пятница, 18 апреля 2014 г.

Украинская мова древнее латыни ( видео ).

Депутаты Верховной рады продолжают обсуждать заявление российского президента Владимира Путина, назвавшего юго-восточные регионы Украины Новороссией. По мнению депутата Верховной рады VII созыва и профессора кафедры истории права и государства Киевского государственного университета им.Шевченко Александра Шевченко, ни о какой Новороссии не может быть и речи, поскольку это название носит искусственный характер, а на этих землях издавна проживала «древняя нация – украинцы», а «украинский язык был положен в основу латыни».
18 апреля 2014, 13:10
upload (3)
фото: © AFP
Профессор Шевченко утверждает, что «украинский язык - один из древнейших в мире и положен в основу латыни».
«В XVI веке только в Крыму проживали 900 тыс. украинцев, – обосновывает исторические права на эти земли народный депутат. – Юг тоже был заселён украинцами. Да и вообще, с давних времён, несколько тысяч лет назад, тут всё население было украинским. Только греки называли то население скифами».
Помимо прочего Александр Шевченко прогнозирует, что вскоре Россия, «увлечённая борьбой с братским народом», сама начнёт валиться, и «от этой страны останутся лишь ошмётки».



Напомним, что в ходе «прямой линии» 17 апреля президент Путин назвал юго-восточную Украину «Новороссией» и потребовал обеспечить права русских в этих регионах.
«Вопрос даже не в этом, вопрос в том, чтобы обеспечить законные права и интересы русских и русскоязычных граждан юго-востока Украины. Напомню, пользуясь терминологией царских времён, – это «Новороссия», и этот Харьков, Луганск, Донецк, Херсон, Николаев, Одесса не входили в состав Украины в царские времена. Это всё территории, которые были переданы Украине в 20-е годы советским правительством. Зачем они это сделали, Бог их знает», — заявил президент.


Оригинал статьи: http://russian.rt.com/article/28367#ixzz2zFMUGJnO

"ОРДЕР НА ГЕНОЦИД".

24 апреля 2014 года армяне по всему миру будут в 99-й раз вспоминать жертв геноцида, учиненного младотурецким правительством в 1915-1923 гг. Первый геноцид XX века не только унес жизни более 1.5 млн. армян, но и положил начало государственной политике Турции по уничтожению армянского культурного наследия, продолжающейся по сей день. Было бы несправедливо не отметить, что в тот исторический период жертвами целенаправленной геноцидальной политики младотурков стали не только армяне, но и другие христианские народы, являющиеся коренными этносами нынешней Турецкой Республики: понтийские греки (убито свыше 700 тыс) и ассирийцы (300 тыс). По имеющимся историческим документам и данным ведущих правозащитных организаций, всего за период 1915-1929 годы на территории бывшей Османской Империи было уничтожено свыше 2,9 млн. христиан. ( Kifner, John. "Armenian Genocide of 1915: An Overview".The New York Times. Retrieved 5 August 2013 )
Сегодня научный мир ведет дебаты относительно того, был ли геноцид осуществлен по национальному или религиозному признаку. Но подобный дискурс довольно некорректен, так как для армян христианство – больше, чем просто религия. Турецкое правительство всегда осознавало факт того, что именно фактор христианства и активная деятельность армянской церкви на протяжении многих веков позволили сохранить национальную идентичность и особые традиции, которые древний армянский народ чтит  по сегодняшний день. Более того, армяне, имеющие образованную аристократию, рассматривались младотурками в качестве потенциально опасного политического элемента, способного стать новой политической элитой страны. В данном контексте, уничтожение армянского народа для тогдашнего турецкого правительства имело не только национально-религиозное, но и политическое значение.
