Сборник летописей. Л., 1952, т.I, кн.1, с.76.
(~ 2. ~). Велиев М. Г. (Бахарлы). Азербайджан (Физико-географический, этнографический и экономический очерк). Баку, 1921, с.36.
(~ 3. ~). Кобычев В. П. Айрумы. — Сов. этнография, 1962, №3, с.139.
(~ 4. ~). Велиев М. Г. (Бахарлы). Азербайджан (Физико-географический, этнографический и экономический очерк). Баку, 1921, с.36.
(~ 5. ~). Подробнее см.: Кобычев В. П. Айрумы, с.139.
(~ 6. ~). Каракашлы К. Об айрумах. — Изв. О-ва обследования и изучения Азербайджана, Баку, 1929, №8, с. 37-38.
(~ 7. ~). Алекперов А. У айрумов. — Изв. О-ва обследования и изучения Азербайджана, Баку, 1928, №5, с.240.
(~ 8. ~). Кобычев В. П. Айрумы. — Сов. этнография, 1962, №3, с.145.
(~ 9. ~). Кобычев В. П. Айрумы. — Сов. этнография, 1962, №3, с.146.
(~ 10. ~). Баладзори. Книга завоевания стран. Баку, 1927, с.26.
(~ 11. ~). Алекперов А. Исследования по археологии и этнографии Азербайджана. Баку, 1960, с.91.
(~ 12. ~). Кобычев В. П. Айрумы. — Сов. этнография, 1962, №3, с.148.
(~ 13. ~). Велиев М. Г. (Бахарлы). Азербайджан (Физико-географический, этнографический и экономический очерк). Баку, 1921, с.36.
(~ 14. ~). Кавказский календарь 1854. Отдел статистический. Тифлис, 1853, с.368-377.
(~ 15. ~). Дорожная карта Кавказского края. Тифлис, 1903.
(~ 16. ~). Велиев М. Г. (Бахарлы). Азербайджан (Физико-географический, этнографический и экономический очерк). Баку, 1921, с.37.
(~ 17. ~). Кавказский календарь 1917. Отдел статистический. Тифлис, 1916, с.2.
(~ 18. ~). Алекперов А. Исследования по археологии и этнографии Азербайджана. Баку, 1960.
(~ 19. ~). Кавказский календарь 1917. Отдел статистический. Тифлис, 1916, с.2.
(~ 20. ~). Петрушевский 3. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX в. Л., 1949, с.90.
(~ 21. ~). Список населенных мест Азербайджана (по материалам сельскохозяйственных переписей 1917 и 1921гг.). Баку, 1922.
(~ 22. ~). Велиев М. Г. (Бахарлы). Азербайджан (Физико-географический, этнографический и экономический очерк). Баку, 1921, с.39.
(~ 23. ~). Рашидаддин. Сборник летописей. Л., 1952, т.I, кн.1, с.76.
(~ 24. ~). Петрушевский 3. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX в. Л., 1949, с.91.
(~ 25. ~). Кавказский календарь 1917. Отдел статистический. Тифлис, 1916, с.2.
(~ 26. ~). Велиев М. Г. (Бахарлы). Азербайджан (Физико-географический, этнографический и экономический очерк). Баку, 1921, с.40.
(~ 27. ~). Материалы сельскохозяйственной переписи 1917г. по Бакинской губернии. Приложение № 2-3. — Журн. «Народное хозяйство», 1921.
(~ 28. ~). Велиев М. Г. (Бахарлы). Азербайджан (Физико-географический, этнографический и экономический очерк). Баку, 1921, с.41.
(~ 29. ~). Петрушевский 3. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX в. Л., 1949, с.90.
(~ 30. ~). Список населенных мест Азербайджана (по материалам сельскохозяйственных переписей 1917 и 1921гг.). Баку, 1922.
(~ 31. ~). Велиев М. Г. (Бахарлы). Азербайджан (Физико-географический, этнографический и экономический очерк). Баку, 1921, с.42.
(~ 32. ~). Ямполъский 3.И. Путешественники об Азербайджане. Баку, 1961, т.I, с.226.
(~ 33. ~). Бахтадзе И.Л. Кочевники Закавказского края. — Свод материалов. Тифлис, 1882, т.III, ч.2, с.75-79.
(~ 34. ~). Дорожная карта Кавказского края. Тифлис, 1903.
(~ 35. ~). Велиев М. Г. (Бахарлы). Азербайджан (Физико-географический, этнографический и экономический очерк). Баку, 1921, с.42.
(~ 36. ~). Кавказский календарь 1915. Отдел статистический. Тифлис, 1914.
(~ 37. ~). Велиев М. Г. (Бахарлы). Азербайджан (Физико-географический, этнографический и экономический очерк). Баку, 1921, с.46.
(~ 38. ~). Петрушевский 3. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX в. Л., 1949, с.92.
(~ 39. ~). Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края. Тифлис, 1886, т.IV, с.230.
(~ 40. ~). Список населенных мест Азербайджана (по материалам сельскохозяйственных переписей 1917 и 1921гг.). Баку, 1922.
(~ 41. ~). Велиев М. Г. (Бахарлы). Азербайджан (Физико-географический, этнографический и экономический очерк). Баку, 1921, с.45.
(~ 42. ~). Дорожная карта Кавказского края. Тифлис, 1903.
(~ 43. ~). Велиев М. Г. (Бахарлы). Азербайджан (Физико-географический, этнографический и экономический очерк). Баку, 1921, с.45.
(~ 44. ~). Кавказский календарь 1915. Отдел статистический. Тифлис, 1914.