В недавнем интервью агентству интерфакс.аз заведующий сектором по работе с зарубежными СМИ и НПО администрации президента Азербайджана Фуад Ахундов высказал обвинения в адрес армянского народа, смысл которых заключался в том, что Армянская Апостольская церковь с помощью России «арменизировала христианское наследие Южного Кавказа». «Речь идет об албанских храмах и пастве, оставшейся после упразднения Албанской Автокефальной Церкви», - добавил он.
О самом Фуаде Ахундове, как и о его грязных околонаучных мошенничествах, мы писали не раз, и речь сегодня пойдет не о нем. Куда важнее показать миру, как взятый академической наукой Азербайджана постулат об «арменизации» становится причиной уничтожения армянского культурного наследства на территории Азербайджанской республики. Собственно говоря, термин «арменизация» придуман для объяснения неприкрытого вандализма по отношению к армянской культуре.
Одним из важнейших политических проблем ХХ века Азербайджана, не решенной, кстати, до сего дня, было определение этнической идентичности закавказских турок – азербайджанцев. Проблема усложняется тем, что важнейшим и единственным условием ее решения поставлена задача доказать автохтонность закавказских турок на территории современной Азербайджанской республики. Абсурдность поставленной административным путем задачи: доказать, что турок является исконным насельником Закавказья, - становится причиной метаний и откровенных фальсификаций ученых. Так, за последние сто лет различные ученые Азербайджана успели провозгласить предками закавказских турок хеттов и маннов, мидян и кавказских албанцев, саков и печенегов… И это не считая наиболее экзотичных версий: в том числе, например, утверждение о том, что библейский Ной являлся «выдающимся азербайджанским астрономом». При этом, вопреки науке и просто здравому смыслу, все эти народы, равно как и библейский Ной, провозглашены тюркоязычными.
Ущербность подобный «теорий» приводит к тому, что пребывающие в поисках предков азербайджанские ученые все более отдаляются от региона. Сегодня «исконно азербайджанской землей» уже провозглашены обширные территории России, Грузии, Ирана, Турции, Ирака, а также – полностью – оба армянских государства.
Над всем этим можно было бы посмеяться, если бы Азербайджан ограничился лишь «учеными изысканиями». Однако все эти «теории» на практике оборачиваются варварским уничтожением не соответствующих им памятников архитектуры. Наиболее известным актом вандализма, лишившим человечество произведений армянской малой архитектуры: тысяч уникальных и неповторимых надгробных камней – хачкаров – IХ – ХVI веков в городе Джуга Нахиджеванской автономии. Заключительный акт этого вандализма имел место в декабре 2005-го года, когда подразделения вооруженных сил Азербайджана кувалдами и бульдозерами разрушили чудом сохранившиеся хачкары.
Сегодня мы расскажем о другом, менее известном вандализме азербайджанской власти.
Церковь Святого Иоанна Крестителя - Սուրբ Հովհաննես Մկրտիչ եկեղեցի в Гандзаке (Гянджа). Интересно предание, связанное с ней. Рассказывают, что разрешение на ее строительство дал шах Аббас, во владениях которого тогда находился город. Перед армянами он поставил два условия: а) церковь можно начать строить после того, как начнется служба в строящейся в городе мечети; б) церковь не должна быть выше мечети. Первое условие армяне выполнили полностью: строительство церкви Иоанна Крестителя было начато в 1618 году, после того, как в мечети прошла первая молитва. Таинство освящения церкви имело место в 1633 году. А что касается второго условия… Специалистам известно лучше, но в Гандзаке все знали: здание церкви выше мечети, а вот место для ее строительства выбрано низкое. Таким образом, требование шаха оказалось выполненным. Кстати будет сказать, что в 1853 – 1869 годах в Гандзаке была построена церковь Григория Просветителя, как высотой здания, так и географически превосходящая «соперничающую» мечеть.
В советские годы церковь Иоанна Крестителя была закрыта, однако название «Е(ге)хеци тюр» (Ворота – вход церкви) так и осталось за всем кварталом. А превращенный в сквер бывший обширный двор церкви до самого 1988 года являлся излюбленным местом встреч жителей Гандзака
Еще до депортации армянского населения Гандзака в 1988 – 1989 годах в церкви расположилась филармония, а в конце ХХ века закавказские турки превратили ее в столовую «Национальные блюда», где подавали исконно армянский хаш.
Затем церковь прочно заняли приверженцы радикального исламистского движения ваххабитов (салафитов), хозяйничавшие в ней до тех пор, пока в Азербайджане не было принято решение «возродить» никогда в истории не существовавшую Албано-удинскую христианскую церковь. Тем самым, по замыслу власти, можно было решить сразу несколько проблем: объявить «албанскими» все сохранившиеся армянские церкви в Азербайджане (сегодня таковыми провозглашены уже и все церкви Армении), продемонстрировать миру свою «толерантность» к христианам, настроить братский и единоверный удинский народ против армян и так далее.
К сожалению, среди удин нашлись несколько отщепенцев, с готовностью вставшие во главе «Албано-удинской церкви». Возглавил их некий Роберт Мобили, о котором сами удины ныне предпочитают не говорить. «Для нас Мобили умер, - говорит мой удинский друг, а о покойниках принято или молчать, или говорить хорошо. Вот и я ничего не хочу ничего говорить о живом мертвеце».
Почему мне вспомнилась фальшивая, искусственно провозглашенная церковь, вся паства которой уместится в одном микроавтобусе? Проблема в той самой «арменизации албанских церквей», о которой Азербайджан, переворачивая все с ног на голову, твердит на каждой международной площадке. И если раньше это утверждали кучка ангажированных историков, то в последние годы высосанная из пальца проблема плавно переместилась в кабинеты политических чиновников, лидером среди которых с некоторого времени стал уже упомянутый Фуад Ахундов. Теперь Азербайджан «возвращает» удинам, а, по сути, никому и в никуда, армянские церкви.
С этой целью некоторое время назад была «отреставрирована» отнятая у ваххабитов уже знакомая нам церковь Иоанна Крестителя в Гандзаке. При этом церковь «реставрировалась» два раза. В первый раз «реставрация» ограничилась кирпичным покрытием купола часовни и светло-розовой окраской церкви.
Фотография купола часовни церкви до «реставрации»
А это – тот же купол после «реставрации»
Затем церковь «отреставрировали» «капитально». Были стерты армянские надписи, а само строение (вместе с крышей!) окрашено в ядовито-оранжевый цвет. Кроме того, «реставраторы» вынесли надгробные плиты похороненных у входа в церковь деятелей Армянской Апостольской церкви, а у входа вывесили табличку «Албанская церковь».
На предлагаемой фотографии можно увидеть надписи до «реставрации» и после нее
Предлагаю посмотреть еще несколько фотографий, изображающих церковь в разное время
Вот, пожалуй, все, что хотелось написать в данной статье. Она предназначена не для лживой мрази по имени Фуад Ахундов, и не для пребывающих у власти в Азербайджане ничтожных вандалов. И даже не для отщепенца Роберта Мобили, ежедневно предающего как христианство в целом, так и удин в частности. Она написана для нас, хранителей памяти армянского народа. Память и знания нам пригодятся, ибо, если судить по высказываниям Ильхама Алиева, нам еще предстоит восстанавливать порушенное вандалами, а священникам Армянской Апостольской церкви – усердными молитвами очищать наши храмы от нечисти.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН
Фотографии: Самвел Карапетян, Ф. Берлемон и личный архив автора
Комментариев нет:
Отправить комментарий