Документы из посольств США, Великобритании, России, Франции и Германии, подтверждающие систематическое уничтожение армянского народа, направились довольно часто. (Chalk, Frank Robert; Jonassohn, Kurt ( 10 September 1990).The history and sociology of genocide: analyses and case studies. Institut montréalais des études sur le génocide. Yale University Press. pp. 270–. ISBN 978-0-300-04446-1. Retrieved 26 February 2012 ) Это свидетельствует о том, что ведущие политические силы были осведомлены о происходящих событиях, но, преследуя собственные интересы на Ближнем Востоке, предпочли высказать свою «озабоченность», но не вмешиваться. Кайзеровская Германия и Великобритания и вовсе блокировали любые попытки широкого обсуждения армянского вопроса. Довольно примечательно, что на письмо от Чрезвычайного посла Германии Вольффа-Меттерниха о массовом уничтожении армян, рейхсканцлер Беттман-Гольвег выразил сожаление, но подчеркнул, что Турция – союзник Германии. В целом, уже тогда международное сообщество, которое проигнорировало массовое истребление целых народов, открыло путь к новым преступлениям против человечности. (The Armenian Genocide: Evidence from the German Foreign Office Archives, 1915-1916 Hardcover by Wolfgang Gust and  Vahaken N. Dadrian)
Новое турецкое правительство, получившее поддержу от европейских держав, построило на крови миллионов людей новое государство. Ради своей политической выгоды ведущие державы отказались от поддержки законных прав армянского народа на свое государство. В свою очередь, наивная надежда лидеров армянской интеллигенции на поддержку так называемого «христианского, цивилизованного мира» стоили жизней армянским юношам со всего мира, которые сражались в составе французского легиона на Ближнем Востоке. В итоге молодые ребята со всего мира стали жертвами ради того, чтобы тысячелетние святыни армянской цивилизации были вручены в «политический дар» Мустафе Ататюрку Лондоном, Парижем и советскими большевиками. Ради справедливости важно подчеркнуть, что лишь американский президент Вудро Вильсон до последнего дня своего нахождения у власти придерживался  принципа справедливого решения армянского вопроса. Это подтверждается как решением Конгресса США отказаться от Лозаннского мирного договора, так и сохранением юридической силы Арбитражного решения Вудро Вильсона от 1922 года. ( Boundary Between Turkey and Armenia: As Determined by Woodrow Wilson, President of the United States of America )
Вторая мировая война  не только обернулась очередной трагедией для многих народов, но и подтвердила гипотезу о том, что политика замалчивания ведет к новым массовым преступлениям. В этой связи примечательны слова лидера Третьего Рейха, нацистского преступника Адольфа Гитлера, который, оправдывая начало геноцида еврейского народа, сказал: «Никому до этого нет дела, кто сейчас помнит и говорит о геноциде армян?» The forgotten Holocaust: The Armenian massacre that inspired Hitler"The Daily Mail. 11 October 2007. Retrieved 5 August 2013 )
Даже в период Второй мировой Турция, будучи союзницей Нацистской Германии, держала на границе с Советской Арменией почти миллионную армию. В случае, если бы советская армия потерпела поражение под Сталинградом, турецкие войска бы  начали наступление, что обернулось бы очередным геноцидом армянского народа. Несмотря на все имеющиеся факты, международное сообщество вновь проигнорировало исторические события 1915 года, и Анкара вновь ушла от наказания.
Лишь в 1968 году Уругвай на официальном уровне сломал стену молчания. Именно с того момента началась широкая кампания по международному признанию факта геноцида армян. На сегодняшний день более 20 государств, 40 международных организаций, отдельных субъектов государств, СМИ признали геноцид армян. В различных государствах приняты официальные законы, резолюции  и политические заявления относительно армянского вопроса, однако что это изменило в реальности? До сегодняшнего дня в Турции убивают журналистов и правозащитников, которые смеют говорить о событиях периода Первой мировой войны. На территории страны идет уничтожение армянского культурно-исторического наследия, в том числе древних церквей и хачкаров (каменных крестов). Данный феномен известен как «белый или культурный геноцид». Уничтожив  1.5 млн. человек, младотурки рассчитывали, что оставшиеся в живых армяне ассимилируются и через несколько поколений армянский вопрос будет закрыт. Классическая армянская диаспора – это люди, связанные между собой исторической памятью и общностью целей. Исходя из этого, Турция пытается уничтожить главный компонент, формирующий историческую память – это культурное наследие.
