понедельник, 13 января 2014 г.

Ադրբեջանը նվազեցնում է Արցախյան պատերազմում իր կորուստները

Դեռևս 2013-ի սեպտեմբերի սկզբին հայտնի էր դարձել՝ Ադրբեջանի մոբիլիզացիայի և զորակոչի պետական ծառայությունը վերակազմում է Արցախյան պատերազմում զոհված ադրբեջանցիների ցուցակը, քանի որ «դրանցում ընդգրկված են նաև պատահական մարդիկ»: Այսօր՝ հունվարի 13-ին, ներկայացված նոր ցուցակից պարզ է դարձել՝ սա Ադրբեջանի համար հերթական պատրվակն էր Արցախյան պատերազմի սեփական կորուստները նվազեցնելու:
Արցախյան պատերազմի Ադրբեջանի վետերաններ
Արցախյան պատերազմի Ադրբեջանցի վետերաններ
Ինչպես հաղորդում է ադրբեջանական ԱՊԱ լրատվական գործակալությունը, մոբիլիզազիայի և զորակոչի ծառայության պաշտոնական կայքում տեղադրված ցուցակը ներկայացնում է 1991-1994 թթ. ադրբեջանական կողմի զոհերին, որը, ըստ էության,Ադրբեջանի ներկայացրած առաջին պաշտոնական թիվն է այս հարցում:
Համաձայն ցուցակի՝ 1991-1994 թթ. մարտական գործողությունների հետևանքով զոհվել է 11 557 ադրբեջանցի զինծառայող:
Ցանկում ընդգրկված են նաև նույն ժամանակահատվածում անհայտ կորածները:
Հարկ է նշել, որ նշված թիվը թերևս ամենանվազեցված տարբերակն է: Այսպես, 1994-ի հունիսին Ադրբեջանի այդ ժամանակվա նախագահ Հեյդար Ալիևը հայտարարել էր 1991-1994 թթ. 21 հազար զոհերի, 2011-ին Իլհամ Ալիևն «Ալ Ջազիրա» հեռուստաընկերության հետ հարցազրույցում նշել էր 13-15 հազար կորուստների մասին:
2007-ի փետրվարին ադրբեջանական մի շարք ՀԿ-ներ և փորձագետներ հաղորդել էին՝ Ադրբեջանն ունեցել է 24 հազար կորուստ, 4 հազար անհայտտ կորած զինծառայող:

После Большой Арцахской свадьбы в НКР родилось 1070 детей.

После Большой Арцахской свадьбы в НКР родилось 1070 детей В Нагорно-Карабахской Республике зафиксирован рост уровня рождаемости: после мероприятия, состоявшегося в 2008г. и известного как Большая Арцахская свадьба, в 674 новосозданных семьях НКР родилось 1070 детей.
Как передает пресс-служба министерства труда и по социальным вопросам НКР, данная программа была рассчитана на 5 лет, ставила целью повышение уровня рождаемости.
Согласно информации, спонсоры программы намерены оказывать содействие новосозданным семьям и в дальнейшем.

Армянский реваншизм.

