Несколько дней назад в Ираке был убит азербайджанский террорист, воевавший в составе группировки "Исламское государство" - еще месяц назад называвшейся "Исламское государство Ирака и Леванта". Известно также, что с начала 2013-года в Сирии было уничтожено примерно двести граждан Азербайджана. Что заставляет жителей этой республики записываться в отряды исламских террористов?
Жители Азербайджана записываются не только в армию "Исламского государства", а это именно армия, а не группировка. Азербайджан является поставщиком террористов для многих исламистских террористических организаций, некоторые из которых воюют друг с другом.
Эти взаимные войны, как правило, являются результатом не теологических, а политических разногласий. Проще говоря, террористы уже начали делить шкуру медведя, пока еще расхаживающего в лесу. Безусловно, в этих взаимных усобицах террористов, а также в боях с правительственными войсками, гибнут и жители Азербайджана, которых, если судить по количеству потерь, должно быть в Сирии, а теперь и в Ираке, несколько тысяч. Правда, различные азербайджанские источники указывают цифры выехавших на войну в Сирию от двухсот до трехсот человек, но это явное преуменьшение. Иначе придется считать, что там уничтожаются все прибывшие из Азербайджана террористы, хотя, понятно, что это не так.
Существует мнение, что после войны в Сирии и Ираке террористы могут начать войну и в Азербайджане и даже в Армении. Вы разделяете эту точку зрения?
Во-первых, война там закончится не завтра. К сожалению. Пока мы наблюдаем ее начальную стадию, и эта мука, как говорят армяне, еще много воды потребует. В данном случае, крови. Во-вторых, если исламисты проиграют, то сама идея халифата вновь на длительное застрянет в теоретических и политико-теологических спорах. Но если успех будет сопутствовать исламистско-террористической армии, то им еще придется преодолевать много трудностей и завоевывать территорию классического халифата, так называемую "землю ислама". А это далеко не только Ирак и Сирия, туда входит и Ливан, и Саудовская Аравия и Египет, и Йордания и другие арабские страны. Ни Азербайджан, ни Армения не входят в эту категорию, что, конечно, не означает, что мы застрахованы от попыток нашествия. Теоретически это возможно, хотя на практике такая возможность в обозримое время практически равна нулю.
Но если Армения не входит в "землю ислама", почему мы не застрахованы, пусть даже теоретически, от возможных попыток нашествия?
Дело в том, что подавляющее большинство воюющих на Ближнем Востоке исламистов являются безграмотной фанатичной массой, слепо верящей самозванным богословам, а теперь и "халифу Абу Бакру". И мы не можем быть застрахованы от того, что завтра очередному вожаку этой массы не привидится всевышний, "подсказывающий" ему путь на Армению.
Сможет ли Армения противостоять армии террористов? Мне не раз приходилось слышать и читать, что легче воевать с закавказскими турками, чем с фанатичными исламистами, для которых смерть на войне является пропуском в рай.
Я уже сказал, что экспансия исламистов против Армении практически невозможна. Но если продолжить рассуждения в области теорий, то надо сказать, что мы способны справиться и с теми, и с дугими, даже в случае, если они объединятся друг с другом. О закавказских турках ты уже сказал, а что касается исламистов, то следует иметь в виду, что их нынешние успехи обусловлены поддержкой местного суннитского населения. Эта поддержка обуславливает их тактику ведения боя, сравнимую с партизанской. В случае агрессии против Армении такая тактика, как это легко понять, не может быть применена, а иной они просто не знают.
Важно также иметь в виду, что в агрессии против Армении исламисты не могут рассчитывать на помощь других государств, в том числе Азербайджана и Турции. До того, как напасть на Армению, им придется уничтожить Турцию, что уже проблематично, если не сказать, невозможно, ибо в этой гипотетичной войне Турцию непременно поддержат множество государств. В том числе и ее извечный соперник - Иран, для которого халифат на просторах Ирака, Сирии и Турции смерти подобен.