При этом Анкара умело использует фактор геополитической конкуренции ведущих держав на Ближнем Востоке для решения собственных задач. Так, именно на территории Турции проходят подготовку боевики из различных террористических организаций, которые в свою очередь уничтожают христианское население в ряде стран Ближнего Востока: Ирак, Ливия, Египет, Сирия. В сообщении официального сирийского правительства к ООН отмечается: «В последние месяцы мировые СМИ сообщали, в частности, о том, что правительство Турции получило сотни тонн оружия из Ливии и от торговцев оружием из других стран. Оно было передано боевикам «Аль-Каиды» и джихадистам, которые воюют в Сирии, нарушая резолюции Совета безопасности ООН. Кроме того, турецкое оружие было изъято сирийскими правоохранительными органами у террористов и преступных группировок.» МИД Сирии: правительство Турции открыто поддерживает терроризм )
Данные о том, что именно в Турции проходят необходимую подготовку террористы с Северного Кавказа и Средней Азии предоставил директор ФСБ России Александр Бортников еще в июле текущего года. В том же месяце МВД Чечни сделало следующее заявление: «В Азербайджан у нас едут многие, есть налаженный «челночный» бизнес. Кроме того, там все еще живут чеченцы, которые уехали в конце 90-х — начале 2000-х годов. Молодые люди под разными предлогами едут в Баку, а уже оттуда добираются до Турции, а затем попадают непосредственно в Сирию. При этом для вербовки молодежи активно используются различные интернет-ресурсы. Молодых людей заманивают туда в основном тем, что в этой стране, якобы, идет "джихад".» Чеченские боевики попадают в Сирию через Азербайджан, заявил представитель МВД ) Ранее российская сторона сделала заявление о «недопустимости лечения террористов в Турции». Анкара категорично отвергала подобные обвинения, в частности, посол Турции в России заявил, что подобные заявления беспочвенны. Парадоксальным образом спустя всего неделю администрация президента Турции распространила заявление, что сотни членов вооруженной оппозиции Сирии, получивших ранения при реализации терактов в этой стране, проходят курс лечения в госпиталях и больницах Турции.
Согласно данному документу, в настоящее время в турецких больницах лечатся 645 боевиков вооруженной оппозиции Сирии. Что означает нынешнее безразличие и к чему оно приведет впоследствии уже известно – новые жертвы, массовые убийства и этнические чистки. Политика прагматична и ясно одно – международное сообщество в очередной раз выписало Турции «Ордер на Геноцид».

Миниимперии, искусственные нации и автохтонность.

Многое из арсенала чисто научных понятий и терминов в современном мире приобрело подчеркнутую политическую окраску и все чаще употребляется в общественно-политическом дискурсе между представителями различных народов, стремящихся обосновать в той или иной форме исторические права своих этносов на территории их современного обитания. Речь идет, прежде всего, о понятиях "автохтонность", "автохтонный", и т.д. В русле этой тематики на вопросы корреспондента ИА REGNUM ответил завкафедрой иранистики Ереванского государственного университета, основатель радиостанции "Голос Талышистана" профессор Гарник Асатрян.
ИА REGNUM: Гарник Серобович, помнится, мы однажды говорили с вами о связи между наличием у народа "престижных предков" и попытками представить это как свидетельство автохтонности последнего. Вы говорили о том, что на Кавказе это явление сильно распространено. Расскажите поподробнее.
Да, мы беседовали о поисках "престижных" предков среди элит молодых наций региона; однако, несмотря на кажущуюся схожесть тем, это, по существу, разные вопросы: "автохтонность" отнюдь не предполагает обязательное наличие именитых предков, оставивших след в истории.
ИА REGNUM: Давайте по порядку. Почему в последние годы так актуализированы понятия и термины, которыми раньше оперировали только историки, да и то в трудах сугубо специальных. Я имею в виду "этногенез", "автохтонность" и т.д.?
