Начать эту статью хотелось бы с информации о том, что два международных рейтинговых агентства Fitch и Standard &Poor’s понизили долгосрочный рейтинг России до «негативного».
Ясно, что это понижение рейтинга как раз и есть те самые Западные санкции, которых России следовало опасаться больше всего.
В наше время глобализации и тотального господства информационных технологий, возродить страну или опустить ее на дно нищеты можно лишь одним движением пальцев по клавиатуре.
Например, вот так, понизив рейтинг страны, закрывая тем самым доступ к дешевым долгосрочным кредитным ресурсам.
Последствия такого шага для России также носят долгосрочный характер. Может начаться рост процентных ставок по кредитам внутри страны, что в свою очередь приведет к росту цен, росту инфляции и снижению и так скудных темпов роста экономики.
Что касается тех рейтинговых агентств, которые начали атаку на Россию на финансовом направлении, то достаточно сказать, что и Fitch и Standard & Poor’s, базируются в Нью-Йорке и являются коммерческими структурами. Однако их рейтинги используются большинством международных финансовых структур при принятии тех или иных решений в области инвестиций, экономики и финансов.
.
И опять Украина
В предыдущих статьях и интервью ИЦ «Еркрамас»
[1] мы говорили о том, что России удалось отбить достаточно мощную атаку Запада на своих западных границах. При этом Российская Федерация активно использовала сухопутные и военно-воздушные силы, и флот, а значит, отбивалась с использованием своей армии.
Запад, как мы видим, в этой своей атаке использовал силы неонацистских организаций Украины и один эсминец Truxton. По сути, главная атака была предпринята на иных направлениях, где использование армии США не предусматривалось. А значит, операция против России была недорогой.
Отсюда и недооценка руководства России и ее армии. Российская армия в ответ достаточно эффективно и эффектно поддержала дипломатический корпус страны, проведя молниеносную операцию по блокированию 22 тысячной украинской военной группировки на полуострове, а затем обеспечив проведение референдума о присоединении Крыма к России.
Для Запада такая эффективность российской армии оказалась полной неожиданностью. Это подтверждает факт переноса так называемой «красной линии» в отношении России с «оккупации Крыма» до «вторжения в юго-восточные области Украины».
Это было отступление.
В итоге Россия провела молниеносную военно-дипломатическую операцию, не только остановив наступление на своих западных рубежах, но и заставив страны «цивилизованного Запада» в замешательстве искать новые способы воздействия на новый родившийся военно-политический и экономический полюс.
.
ЕврАзЭС
Все мы помним реакцию стран мира на российскую операцию по принуждению Грузии к миру.
Запад реагировал истерично с использованием всех своих медиа возможностей. Страны СНГ, в том числе и союзники России, растеряно молчали.
С одной стороны, всех удивила однозначная реакция России на вооруженный конфликт у своих границ. Так жестко и целенаправленно Россия не действовала со времен СССР.
С другой стороны, очень напугала возможная ответная реакция со стороны США и Европы, которые не привыкли, что их окрики остаются без внимания.
Когда Россия проводила свою следующую военно-политическую операцию в Сирии, на ее стороне громко и однозначно заявила себя только Армения. Произошло это в самый разгар кризиса 3 сентября 2013 года. Эту ситуацию мы подробно обсуждали в целой серии статей, таких как «Операция «Хамелеон» [2], «Армения. Рождение нового полюса» [3] и «Корона Российской Империи» [4].
Сегодня, когда даже до итога «украинской операции» еще далеко, уже целый ряд стран сделали свои заявления в поддержку России.
19 марта Казахстан «приветствовал свободное волеизъявление» населения Крыма [5].
20 марта президент Армении и президент России, в ходе телефонного разговора «констатировали, что это (референдум – Л.А.) является очередным примером реализации права народов на самоопределение путем свободного волеизъявления» [6].
В этот же день пришло письмо из Кыргызстана, в котором выражается поддержка референдума в Крыму [7].
А что же Беларусь и ее президент Александр Лукашенко?
Беларусь молча поддержала Россию еще в дни эскалации конфликта, когда предложила разместить на своей территории дополнительную авиационную группировку. И в последующие дни поддержка Беларуси ощущалась и была достаточно весомой. Например, 17 марта СМИ сообщили о подготовке к мобилизации резервистов пограничных войск КГБ Республики Беларусь [8].
Таким образом, все мы стали свидетелями концентрации военной и политической составляющей нового военно-политического и экономического полюса под названием ЕврАзЭС.
Уже сегодня можно констатировать, что пока еще не оформившийся юридически ЕврАзЭС уже существует и живет своей жизнью.
.
Болевая точка
Необходимо отметить, что «тихая» поддержка России со стороны Армении имела место и в самые первые дни эскалации украинского кризиса, когда российские части спецназа начали операцию в Крыму и с Запада послышались первые громовые раскаты угроз.
26 февраля собрался Совет безопасности Армении, а уже на следующий день принятые решения были доведены до Совета безопасности Арцаха [9].
Ситуация вокруг Украины усугублялась тем, что западные «партнеры» пытались распространить зону нестабильности на весь периметр границ России.
Первыми откликнулись Грузия и Азербайджан.
