понедельник, 17 февраля 2014 г.

Геворк ВАРТАНЯН: "ГЛАВНОЕ КАЧЕСТВО РАЗВЕДЧИКА – ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ".

Геворк Вартанян

К 90-летию со дня рождения легенды советской и мировой разведки
17 февраля исполнилось бы 90 лет легендарному советскому разведчику-нелегалу, единственному разведчику СССР, кто получил Золотую Звезду Героя Советского Союза  в мирное время и при жизни (в отличие от двух других своих коллег – Рихарда Зорге и Николая Кузнецова, удостоившихся высшего звания страны во время войны и посмертно).
ИМЕННО С ИМЕНАМИ ГЕВОРКА АНДРЕЕВИЧА И СПУТНИЦЫ ЕГО ЖИЗНИ(на протяжении почти 66 лет и боевого товарища Гоар Левоновны), их сверстников – преимущественно армян - выходцев из СССР - ассоциируется фильм "Тегеран-43", рассказывающий о том, как во время Тегеранской конференции 1943 г. был предотвращен – в значительной степени благодаря "легкой кавалерии" - руководимой 19-летним Геворком Вартаняном  группе юных патриотов – заговор гитлеровской Германии против глав СССР, США и Великобритании.
...К сожалению, вот уже два года, как нет с нами легендарного разведчика, о котором в своей автобиографической книге "Записки начальника нелегальной разведки" генерал Юрий Дроздов писал: "...Равный Зорге, Абелю, Филби... А возможно, и первый..."
...Каждый раз, когда, спускаясь по ереванской улице Терьяна, дохожу до перекрестка с ул. Агаяна, машинально – всегда, в любую погоду, будь то утро, день или вечер, останавливаюсь у дома 3-а, где находится отчий  дом Геворка Андреевича Вартаняна, приобретенный его отцом в начале 50-х, когда советский разведчик Андрей Васильевич Вартанян, проработавший в Иране под прикрытием владельца кондитерской фабрики два десятилетия, переехал в родную Армению...
Ведь именно на этом углу в конце марта 2010 г. я совершенно неожиданно впервые в жизни "столкнулся" с Геворком Андреевичем и, мгновенно "идентифицировав" гения разведки, поклонился ему в пояс – именно с этого эпизода начинаются книги автора этих строк под названием "Соприкосновение с легендой: разведчики-нелегалы Геворк и Гоар Вартаняны" (на русском, 2010 г.) и "Герои разведчики-нелегалы Геворк и Гоар Вартаняны: "соприкосновение с легендой" продолжается..." (на армянском, 2011, 2012, 2013 г.г.).
"...Просто не верится, что в овощном или хлебном магазине не встретим больше чинную, внушающую уважение, да просто красивую пару супругов Вартанянов, от которых веяло скромностью, добротой и интеллигентностью", - говорили их соседи после кончины Геворка Андреевича. Многие из них не верили, что этим подтянутым, стройным и безупречно одетым супругам уже далеко за 80... ...Даже после рассекречения имен Вартанянов в декабре 2000 г. многие в округе и не подозревали, кто такие на самом деле эти удивительно моложавые "дедушка и бабушка", а узнав, не могли скрыть своего удивления и, конечно же, восхищения...
ГЕВОРК АНДРЕЕВИЧ ВАРТАНЯН БЫЛ ПОХОРОНЕН 13 ФЕВРАЛЯ 2012 Г. на Троекуровском кладбище Москвы с воинскими почестями. Телеграммы соболезнования и траурные венки прислали президенты Армении Серж Саргсян и Дмитрий Медведев. Проститься со своим коллегой и личным другом пришел тогда премьер-министр РФ Владимир Путин. (Все мы помним телекадры, запечатлевшие, как В.В. Путин, выражая свое соболезнование Гоар Левоновне Вартанян, так и не занял стул, предложенный ему близким другом семьи Вартанянов Вадимом Шушанянцем, оставшись присевшим перед вдовой выдающегося разведчика).
А 24 октября 2012 г. на Троекуровском кладбище с воинскими почестями был открыт монументальный памятник-ансамбль Г.А. Вартаняну,  несколькими же часами раньше в Службе внешней разведки (СВР) РФ была открыта  мемориальная доска, увековечивающая память легенды советской и мировой разведки. 27 октября 2012 г. в Ростове-на-Дону, где 17 февраля 1924 г. родился Г.А. Вартанян, на Проспекте звезд состоялась торжественная церемония открытия именной звезды "победившему в народном голосовании Герою Великой Отечественной войны, разведчику Службы внешней разведки Комитета государственной безопасности (КГБ) СССР, участнику Великой Отечественной войны, Герою Советского Союза, дважды финалисту проекта "Проспект звезд  г. Ростова-на-Дону" - Вартаняну Геворку Андреевичу".
...Будучи патриотом Советского Союза, Геворк Вартанян в ничуть не меньшей степени был патриотом своей исторической Родины - Армении. Как стало известно автору этих строк из заслуживающих доверия источников, когда в последние годы/месяцы существования Советского Союза в Геташене, Шаумяне, других населенных пунктах Нагорного Карабаха происходили трагические события - известная операция "Кольцо", армянин по рождению, воспитанию и духу Геворк Андреевич Вартанян не жалел сил для того, чтобы если не предотвратить  подобные действия, то хотя бы как-то остановить их дальнейшее трагическое развитие.
ИМЕННО ВО МНОГОМ БЛАГОДАРЯ ЕГО ТВЕРДОЙ ПОЗИЦИИ в первой половине 90-х не было принято судьбоносного решения об упразднении разведки уже независимой Армении. Главный советник СВР РФ полковник Г.А. Вартанян также в значительной степени способствовал налаживанию дружественных связей между соответствующими армянскими и российскими структурами. Надо особо отметить ценную помощь Геворка Андреевича в деле становления военной разведки нашего молодого государства, особенно в годы войны за освобождение Арцаха.
И не случайно, что президент Армении Серж Саргсян, возглавлявший в те годы Министерство национальной безопасности, а затем и Министерство обороны РА, инициировал и проследил за тем, чтобы имя Геворка Вартаняна было включено в список Героев Советского Союза от Армянской ССР на памятной стеле в Музее ВОВ в ереванском парке Победы. А к своему 85-летию, в 2009 г., указом президента Г.А.Вартанян был награжден орденом Почета Республики Армения.
Еще  одним шагом по увековечению памяти нашего легендарного соотечественника на его исторической родине стали учреждение приказом министра обороны РА Сейрана Оганяна медали "Геворк Вартанян" к 89-му дню рождения выдающегося разведчика и торжественная церемония вручения в июне прошлого года медали за номером один Гоар Левоновне Вартанян.
В канун 90-летия нашего соотечественника, еще при жизни ставшего легендой, Совет Ереванского государственного лингвистического университета им. В. Брюсова, который в 1955 г., перед "загранкомандировкой" длительностью в тридцать лет, окончили Геворк и Гоар Вартаняны, направил письмо в мэрию Еревана с предложением установить на здании вуза мемориальную доску в память о Г.А.Вартаняне.
Что ж, можно только приветствовать подобное начинание, поскольку не раз и не два подчеркивалось, что лучшим памятником Геворку Андреевичу  будет воспитание армянской молодежи в патриотическом духе на примере большого патриота своей Родины Г.А. Вартаняна. А может быть, наконец заодно решится и давно поднятый вопрос о присвоении звания "Почетный гражданин города Еревана" Геворку Вартаняну, как это было сделано в Ростове-на-Дону еще при его жизни?