В прошлой статье писалось о реваншизме закавказских турок, и было бы неправильно умолчать о поствоенных реваншистских настроениях среди армянского народа. Это тем более важно сделать, что феномен реваншизма существует и в армянском народе, который принято считать победителем в Арцахской войне.
Армянский реваншизм главным образом зиждется на осознании потери части Арцаха (Шаумянский район, некоторые равнинные места Мартунинского и Мардакертского районов), и исторической провинции Утик. Земли эти армянская генетическая память воспринимает в качестве своей Родины, они испокон веков и до 1988 года были населены армянами, там расположены многие прославленные армянские деревни: Заглик, Бананц, Геташен, Восканапат, Мирзик, Джагир и многие десятки других. Там же привольно раскинулось и деревня Чардахлу – подарившая армянскому народу и миру маршалов О.Баграмяна и А. Бабаджаняна. С этой точки зрения совсем немаловажным представляется тот факт, что сегодня в Армении проживает примерно 400 тысяч выходцев из Утика.
Реваншизм армян подпитывается и сознанием того факта, что подразделения Армии обороны Республики Арцах в свое время приостановили наступление в направлении Утика и его центра – Гандзака (Гянджи). Обывательское мнение вправе не терпеть возражений: азербайджанская аскерня бежала в страшной панике и сдавала позиции практически без боя, а мы не воспользовались благоприятной ситуацией, чтобы освободить исконно армянские земли. Что же, спорить с этим мнением не имеет смысла, да и задача у меня другая.
Однако неоспоримым остается факт: армяне в глубине души убеждены, что их вынудили отступать от Баку до заснеженных гор Арцаха и только там удалось закрепиться. Замечу, кстати, для заинтересованных лиц, что усилиями двух подвижниц от науки – С. Мирзоян и А. Газиян - в Историческом архиве Еревана выявлены и классифицированы несколько тысяч документов 1918-20 гг. по деятельности Армянского Национального Совета в Баку. Документы эти неопровержимо доказывают, что носителями государственности в Азербайджанской Демократической республике (АДР) были как закавказские турки, так и армяне. Это значит, что именно два этих народа являются как полно-, так и равноправными юридическими наследниками этой республики.
С другой стороны, если забыть о коротком и бесславном существовании АДР, то истинными хозяевами территории этого образования являются ее автохтонные народы, в числе которых без всяких оговорок следует считать армян, талышей, лезгин (в том числе все те народы, которые ныне почему-то называются лезгиноязычными), аварцев и, с определенными оговорками, татов. Армяне в числе законных наследников и хозяев этой территории являются в любом случае, и при любой методике определения.
Еще один повод для реваншистских настроений армянского народа – резня беззащитного армянского населения в Сумгаите, Баку, а также практически во всех населенных пунктах Азербайджанской ССР. Историческая память армян логически связывает эту трагедию как с резней армян в этом образовании в 1918 году, когда было убито до 250 тысяч армян, так и с Геноцидом армян в Османской империи 1894 – 1923 годов. Сравнение, безусловно, уместное. Разница в количестве жертв, пусть даже колоссальная – за 40 лет Геноцида в Турции были умерщвлены свыше двух миллионов армян – не может быть принята во внимание, поскольку и в Османской Турции и в Азербайджанской Республике:
а) резня проводилась согласно государственному плану, силами регулярных и иррегулярных государственных вооруженных отрядов и подразделений;
б) людей вырезали по национальному признаку, только потому, что они родились армянами.
