воскресенье, 23 марта 2014 г.

Страсти по Wi-Fi, или Сколько можно впадать в шок азербайджанским пропагандистам.

Начальник секретариата министерства транспорта Азербайджана Намиг Гасанов сообщил, что в преддверии первых Европейских Олимпийских игр, которые пройдут в Баку в 2015 году, на автобусных остановках будет установлена система Wi-Fi, «с помощью которой жители столицы и туристы смогут воспользоваться бесплатным интернетом».
Эта, казалось бы, радостная новость вызвала массу отрицательных эмоций и нелицеприятных вопросов у азербайджанского пропагандиста Акпера Гасанова:
«Обещать – дело нехитрое. Но что мы имеем, как говорится, на текущий момент? Во-первых, отсутствие системы Wi-Fi в автобусах города Баку. Во-вторых, только обещания ее установки на автобусных остановках. В-третьих, приурочен сей торжественный миг будет к Первым Европейским Олимпийским играм, то есть получим мы этот самый Wi-Fi не ранее, чем через почти два года. В-четвертых, нет гарантий, что по окончании игр бесплатного Wi-Fi на остановках и в автобусах снова не будет».
Но Гасанов – на то и закавказский турок, чтобы любое начинание в любой сфере жизнедеятельности на территории образования закавказских турок тут же сравнивать с тем, как обстоят дела в аналогичной сфере в соседней Армении. И сравнения те, как правило, и, как на зло, все время оказываются не в пользу «широко шагающего» и его «не имеющего мировых аналогов экономического развития». Вот и на этот раз сравнение с Арменией в вопросе внедрения системы Wi-Fi вызвало у штатного азербайджанского пропагандиста настоящий шок.
«Спасибо Евроолимпиаде за нашу надежду на скорое появление в Баку доступного интернета, который давно уже не диковинка не только в Европе, но… и, как это ни странно услышать, в Ереване!» – восклицает в очередной раз потрясенный этой шокирующей новостью Гасанов. И продолжает сокрушаться:
«Невольно возникает вопрос: какая страна богаче – Армения или Азербайджан? Вроде бы, Азербайджан. Тут и размеры бюджета, и ВВП, и валютные запасы, и золотые резервы, и черное золото. Тем не менее, в автобусах Баку все еще нет бесплатного интернета, обещают только к 2015 году, и то в связи с наступлением Евроолимпиады. А в Ереване, небезынтересно будет узнать нашим чиновникам, эта система появилась на остановках с середины 2011 года. Именно тогда, в июне позапрошлого года, компания Orange Armenia и мэрия Еревана запустили пилотную программу по предоставлению бесплатной беспроводной интернет-связи в автобусах. И уже в 2012 году беспроводным доступом к интернету воспользовались в 123-х автобусах, на десяти станциях метро, в семи парках и скверах Еревана.
Зато я точно знаю - то, что было доступно ереванцам, начиная с 2011 года, бакинцам недоступно по сей день, и не будет доступно еще два года. Вот так и живем. В столице самой богатой кавказской «страны» (кавычки наши – П.) нет того, чем уже давно пользуются обнищавшие жители голодного Еревана».
Видимо, в качестве иллюстрации к интернет-радостям «обнищавших жителей голодного Еревана», к заметке приложена фотография улыбающихся парня и девушки на автобусной остановке.
В очередной раз обиженному в лучших чувствах Гасанову из «страны», где счастливо обитает самое богатое в Закавказье семейство казнокрадов, тем не менее, не лишне будет узнать, что, помимо автобусов, метрополитена, ереванских парков, скверов и зеленых зон, бесплатным беспроводным высококачественным интернетом оснащены подавляющее большинство ереванских кафе и ресторанов, а также остановки городского общественного транспорта, аэропорт, городские библиотеки, множество столичных средних школ. Кроме того, интернет-«уголки» действуют в девяти ереванских ВУЗах и четырех высших учебных заведениях вне армянской столицы, и число охваченных бесплатным интернетом учебных заведений неуклонно растет.
Подобные значки бесплатного Wi-Fi есть на подавляющем большинстве ереванских ресторанов и кафе
Могу также, совсем не по секрету, рассказать удивленному Гасанову, что на остановках городского транспорта в Ереване устанавливаются специальные информационные табло, на которых ожидающие в режиме реального времени могут узнать, через сколько минут подойдет нужный номер автобуса, увидеть необходимый маршрут на карте города и получить иную интересующую информацию.
В июле этого года бесплатный Wi-Fi-интернет пришел и в самый туристический город Армении – Цахкадзор, где была организована целая сеть бесплатных Wi-Fi-зон, охвативших все общественные места курортного города. Причем, высокое качество армянской интернет-связи отмечают даже зарубежные пользователи, отдыхающие в наших прекрасных краях: она превосходно функционирует даже в самых глухих и отдаленных местах. Более того, вход во «всемирную паутину» теперь доступен даже на Цахкадзорском фуникулере!
На очереди внедрение бесплатной интернет-связи в Ванадзоре и других городах республики. Армянские интернет-провайдеры обещают, что работа по осуществлению данного некоммерческого проекта будет продолжаться до тех пор, пока все крупные населенные пункты Армении и Арцаха не обретут свой бесплатный беспроводной интернет.
Кстати, я нисколько не оговорился: и Армении, и Республики Арцах. Поскольку бесплатный Wi-Fi в Нагорно-Карабахской Республике развивается не менее, а, может даже и более широко и успешно, чем в Армении. Арцахские реалии в этом сегменте развития современных технологий приятно удивили, например, корреспондента российской радиостанции «Эхо Москвы» Евгения Бунтмана, который в беседе с мэром Степанакерта Вазгеном Микаеляном, состоявшемся в эфире радиостанции, отметил, что подобные реалии имеются далеко не во всех европейских городах.
Бесплатный Wi-Fi в Степанакерте
Приводя данную информацию, я вовсе не преследовал цели ввести в дополнительный шок А. Гасанова и прочую, отслеживающую реалии двух армянских государств, азербайджанскую пропагандистскую братию, если стаю шакалов можно назвать этим словом. У нас свои реалии, и, как однажды уже писал писал наш редактор, в армянских государствах больше работают, чем рекламируют эту работу и свои достижения.
ПАНДУХТ
P.S. Заметку обиженного А. Гасанова я прочитал в вагоне метро, между станциями Баграмян и Давид Сасунци.