Подобная фразеология действительно редко встречалась в западной политической публицистике, но в СССР, особенно, в искусственно созданных миниимпериях, эти понятия всегда были актуальны - и в публицистике (насколько, конечно, позволяла цензура, хотя порой и в завуалированной форме), и в исторических работах. Причем историческая наука была сама превращена в публицистику - по сути, в этих республиках она во многом обслуживала публицистику, так сказать, патриотическую, становясь ее частью. Этногенез, то есть этническая история, была излюбленной сферой письменных упражнений всякого, имеющего отношение к словесности - журналистов, писателей, поэтов, в том числе историков, независимо от их конкретной подготовки и специализации (например, по образованию историк КПСС или специалист по научному коммунизму могли серьезно рассуждать и писать о предыстории своего, а очень часто и соседних народов). Искусственные нации, искусственные "многонациональные" республики - по существу, миниимперии - нуждались в исторической аргументации, в "доказательствах" первозданной автохтонности титульных этносов, их культурного превосходства над меньшинствами, совершенно произвольно включенными в разные периоды в то или иное гособразование, созданное в СССР. Но все это в силу особенностей советской действительности не выходило за рамки определенных публикаций и не получало широкой огласки. Кроме того, речь ведь идет о "доинтернетовской" эпохе. Между тем, в советский период в "многонациональных республиках" был создан целый корпус псевдоисторических трудов, псевдолитературы, псевдопоэзии, псевдожурналистики, в которых, как в сказке, нет времени и нет пространства - есть, скорее, лишенные измерений сказочное время и сказочное пространство: смешаны целые эпохи, этносы, придуманы никогда не существовавшие династии, народы и даже страны; сочинены оды героям - как национальным символам - из совсем иной этнической стихии и носителям иной культуры и цивилизации и т.д. и т.п. Словом, все - в духе сказки со всеми характерными чертами этого фольклорного жанра... И все это - для обоснования "автохтонности" и легитимизации титульных наций. Так что, это не ново, просто отжившие свой век рудименты советского прошлого ныне в статусе независимых государств работают масштабно и без оглядки на Главлит, используя все современные возможности и средства информационного поля. К тому же, наступившая эпоха конца искусственных миниимперий, о чем я, кстати, говорил в одной из наших прошлогодних бесед с вами, - проявления, которой мы воочию наблюдаем сегодня, породила новые реалии в традиционной системе международного права, подкрепленные уже достаточно солидными прецедентами. Это, в первую очередь, неотъемлемое право народов на самоопределение и одновременно четкая увязка с их этнической территорией. Как выразился президент России Владимир Путин, "народы должны решать судьбы своих территорий". Конечно, территории могут быть "своими", если народ на ней живет в течение определенного времени. Это, так сказать, синхронный аспект вопроса. Но есть и морально-этическая и историческая стороны дела. Народ, занявший чужую этническую территорию, всегда подсознательно чувствует ущербность своих связей с землей обитания, постоянно осознает необходимость легитимизации своих прав на эту землю. Хороший пример - Западная Армения (восток современной Турции), которая сегодня в основном населена курдами. Большинство нынешних жителей этого края, особенно, представители старшего и среднего поколения, как только узнают в приезжем собеседнике армянина, обязательно скажут, что их предки были армяне, что дома хранится Библия, и что столетние бабушка или дед, знавшие армянский, совсем недавно умерли. Сначала это меня поражало: неужели, - думал я, - столько армян спаслось от геноцида и депортации? Но потом, когда в разных частях страны я увидел, что все эти "бабушки" и "дедушки" носили, как правило, одни и те же имена (соответственно, Мариам и Сероб) и, дожившие до ста лет, заблаговременно уходили в мир иной к моменту моего появления, я понял, что мы имеем дело с распространенной мифологемой, дающей простым курдам моральное чувство хозяина на земле, обагренной кровью ее исконных обитателей. Вот откуда идет миф о многомиллионном курдизированном армянском населении в Турции - излюбленный предмет жарких дискуссий в среде армянских любителей-краеведов. Этот миф довольно умело используют и официальные круги Турции - мол, видите, столько армян живет в стране, а вы говорите о геноциде! Организуются даже научные (!) конференции на эту тему. Конечно, в Западной Армении есть и курдизированные, и туркизированные армяне, и криптоармяне, но они составляют мизерное число. Как бы то ни было, искусственные нации, созданные политической конъюнктурой или вследствие стечения исторических обстоятельств, т.е. этнические общности, не прошедшие через естественный процесс кристаллизации национального бытия, формирования единого идентитета с конкретными параметрами, с национальной символикой и чувством принадлежности к среде обитания и эзоторической связью с ней и, наконец, не имеющие национальной идеи, четко определяющей место этноса в пространстве и во времени, и т.д., как правило, страдают глубинными комплексами: общество со временем становится нервозным, а порою и агрессивным - особенно если рядом живут обладающие тысячелетней исторической традицией и сформированные путем поэтапного развития нации и народы. В конце концов, вечная нужда в подтверждении своей самости не может не привести к махровому шовинизму, в любом случае вредящему интересам самой группы.