"ИСТОРИЯ НЕ ИМЕЕТ ДРУГОЙ СТОРОНЫ, А ОТРИЦАНИЕ ГЕНОЦИДА ПРЕСЛЕДУЕТ ИНЫЕ ЦЕЛИ".

Более 20 известных правозащитников и ученых-геноцидоведов обратились с открытым письмом к федеральному советнику и главе Департамента юстиции и полиции Швейцарии г-же Симонетте Соммаруга в связи с решением Европейского суда по правам человека по делу Догу Перинчека. Открытое письмо опубликовано на сайте газеты "Агос" 
http://www.agos.com.tr/haber.php?seo=soykirim-arastirmacilarindan-aihmye-sert-elestiri&haberid=6584 ), а также организации "Рабочая группа Признание против Геноцида" ( http://www.aga-online.org/news/detail.php?locale=de&newsId=553 ).
Приводим текст письма целиком.



Открытое письмо федеральному советнику Швейцарии, главе Департамента юстиции и полиции Швейцарии г-же Симонетте Соммаруга
После ознакомления с решением Европейского суда по правам человека по иску Догу Перинчека против Швейцарии от 17 декабря 2013 г. мы, ученые, занимающиеся вопросами прав человека и геноцида, считаем необходимым отреагировать на нашедшие место в решении неточности, которые, на наш взгляд, имеют серьезное этическое и общественное значение.
Мы не затрагиваем вопрос свободы выражения, который, уверены, является существенной частью открытого демократического общества. Однако мы обеспокоены теми аргументами, обосновывающими решение суда, которые входят в противоречие как с историческим фактом Геноцида армян в 1915 году, так и с этическим пониманием политики отрицания.
В РЕШЕНИИ УТВЕРЖДАЕТСЯ, ЧТО: 1. "Геноцид с точки зрения четкого правового понятия трудно доказуем"; 2."Суд сомневается, что может быть достигнут консенсус в целом в отношении событий, подобных тем, о которых идет речь, учитывая, что исторические исследования были по определению открыты для обсуждений без необходимости обязательного заключения или окончательного утверждения объективной и абсолютной истины; суд использует фразу "жаркие дебаты" применительно к нынешней политической ситуации вокруг Геноцида армян.
Во-первых, подавляющее большинство ученых-геноцидоведов (а это сотни независимых исследователей, не имеющих никакого отношения к правительствам) уверены в том, что убийства армян в Оттоманской Турции полностью подпадают под все критерии определения геноцида, данные в статье 2 Конвенции ООН по  предупреждению преступления геноцида и наказанию за него. В 1997 году Международная ассоциация исследователей геноцида (МАИГ) – главная структура, объединяющая ученых-геноцидоведов - единогласно приняла резолюцию, признающую резню армян оттоманами как геноцид. Международный центр переходного правосудия в 2003 году подготовил анализ для турецко-армянской комиссии по примирению, в котором утверждается, что "события [1915 г.] включают все элементы преступления геноцида, согласно определению  Конвенции ООН".
В 2000 году 100 ведущих исследователей Холокоста подписали петицию в газету "Нью-Йорк таймс", подтверждая, что события 1915 года являются геноцидом, и призывая к его международному признанию. В июне 2005 года МАИГ обратилась с Открытым письмом к премьер-министру Турции Эрдогану, предлагая турецкому правительству признать "неопровержимый факт Геноцида армян". Исследователи-теоретики геноцидов (как, к примеру, Вильям Шабас) согласились признать геноцидами только три трагедии ХХ века: армян в Турции в 1915 г., евреев в Европе в 1940-45 гг. и тутси в Руанде в 1994 г. Уничтожение армян было центральным вопросом для Рафаеля Лемкина в процессе создания концепции геноцида как преступления в международном праве, и именно Лемкин первым ввел и использовал термин Геноцид армян в 1944 г.    
ВЫДВИНУТАЯ СУДОМ МЫСЛЬ О ТОМ, ЧТО ПРЕСТУПЛЕНИЕ ГЕНОЦИДА может относиться только к событиям в Руанде и Сребренице лишь на основании того, что они были расследованы Международным уголовным судом, ущербна. Преступления геноцида на протяжении десятилетий признавались учеными историческим фактом, и оба этих преступления, совершенные против армян Оттоманской Турцией и против евреев в Европе нацистами, Лемкин считал геноцидом. Как не раз отмечали ученые-правоведы, преступления геноцида могут быть расследованы судом и ретроактивно. В частности, Вильям Шабас указывает на судебный процесс над Эйхманом в Иерусалиме в 1961 г., когда термин геноцид был использовал ретроактивно, с обратной силой, для обозначения преступлений, совершенных против евреев.  
Далее. В статье 10  "Суд четко разграничил настоящий случай от отрицания преступления Холокоста (….), на том основании, что последние события были четко установлены международным судом". Следует отметить, что исполнителей Холокоста судили на Нюрнбергском процессе не за преступление геноцида, а за "преступления против человечества", даже несмотря на то, что Рафаель Лемкин уже ввел термин геноцид.  Армянский же вопрос, вопреки утверждению суда, наоборот, имеет четкую правовую основу своей достоверности.