Арбитражное решение Вудро Вильсона.

О Турецко-Армянской границе
Окончание. Начало смотрите здесь

Законность Арбитражного решения
Для того, чтобы Арбитражное решение стало законным, оно должно соответствовать определенным критериям:
Арбитры не должны подвергаться какому-либо неправомерному внешнему воздействию, как то: принуждение, взяточничество либо коррупция;
Сбор доказательств должен быть свободен от подлога, а собранные доказательства не должны содержать существенных ошибок;
Компромисс должен быть законным;
Арбитры не должны превышать своих полномочий.
Критерий 1. Арбитры не должны подвергаться какому-либо неправомерному внешнему воздействию, как то: принуждение, взяточничество либо коррупция.
В случае с армяно-турецкой границей арбитром по согласованию (т.е. согласно статье 89 Севрского договора) являлся Президент Соединенных Штатов, а именно - Вудро Вильсон. Президент Вильсон своей политикой часто бросал вызов и неоднократно вступал в разногласия с другими политиками и политическими организациями. Тем не менее, никто никогда не ставил под сомнение его политическую или личную порядочность и не обвинял в действиях, совершаемых под воздействием внешнего влияния.
Заключение: Очевидно и несомненно, что арбитр не подвергался какому-либо неправо¬мерному внешнему воздействию в виде принуждения, взяточничества либо коррупции.
Критерий 2. Сбор доказательств должен быть свободен от подлога, а собранные доказательства не должны содержать существенных ошибок.
Как уже упоминалось выше, по заданию Государственного Департамента была сформирована (в середине июля 1920г.) специальная рабочая группа, которая получила официальное название «Комиссия по арбитражу границы между Турцией и Арменией». Главой комиссии являлся Уильям Линн Вестерманн - профессор Висконсинского и Колумбийского университетов (1923-1948гг.), видный специалист в области истории и политики Ближнего и Среднего Востока. В 1919г. он был руководителем отделения Запад¬ной Азии американской комиссии по мирным переговорам в Пари¬же. Главными сотрудниками и помощниками в комиссии являлись майор (д-р) Лоуренс Мар¬¬тин из Генерального штаба армии, в качестве географа участвовавший в миссии Хар¬борда, и Гаррисон Дуайт из Ближневосточного отдела Государственного Депар¬тамен¬та.
Все эксперты рабочей группы являлись грамотными, опытными и беспристрастными специалистами. В конце сентября 1920г., после более чем двух месяцев интенсивной и кропотливой работы, рабочая группа подготовила Полный доклад Комиссии по арбитражу границы между Турцией и Арменией.
28 сентября 1920г. Доклад был направлен на рассмотрение в военное министерство. После семи недель всеобъемлющего и скрупулезного рассмотрения 12 ноября 1920г. отчет Комиссии был, наконец, доставлен в Белый Дом. Десять дней спустя, 22 ноября 1920г. Вудро Вильсон подписал окончательный доклад и 6 декабря 1920г. официально передал решение через посольство США в Париже.
В настоящее время Решение Президента Вильсона высоко оценивается юристами-междуна¬род¬никами. Ср.: «Арбитражное решение Вильсона не было реализовано. Тем не менее, данное решение необходимо рассматривать в качестве одного из самых существенных исследований различных факторов, которые должны приниматься во внимание при определении международных границ и отношений между ними». Ср. также: «Определение президентом Вильсоном территориальных границ новосозданного Армянского государства особенно интересно тем, что включает в себя объяснение мотивов этого определения: необходимость “естественных границ”; “географическое и экономическое единство нового государства”; учитывалось, насколько были совместимы этнические и религиозные факторы населения; другими важными условиями являлись безопасность и проблема доступа к морю».
Заключение: Арбитражное решение было подготовлено авторитетными и хорошо информированными экспертами, кроме того, оно прошло сквозь тщательное изучение и проверку двух соответствующих департаментов правительства Соединенных Штатов. Очевидно, что Государственный и военный департаменты были способны исключить любой подлог или заметить существенную ошибку при сборе доказательств. Наконец, решение было подписано Президентом США, который никогда бы не потерпел никаких наруше¬ний.
Критерий 3. Компромисс должен быть законным.
Существует несколько факторов, доказывающих обоснованность компромисса:
Фактор а) Компромисс был должным образом включен в договор.
Согласие государств на передачу спора в арбитраж может быть выражено по-разному: а) специальным договором об арбитраже либо компромиссе, б) путем включения в любой договор специальной арбитражной оговорки, предусматривающей арбитраж для любого спора, который может возникнуть между сторонами в связи с применением данного договора, в) общим договором об арбитраже, согласно которому стороны обязуются передавать в арбитраж все либо некоторые виды споров между ними, способные возникнуть в будущем.
Согласие Армении и Турции, а также других Высоких договаривающихся сторон о представлении на арбитраж Президента США определения вопроса о границе, устанавливающейся между Турцией и Арменией, и обязательстве о немедленном принятии его решения было сделано посредством включения специальной арбитражной оговорки в Севрский договор (10 августа 1920г.) [Статья 89]: «Турция и Армения, а также другие Высокие договаривающиеся стороны соглашаются представить на арбитраж Президента Соединенных Штатов Америки вопрос о границе, которая должна быть установлена между Турцией и Арменией в вилайетах Эрзерум, Трапезунд, Ван и Битлис, и немедленно принять его решение, а также любые меры, которые могут быть им предписаны как для доступа Армении к морю, так и для демилитаризации любой части турецкой территории, прилегающей к указанной границе».
Фактор б) Компромисс был должным образом согласован.
В совместной ноте от 20 апреля 1920г. высокие уполномоченные лица Союзников в Стамбуле призвали турецкие власти к отправке мирной делегации для получения проекта мирного договора. Оттоманская делегация во главе с сенатором Тевфик-пашой (беем) [бывшим Великим визирем] 1 мая 1920г.отбыла в Париж. Спустя десять дней, 11 мая ей был официально передан проект мирного договора. Турецкому правительству был предоставлен один месяц на представление в письменном виде любых замечаний или возражений, которые могли бы возникнуть в отношении договора. Тевфик-бей официально подтвердил получение договора и заявил, что документу будет незамедлительно уделено серьезное внимание его правительства . В конце мая Великий визирь Турции Дамад Ферид обратился в Верховный совет за продлением на один месяц срока для представления турецких замечаний по урегулированию. Верховный Совет согласился на предоставление двухнедельного продления - до 25 июня 1920г.
Первый пакет турецких замечаний за подписью Дамада Ферид-паши был представлен 25 июня 1920г. 7 июля был получен второй турецкий меморандум. По принятии ответа Верховный совет уполномочил комиссию, работавшую над документом, внести незначительные изменения в формулировки договора, не меняя его сути. В отношении будущего Армении и арбитража границ Верховный совет постановил: «Никаких изменений в положения, предусматривающие создание свободной Армении в границах, определенных Президентом Соединенных Штатов в качестве справедливых и четких, внесено не будет». Уверенность в том, что безопасность и справедливое обращение в отношении армян не будут обеспечены турецкими властями, была основана на продолжительном осознании того факта, что «в течение последних двадцати лет армяне истреблялись в условиях беспрецедентного варварства, а участие турецкого правительства в уничтожении, депортации и жестоком обращении с военнопленными в ходе войны, превысило все его предыдущие «рекорды» (...) Помимо того, что турецкое правительство оказалось не в состоянии защитить своих подданных из числа иных народов от грабежа, произвола и убийств, имеется множество доказательств того, что оно ответственно за руководство и организацию разгула дикости в отношении людей, которых оно обязано было защищать». 17 июля 1920г. ответ Союзников был передан турецкой делегации.