Армянский реваншизм также не смог избежать экономической подпитки. Распад СССР, приведший к разрыву налаженных экономических связей, смена социального и экономического строя, катастрофичное землетрясение, коррупция, прием огромного количества беженцев, блокада и боевые действия на границе с Азербайджаном естественным образом привели к резкому падению благосостояния населения армянских государств. Каждой из этих катастроф в отдельности было бы достаточно для подрыва экономики практически любого государства в мире, однако усилиями некоторых нечистоплотных политиков все трудности нашей страны объяснялись и оправдывались Национально-освободительной борьбой армянского народа.
Среди населения Республики Арцах чувство реваншизма выражено значительно слабее, чем в Республике Армения и зачастую просто не замечается. Люди в Арцахе живут более спокойно, справедливо полагая, что на этот исторический момент они свою задачу выполнили: достойно защитили молодую Республику от внешней военной агрессии.
Наконец, чисто личностно-бытовой фактор, подпитывающий реваншизм как армянского народа, так и тюркских племен Азербайджана, в особенности тех из них, что оказались в зоне боевых действий. Во всех трех республиках огромное множество людей потеряли дома и годами нажитое имущество, не говоря уже о семьях, понесших человеческие утраты.
Значение Минской группы ОБСЕ
Удивительно, но многочисленные посредники и миротворцы, насколько известно, за все эти годы так ни разу и не удосужились разобраться в истории и взаимоотношениях конфликтующих сторон. Мало того, чуть ли все вовлеченные в «миротворческую деятельность» государства, как правило, пытались (и пытаются) решать на нашей земле свои политические и экономические проблемы. Возможно, именно по этой причине они абсолютно не желают утруждать себя изучением истории конфликта, его этапов, взаимоотношений и психологии вовлеченных в конфликт армянского народа и закавказских турок. Казалось бы, провалившиеся лихие кавалерийские наскоки на начальном этапе «миротворчества» должны были их чему-то научить. Однако «поиски взаимоприемлемого компромисса» на западный манер, без учета специфики конфликта, раз за разом продолжают порождать неприемлемые для обеих сторон предложения, а на стол ереванских, степанакертских и бакинских политиков ложатся предложения, в которых совершенно не учитываются психология двух народов.
Совет Европы, например, наряду с регулярно озвучиваемым требованием освободить политзаключенных в Азербайджане, мог бы потребовать обеспечения интеграции (а также хоть сколько-нибудь сносным жильем) десятков тысяч беженцев. Однако европейские структуры даже не попытались вникнуть в эту проблему, равно как полностью проигнорировали психологию участников конфликта. Что касается Азербайджана, то ему это не просто не нужно, но и противоречит проводимой государством политике. Причины столь странного, на первый взгляд, поведения государственных органов этого образования рассмотрены в предыдущей статье.
Отмечу также, что никто в Азербайджане так и не удосужился высказать населению истинные причины неудач аскеров на Арцахском фронте. Между тем, представляется, что закавказским туркам необходимо четко объяснить: их военные неудачи и огромное количество потерь были изначально запрограммированы, ибо
а) Закавказским туркам никогда в истории не удавалось победить армян на поле боя;
б) В отличие от закавказских турок, привыкших «воевать» набеговой тактикой, армянский народ обладает многовековым опытом защиты Родины от агрессоров.
б) Начатая Азербайджаном прямая военная агрессия против Республики Арцах изначально была обречена на поражение, с учетом целей, задач и значимости войны для противостоящих сторон.
Непонимание закавказскими турками феномена армянского народа становится поводом для активных поисков виновных и предателей в собственных рядах. Вот найдем их, мечтает обыватель, накажем как следует, заменим на честных патриотов и расправимся, наконец, с армянами. Подобная неадекватная реакция на вполне логичные последствия войны становится для азербайджанского народа сильнодействующим источником реваншизма.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН

Баку-90: «Быть армянином в Азербайджане означало быть заранее приговоренным к смерти».

24 года назад в столице Азербайджана – «интернациональном» городе Баку – начинался ад. Преследования, убийства, погромы и изгнание бакинского армянства, начавшиеся сразу после «сумгаита», достигли своей кульминации, вылившись в продолжавшиеся целую неделю – 13-19 января – массовые чудовищные преступления против мирных граждан. В течение ближайшей недели Panorama.am будет публиковать архивные материалы, а также новые факты и свидетельства очевидцев о «черном январе» 1990г. в Баку.

К январю 90-го из 250 тысяч армян – коренных жителей Баку – в городе оставалось около 35 тысяч, главным образом пожилые, больные люди и ухаживавшие за ними родственники. Даже скупые сообщения в советских газетах и мировой прессе поражают воображение бесчеловечностью расправы над беззащитными людьми в условиях не просто бездействия, но и неприкрытого и активного пособничества погромщикам со стороны правоохранительных органов и властей Азербайджана.
15 января газета «Известия» сообщала: «13 января 1990 года после 17 часов толпа из около 50 тысяч человек, вышедшая с митинга на площади им. Ленина, разделившись на группы, учинила погромы, разрушения, поджоги, насилия и убийства…»
14 января корреспондент московского радио передавал из Баку: «На митингах звучали призывы изгнать армян из Баку. В толпе раздавались антиармянские лозунги, после этого и произошли самые ужасные события. У лидеров толпы оказались на руках списки тех армян, которые еще оставались в городе. Их начали преследовать».
15 января радиостанция «Свобода» сообщала: «Беснующиеся толпы убили по меньшей мере 25 человек в ночь на 14 января в армянском квартале Баку – столицы советской республики Азербайджан. Согласно предварительной информации, число убитых достигает 25».
Улица Ленина – одна из центральных в Баку, была залита кровью. Проживавшие в азербайджанской столице русские с ужасом вспоминали сцены расправы с их соседями, которые были расстреляны в упор, сброшены с балконов, сожжены заживо и даже расчленены беснующимися толпами азербайджанцев. «Это самые беспощадные убийцы. Нападали и на мужчин, и на женщин, на молодых и старых только потому, что они были армянами. Быть армянином в Азербайджане означало быть заранее приговоренным к смерти», – передавал корреспондент из Баку.
«Известия» 16 января сообщала: «15 января в Баку погромы и нападения продолжаются. Всего в результате столкновений за последние трое суток, по предварительным данным, погибло 33 человека. Однако эту цифру нельзя считать окончательной, поскольку в Баку проверены еще не все квартиры, где побывали погромщики».
«Известия», 18 января: «16 января в Баку были выявлены 64 погрома квартир, в которых проживали армяне… В Ленинском районе столицы республики обнаружены четыре обгоревших трупа, которые пока не опознаны».
18 января русский поэт Давид Самойлов записал в своем дневнике: «Потрясает дикость Азербайджана. Мысли только об этом».
«Известия», 19 января: «17 января в Баку совершено 45 погромов и поджогов жилых домов».
Газета «Новая жизнь» в №5 за 1990г. приводила свидетельство одного из лидеров Народного фронта Азербайджана Этибара Мамедова: «Я лично был свидетелем того, как недалеко от железнодорожного вокзала убили двух армян, собралась толпа, их облили бензином и сожгли, а в двухстах метрах от этого находилось районное отделение милиции Насиминского района и там было где-то около 400-500 солдат внутренних войск, которые на машине проезжали в 20-ти метрах от этих горевших трупов, и никто не предпринял попытки по оцеплению района и разгону толпы».
Из сообщения ТАСС 20 января: «19 января вновь имели место бесчинства и погромы, повлекшие за собой человеческие жертвы».
«Число убитых на прошлой неделе в Баку армян уже превысило список сумгаитских жертв. Эта новая трагедия – прямое следствие того, что попытались, по сути дела, замолчать первую», – писал Андрей Пральников в статье «Раскаленный январь» («Московские новости», 21.01.1990г.).
Из статьи в московском еженедельнике «Союз» (приложение к «Известиям») от 19 мая 1990г.: “… в ходе армянских погромов в Баку разъяренная толпа разорвала в буквальном смысле слова человека на части и его останки были брошены в контейнер для мусора”.
Офицер советской армии Алексей Васильев пишет в рассказе «Бакинские зарисовки»: «Командир группы, Ромка, азербайджанец по национальности, выходит по заданию в город. По возвращении сразу просит водки. Психует. Видел, как с балкона многоэтажки выбрасывали женщину. Голую. В костер из мебели. Мебель, понятно, из ее же квартиры. А потом… Потом боевик из Народного фронта размахивал с балкона ушами этой женщины».
Еженедельник «Московские новости», 4 февраля 1990 г.: «В отличие от Сумгаита, советская армия „опоздала” в Баку не на три часа, а на целую неделю. Да и для пресечения погромов с лихвой хватило бы сил бакинского гарнизона Совесткой армии и войск МВД СССР. Войска вошли в уже заблокированный погромщиками город не для прекращения погромов, а для предотвращения окончательного перехода власти в Азербайджанской ССР в руки Народного фронта, который был запланирован последним на 20 января».
На состоявшемся 5 марта 1990 года закрытом заседании Верховного Совета СССР Евгений Примаков заявил: «Мы были свидетелями, как при создавшейся ситуации, когда начавшиеся дикие антиармянские погромы привели к многочисленным человеческим жертвам, в считанные дни десятки тысяч армян лишились крова, были депортированы из республики».
Согласно данным авторов проекта «Обыкновенный геноцид», жертвами геноцида армян в Баку в январе 1990г. стали более 300 армян, сотни скончались в последующие месяцы от полученных ран и повреждений. Точное число пострадавших, искалеченных и пропавших без вести не установлено до сих пор. Всего в период 1988-1990гг. сотни тысяч армян Баку были насильственно изгнаны из родного города, потеряв дома и полностью лишившись имущества.