Первое: именно фраза "преступления против человечества" была использована Францией, Великобританией и Россией в их совместном заявлении от 1915 года, сделанном в ответ на резню армян правительством Оттоманской Турции. Затем после Второй мировой войны оттоманское правительство созвало военный трибунал (1919-1920) для суда над 200 высокопоставленными военными и членами правительства за преднамеренное массовое убийство армянского населения. Кроме того, решение Международного центра переходного правосудия в 2006г. также подтверждает наличие такой правовой базы. 
Суд также решил на основе ст. 17 (запрещение злоупотребления правами), что "отказ в правовой характеристике событий 1915 года как геноцида не был направлен на разжигание ненависти к армянскому народу". Вместе с тем ЕСПЧ в пункте 19 утверждает, что "отрицание Холокоста сегодня является основной движущей силой антисемитизма". В связи с этим мы хотели бы просто отметить, что отрицание Геноцида армян в Турции привело к убийству турецкого журналиста армянского происхождения Гранта Динка, а также к насилию в отношении других людей в Турции.
НАЗЫВАЯ ГЕНОЦИД АРМЯН "МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛОЖЬЮ", ГОСПОДИН ПЕРИНЧЕК проявил такую степень экстремизма, которая противоречит самой сути правосудия. Мы считаем, что суд ошибся, назвав политику отрицания Турции (страны с одним из худших показателей в области интеллектуальных свобод и прав человека за последние десятилетия) "жаркими дебатами". Как отмечалось в Открытом письме МАИГ по поводу политики отрицания и Геноцида армян (октябрь 2006-го): "Ученые, отрицающие факт геноцида на фоне подавляющего преобладания  научных доказательств, ведут не исторические дискуссии, а преследуют иные цели. В случае Геноцида армян такой целью является избавить Турцию от ответственности за запланированное истребление армян – цель, которую ставит перед собой каждое турецкое правительство начиная с Геноцида 1915 года. Ученые, подвергающие сомнению тот факт, что происшедшее с армянами в Оттоманской Турции в 1915 году есть геноцид, нагло игнорируют огромное количество исторических и научных доказательств".
Как писала ученый-геноцидовед Дебора Липштадт: "отрицание геноцида, будь то Геноцид армян со стороны турок или евреев со стороны нацистов, не является актом исторического переосмысления. Отрицатели преследуют цель убедить третьи стороны в том, что есть и другая сторона истории... в то время как нет никакой другой стороны".
Мы считаем, что решение и аргументы суда способствуют отрицанию и могут оказать разрушительное воздействие на усилия по достижению истины и примирения, а также иметь этические последствия. Мы считаем важным, чтобы правительство Швейцарии обратилось с просьбой о пересмотре решения суда.  
Танер АКЧАМ, профессор Центра изучения холокоста и геноцида, университет Кларка;
Джойс АПСЕЛ, университет Нью-Йорка, бывший президент МАИГ;
Питер БАЛАКЯН, профессор, университет Колгейт;
Кэти КАРУТ, профессор, Корнельский университет;
Фрэнк ЧАЛК, профессор, директор Монреальского института исследований прав человека и геноцида;
Исраэл ЧАРНИ, бывший президент МАИГ, исполнительный директор Института Холокоста и геноцида, Иерусалим;
Донна-Ли ФРИЗ, ведущий научный сотрудник Центра еврейской истории, Нью-Йорк;
Вольфганг ГАСТ, директор Armenocide.de, Гамбург;
Тесса ХОФМАНН, почетный профессор, доктор философии, Институт восточно-европейских исследований, Свободный университет Берлина;
Ханс-Лукас КАЙЗЕР, профессор, университет Цюриха;
Марк ЛЕВИН, преподаватель, университет Саутгемптона, Великобритания;
Роберт Джей ЛИФТОН, почетный профессор, Городской университет Нью-Йорка;
Дебора ЛИПШТАДТпрофессорИнститута новейшей еврейской истории и изучения Холокоста вуниверситете Эмори, США;
Уэнди ЛОУЭР, профессор, колледж Клермонт Маккенна, США;
Роберт МЕЛСОН, почетный профессор, университет Пердью, бывший президент МАИГ;
Дональд МИЛЛЕР, профессор, директор Центра религиозных и цивилизационных исследований, университет Южной Калифорнии;
Роджер У. СМИТ, почетный профессор, колледж Вильгельма и Марии, бывший президент МАИГ;
Лео СПИТЦЕР, почетный профессор, Дортмундский колледж;
Грегори СТЭНТОН, профессор в области изучения и предотвращения геноцидов, университет Джорджа Мейсона, бывший президент МАИГ;
Генри ТЕРИО, профессор, Государственный университет Вустер;
Эрик ВАЙЦ, профессор, городской колледж Нью-Йорка - Образовательный центр
Перевод и подготовка к печати Марины ГРИГОРЯН

