среда, 9 августа 2017 г.

В поисках армянской Атлантиды.

В продолжение амшенской темы предлагаем прочесть интервью с автором рассказа о поездке в Армению, Э. Аматуни (псевдоним автора).

— Господин Аматуни, расскажите немного о себе.
— Мои предки мигрировали с территории исторического Амшена очень давно и поселились в Сакарье — это еще один густонаселенный армянами-хемшилами район Турции в западной части страны. В настоящее время я проживаю с семьей в Стамбуле, занимаюсь торговлей.
Высшее образование по специальности «Туризм» я получил в Канаде. У меня трое детей, два сына и одна дочь. Старший сын начнёт обучение в Канаде на режиссерском факультете с сентября этого года. Двое младших детей пока учатся в школе.
                                                       Э. Аматуни с детьми
— Откуда к вам пришло осознание своей причастности к армянству? Вы слышали об этом от родственников или узнали об этом позже из других источников.
— Я был обычным турецким парнем, считал себя хемшилом, турком-мусульманином. К христианам вообще и к армянам в частности, относился, мягко говоря, насторожено. Вы не поверите, были времена, когда я брал телефонный справочник Стамбула и отыскивая в нем армянские имена, звонил по указанным номерам и говорил этим людям, чтоб они убирались из нашей страны!
Примерно пять лет тому назад я решил подробнее изучить тему этногенеза хемшилов и тогда столкнулся с упоминанием о них как об армянах-мусульманах, многие из которых по сей день говорят на амшенском диалекте западноармянского языка. Чем глубже я погружался в эту тему, тем очевиднее становились факты. Через какое-то время я сдал анализы ДНК для определения этнической принадлежности, которые показали, что ничего тюркского во мне нет, я армянин по всем показателям.

— Каковы были ваши дальнейшие действия?
— Я продолжил изучать эту тему, начал задавать вопросы, искать информацию в Интернете и в армянских кружках Стамбула. Невозможно было продолжать отрицать очевидное!
Я также записался на курсы армянского языка где полностью освоил армянский алфавит. Теперь я могу читать армянские тексты и писать армянскими буквами, правда языком пока владею не в полной мере, но продолжаю изучать его.

— Вы уже дважды посещали Армению до нынешней поездки с детьми, скажите, что-нибудь изменилось восприятии своего армянства вашими детьми после первого в их жизни посещения Армении?
— Безусловно! Мои дети в восторге от Армении, от того радушного приема, который был нам оказан и теперь хотят туда ездить снова и снова. Они перестали скрывать от окружающих своё армянское происхождение, а одна из подруг моей дочери даже призналась ей, что также имеет армянские корни.


Э. Аматуни с детьми в Цицернакаберде
— Как бы вы описали нынешнее положение исламизированных, отуреченных, курдизированных армян?
— Количество таких людей просто поражает воображение и рост числа осознающих себя армянами и желающих знать свои корни растёт день ото дня. Думаю, что мы можем говорить уже о нескольких миллионах, хотя информация о них, в силу сложившихся реалий, конечно далеко неполная. На страницу об армянах-мусульманах, созданную мной, приходят тысячи обращений от подобных людей.
— Встречались ли вы когда-либо с непониманием, неприятием вас как мусульман с армянской стороны?
— К сожалению, да. Мне не перестают задавать вопросы о том, что сейчас мешает исламизированным армянам стать снова христианами, постоянно слышатся призывы вернуться к религии предков, рассуждения о том, что ислам мы приняли насильно и т.п. Моё мнение на сей счёт таково: мы уже никогда не узнаем причин, по которым мои предки стали мусульманами.
Возможно, они сделали это под давлением, а может быть и просто из практических соображений, чтобы не платить джизью, но ведь все последующие поколения и я в том числе, уже родились в этой религии, воспитывались на её почве, она проникла практически во все сферы, стала образом нашей жизни и мышления. Своим армянским братьям я также советую поразмышлять на тему принятия нашими предками христианства. Все ли принимали его добровольно? Разве наша история ограничивается только христианским периодом, а этническое происхождение идентично с религиозным самоопределением? Я так не думаю.
Для меня важно, чтобы и в Турции и в Армении за людьми, подобными нам, оставалось право оставаться самими собой со всеми вытекающими. Я не намерен скрывать своё армянское происхождение, живя в Турции, но я и не обязан быть христианином для признания меня со стороны моего армянского народа, более того, я считаю, что феномен армян-мусульман в будущем может сыграть свою важную и положительную роль в налаживании армяно-турецкого диалога и взаимоотношений. Важно искоренять нетерпимость и невежество с обеих сторон во имя единства и процветания нашего великого народа.
© Провела беседу и перевела текст с турецкого Инесса Тащян.
http://armeniangc.com/2017/08/in-the-search-for-the-armenian-atlantis/