Фактор в) Компромисс был подписан уполномоченными представителями законного правительства.
В 1918-1922гг. султан-халиф Мехмед VI являлся главой Османской империи, политически признанным в качестве законного правителя. Султан представлял де-юре правительство. В соответствии со статьей 3 Османской конституции [23 декабря 1876г., 23 июля 1908г.], «Османский суверенитет (...) принадлежит старшему принцу дома Османов». Право заключения договоров принадлежало султану. Султан являлся единственной законной властью. Заключение договоров входило в суверенные права султана (Османская Конституция, статья 7).
22 июля 1920г. конституционный глава государства султан Мехмед VI созвал в Йылдызском дворце Сарайи Салтанат (Коронный Совет). Основанием к этому послужила важность ситуации. Совет, в котором приняли участие 50 видных турецких политических и военных деятелей, в том числе, бывшие министры, сенаторы и генералы, а также премьер-министр Дамад Ферид-паша, высказался за подписание договора. Султан завершил слушания, попросив подняться на ноги тех, кто выступает за подписание. Поднялись все до единого. Договор был принят. Окончательный договор, включая арбитражную оговорку [Статья 89], был подписан турецкими уполномоченными [сенатор генерал Хаади-паша; сенатор Риза Тевфик-бей; чрезвычайный посол и пол¬номочный министр Турции в Берне Решад Халлис-бей] во главе с Дамадом Ферид-пашой, направленными султанским правительством в Константинополе.
Заключение: Компромисс являлся законным.
Критерий 4. Арбитры не должны превышать своих полномочий.
Компромисс [статья 89 Севрского договора] обращался к арбитру с просьбой:
1) установить границы между Турцией и Арменией в вилайетах Эрзерум, Трапезунд, Ван и Битлис,
2) обеспечить доступ Армении к морю,
3) предписать положения о демилитаризации турецкой территории, прилегающей к турецко-армянской границе.
Президент Вудро Вильсон действовал строго в рамках задач, предписанных компромиссом. Даже при сильном давлении на него со стороны миссионерских групп с целью включения города Харпута и его окрестностей в будущую Республику Армения, Вильсон не превысил своих полномочий.
Заключение: Официальное наименование решения Президента Вильсона ясно указывает на точное выполнение им своего долга.
Правовые особенности и современный статус решения
а) Хотя арбитраж в основном производится внесудебно, тем не менее, он является юридической процедурой. Арбитраж основывается либо на договорном праве, либо, в случае международного арбитража, на праве международных договоров, а соглашение между сторонами о представлении данного спора на арбитраж является юридическим обязательством. Таким образом, обязательное условие арбитража состоит в том, что вынесенное решение является окончательным и обязательным: «Арбитражное решение является окончательным и обязательным решением арбитра о полном урегулировании спора». Согласившись передать спор на арбитраж (т.е. придя к компромиссу), стороны заранее соглашаются принять его решение.
б) В соответствии со статьей 89 Севрского договора, предложение об арбитраже было одоб¬рено другими Высокими Договаривающимися Сторонами и, таким образом, вопрос определения границы был представлен на арбитраж также и от имени всех государств, подписавших Севрский договор. Так как Севрский договор был подписан законными представителями (подтвердившими свои полномочия в соответствующем порядке и надлежащей форме) 18 государств [государства, входившие в Британскую империю, – отдельно] (1. Соединенное Королевство, 2. Канада, 3. Австралия, 4. Новая Зеландия, 5. Южно-Африканский Союз, 6. Индия, 7. Франция, 8. Италия и 9. Япония [в качестве Главных Союзных держав], а также 10. Армения, 11. Бельгия, 12. Греция, 13. Польша, 14. Португалия, 15. Румыния, 16. Королевство сербов, хорватов и словенцев и 17. Чехословацкая Республика с одной стороны, и 18. Турция - с другой стороны), они и обязались незамедлительно принять данное решение. Таким образом, не подлежит сомнению, что это - обязательный арбитраж, и он является таковым для всех вышеупомянутых государств.
в) После того, как арбитраж был надлежащим образом вынесен, он не подлежит возврату. На него начинает распространяться правовое положение res judicata (окончательность судебных решений), которое фиксирует, что окончательное решение по иску не может быть пересмотрено. Положение res judicata считается применимым ко всем арбитражным реше¬ниям, вне зависимости от того, содержат ли они специальное соглашение либо общий договор об арбитраже.
г) арбитражныe и судебныe решения сходны по своей сути, так как имеют единый правовой базис , являясь юридическими решениями. Таким образом, доктрина преюдиции, утверждающая, что юридически надлежащим образом решенный вопрос не подлежит возобновлению либо оспариванию впоследствии, применяется также и для арбитража.
д) Если сторона арбитража соглашается с решением или же отсутствием каких-либо действий в течение разумного срока не возражает против него (что может считаться согласием по умолчанию), данное решение считается законным и состоявшимся. После этого исключается всякая возможность возврата к рассмотрению и оспариванию законности решения [Арбитражное решение Короля Испании (1960г.), Международный Суд, отч..213].
Турция никогда не оспаривала законность Арбитражного решения Президента Вильсона, не предпринимала никаких действий для отмены этого решения, а отсутствием каких-либо действий дала свое согласие по умолчанию, следовательно решение, без всякого сомнения и по определению, является законным и обязательным.