МЧС Армении будет развивать малую авиацию.

МЧС Армении будет развивать малую авиациюДля МЧС Армении одним из приоритетов работы является создание малой авиации. Об этом сообщил замдиректора Спасательной службы Армении генерал-майор Николай Григорян н пресс-конференции 17 февраля.
По его словам, на повестке задействование Степанаванского и Капанского аэропортов. «Малая авиация будет проводить поисковые работы, участвовать в тушении лесных пожаров, а также в противоградовых работах», - почеркнул Николай Григорян.
Другим приоритетным направлением работы является создание в областях центров кризисного управления. «Ведется работа для улучшения работы службы 911 в Ереване и внедрение подразделений службы в областях», - отметил замначальника ССА, добавив, что в ходе недавнего визита президента страны Сержа Саргсяна в МЧС было дано поручение сделать слуги службы доступными в областях страны.
Как отметил Николай Григорян, параллельно будет проводиться работа по созданию армяно-российского гуманитарного центра чрезвычайных ситуаций. Ожидается, что российская сторона вложит в его создание крупную сумму и передаст технику, в том числе вертолет. «Это будет региональный центр, способный реагировать на ЧС не только по стране, но и соседних странах», - отметил Николай Григорян, добавив, что в рамках организации ИНСАРАГ при содействии швейцарской стороны в Сюнике, Шираке и Ереване создаются три спасательных отряда.
Кроме того, принято решение о создании в республике добровольческих пожарных отрядов. «Есть отдаленные общины, куда пожарные бригады могут доехать через 30-40 минут. Возникает вопрос - зачем им вообще ехать?», - задался вопросом Николай Григорян. По его словам, для оперативного реагирования создаются опорные пункты, проводятся исследования по стране для оптимального размещения бригад

Незаконченная история церкви.