А на Азербайджан напасть могут?
В данном случае географическое расположение Азербайджана мало чем отличается от нашего, поэтому шансов подвергнуться внешней агрессии со стороны исламистов у него не больше, чем у нас.
Слово "внешней", как я понимаю, вы произнесли не случайно.
Не случайно. В Азербайджане, несмотря на шиитское большинство, все больше верующих записывается в отряды исламистов. И делают это не только сунниты, но и люди, до недавнего времени исповедовавшие ислам шиитского толка. Уже сегодня в этой республике наблюдается напряженность между шиитами и радикальными суннитами, и это противостояние идет по нарастающей. Более того, существуют основания предполагать, что нынешние локальные стычки между ними со временем перерастут в глобальную проблему для Азербайджана.
Проблема Азербайджана заключается еще и в трайбалистской системе управления республикой. Люди, представляющие отстраненное от власти племя - неудачник, практически лишены шансов реализовать свой потенциал, и речь в данном случае идет не только о политике. Остается или сбежать из республики, что и делают десятки и сотни тысяч людей, или примкнуть к религиозным радикалам, для которых происхождение не имеет никакого значения. Какой-нибудь Мамиш, например, из ныне полностью отстраненного от политико-экономической жизни Азербайджана племени афшар, при наличии определенных качеств может стать очередным "эмиром" религиозных радикалов, но не имеет никаких перспектив реализовать свой потенциал в гражданской жизни. Плюс агрессивная агитация исламистов. Поэтому не удивительно, что в Азербайджане все больше людей уходят в исламизм.
Азербайджанский политолог Зафар Гулиев объясняет регионализм в республике историей, тем, что на территории, как он пишет, "российского Азербайджана" "существовало более 10 ханств, в пределах которых формировалось региональное самосознание азербайджанцев: Кубинское, Шекинское, Казахское, Гянджинское, Ширванское, Бакинское, Муганское, Ленкоранское (Талышское), Нахиджеванское, Ереванское". Фактически он подтверждает сказанное вами, или, наоборот, вы подтверждаете его мысли?
Нельзя путать регионализм с трайбализмом, хотя в Азербайджане эти понятия близки, и я постараюсь объяснить, почему. Но сначала надо сказать, что я не могу согласиться с подобной трактовкой Зафара Гулиева - одного из наиболее грамотных политологов Азербайджана. И дело даже не в том, что он пишет об иранских административных единицах как об "азербайджанских ханствах". И даже не в том, что включил лезгинские, талышские, армянские земли вместе с их автохтонным населением в "азербайджанские ханства".
Административное деление Ирана стремилось учитывать этнический состав населения, о чем современные азербайджанские ученые стараются не упоминать. Но это - отдельная тема, на которой сейчас не будем останавливаться. Просто зададимся вопросом: как можно полунезависимое иранское и ираноязычное Талышское ханство, например, на территории которого до сегодняшнего дня талыши составляют подавляющее большинство, называть "азербайджанским"?
"Азербайджанских ханств" не существовало, как не существовало и самих "азербайджанцев". Разрозненные, постоянно враждующие между собой кочевые тюркские племена Закавказья, после 1937 года получившие от Сталина искусственный этноним "азербайджанцы", никогда в истории не имели административно-государственных образований, и З. Гулиеву это должно быть известно. Другое дело, что подобная трактовка истории отвечает ассимиляционной политике Азербайджана, и оппонировать ей в этой республике небезопасно. Известный в Азербайджане историк Фарида Мамедова, например, после издания книги, в которой упоминалась Великая Армения, пусть даже в угоду нынешней власти в Азербайджане "отодвинутая" на тысячу с лишним километров, оказалась в такой опале, что несколько месяцев не могла выходить из дома, опасаясь за свою жизнь.
Поэтому не будем строго судить З. Гулиева, попытавшегося "спрятать" существующий во властной структуре Азербайджана трайбализм за термином "регионализм". Дело еще в том, что формально он прав: регионализм является важным политическим фактором в Азербайджане, где все анализиpуется и оценивается сквозь региональную призму "свои и чужие". Но это только формально, так как регионализм в Азербайджане неразрывно связан с трайбализмом.