е) Арбитражные решения принимаются сторонами бессрочно. Законность арбитража не зависит от его последующей реализации.
ж) Президент является представительной властью Соединенных Штатов, а его голос – голосом нации. Представительный статус Президента подразумевает также, что все официальные высказывания Президента носят международное значение и считаются авторитетными. Иностранные государства воспринимают утверждения Президента в качестве окончательных . В силу положения арбитра решение также является обязательным для США.
з) Аннулирование (нулификация законности) арбитражного решения происходит только в том случае, когда имеется некое авторитетное общественное либо судебное подтверждение оснований для подобного аннулирования. Это подтверждение может исходить от такого международного органа, каковым является Международный Суд. Подтверждение оснований для аннулирования может также базироваться на международном общественном мнении, вытекающем из общих принципов права, распространяемых на все государства. Отказ проигравшей стороны от принятия арбитража сам по себе не является законным аннулированием. Просьбы о признании решения ничтожным полностью недопустимы, и этот взгляд основывается на статье 81 Первой Гаагской конвенции (1907г.) и отсутствии каких-либо международных механизмов, объявляющих решение не имеющим законной силы.
Выводы
Территориальные споры, имеющие достаточную напряженность, по-прежнему представляют серьезную угрозу для международного мира и безопасности. В особенности это касается тех конфликтов, которые длительное время не находят решения, позволяя накладывать болезненные эмоции на разумные основы урегулирования. К примеру, Арарат для армян – не просто гора. И не миллионы тонн камня, земли и снега. Это - ядро армянской национальной и библейской христианской идентичности. Поэтому захват турками Арарата, как и безразличие мира, переросли в колоссальный психологический фактор, который невозможно игнорировать.
Присутствие Турецкой Республики в Вильсоновской Армении после Арбитражного решения Президента США (подписанного 22 ноября 1920г. и надлежащим образом обнародованного 6 декабря 1920г.), а также все принятые Турцией акты, являются, по сути, противозаконными и недействительными. Следовательно, несмотря на длительную оккупацию, Турция не обладает каким-либо правовым титулом на данную территорию, и ее де-факто суверенитет над ней является не более чем административным контролем силой оружия. Военная оккупация не создает законного права на территорию. Одного факта контроля недостаточно для обоснования передачи титула на территорию, как на то могла бы надеяться Турция. Даже длительная (с 1920 года) оккупация, насильственное изменение демографии территорий и действия, преследующие цель изменения наследия и характерных признаков страны (отуречивание древних армянских названий населенных пунктов, поселков, деревень, районов и т.д.), не помогут Турции заполучить данный титул.
Арбитражное решение Президента Соединенных Штатов никогда не отменялось, и этого не может произойти. Не существует ни единого правового документа, «уступающего» Вильсоновскую Армению Турции. Более того, граница между Арменией и Турцией, определенная Президентом Соединенных Штатов, была подтверждена Турецкой Республикой посредством статьи 16 Лозаннского договора (24 июля 1923г.). По Лозаннскому договору, который считается свидетельством о рождении Турецкой Республики, Турция и другие Высокие Договаривающиеся Стороны признавали турецкий титул на территории, расположенные исключительно внутри границ, установленных Лозаннским договором. Таким образом, иных границ между Арменией и Турцией установлено не было, и совершенно очевидно, что Вильсоновская Армения в Турецкую Республику не входила. Отказавшись от всех прав и титула на территории, расположенные вне границ, установленных Лозаннским договором, Турецкая Республика отказалась и от какого бы то ни было титула на Вильсоновскую Армению, подтвердив посредством международного договора правовые последствия Арбитражного решения Президента Соединенных Штатов: «Тем самым Турция отказывается от всех прав и какого бы то ни было титула в отношении территорий, расположенных вне границ, установленных настоящим Договором, а также островов, кроме тех, над которыми, согласно указанному Договору, признается ее суверенитет; будущее данных территорий и островов определяется либо будет определяться заинтересованными сторонами (статья 16).
Верно утверждение о том, что Армения обладает юридическим правом на Вильсоновскую Армению, однако верно и то, что юридическое право само по себе не приводит к какому-либо решению. В самом деле, Армения де-юре обладает титулом, а Турция сохраняет контроль, и никто не откажется от своих претензий, основанных, с армянской стороны - на юридическом праве, а с турецкой - на военной мощи.
Действительно, международное право само по себе не может добиться разрешения армяно-турецко¬го противостояния. Тем не менее, нет никаких сомнений в том, что международное право является единственным способом достижения справедливого и мирного урегулирования и, тем самым, твердого и постоянного решения.
Ара ПАПЯН,
Руководитель центра Модус Вивенди
Iran and Caucasus 2007; Vol. 11, No. 2: pp. 255-272.
Brill, Leiden-Boston
Перевод с английского – ПАНДУХТ
Публикуется с сокращениями

