Очередной гость, действующего в социальной сети «ВКонтакте», проекта «АНТИТОПОР» (vk.com/antitopor) – известный армянский общественный деятель Зорий Балаян. Предлагаем вниманию наших читателей интервью с Зорием Гайковичем.
- Зорий Гайкович, хотелось бы начать с наиболее актуального. Ваше открытое письмо Президенту Путину, как Вы знаете, вызвало колоссальный общественный резонанс, как в самой Армении, так и за ее пределами. Одни характеризуют письмо как акт национального бесчестия, другие высказывают диаметрально противоположное мнение, называя Ваше письмо свободой выражения мысли. Общество будоражит вопрос: действительно ли Вы считаете, что Нагорно-Карабахская Республика должна перейти под российское подданство?
- Я абсолютно не согласен с тем, что письмо мое вызвало «колоссальный общественный резонанс». Скорее такой резоанс вызвала приписанная мне довольно абсурдная и примитивная мысль о том, что в моем письме я, мол, «считаю, что Нагорно-Карабахская Республика должна перейти под российское подданство». Ведь письмо мое совершенно о другом. На всех двадцати страницах его, я, то и дело, обращаюсь к трем президентам стран, возглавляющим Минскую группу по Карабахскому урегулированию. Ведь все три президента (России, США и Франции), увы, безоговорочно принимают принцип «территориальной целостности». Так, зная об этом, как же я могу в открытом письме предложить одному из трех взять под свое подданство Карабах. Меня крайне удивило то, что многие не прочитав письмо, почему-то поверили слухам о передаче Карабаха России.
Беда вся в том, что, говоря о Карабахе, абсолютное большинство наших соотечественников имеют в виду НКАО (Нагорно-Карабахская автономная область). Заявляю твердо: нет в природе такого Карабаха. Я не случайно в письме президенту России написал, что поня¬тие Карабах – это и весь горный и низменный регион, и Шаумянский район, и большая часть Гардманка, подчеркнув и родное село наших прославленных маршалов и, самое главное, что все население этого региона говорит на карабахском наречии. Ведь одно только это говорит о многом. Многие даже не обратили внимание на то, почему я обнародовал письмо именно 12 октября 2013 года. В день двухсотлетия подписания Гюлистанского договора. К великому сожалению, сегодня многие соотчественники, особенно молодежь, не знают, что же по существу, произошло двести лет назад. Я не хочу сейчас глубоко залезать в исторические недра. Но думаю, есть настоятельная необходимость, как говорится, в двух словах поведать о том, что произошло тогда. Это очень важно.
Как известно, в 1639 году Армения была разделена на две части. Восточную – персидскую и Западную – турецкую. И вот 1813 году после девятилетней войны между Россией и Персией был подписан Гюлистанский договор, согласно которому та же самая территория восточной Армении перешла от Персии к России. Называлась она уже российской. И вот после Октябрьской революции вся эта территория вдруг становится Турецкой. Именно Турецкой. Ибо переговоры с большевиками в 1921 году (в Москве и Карсе) вели турки, а не несуществующие азербайджанцы. Весь цинизм в том, что это происходило в разгар продолжающегося Геноцида армян. Лишь на крохотной территориии исторической Армении организовали Советскую Армению в 29 тысяч квадратных километров. Кстати, надо честно признаться, что и этого кусочка не досталось бы, если бы не дашнаки. Но это уже другая тема. Все остальные регионы исторической Армении, в том числе и огромная армянская Нахиджеванская республика стали составной частью новосозданного государственного образования, которого, как пишут историки, провизорно (временно) назвали Азербайджаном.
Вот обо всем этом и мое письмо. Причем тут вопрос о передаче Карабаха России? Ведь, если уж передавать России, то, казалось, надо не НКАО, а все те армянские территории, которые от Персии отошли к России в 1813 году. Я прощаю всех, кто, не ведая, что творит, прошлись недобрым слогом по мне. Многие, прочитав письмо, звонили и извинялись. Я понимаю, публикация письма совпала во времени с шумом вокруг Таможенного союза. Но и это тоже другая тема.
- В сети Интернет до сих пор активно распространяется клеветническая информация, выдержка из Вашей книги, где вы якобы описываете акт издевательства над ребёнком. Эту выдержку не раз пытались продвинуть в общественность азербайджанские политические круги. Вспомним ситуацию с азербайджанской журналисткой, политическим деятелем Ганирой Пашаевой. Почему Пашаевой удалось избежать ответственности за клевету? И существует ли вообще такая книга, о которой говорят наши восточные соседи?
- Я несколько раз в печати выражал аргументированное требование о возбуждении уголовного дела против азербайджанской стороны, в частности, против упомянутой Вами психически неуравновешенной женщины. Печатал материалы в журнале «Политика», в «Литературной газете», в десятках средств массовой информации с громким требованием показать один экземпляр книги, нашпигованной безграмотной ахинеей и шизофреническими выдумками. Один экземпляр. Или хотя бы одну страницу. Я не хочу приводить здесь цитаты из клеветнической грязи. Единственное, что я мог сделать – это обратиться за помощью к прекрасной женшине, кстати, воспитательнице детей французского короля Людовика ХIV Франсуазе де Ментенон. И она, скажу вам, успокоила меня, посоветовав: «Клевету побеждают презрением». Что я и делаю.