В недавнем интервью агентству интерфакс.аз заведующий сектором по работе с зарубежными СМИ и НПО администрации президента Азербайджана Фуад Ахундов высказал обвинения в адрес армянского народа, смысл которых заключался в том, что Армянская Апостольская церковь с помощью России «арменизировала христианское наследие Южного Кавказа». «Речь идет об албанских храмах и пастве, оставшейся после упразднения Албанской Автокефальной Церкви», - добавил он.
О самом Фуаде Ахундове, как и о его грязных околонаучных мошенничествах, мы писали не раз, и речь сегодня пойдет не о нем. Куда важнее показать миру, как взятый академической наукой Азербайджана постулат об «арменизации» становится причиной уничтожения армянского культурного наследства на территории Азербайджанской республики. Собственно говоря, термин «арменизация» придуман для объяснения неприкрытого вандализма по отношению к армянской культуре.
Одним из важнейших политических проблем ХХ века Азербайджана, не решенной, кстати, до сего дня, было определение этнической идентичности закавказских турок – азербайджанцев. Проблема усложняется тем, что важнейшим и единственным условием ее решения поставлена задача доказать автохтонность закавказских турок на территории современной Азербайджанской республики. Абсурдность поставленной административным путем задачи: доказать, что турок является исконным насельником Закавказья, - становится причиной метаний и откровенных фальсификаций ученых. Так, за последние сто лет различные ученые Азербайджана успели провозгласить предками закавказских турок хеттов и маннов, мидян и кавказских албанцев, саков и печенегов… И это не считая наиболее экзотичных версий: в том числе, например, утверждение о том, что библейский Ной являлся «выдающимся азербайджанским астрономом». При этом, вопреки науке и просто здравому смыслу, все эти народы, равно как и библейский Ной, провозглашены тюркоязычными.
Ущербность подобный «теорий» приводит к тому, что пребывающие в поисках предков азербайджанские ученые все более отдаляются от региона. Сегодня «исконно азербайджанской землей» уже провозглашены обширные территории России, Грузии, Ирана, Турции, Ирака, а также – полностью – оба армянских государства.
Над всем этим можно было бы посмеяться, если бы Азербайджан ограничился лишь «учеными изысканиями». Однако все эти «теории» на практике оборачиваются варварским уничтожением не соответствующих им памятников архитектуры. Наиболее известным актом вандализма, лишившим человечество произведений армянской малой архитектуры: тысяч уникальных и неповторимых надгробных камней – хачкаров – IХ – ХVI веков в городе Джуга Нахиджеванской автономии. Заключительный акт этого вандализма имел место в декабре 2005-го года, когда подразделения вооруженных сил Азербайджана кувалдами и бульдозерами разрушили чудом сохранившиеся хачкары.
Сегодня мы расскажем о другом, менее известном вандализме азербайджанской власти.
Церковь Святого Иоанна Крестителя - Սուրբ Հովհաննես Մկրտիչ եկեղեցի в Гандзаке (Гянджа). Интересно предание, связанное с ней. Рассказывают, что разрешение на ее строительство дал шах Аббас, во владениях которого тогда находился город. Перед армянами он поставил два условия: а) церковь можно начать строить после того, как начнется служба в строящейся в городе мечети; б) церковь не должна быть выше мечети. Первое условие армяне выполнили полностью: строительство церкви Иоанна Крестителя было начато в 1618 году, после того, как в мечети прошла первая молитва. Таинство освящения церкви имело место в 1633 году. А что касается второго условия… Специалистам известно лучше, но в Гандзаке все знали: здание церкви выше мечети, а вот место для ее строительства выбрано низкое. Таким образом, требование шаха оказалось выполненным. Кстати будет сказать, что в 1853 – 1869 годах в Гандзаке была построена церковь Григория Просветителя, как высотой здания, так и географически превосходящая «соперничающую» мечеть.