Как виртуальные герои оказываются реальными трусами (Реплика).

Протестная акция в центре Баку против решения правительства Азербайджана о повышении цен на топливо на 25 - 33 процента, вызвавшего бурю возмущения в азербайджанских социальных сетях и даже названное предвестником предстоящего социального бунта, в итоге собрала… всего 15-20 человек.
Призыв к участию азербайджанских граждан в данной акции, которая должна была пройти на бакинской площади Фонтанов, разместил в Youtube лидер Европейского движения Азербайджана Рамин Гаджилы.
Однако пользователи азербайджанских соцсетей, бурно возмущавшиеся азербайджанскими беззакониями в виртуале, в реале, как обычно, оказались банальными трусами, и в итоге количество полицейских – в форме и в штатском – в несколько раз превысило количество протестующих.
Кстати, трудно не заметить, что точно такая же картина наблюдается и с «освобождением Карабаха». В сети количество виртуальных азербайджанских «героев-освободителей», нетерпеливо годами ожидающих заветного «приказа главнокомандующего», попросту зашкаливает. А что происходит на деле, нам во всей красе как раз и демонстрируют подобные карикатурные митинги.
Помнится, в марте нынешнего года некие «молодежные активисты Азербайджана» планировали осуществить «мирный и безоружный марш-бросок» в Карабах. В социальной сети Facebook была даже создана страница, на которой был размещен призыв к организации данного марша.
«Продолжая ждать, мы продолжаем терять Карабах. Нерешенную в течение 20 лет проблему решим мы сами. Ни международные силы, ни действующая власть не станут нас осуждать за это. Мы не войны хотим. Мы домой возвращаемся. Любовь к Карабаху мы проявим на деле! Мы соберемся вместе и пойдем на Карабах! Пешком и без оружия! Чем нас будет больше, тем меньше препятствий будет на нашем пути: массовость будет обратно пропорциональна количеству препятствий. Мы продемонстрируем всему миру, что мы правы», - говорилось в пафосном обращении, вывешенном в соцсети Facebook.
Желающие принять участие в данном мероприятии, приуроченного к 21-ой годовщине «потери» Шуши, должны были 8 мая собраться в окрестностях села Гузанлы Агдамского района для последующего совершения разрекламированного «марш-броска».
Предстоящая акция была распиарена множеством азербайджанских пропагандистских сайтов. На форумах закавказских турок участники дискуссий привычно неистово клялись друг другу в патриотизме и своем обязательном участии в предстоящем мероприятии, поскольку «Карабах – это территория Азербайджана и никто не может запретить нам свободно передвигаться по ней». Один из наиболее голосистых баранов азагитпропа даже позволил себе угрожающе проблеять:
«Если армянская сторона продемонстрирует неготовность принять мирную акцию, то пусть тогда готовится принять марш азербайджанской армии на Карабах, который будет уже носить отнюдь не мирный характер».
В итоге в Степанакерте и Шуши, как обычно, прошли праздничные мероприятия, приуроченные ко Дню тройной победы Армянских Воинов. А вот виртуальные вопли азербайджанских интернет-вояк о «возвращении домой» в Карабах так и растворились в пропитанном ядовитыми мазутными миазмами бакинском небе: ни один из горе-освободителей не был замечен ни на подступах к армянской горной цитадели, ни даже на почтительном отдалении от нее. Ежедневно тиражируемая в интернете готовность «умереть за родину» на деле оказалась так же далека от реальности, как и готовность лично и «вживую» бороться с ростом цен на каспийские мазуты и произволом властей.
Впрочем, может, я зря злорадствую, и незамеченный нами героический марш-бросок все-таки имел место. Просто по дороге из Гузанлы в Арцах марширующие заблудились и вот уже восьмой месяц кружат по оставшемуся в руках закавказских турок огрызку Агдамского района в поисках дороги для «возвращения домой»…
ПАНДУХТ

Азербайджанская наука породила нового Эйнштейна (Реплика).