ИА REGNUM: Как вы определите понятия "искусственная нация" и "искусственная миниимперия"?
Не сформированная еще в качестве отдельного этноса группа, которая объявляется нацией и в директивном порядке наделяется атрибутами единого народа, безусловно, является искусственным явлением. Яркий показатель искусственности этих образований наряду с отсутствием указанных мною выше параметров - произвольно придуманные для них названия, так сказать, этнонимы. В этом смысле наиболее показательный пример - азербайджанцы. Говорящий на тюркских диалектах довольно разнородный этнический конгломерат Южного Кавказа еще в конце 19-го - начале 20-го века был известен под общим названием "мусульмане Закавказья", а сами представители составляющих этот конгломерат кланов и групп, находящихся в извечном антагонизме друг к другу (что наблюдается даже в наши дни), называли себя просто "мусульмане" или "шииты". Удивительный факт - даже язык их фигурировал как "мусульманский". "Турки" или "татары" - так называли их соседи. Эта неоднородная тюркоязычная масса находилась в то время еще на начальных этапах этнической консолидации. Так вот, после развала Российской Империи при создании независимой республики на территории Бакинской губернии и части Елизаветпольской губернии Закавказского края в 1918 году было решено именовать новоявленную страну Азербайджаном по названию северной иранской провинции южнее Аракса, исторического Атурпатакана (Атропатена). На самом деле восточное Закавказье никогда не называлось Азербайджаном, а входило в состав Аррана и Ширвана (Древней Албании). Большевики оставили название страны неизменным с целью в перспективе аннексировать одноименную иранскую провинцию. Исторически обоснованнее было бы, конечно, назвать страну "Республикой Арран", но политическая конъюнктура в то время была совсем иная. Об искусственности этого образования в "Очерках русской смуты" хорошо написал генерал Антон Деникин: "Все в Азербайджанской Республике было искусственным, "ненастоящим", начиная с названия, взятого взаимообразно у одной из провинции Персии. Искусственная территория, обнимавшая лезгинские Закаталы, армяно-татарские Бакинскую и Елизаветпольскую губернии и русскую Мугань и объединенная турецкой политикой в качестве форпоста пантюркизма и панисламизма на Кавказе". Таким образом, как видим, оперативно стряпается страна, изобретается для нее искусственное название, население, живущее в ней (еще даже не единый этнос) объявляется государствообразующей нацией, нарекается искусственным именем искусственной страны и наделяется всеми атрибутами титульности - с историей (придуманной), древними предками, "автохтонностью", эпосом, ранней литературой (не важно кому принадлежащей и на каком языке написанной), древними героями (не важно из какой этнической среды) и т.д. И вот уже почти 100 лет делаются отчаянные попытки "научного обоснования" всей этой фантасмагории. Талыши, таты, аварцы, лезгины, волею злой судьбы оказавшиеся в пределах этого искусственного образования и превратившиеся в "нацменьшинства", являются истинными хозяевами этой земли, настоящими автохтонами, имеющими несравненно более древнюю историю и культуру, чем "азербайджанцы". Перечисленные мной народы стали объектами усиленного гнета, и как результат они в лучшем случае маргинализировались, а в худшем - подверглись тотальному отчуждению как граждане второго сорта.