В советские годы церковь Иоанна Крестителя была закрыта, однако название «Е(ге)хеци тюр» (Ворота – вход церкви) так и осталось за всем кварталом. А превращенный в сквер бывший обширный двор церкви до самого 1988 года являлся излюбленным местом встреч жителей Гандзака
Еще до депортации армянского населения Гандзака в 1988 – 1989 годах в церкви расположилась филармония, а в конце ХХ века закавказские турки превратили ее в столовую «Национальные блюда», где подавали исконно армянский хаш.
Затем церковь прочно заняли приверженцы радикального исламистского движения ваххабитов (салафитов), хозяйничавшие в ней до тех пор, пока в Азербайджане не было принято решение «возродить» никогда в истории не существовавшую Албано-удинскую христианскую церковь. Тем самым, по замыслу власти, можно было решить сразу несколько проблем: объявить «албанскими» все сохранившиеся армянские церкви в Азербайджане (сегодня таковыми провозглашены уже и все церкви Армении), продемонстрировать миру свою «толерантность» к христианам, настроить братский и единоверный удинский народ против армян и так далее.
К сожалению, среди удин нашлись несколько отщепенцев, с готовностью вставшие во главе «Албано-удинской церкви». Возглавил их некий Роберт Мобили, о котором сами удины ныне предпочитают не говорить. «Для нас Мобили умер, - говорит мой удинский друг, а о покойниках принято или молчать, или говорить хорошо. Вот и я ничего не хочу ничего говорить о живом мертвеце».
Почему мне вспомнилась фальшивая, искусственно провозглашенная церковь, вся паства которой уместится в одном микроавтобусе? Проблема в той самой «арменизации албанских церквей», о которой Азербайджан, переворачивая все с ног на голову, твердит на каждой международной площадке. И если раньше это утверждали кучка ангажированных историков, то в последние годы высосанная из пальца проблема плавно переместилась в кабинеты политических чиновников, лидером среди которых с некоторого времени стал уже упомянутый Фуад Ахундов. Теперь Азербайджан «возвращает» удинам, а, по сути, никому и в никуда, армянские церкви.
С этой целью некоторое время назад была «отреставрирована» отнятая у ваххабитов уже знакомая нам церковь Иоанна Крестителя в Гандзаке. При этом церковь «реставрировалась» два раза. В первый раз «реставрация» ограничилась кирпичным покрытием купола часовни и светло-розовой окраской церкви.
Фотография купола часовни церкви до «реставрации»
А это – тот же купол после «реставрации»
Затем церковь «отреставрировали» «капитально». Были стерты армянские надписи, а само строение (вместе с крышей!) окрашено в ядовито-оранжевый цвет. Кроме того, «реставраторы» вынесли надгробные плиты похороненных у входа в церковь деятелей Армянской Апостольской церкви, а у входа вывесили табличку «Албанская церковь».
На предлагаемой фотографии можно увидеть надписи до «реставрации» и после нее
Предлагаю посмотреть еще несколько фотографий, изображающих церковь в разное время
Вот, пожалуй, все, что хотелось написать в данной статье. Она предназначена не для лживой мрази по имени Фуад Ахундов, и не для пребывающих у власти в Азербайджане ничтожных вандалов. И даже не для отщепенца Роберта Мобили, ежедневно предающего как христианство в целом, так и удин в частности. Она написана для нас, хранителей памяти армянского народа. Память и знания нам пригодятся, ибо, если судить по высказываниям Ильхама Алиева, нам еще предстоит восстанавливать порушенное вандалами, а священникам Армянской Апостольской церкви – усердными молитвами очищать наши храмы от нечисти.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН
Фотографии: Самвел Карапетян, Ф. Берлемон и личный архив автора

В Ростове прошло богослужения памяти Гургена Маргаряна.