Завидно, конечно, но не могу не признать: нескончаем ряд великих, гениальных и просто выдающихся азербайджанских ученых. Они открыли Америку (а в ней – помидоры и петрушку), освоили плавку металлов, создали звездные каталоги, таблицы для вычисления положения Солнца и планет, изобрели глобус. Азербайджанские ученые открыли философский камень, , составили шестизначные таблицы синусов и тангенсов, составили рецепт приготовления толмы из бараньей требухи и листьев верблюжьей колючки, обогатили мировую науку атласом анатомии Циклопа и сделали других важнейших для ©ВесьМира открытий.
Теперь к этой славной когорте гигантов мысли добавился и свой азербайджанский Эйнштейн.
Зовут Эйнштейна с берегов Каспия Сардаром Джалалоглу. Родился будущий гений с фамилией Мамедов, но, по примеру другого великого азербайджанского ученого Абу Али Хусеейн ибн Абдаллах ибн Сина, ставшего Авиценной, упростил ее до приятного на слух и мелодичного Джалалоглу.
В свободные от научных изысканий часы гений руководит Демократической партией Азербайджана, а на последних выборах даже нашел время баллотироваться в президенты. Но для президентского кресла Джалалоглу, что называется, рылом не вышел. Во-первых, не курд, во-вторых, даже не дальний родственник общенационального папы, хотя и родился в армянском Нахиджеване.
А вот в изучении вопросов мироздания Сардар продвинулся очень далеко:
«Я автор нескольких теорий мироздания и вчера представил президенту Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) свою новую теорию относительности. Это очень важная проблема, над которой ломают голову все ученые мира. Кроме того, я изучаю такую науку, как конспирология, постараюсь в ближайшее время завершить свои исследования в этой области».
Джалалоглу рассказал о том, что в ходе научных изысканий ему удалось обнаружить целый ряд грубейших и возмутительных для истинного закавказского турка ошибок в теории относительности Альберта Эйнштейна. А после исправления этих ошибок, создать собственную – азербайджанскую – теорию относительности, которую он окрестил «Теорией абсолютной относительности».
«Моя теория сфокусирована на теме мироздания и доказывает, что общая теория относительности Альберта Эйнштейна была в корне ошибочной. Этот ученый ввел в заблуждение ©ВесьМир. Я четко указываю на ошибки Эйнштейна», - сообщил Джалалоглу, подчеркнув, что именно он смог, наконец-то, понять, как именно материя и мысль трансформируются друг в друга. Теперь, считает, Джалаоглу, важно, чтобы ее приняли всерьез.
«Интересно, что, согласно религии, Бог создал мир одним лишь словом. Мне стало интересно, как это слово материализовалось в наш мир. Моя теория намного весомее теории относительности Эйнштейна, и если ее воспримут всерьез, то она раз и навсегда положить конец спорам вокруг вопросов мироздания. Я понял, каким образом Всевышний создал мир, и научно обосновал свои умозаключения».
Однако свою «Теорию абсолютной относительности» скромный гений не считает главным трудом жизни. Самым крупным своим достижением он называет формирование новой научной дисциплины – «кондициологии» - науки о происхождении материи через энергию, аккумулируемую кондиционерами производства Бакинского завода бытовых кондиционеров.
Сардароглу честно признается, что собственные научные работы привели его к столь фундаментальным заключениям, что он просто не мог не проинформировать о них Нобелевский комитет мира.
«Однако я не намерен останавливаться на достигнутом, и параллельно направлю труды в ведущие научные центры мира, в частности в Кембридж и Оксфорд. Мои труды представляют огромное значение и с точки зрения теологии. Ведь вопрос идет о раскрытии сути мироздания. Я также научно доказываю существование души и возможность перехода из одного мира в другой. Поэтому я обращусь также к Папе Римскому и верховному лидеру Ирана аятолле Али Хаменеи».
Мы, в свою очередь, хотим поздравить древнюю азербайджанскую науку, Бакинский завод бытовых кондиционеров и лично Сардара Джалалоглу с очередным, не имеющим аналогов, ошеломляющим научным успехом.
...И втайне возрадоваться тому, что наш мир создал Бог, а не турок с кондиционером.
ПАНДУХТ

С точки зрения соседей.

Как страны бывшего СССР высказались по крымскому вопросу


Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев
Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев
Фото: Дмитрий Азаров / «Коммерсантъ»

Референдум в Крыму и его последующее присоединение к России вызвали в основном негативную реакцию международного сообщества. Лишь немногие страны выступили в поддержку РФ, обвинив Запад, осуждающий действия российской стороны, в двойных стандартах. На постсоветском пространстве большинство стран с позицией по поводу Крыма уже определились. Некоторые заявили о поддержке целостности Украины, другие поддержали право крымчан на самоопределение. Особое беспокойство ситуация с Крымом вызвала в странах Балтии, где теперь звучат опасения по поводу «российской угрозы» и призывы укреплять оборону.