Это - особенность осевших кочевых племен. Понятно, что процесс оседания не был одномоментным: племена оседали разновременно и, почти всегда, рядом с уже осевшим родственными. Таким образом, различные союзы родственных племен занимали обширные территории, образовавшие затем районы и области. То есть различные регионы Азербайджана преимущественно населены крупными племенами или союзами родственных племен. Самый распространенный вопрос закавказских турок - "азербайджанцев" "харалысан?" (Откуда ты родом?) преследует цель выявить не место рождения, а принадлежность к тому или иному племени. Таким образом, регионализм в Азербайджане неразрывно связан с трайбализмом, родо-племенным управлением государством.
Искусственное отстранение представителей большинства племен от властной структуры республики рано или поздно взорвет Азербайджан. Пока мы наблюдаем накопление потенициальной энергии недовольных, но этот процесс не может длиться долго.
Предвижу вопрос наших читателей о наличии трайбализма в Армении.
Нет, у нас трайбализма нет и, объективно, быть не может. Да, армянский народ, как и подавляющее большинство народов мира образовался вследствии слияния родственных племен, но этот процесс завершился более двух тысяч лет назад, и уже во времена Мовсеса Хоренаци, как показывает его "История армянского народа", никто не помнил о своем племенном происхождении. Нет у нас и регионализма, хотя повод говорить о местничестве иногда появляется. Но местничество - объективное, хотя и нежелательное явление.
Таким образом, в Армении отсутствуют обе угрозы функционирования Азербайджана?
Есть еще одна угроза существованию Азербайджана, способная разрушить его - автохтонные народы республики, пребывающие на задворках политической и экономической жизни республики. Нынешняя власть пытается нейтрализовать эту угрозу посредством подавления национальных чувств, все более ужесточающимися репрессиями, насаждением страха, физическим устранением национально ориетированных лиц, наконец, тем, что я называю неоянычарством.
В годы агрессии Азербайджана против Республики Арцах наши бойцы уничтожили 37 с половиной тысяч аскеров. Около половины этого количества составили представители автохтонных народов Азербайджана - талыши, лезгины, аварцы, парсийцы - и это при том, что, согласно официальной статистике, их общее число в республике не превышает пяти процентов. Сегодня подавляющее большинство гибнущих в Сирии, Афганистане, Ираке и даже России террористов - граждан Азербайджана - составляют именно представители этих народов, за исключением парсийцев. Баку объясняет этот крен тем, что лезгины и аварцы в большинстве исповедуют ислам суннитского толка, от которого отпочковались салафизм (ваххабизм) и большинство воюющих на Ближнем Востоке радикальных течений ислама. Но это - сильно натянутое объяснение. В Азербайджане есть немало случаев перехода в салафизм талышей, поколениями исповедовавших шиизм. Им не только не мешают покидать республику и отправляться на "священный джихад", но и, в определенной мере подталкивают к этому решению. Да и на границе с армянскими государствами более половины гибнущих аскеров составляют представители автохтонных народов.
Получается, что Азербайджан использует любой "удобный" случай для сокращения общей численности автохтонных народов республики?
Это действительно так, хотя, надо признать, что наиболее действенным инструментом в этой грязной и человеконенавистнической политике является экономическое давление и насаждение чувства безысходности. Это у Баку получается лучше всего, и этим инструментом Азербайджан еще долго будет пользоваться. Если, конечно, терпение у автохтонов не иссякнет.
Вы ничего не сказали о претензиях Азербайджана на территории армянских государств. Для кого эти претензии представляют большую угрозу: армянских государств или самого Азербайджана?
О внешних угрозах Азербайджану поговорим в ближайшие дни. Сегодня ограничимся констатацией факта трех серьезных внутренних угроз существованию Азербайджана.
Беседовал Севак МОКАЦИ