/uploads/lentanews/2702/marg6.jpg
Гурген Маргарян

16 февраля в Ростове-на-Дону в церкви Сурб Карапет прошло поминальное богослужение и возложение цветов к хачкару в связи с годовщиной убийства офицера армянской армии Гургена Маргаряна. Трагические события произошли 10 лет назад. Военнослужащий из Азербайджана Рамиль Сафаров совершил зверское убийство лейтенанта из Армении во время курсов в Будапеште, организованных НАТО под эгидой «Партнерство во имя мира». 
Готовясь к расправе, офицер республики Азербайджан специально купил топор и ночью насмерть забил спящего Маргаряна, нанеся ему 16 ударов по лицу. Сафарову дали пожизненный срок, однако в августе 2012 года его передали Азербайджану. На родине он был помилован и восстановлен на службе с повышением до майора. По распоряжению президента Ильхама Алиева убийце выплатили жалование за восемь лет, которые он провел в заключении, а также подарили квартиру. Данное решение привело к разрыву дипломатических отношений между Арменией и Венгрией. 

/uploads/lentanews/2702/lit3.jpg

Литургию в донской столице провел Тер-Тадевос. За время богослужения церковь посетили около 300 членов армянской диаспоры Ростова, а также представители Армении. 
- Для нас это трагическая дата, - рассказал один из участников литургии Ефрем Бегларян. – Мы знаем, что правду не спрячешь. Азербайджанский офицер совершил преступление, а власти Азербайджана поддержали его и выкупили из рук правосудия. Подлое убийство назвали героизмом. Такие безнравственные действия противоречат международному праву. Эта политика ведет к пропасти. Некоторые общественные деятели Азербайджана, среди которых писатель Акрам Айлисли, осуждают действия руководства страны. Опубликованный им роман «Каменные сны», посвященный осмыслению армяно-азербайджанского конфликта, вызвал в стране бурю негодования. Автора обвинили в симпатиях к армянам, против него и его семьи развязали травлю, а недавно Акрама Айлисли лишили звания «Народного писателя Азербайджана». Наша задача - в установлении справедливости и в умении защитить себя. 

По окончании организатор мероприятия председатель некоммерческого партнерства 
«РусАрмИнфоЦентр «Наследие» Арман Мкртчян поблагодарил всех участников. 

В Латвии Нагорный Карабах показали как независимое государство (Фотофакт).

В латвийском учебнике «Новая мировая география», изданном в 2013 году, Нагорный Карабах, Южная Осетия и Абхазия представлены как независимые государства, сообщает haqqin.az  со ссылкой на источники в азербайджанской диаспоре в Риге.
Данное учебное пособие предусмотрено для учащихся средних классов в школах Латвии. Этот факт вызвал справедливое возмущение азербайджанцев, проживающих в Латвии, которые и предоставили нашей редакции образец этого учебника. Надеемся, что МИД и Посольство Азербайджана в Латвии не останутся безучастными к этой провокации.

О том, как один дашнак скрывает от 150 миллионов россиян историческую истину.