В российско-украинском конфликте была затронута крайне болезненная для постсоветского пространства тема — изменение границ. Почти у каждого государства на территории бывшего СССР есть регионы, требующие или способные потребовать национальной автономии, или же просто недовольные своим социально-экономическим положением. Опасения по поводу того, что крымский сценарий может повториться в другом месте, подогреваются заявлениями вроде того, с которым выступил SaveFrom.net недавно в Госдуме лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Перед утверждением документов о присоединении Крыма и Севастополя он заявил, что «нужно двигаться дальше», сославшись на необходимость защиты русских в других частях Украины. Коллеги поддержали его слова аплодисментами.
В 2008 году, когда Россия оказала военную помощь Южной Осетии (против грузинских войск) и впоследствии официально признала ее независимость, действия Москвы не получили явной поддержки ни одного из постсоветских государств. Даже союзная России Белоруссия, собиравшаяся вроде бы признать Южную Осетию и Абхазию, в итоге предпочла воздержаться.

За

В нынешней ситуации, тем не менее, Москве удалось заручиться определенной поддержкой. За последние дни президент РФ Владимир Путин, в частности, провел телефонные разговоры с главами Белоруссии и Казахстана (партнерами по Таможенному союзу), а также Армении (будущим членом ТС). Обсуждалась в том числе и ситуация с Украиной.
МИД Казахстана на этом фоне выступил с заявлением по Крыму, в котором констатировал, что референдум на полуострове был «свободным волеизъявлением населения». В ведомстве добавили также, что «с пониманием относятся к решению Российской Федерации в сложившихся условиях».
Фактически, как считает бывший казахстанский дипломат Казбек Бейсебаев, речь в данном случае идет именно о поддержке. «Позиции по подобным вопросам не появляются спонтанно, при создании этого заявления все согласовывалось, выверялось каждое предложение, вот и появилась такая формулировка, — рассуждает он. — Казахстан же не сказал, что... это не соответствует нормам международного права, он сказал, что "в Казахстане с пониманием относятся к решению Российской Федерации в сложившихся условиях", то есть понимают действия по присоединения части одного государства к другому. А раз понимают — значит, поддерживают».
В самом Казахстане между тем также существуют определенные опасения по поводу посягательства на его территориальную целостность. Еще до событий в Крыму Астана отправила Москве официальную ноту в связи с высказыванием российского оппозиционера Эдуарда Лимонова о возможности присоединения к России северной части Казахстана (где значительную часть населения составляют русские). В казахстанском МИДе тогда заявили, что хоть слова Лимонова и не отражают официальной позиции РФ, «нота призвана довести до всех зарубежных деятелей, что суверенитет, независимость и территориальная целостность Казахстана неприкосновенны».
Позднее, уже после референдума в Крыму, мнение, что «следующим» якобы будет Казахстан, высказал эстонский политолог Кармо Тюйр (признав, правда, что «следующими» могут стать и страны Балтии, где проживает большое число русскоязычных). Впрочем, эксперт Института евразийских исследований Данияр Коснозаров полагает, что в сложившейся ситуации Москва предоставила Астане определенные гарантии того, что «сценарий Крыма не будет применен в Северном Казахстане».
В унисон с Москвой высказался и Ереван. Как сообщается на сайте армянского президента Сержа Саргсяна, в ходе его телефонного разговора с Владимиром Путиным «собеседники коснулись ситуации, сложившейся после проведения референдума в Крыму и констатировали, что это является очередным примером реализации права народов на самоопределение путем свободного волеизъявления». Для Еревана такая позиция стала вполне закономерной: в прошлом году армянские власти, до этого стремившиеся поддерживать многовекторную внешнюю политику, сделали однозначный разворот в сторону России, анонсировав вступление в Таможенный союз (в результате было сорвано подписание соглашения Армении с Евросоюзом, подобного тем, что намереваются подписать Грузия, Молдавия и Украина). Вдобавок, Армения поддерживает притязания Нагорного Карабаха, армянское население которого провозгласило независимость от Азербайджана, так что поддержка Крыма в данной ситуации стала логичным шагом.
Гораздо менее внятным стало официальное заявление МИДа Белоруссии, появившееся 19 марта. Президент республики Александр Лукашенко ранее, вообще-то, активно комментировал происходящее на Украине. Он заявлял, что не боится зарубежных прогнозов о якобы существующей угрозе «поглощения» Белоруссии Россией, заверял при этом, что «мы с россиянами – один народ, равно как и украинцы, мы славяне и мы всегда будем вместе» и даже в шутку предлагал доверить ему Украину, чтобы обеспечить там стабильность.
Однако в заявлении МИДа, касавшемся проведенного в Крыму референдума и присоединения полуострова к России, содержались в основном общие фразы. Там были рассуждения о российско-белорусско-украинском братстве, возражения против того, чтобы посторонние решали, «что хорошо, а что плохо для наших славянских народов». «Республика Беларусь выступает против однобокого, пристрастного толкования принципов международного права в угоду геополитическим интересам, попыток заявлять об уникальности одних международных ситуаций и территорий и игнорировать другие», — говорилось далее.
В этом можно найти параллели с аргументацией Москвы, критикующей Запад за двойные стандарты и напоминающей, в частности, об отделении Косово (которое получило международную поддержку). С другой стороны, прямой поддержки присоединения Крыма к России в заявлении МИДа не было. По мнению аналитика BISS (Белорусского института стратегических исследований) Дениса Мельянцова, официальный Минск в данной ситуации не хочет жертвовать отношениями с Украиной. «Для Минска это более важная задача — отклониться от признания Крыма, чем уклониться от признания Южной Осетии и Абхазии, потому что Украина — более важный и близкий партнер для Беларуси, чем Грузия. Минск хотел бы сохранить хорошие отношения и из-за экономических связей, и политических связей, и большой протяженности границы»,— считает эксперт. В дальнейшем, прогнозирует Мельянцов, Минск будет придерживаться той же тактики, что и отношении Абхазии и Южной Осетии — «затягивать и делать вид, что ничего не происходит».