Источник цитат – Karabakhrecords.info

По скорости интернета Армения занимает 61-ое место в мире.

По результатам исследования, проведенного компанией "NetIndex", Армения занимает 61-е место среди 188 стран по скорости интернета, сообщает Voskanapat.info. Средний показатель скорости интернета по стране составляет 10,58 Mbps.
В самой Армении самый быстрый интернет – в Абовяне. 18.29 Mbps.
В мировом масштабе лидерами по скорости интернета являются Гонконг (69.01 Mbps), Сингапур (59.13 Mbps), и Румыния (54.96 Mbps).
Среди постсоветских стран 7-е место в рейтинге заняла Литва, 13-е Латвия, 15-е Молдова, 21-е Эстония, 29-е Россия, 33-е Украина, 49-е Грузия, 52-е Казахстан, 57-е Таджикистан, 61-е Армения, 79-е Беларусь, 80-е Киргизия, 113-е – Азербайджан (5.16 Mbps), 170-е Узбекистан.
Таблицу можно посмотреть здесь

От азербайджанских проводников пахнет овчиной.

Азербайджанская железная дорога уволила всех мужчин - проводников, работавших на рейсах в Россию, и заменила их женщинами, сообщает Voskanapat.info. Мужчины митингуют и грозят объявить голодовку.
Мирсахиб Сахибов в беседе с журналистами рассказал свою историю. «Я работаю в этом Управлении с 1985 года. Сейчас же дело дошло до того, что нас вынудили подобно нищим обивать пороги. Наши жалобы никто не рассматривает. Вчера начальник пресс-службы Надир Азмаммедов сказал, что мужчины не владеют русским. Он обвинил нас в перевозке наркотиков. Какое он имеет право так оскорблять нас? Если мы торгуем наркотиками, то куда смотрят правоохранительные органы? Я работаю проводником 28 лет и хорошо владею русским языком. Все это лишь предлоги. В какие только инстанции мы не жаловались. Никто не хочет нам помочь. Многие годы в этом управлении творится беззаконие. Мы совершали рейсы в Россию, при этом все расходы несли сами. Ежемесячно мы совершали по пять рейсов, за что нам платили 218 манатов. До сих пор никто не рассмотрел наши жалобы, и наши требования не выполнены. Нам это надоело и если до 13 числа наши требования не будут удовлетворены, то мы явимся и начнем голодовку перед Управлением».
По словам другого жалобщика, руководство Управления оскорбляет их: «Заместитель Арифа Аскерова (начальник управления Азербайджанские железные дороги - Voskanapat.info), Алирза Сулейманов говорит, что от проводников пахнет овчиной. Они всячески унижают нас. Они говорят, - вы обиваете пороги, жалуетесь как стадо баранов».

Страна не может состоять из племен.

