Бакинские правители невольно проговорились о том, что недавняя попытка Нурсултана Назарбаева выдвинуть перед Арменией предварительные условия, касающиеся членства в Таможенном союзе, была предпринята по инициативе Азербайджана. Идеолог Али Гасанов, ведающий в алиевской администрации общественно-политическими вопросами, вчера подтвердил, что официальный Баку намерен использовать все имеющиеся у него ресурсы для того, чтобы воспрепятствовать интеграции Армении в единое Евразийское экономическое пространство. По его словам, “Армения сможет вступить в Таможенный союз лишь в случае, если освободит оккупированные земли”. На чем основана такая уверенность господина Гасанова, понять трудно.
То, что Баку желает использовать любой повод вставить Армении палки в колеса, вполне естественно. Неестественна та наивность, которая позволяет бакинским правителям верить в эффективность своих усилий. С какой стати учредители Таможенного союза при обсуждении планов расширения должны интересоваться мнением страны, не состоящей в этой структуре? Это то же самое, если б при рассмотрении вопроса о заключении с Арменией соглашения об ассоциации Евросоюз спрашивал разрешения у Афганистана или Бразилии. Но в Баку все-таки решили подать голос. В четверг правительство Азербайджана предъявило в секретариат Евразийской экономической комиссии “официальный протест” против подписания “дорожной карты” по вступлению Армении в Таможенный союз. Поясняя суть претензий Али Гасанов заявил: “Вступление в какой-либо союз или объединение страны, оккупировавшей Нагорный Карабах и семь прилегающих районов, противоречит принципам международного права. Принятие Армении возможно только после возвращения наших земель. Страна может стать членом Таможенного союза или другой подобной структуры в границах, признанных Организацией Объединенных Наций”.
Заметить логику в словах Гасанова весьма и весьма сложно. При всем различии подходов, Ереван и Баку единодушны в одном — Нагорный Карабах не является частью Армении. Это действительно так, хочешь того или нет. Мы убеждены в том, что Арцах — независимое государство, в Азербайджане считают, что Карабах их “неотъемлемая часть”. Но как в том, так и в другом случае однозначно одно — вопрос членства Нагорного Карабаха в Таможенном союзе не рассматривается. Гасанов абсолютно прав — Армения должна вступить в Таможенный союз в границах, признанных Организацией Объединенных Наций. Именно это она и собирается делать. И у Баку нет ресурсов для того, чтобы воспрепятствовать этому. Так что зря Алиев затеял возню. Зря решил втянуть в бесперспективную дискуссию своего друга Нурсултана Назарбаева. Эффективность усилий оказалась равна нулю.
Несмотря на замечания, высказанные Нурсултаном Назарбаевым в ходе своего предварительного выступления на заседании Высшего Евразийского экономического совета, с проектом окончательного документа Казахстан согласился без каких бы то ни было оговорок. (В начале слушаний президент Казахстана в присутствии журналистов пригрозил, что подпишет документ лишь в том случае, если ему будет предоставлена возможность изложить в приложении свое “особое мнение”. Он требовал гарантий того, что внешняя граница Таможенного союза пройдет между Арменией и Нагорным Карабахом.) Подход Нурсултана Абишевича изменился в течение двух часов. Официальная Астана без каких бы то ни было оговорок одобрила “дорожную карту” по присоединению Армении к Таможенному союзу. При подписании Назарбаев не стал настаивать на своем требовании и поправок к тексту “дорожной карты” не предлагал. Этому может быть два объяснения. Либо Назарбаеву просто нужно было “отметиться”, чтобы не обидеть обратившегося к нему с глупой просьбой Ильхама Алиева, либо в ходе закрытой части заседания Владимир Путин сумел убедить своего казахстанского коллегу в недопустимости отпугивать Армению. Так или иначе, факт налицо — Казахстан не собирается препятствовать принятию Армении в Таможенный союз. Это подтвердила министр по основным направлениям интеграции и макроэкономике Единой экономической комиссии Татьяна Валовая. Говоря о попытках Назарбаева рассматривать заявку Армении в контексте карабахского конфликта, она справедливо отметила, что “Таможенный союз — это экономическая структура, у которой нет никаких планов по созданию политического союза, соответственно, вступление Армении в ТС и ЕЭП никоим образом не затрагивает ход урегулирования карабахского конфликта”.
Таким образом, предпринятая Азербайджаном попытка втянуть в свою бесперспективную затею Казахстан увенчалась провалом. Астана зажгла перед Арменией зеленый свет. Но что же будет с Карабахом, который будучи полностью интегрированным в экономику Армении волей-неволей вынужден будет руководствоваться стандартами Таможенного союза? Ясно, что де-юре принимать НКР в Таможенный союз никто пока не собирается. Но никто и не в состоянии помешать карабахскому парламенту принимать законы, аналогичные тем, которые будут действовать на территории единого Евразийского пространства. Официальный Степанакерт может в одностороннем порядке заявить, что берет на себя обязательства следовать всем требованиям, принятым в Таможенном союзе. Это позволит Армении избежать проблем во взаимоотношениях с НКР. Премьер-министр Нагорного Карабаха Ара Арутюнян вчера подтвердил, что подобное намерение у арцахских властей имеется. По его словам, в ближайшее время между правительствами Армении и Нагорного Карабаха будет создана рабочая группа, которая займется изучением ситуации. “Таможенного пункта на границе Армении и Арцаха не будет. Никаких изменений в плане экономической интеграции не произойдет. Мы будем в том же статусе вместе с Арменией”, — заявил глава карабахского правительства. Он также особо подчеркнул, что граница НКР с Ираном и Азербайджаном будет контролироваться исключительно силами Армии обороны Арцаха.
Каноны Таможенного союза вполне могут распространяться на НКР и без формального членства непризнанной республики. Но в Степанакерте не исключают, что в дальнейшем Арцах станет полноправным членом Таможенного союза, либо обретет в его структуре особый статус. О том, что это в принципе возможно, месяц назад заявил президент Беларуси. Он отметил, что учредители Таможенного союза не исключают интеграции с ныне непризнанными государственными образованиями, сформированными на пространстве бывшего СССР. “Идея нами пока не обсуждалась. Но это та тема, которая может быть рассмотрена”, — отметил Александр Лукашенко. Белорусский лидер согласился с тем, что экономики непризнанных государственных образований полностью интегрированы в экономики стран, состоящих в Таможенном союзе или готовящихся к вступлению в него. Президент Белоруссии убежден в том, что ставить перед этими республиками экономические преграды было бы неправильно. Таким образом, можно понять, что в Минске и Москве в принципе не против того, чтобы Нагорный Карабах вместе с Приднестровьем, Абхазией и Южной Осетией были интегрированы в ныне формируемую под эгидой Кремля единую экономическую систему. Артем Ерканян, «Новое время»