Против

Против изменения статуса Крыма выступили те страны, которые в прошлом сами лишились контроля над частью своих территорий. МИД Грузии, в частности, заявил, что результатов референдума не признает и считает произошедшее нарушением международного права. Россию министерство при этом обвинило в «попытке аннексии». Позднее, уже после того, как был подписан договор о присоединении Крыма к РФ, глава грузинского МИДа Майя Панджикидзе призвала международное сообщество «консолидированными усилиями вынудить Российскую Федерацию незамедлительно осуществить деэскалацию обстановки в Крыму».
О непризнании референдума в Крыму заявил и президент Молдавии Николае Тимофти, выразив поддержку целостности Украины. Он также предостерег Россию от того, чтобы поддерживать предложение о присоединении, поступившее от непризнанной республики Приднестровье. «Мне кажется, эти действия контрпродуктивны и не будут иметь положительного влияния ни на Молдову, ни на Россию», — отметил молдавский президент.
Глава МИДа Азербайджана Эльмар Мамедъяров, в свою очередь, заявил, что кризис на Украине должен быть урегулирован в соответствии с ее конституцией. При этом он подчеркнул, что «Азербайджан с уважением относится к вопросам территориальной целостности, так как наша страна сама столкнулась с агрессией, что привело к оккупации азербайджанских земель». С заявлением выступил и президент Азербайджана Ильхам Алиев, в очередной раз пообещавший вернуть контроль над Нагорным Карабахом. «Я абсолютно уверен, что растущая мощь Азербайджана, наш потенциал и продуманная, взвешенная внешняя политика позволит нам восстановить свою территориальную целостность», — заявил он.
Действия Москвы по отношению к Крыму, возможно, послужили неким источником вдохновения для Баку, который давно уже обещает вернуть Карабах и не исключает применения военной силы. С другой стороны, сдерживающим фактором для Азербайджана остается возможность (даже гипотетическая) вмешательства России в карабахский конфликт. Можно вспомнить прошлогоднее интервью командующего российской базой в Армении, полковника Андрея Рузинского «Красной звезде», предупредившего, что «в случае принятия решения руководством Азербайджана по восстановлению юрисдикции над Нагорным Карабахом силовым путем военная база может вступить в вооруженный конфликт в соответствии с договорными обязательствами Российской Федерации в рамках Организации Договора о коллективной безопасности».
В сложившейся ситуации, как полагает бакинский политолог Ильгар Велизаде, события в Крыму на карабахский конфликт существенного влияния не окажут. «У карабахского урегулирования своя история и своя геополитика. На него не оказали влияния события в Грузии в 2008 году, когда была признана независимость Абхазии и Южной Осетии, не окажут влияния и события в Крыму», — считает эксперт.
Присоединение Крыма к России закономерно осудили и страны Балтии. В целом они поддержали позицию Евросоюза, отказавшегося признавать референдум на полуострове и последующее изменение его статуса. С меньшим энтузиазмом, правда, местные власти комментировали тему санкций против России. Сомнение в их целесообразности выражала, в частности, президент Литвы Даля Грибаускайте, отмечая, что ограничительные меры могут негативно сказаться в том числе и на Прибалтике. «Мы можем обрушить экономику, в том числе и свою, и российскую», — констатировала она. Латвийская ассоциация логистики, в свою очередь, предупредила, что санкции против РФ могут негативно отразиться на транзите российских грузов через Латвию. Глава латвийского правительства Лаймдота Страуюма отметила, что санкции против России могут обойтись республике в сотни миллионов евро.
Параллельно с этим, на фоне спекуляций о возможном повторении «крымского сценария» (о том, что под угрозой теперь якобы находится Латвия, заявил, в частности, американский сенатор Джон МакКейн), в странах Балтии актуализировалась тема защиты от «российской угрозы». Нечто подобное можно было наблюдать и в 2008 году: тогда, после вооруженного конфликта в Южной Осетии с участием российских войск, в прибалтийских республиках зазвучали опасения, что, несмотря на гарантии со стороны НАТО они недостаточно защищены от возможного нападения.
В руководстве Литвы теперь уже поговаривают о восстановлении воинской повинности (она была упразднена в 2008 году), в Эстонии призывают всех граждан вступать в Кайтселийт (добровольное военизированное формирование), а в Латвии заявляют о необходимости укрепления армии. Впрочем, как признал министр обороны Латвии Раймонд Вейонис, в случае гипотетической агрессии долго противостоять превосходящим силам местная армия все равно не сможет, при обороне придется в значительной степени полагаться на тактику партизанской войны. «Наши поля, канавы и болота создают благоприятные для нас географические условия», — добавил он.

http://lenta.ru/articles/2014/03/21/reaction/