- Но ведь одно ваше презрение не помогает. Эта самая Пашаева продолжает клеветать.
- И я каждый раз отвечаю словами мудрой Франсузы де Ментенон. Правда, после каждого моего выступления азербайджанская сторона, азербайджанские клеветники на какое-то время замолкают. И еще, явно не без мзды вкладывают в уста разным, опять же психопатам, омерзительные цитаты из несуществующей книги. Кстати, может, вы сами возьметесь за это дело. Я сравниваю эти грязные цитаты из несуществующей книги с тем же сафаровским топором. Вам, создателю информационно-аналитического канала «Антитопор», карты в руки, потребовать или чтобы показали эту книгу или извиниться перед самим Аллахом за клевету и вранье. В самом деле. Начните акцию по требованию от клеветников из Баку показать, в конце концов, эту эфемерную книгу, которой нет и не может быть среди моих более, чем восьмидесяти книг.
- Турецкие власти всё чаще поднимают вопрос о создании совместной армяно-турецкой комиссии из историков для исследования событий 1915 года. Что, по-вашему, останавливает Армению?
- Я знаю об этой чисто турецкой провокации. Советую обратиться к многочисленным монографиям выдающего геноцидоведа Ваагна Дадряна, который ни в одном томе своем не использовал даже бесспорные факты геноцида из архивов, скажем, Армении, России, даже Франции. Он использует материалы только Германии, Англии и, разумеется, Турции. То есть стран, которые были на стороне организаторов и исполнителей Геноцида армян. Так будет объективнее. Что касается того, что турецкие власти все чаще поднимают вопрос о создании совместной армяно-турецкой комиссии из историков, то я должен сказать следующее: это проявление очередного цинизма государства, которое совершило геноцид, возведя его в ранг государственной политики. Всем известно, что турки вагонами жгли архивные материалы, особенно в двадцатых и тридцатых годах. И предлагать армянским историкам садиться за один стол с историками Турции, это значит – подвергнуть сомнению факт геноцида и тем самым осквернить священную память о жертвах Геноцида армян начиная с 1893 по 1923 год.
- Считаете ли Вы, что появление армян из Спюрка во властных структурах Армении с их опытом в других странах, привнесет в социально-политическую жизнь Армении положительные изменения?
- Я сорок лет путешествовал по армянскому спюрку, побывал на всех пяти контенетах и, естественно, посетил, можно сказать, все колонии. И могу сказать, что всюду я видел великое множество талантливых наших соотечественников, как вы говорите, с опытом. Конечно, им можно и нужно доверять любую работу.
Я хотел бы добавить, что сейчас, когда наши братья и сестры из Сирии вынуждены переселяться опять по разным странам, в том числе и в Армению, надо в первую голову обустроить их. Ведь речь идет о целых семьях, и конечно, о талантливых и опытных наших соотечественниках. И они должны участвовать в структурах общества. В то же время, думаю, мы не должны мириться с тем, что окончательно потеряли армянскую общину в Сирии.
- Вот уже почти четверть века Минская группа по карабахскому урегулированию (Россия, США, Франция) пытается решить эту многосложную проблему, о которой Вы часто пишете. Что Вы могли сказать о перспективе этого вопроса?
- Я часто подчеркиваю, что если стратегическая мысль не нацелена на перспективу, то это уже жалкая тактика. Тут дело в том, что сопредседатели Минской группы прежде всего должны добиться, чтобы на базе Конвенции Генеральной Ассамблеи «О предупреждении геноцида и наказания за него» были наказаны организаторы и исполнители геноцида армян в Сумгаите, Баку и Будапеште. Без этого просто безнравственно говорить о «сосуществовании» (термин из Мадридского документа), о «компромиссах». Дело в том, что речь действительно идет о геноциде, а это значит, что невозможно обойти стороной международные правовые нормы, имея в виду, повторяю, Конвенцию Генеральной Ассамблеи. При этом нельзя забывать о том, что к наказанию за Геноцид неприменим принцип «срока давности». Только после решения этого фундаментального вопроса, только после признания Азербайджаном геноцида армян в Сумгаите, Баку и Будапеште, можно говорить о доверии, без которого нельзя поднимать вопрос о «сосуществовании» и «гарантии безопасности». Как можно на нынешнем этапе приступать к решению вопроса, если азербайджанец хладнокровно топором зарубил спящего человека, только потому, что тот армянин и убийца оказался на свободе, став народным героем и кумиром для молодежи Азербайджана. Я очень надеюсь, что Минская группа изменит, наконец, концепцию своей программы. Речь о том, чтобы было наказано зло, потому что ненаказанное зло порождает еще более страшное зло. Так, кстати, было в «Баку» после ненаказанного «Сумгаита».
Беседовал Вадим Арутюнов, «Антитопор»
Первоисточник: АНТИТОПОР (ИАПС)