ИА REGNUM: Что, по вашему мнению, "автохтонность"? Насколько я знаю, оно употребляется по отношению к исконным обитателям некоей земли, пространства.
Это верно. Термин греческого происхождения и именно в этом значении и имеет хождение в специальной литературе. Но есть нюансы - народ может жить на какой-либо территории больше тысячи лет, но не быть автохтонным. Автохтоны - те народы, ареал обитания которых совпадает с их этнической территорией, т.е. их формирование в качестве отдельных этнических единиц произошло именно на данной территории. Автохтонность не только историческая категория: она предполагает единство этноса со средой обитания; это, скорее, в некотором роде даже биологическая категория, когда народ в течение тысячелетий становится частью ландшафта, а последний - неотъемлемой частью его генетической памяти, души, если хотите. Это отражается не только в памятниках материальной культуры, но заявлено во всем: в языке, в топонимии, в оронимах, гидронимах, в древнейших слоях народных поверий и религиозных представлений, но ярче всего - в названиях эндемических растений, в первую очередь диких. Автохтонность - это, когда ландшафт, горы, урочища, местная флора и фауна, водные ресурсы и другие составляющие природы глубоко сидят в подсознании человека, имеют свои ассоциации - исторические, культурные, культовые, психологические, - все они маркированы каким-то признаком, символизируют важные для душевного комфорта народа знаковые явления, чувства, переживания. Автохтонность - это когда земля, растворяя в своих недрах сотен поколений этноса, становится священной матерью, и это не метафора: не жалко отдать жизнь за нее и найти упокоение в ее объятьях, вернуться в ее утробу... Автохтонность - когда этническая территория как навязчивая идея преследует этнос везде и всюду как объект вечного возвращения - в мыслях, грезах, делах... Диалектическое единство народа с землей, породившей его, никогда не разрывается, чувство единства никогда не исчезает даже сквозь тысячелетия. Показательный пример - евреи. В этом смысле человек и вправду сделан из земли, на которой возникло его племя, появился его этнос: люди из автохтонных сообществ не расстаются никогда с этой землей, носят ее на шее, а земля эта, подобно пеплу Клааса, постоянно бьется об их грудь, напоминая о себя.
ИА REGNUM: Какие народы в кавказско-переднеазиатском регионе, на ваш взгляд, могут считаться автохтонными?
Это армяне и, без сомнения, все народы, говорящие на иберо-кавказских языках, а также осетины, иранцы, талыши и население южного Прикаспия. Тюркоязычные группы, если они не сформировались на основе иранского этнического субстрата, - безусловно, вторичный, пришлый элемент в нашем регионе, причем появившийся довольно поздно - в основном с конца первой половины второго тысячелетия нашей эры. Однако, обитатели северных провинций Ирана (Атурпатакана), известные в псевдонаучной литературе как "иранские азербайджанцы", хотя в быту и употребляют тюркские диалекты, но чистокровные иранцы, азарийцы, близкие родственники талышей и, опять же, несомненно, автохтоны местности.
ИА REGNUM: В вашем описании автохтонности, кажется, присутствуют некие элементы метафизики.