Выдумывая себе альтернативную историю и подворовывая культуру соседних народов, закавказские турки – «азербайджанцы» - понаиздавали школьных учебников, согласно которым «первые человеческие стада», составленные из мохнатых и желтозубых гейдаров и мамедов, появились на территории Азербайджана 1,5 миллиона лет назад. Доблестные азербайджанские полки громили армии Кира Великого и Александра Македонского, а потом построили древнее азербайджанское государство на обширных землях от Северного Ледовитого до Индийского океана.
Америку тоже открыли азербайджанцы, пользуясь при этом ими же придуманным штангенциркулем. Причем, сделали они это дважды: вначале с востока, а затем и с запада. После этих великих подвигов азербайджанцы, первые в мире, придумали глобус. А еще они придумали компас, бумагу, эффективный способ разделки барана, тригонометрию, философский камень, указали точное место пяты Ахилла, нашли способ отделки кожи барана, составили анатомический атлас циклопа, способ приготовления хаша из бараньих ножек и толмы из бараньей требухи.
Горя желанием поделиться светом своих сакральных знаний с прозябающим во тьме человечеством, закавказские турки теперь взялись за ревизию книг и школьных учебников других стран. А начать это дело решили с России – государства, двести лет назад подло оттяпавшего у целостного Азербайджана его северную часть, а западную часть подарившего доставленным на звездолете «Грибоедов» из соседней галактики армянам.
«О каких исторических процессах, связанных с Азербайджаном, российская историография считает важным писать, и как относится к этим фактам российская наука? Какую информацию об Азербайджане получают школьники и студенты России? Какие факты истории Азербайджана, имеющие глобальное значение, обходит стороной российская наука? Как преподается главная проблема Азербайджана – армянская агрессия?»
Озадачившись этими важными вопросами, группа закавказских турок отправилась в Москву. Причем не на один из овощных рынков, а прямиком «в самые крупные книжные магазины, библиотеки и образовательные учреждения страны» - проводить исследование.
Скажу сразу: исследование принесло неутешительные, я бы даже сказал, ужасающие результаты: первое упоминание о древнем Азербайджане встречается в школьном учебнике «История России» в разделе, связанном с историей создания СССР. При этом подлая российская историография предпочла умолчать даже о первом в мире демократическом государстве – Азербайджанской Демократической Республике.
Следующее упоминание об Азербайджане в указанном российском школьном учебнике приходится на период распада СССР. В разделе «Первые межнациональные конфликты» говорится о подавляющем преобладании армян в составе населения Нагорного Карабаха, о резне армян в Баку и последующем вводе туда советских войск. При этом о том, что армяне резали сами себя, а азербайджанцы, жертвуя собой, героически спасали армян от армян, а затем голыми руками остановили советских оккупантов, в учебнике не сказано ни слова.
В учебнике «Всемирная история» информация о конфликте в Нагорном Карабахе бессовестно помещена в раздел «Армения». В учебнике «История России XX в. – начало XXI в.» в связи с конфликтом в Карабахе упоминается резня армян в Сумгаите, тогда как всему миру известно, что в Сумгаите армяне также резали себя сами. Аналогичная информация содержится и в учебнике «История России» для ВУЗов.
При всем при этом во всех исследованных закавказскими турками учебниках им ни разу не встретилось заветное слово «сепаратизм». Можете себе представить? Ни разу!
Дальнейшее расследование, проведенное азербайджанскими пинкертонами от исторической науки, привело к ошеломительному выводу: в принижении и полном замалчивании великой роли древнего азербайджанского народа и его не имеющей аналогов государственности во всемирном историческом процессе виноват… всего один человек. Естественно, армянин. И, естественно, дашнак. Его имя - Чубарьян Александр Оганович, академик, в настоящее время являющийся руководителем Института Истории Российской Академии Наук и сопредседателем Российского Исторического Общества.
Это именно он, пользуясь своим служебным положением в сугубо дашнакских целях, скрывает от российского народа историческую сермяжную правду. Именно он не дает российским студентам узнать о стадах желтозубых и мохнатых гейдаров и мамедов возрастом 1,5 миллиона лет. Именно он в победители Кира Великого записывает отряды массагетской царицы Томирис, а не доблестного азербайджанского полководца Мамиша Сумгаитлы. А причиной смерти Александра Македонского указывает лихорадку, а не могучий удар топором азербайджанского батыра Сафара Каракоюнлу-оглы. Именно он открывателем Америки считает какого-то, никому не известного Колумба. Он запрещает выпуск глобусов Азербайджана, географических карт Северного, Западного, Южного и Юго-восточного Азербайджанов. Он скрывает от российской науки тот бесспорный факт, что не кто иной, как древнеазербайджанские астрономы создали первый в мире звездный каталог, а прославленные азербайджанские математики - первые шестизначные таблицы синусов и тангенсов.
И пока такой страшный человек руководит российским институтом истории, россиянам, для которых великий азербайджанский зодчий и строитель Керим построил Кремль, так и суждено пребывать во тьме невежества и неведения.
Однако у тех россиян, кто жаждет испить из источника познания, всегда есть возможность приехать в Баку и непосредственно обратиться в Национальную академию наук Азербайджана – НАНА. НАНА-йцы всегда готовы разделить радость обладания знанием с любым страждущим. Условие только одно: у страждущего знаний не должно быть никаких примесей армянской крови. Таким в Азербайджане, разумеется, не место…
ПАНДУХТ
От редакции. Пока наш Пандухт писал о страданиях несущих миру свет закавказских турок, некое государство под названием Латвия издало учебник «Новая мировая география», в котором предательски воткнула в спину азербайджанцам огромный обоюдоострый тесак. В этом учебнике, ни с того ни, ни с сего, указано государство «Нагорно-Карабахская Республика».