Нагорно-Карабахский конфликт еще полностью не урегулирован, несмотря на установленное в 1994 году перемирие между противоборствующими сторонами ситуация на линии соприкосновения войск не редко обостряется, а параллельно с этим военно-политическое руководство Азербайджана активно готовится к возобновлению боевых действий и периодически заявляет о грядущей второй карабахской войне. На этапе подготовки к возобновлению боевых действий, ясное дело, стороны активно работают над повышением уровня боеготовности своих вооруженных сил, в котором немаловажную роль играет также приобретенное вооружение.
Зал заседаний Совета Безопасности ООН
Не секрет, что главным поставщиком вооружения для Армении является Россия, а для Азербайджана, помимо России, также Беларусь и Украина. Но наравне с этим, обе страны время от времени приобретают вооружения и у других поставщиков. К примеру известно, что Армения приобрела штурмовики Су-25 у Словакии, закупала партии стрелкового оружия у Сербии и так далее. Азербайджан же, активно сотрудничает в этой сфере с Израилем, Турцией и рядом других стран и здесь есть интересная особенность: в ряде этих стран оказалась даже КНДР, у которой Азербайджан в 2008 году безуспешно пытался приобрести переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК) местного производства.
Еще в июле 2012 года, в Великобритании приговорили к тюремному заключению на три с половиной года торговца оружием Майкла Рейнджера за то, что последний являлся посредником переговоров между Северной Кореей и Азербайджаном, в намечавшейся сделке продажи ракетных комплексов. Британская прокуратура дала оценку действиям Рейнджера, охарактеризовав его связи с Азербайджаном «незаконные и потенциально очень опасные».
Спустя год, в июне 2013 года, группа экспертов Совета Безопасности ООН подготовила доклад о несоблюдении КНДР установленных санкций, при помощи которых ООН намеревалась остановить разработку ядерных и ракетных программ Пхеньяна. С этой целью были введены также финансовые санкции и запрет на торговлю оружием, поскольку полученный от таких сделок финансовый доход Пхеньян может направить на продолжение и развитие своей ядерной программы. Примечательно, что в указанном докладе ООН Азербайджан неоднократно упоминается в качестве страны, которая игнорировав постановления ООН, при помощи посредника вела переговоры с КНДР, с целью приобретения у этой страны вооружения.
В докладе отмечаются также некоторые подробности несостоявшейся сделки, которые стали известны экспертной группе из судебных материалов по делу Майкла Райнджера. Последний пытался договориться с Пхеньяном о поставке порядка 70-100 единиц ПЗРК Азербайджану, но стороны не смогли договориться, поскольку в Баку настаивали на приобретении партии из 10 комплексов, с целью их последующих испытаний в Азербайджане, после чего можно было говорить о покупке основной крупной партии. Пхеньян же, в свою очередь, настаивал на проведении испытаний на территории КНДР, а также, чтобы Азербайджан гарантировал заказ переносных зенитно-ракетных комплексов в количестве не менее 70 единиц.
Напомним, еще в 2012, во время суда над Майклом Рейнджером в Великобритании, была опубликована электронная переписка подсудимого с представителем из КНДР, в которой он писал, что в Азербайджане его принимали представители правительства страны. Кроме того, ему предоставили лимузин с личным шофером.
Таким образом, Азербайджан, который все время ссылаясь на четыре резолюции по Нагорному Карабаху, принятыми Совбезом ООН в 1993 году, требует вывести оттуда армянские вооруженные силы, спокойно игнорирует другие резолюции той же Организации Объединенных Наций, если дело касается собственных интересов и наглядный пример этому, попытка закупки Азербайджаном ракетных комплексов у Корейской Народно-Демократической Республики.