Но даже традиционно прозападной Грузии не удалось в этот раз стать «маяком западной демократии» в регионе. Азербайджан сиял ярче и увереннее.
После крупнейшего внешнеполитического провала сентября 2013 года, Азербайджанская республика всеми силами хотела взять реванш над Арменией.
О поддержке действий Запада на Украине в Баку не говорил только ленивый. Отметился даже Закир Гасанов – министр обороны Азербайджана, который, по информации азербайджанских СМИ, чуть ли не обозначил свою страну членом НАТО.
Но тут случился конфуз. Пока из Европы и Северной Америки грозно лился хор голосов, осуждавших действия России, на «азербайджанский фальцет» мало кто обращал внимания. Ну, разве что Армения, в отношении которой усилились угрозы и обещания наслать кары небесные в виде десятков истребителей и штурмовиков.
Но после референдума в Крыму хор голосов резко стих, так как шла серьезная драка между главными действующими лицами. И вот в этой тишине все и услышали голос нового «форпоста запада». По количеству публикаций и интервью на тему «плохой» и «опасной» России, с Азербайджанскими СМИ сравнятся лишь, наверное, медиа ведущих западных стран.
.
Центр тяжести
Если вам кажется, что Запад успокоился и затаился, то вы просто не читаете газет.
Еще не успели отгреметь салюты в честь присоединения Крыма к России, а Запад начал новую масштабную подготовку к очередной атаке. В этот раз центр напряжения в очередной раз смещается в кавказско-каспийский регион.
Итак, 19 марта региональные СМИ вышли с радостными заголовками о том, что
[10] «Президенты Азербайджана, Турции и Грузии Ильхам Алиев, Абдулла Гюль и Георгий Маргвелашвили встретятся в начале мая в Тбилиси»
Получается, что руководители трех стран региона будут вырабатывать какую-то общую линию поведения. И все бы ничего, если бы сразу следом за этой встречей, которая напомню должна пройти в начале мая, не было запланировано срочное посещение куратором региона Франсуа Оландом той же Грузии [11]. Эта миссия посещения запланирована на 13 мая. Но и это еще не все. В мае в Тбилиси и Баку прибывает еще один интересный персонаж – Госсекретарь США Джон Керри [12].
Что это за собрание откровенно антироссийских сил в самом антироссийском составе, который только можно собрать, и что они будут обсуждать? Хороший вопрос!
Но, как мне кажется, я догадываюсь какова будет тема обсуждения. США планируют не просто поднять ставки в игре против России, а максимально увеличить их стоимость.
20 марта в Ереване проходила конференция «Партнерство НАТО на Южном Кавказе».
В ходе этой конференции ответственный по связям НАТО со странами Южного Кавказа (так они называют наш регион, куда включают и Армению) Уильям Лахью сделал два весьма любопытных заявления [13].
Первое касается ситуации, в которой оказался северо-атлантический блок:
«Последние два десятилетия Альянс сокращал свои вооруженные силы не из-за экономических проблем, а из-за того, что угроз становилось меньше. Но теперь ситуация изменилась».
Ситуация изменилась, считают в НАТО и сокращения вооружений больше не будет.
Ну и второе заявление касается всех стран так называемого «Южного Кавказа»
«НАТО интересуется кавказским регионом и рассматривает его как часть Европы. Последние события в Украине заставили НАТО пересмотреть взаимоотношения со своими партнерами, переоценить потенциал Альянса».
Это обращение ни что иное как предложение сделать окончательный выбор с кем двигаться дальше – с Россией (читай в составе ЕврАзЭС) или с Европой (читай со счастливой перспективой вступления в НАТО).
А двери НАТО для стран, который само НАТО считает Европой – не закрыты. «Все страны кавказского региона имеют возможность вступить в НАТО». На такой ноте завершает свой посыл Уильям Лахью.
Безусловно, это обращение в большей степени направлено в сторону Армении, которой в очередной последний раз предлагается выбрать сторону, на которую встать.
Дело в том, что слабая в военном отношении Грузия в любом случае готовится стать членом альянса, но не способна заметно укрепить НАТО и гарантировать соблюдение интересов Запада в регионе.
Турция проходит процесс трансформации и уже не способна на активные антироссийские действия.
Азербайджан в ближайшей перспективе также ожидает политическая трансформация с неизвестными перспективами.
Как нам видится, Армении предлагается два одинаково приемлемых для Запада варианта поведения:
Первый – отрыв от России и переход в лагерь «просвещенной демократии», что было бы идеальным шагом. В этом случае Армении будут предоставлены широкие преференции и гарантировано членство в НАТО как гарантия безопасности – то чего Армении как раз остро не хватает.
Второй – неучастие в действиях, способных поставить под удар экономические интересы Запада в регионе. По простому говоря, Армении предлагается не воспользоваться шансом и не нанести удар по нефтегазовой инфраструктуре Запада в Азербайджане.
Как мы понимаем, ни первого, ни второго Армения принимать не намерена.
Но для того, чтобы следом за отказом не последовали проблемы для Армении, России нужно срочно запускать хотя бы в тестовом режиме свой проект ЕврАзЭС.
Итак, ждем мая. Недолго осталось.
.
Лаврентий Амшенци
.
.
.