Возможно, я чуть больше подчеркнул сопутствующие явлению эмоциональные моменты и, пожалуй, тем самым немножко нарушил границы определения объекта. И это вполне естественно, ведь мы имеем дело с человеческим сознанием. Но сказанное не метафизика. Данная мною интерпретация автохтонности включает, конечно, и понятие древности народа, и понятие родины. Видите ли, автохтонность плюс ко всему имеет и другие параметры. Например, органичность присутствия этноса в этноязыковой парадигме конкретного пространства. Автохтонный народ не может быть изолированным явлением в традиционных ареалах обитания человека, каковым, безусловно, является кавказско-переднеазиатский регион. Много зримых и незримых нитей связывают автохтонные народы, живущие на смежных территориях, даже если они говорят на неродственных языках. Их языки обязательно входят в некие языковые союзы, имеют общие изоглоссы, т.е. сходные черты или элементы - заимствованные друг у друга или выступающие как ареальные черты (лексика и т.д.), свойственные всем членам союза. Только здесь не следует путать поздние заимствования, скажем, из тюркского в местных языках или заимствования из местного языкового ландшафта в тюркских диалектах, появившихся у нас очень поздно - мы говорим о древности, когда тюрков в регионе не было. Взять, к примеру, армянское слово к'ит' "нос", не имеющее индоевропейской этимологии и долго остававшееся необъяснимым. Но в языке хиналугов, маленькой лезгинской народности (около 3000 человек), живущей в высокогорном селении Хиналуг в северо-восточной части Азербайджанской Республики, мы находим слово к'ит- в том же значении. Это - не простое заимствование из хиналугского или лезгинской языковой среды (названия частей тела просто так не заимствуются), а, скорее, - древнейший субстратный след в армянском. Таких связующих звеньев между языками всех автохтонов Кавказа и Армянского нагорья - армянским, грузинским, осетинским, южно-кавказскими диалектами, талышским и т.д. - сотни. Еще один пример. Специалисты знают, что талыши - потомки кадусиев, древнего воинственного народа, жившего на юго-западных берегах Каспийского моря. Этноним талыш я вывожу из *катиш - этнического названия кадусиев, отраженного в древнеармянской традиции как катиш/кадиш; но эта же лексема в той же форме (катиш) выступает как самоназвание упомянутых хиналугов. Так что же это? Каким образом хиналуги, говорящие на одном из южно-кавказских языков и живущие в тысяче километров от ираноязычных талышей на юге Азербайджана, смогли сохранить в качестве эндоэтнонима этническое название предков талышей, да еще и в хронологически более древнем оформлении? Или, к примеру, еще такая важная изоглосса как пил (пила) "большой" (слово, несомненно, субстратного происхождения из доиранского кадусского или дейламитского), засвидетельствованная в основном в топонимии талышей, Ардабиля, и в целом южного Прикаспия, Табриза и вплоть до Керманшаха. Например, в следующих топонимах: Била-сувар (буквально "(поселение) Большого всадника" - по имени некоего эпического героя, возможно Рустама или Али, первого имама шиитов), Бил-вар, Бил-варди (букв. "большое поселение"), Билу (букв. "большая (деревня)") и т.д. Много подобных изоглосс, однозначно указывающих на этногенетическое единство населения южного и юго-восточного Прикаспия и Атурпатакана. Талышский народ, наиболее крупный культурный этнос Южного Кавказа, лишенный государственности, - живой представитель этого доисторического этнического континуума.
ИА REGNUM: Возможно ли, чтобы эти, как вы говорите, искусственные нации и гособразования в течение времени институциолизировались и приобрели характер и необходимую атрибутику настоящих наций и государств?
Увы, как показывает опыт, расплывчатость идентитета в условиях отсутствия национальной идеи (такое по определению не может возникнуть в искусственной среде) приводит, как правило, к разрыхлению и без того виртуальной общности. Стираются грани между личными, национальными и государственными интересами, растет нервозность, о которой я уже сказал, злоба и агрессивность друг к другу, к соседям, но прежде всего, к меньшинствам внутри страны, постоянно вызывающим раздражение своей доминирующей культурой, сплоченностью и умением объединяться. Как и всякий искусственный конструкт, эти образования обязательно обречены на распад. Это аксиома, вытекающая из логики исторического развития. Я более чем уверен: в течение ближайшего десятилетия не останется ни одного подобного образования - все они распадутся на более мелкие единицы.
Беседовал Эмиль БАБАЯН