Беседа агентства Times.am с руководителем Аналитического Центра Восканапат Левоном МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯНОМ
Левон Грантович, простите за ранний визит, но я не могу не попросить вас прокомментировать некоторые высказывания азербайджанского политического психолога Самиры Гасымлы, сделанные ею в интервью сайту Минвал.
Тебе прекрасно известно, что для нашего офиса нет понятий «рано» или «поздно». Наоборот, мне приятно, что чувство ответственного подхода в работе заставило тебя выйти морозным утром из теплой квартиры и мчаться на работу. Я еще не ложился, так что ты явилась не ранним утром, а достаточно поздним вечером. Поэтому, давай перейдем к вопросам, раз уж ты явился ни свет, ни заря.
Спасибо. Меня заинтересовал заголовок интервью: «Азербайджан превратился в собрание племен». Такое ощущение, что С. Гасымлы согласна с излагаемыми на Voskanapat.info тезисами.
Если бы это было так, то она не употребила бы выражение «превратился». Азербайджанская республика никогда не была этническим монолитом, это – искусственно созданная минимперия. Другое дело, что политический психолог не вправе проецировать собственное восприятие племен на другие народы. В Азербайджане действительно наличествует собрание тюркских и курдских племен, но кроме них в этой республике проживают древние автохтонные народы, давно уже пережившие племенное расслоение, то есть прошедшие тот путь строительства нации, который закавказским туркам, если им повезет, еще предстоит проделать.
Именно об этом я и хочу сказать. Самира Гасымлы, говоря о закавказских турках, утверждает: «Мы потеряли чувство нации. Наши люди не идентифицируют себя с нацией». Насколько это верно?
Наполовину. Второе предложение полностью соответствует истине. Закавказские турки никогда не идентифицировали себя с какой-либо нацией, в том числе и фантомной «азербайджанской». Более того, у них даже нет общепринятого самоназвания. Еще в начала ХХ века по отношению к тюркским племенам Закавказья использовались этнонимы «мусульманин», «кавказские татары», «каджары», «терекемены», «адербейджанские тюрки», «закавказские турки», «турки», «кенгерлы», «карапапахи» и так далее. Некоторые из этих «этнонимов» являлись названием отдельных племен, остальные охватывали все это кочевое «благородное собрание». Затем, в 1936 году, решением Сталина все тюркские племена Азербайджанской ССР были обозваны «азербайджанцами», что стало отражаться в официальных документах. Но сами «азербайджанцы» этот этноним не восприняли, и используют его лишь за пределами республики. В самом Азербайджане они, в основном, продолжают оставаться «мусульманами», а в случае необходимости уточнения ссылаются на племенное происхождение. При этом следует сказать, что искусственный этноним «азербайджанцы» прибавил к разнообразию этнонимов еще, как минимум, два: «азери-тюрк» и просто «азери».
На то, что у этого конгломерата племен нет чувства нации, указывает анекдотичный случай, связанный со смертью Гейдара Алиева. Сразу после его похорон мэр Баку Гаджибала Абуталыбов предложил переименовать республику в Гейдаристан, а «азербайджанцев», соответственно, в гейдаринцев. Над этим, безусловно, можно посмеяться, но в сущности своей это предложение отражает отсутствие у закавказских турок единого этнонима, что ощущается ими на подсознательном уровне. Отсюда и поиски нового приемлемого для всех этнонима. А пока закавказские турки действительно не идентифицируют себя представителями единой нации.
Представь, если бы после смерти британской королевы Виктории англичане стали называть себя викторианцами и викторианками, а большинство европейцев после смерти Карла Великого – карловцами и карловками. Хотя выражение «викторианская эпоха» в истории сохранилось. Нет, не смейся, это – не повод для смеха. Просто само слово гейдаринцы явственно указывает на отсутствие нации, вот и все. Можно сказать, что этот этап прошли все народы мира. Те же турки, например, успели побывать и сельджуками и османами – по именам своих предводителей. Турками они вновь стали по воле Мустафы Кемаля – Ататюрка, вернувшего им это общеплеменное название, так почему бы племенам с искусственным и ни о чем не говорящим этнонимом в самом деле не стать гейдаринцами. Красивое название, во много раз лучше, чем «азербайджанцы». Горбачев, думаю, так и не научившийся произносить «Азербайджан» и «азербайджанцы», был бы благодарен им за это решение. Любой эксперимент над племенами имеет право на жизнь, пока нет нации.
Да, но Самира Гасымлы говорит о закавказских турках ««Мы потеряли чувство нации».
А вот с этим согласиться невозможно. Потерять можно то, что имелось. А племена закавказских турок никогда не были объединены в нацию. Этот путь им еще предстоит пройти, если, повторюсь, повезет. То же самое относится и к курдам, например, также находящимся в процессе формирования нации. А пока каждый закавказский турок является карапахом, кенгерли, авшаром и так далее, но не представителем какой-либо нации.
Азербайджанский политический психолог считает, что «о нации можно говорить тогда, когда в обществе люди переживают друг за друга, имеют общее самосознание, какие-то общие чувства, идеи. При сложившейся ситуации мы стали свидетелями того, что эти ценности стали для нас чужды». И еще: «Мне кажется, что азербайджанцы утратили националистические идеи, и страна состоит, скажем, из многочисленных семей, «племен», имеющих родственные связи».
Несмотря на то, что определение понятия «нация» сформулировано ею абсолютно безграмотно, в сказанном есть доля истины. Но перечисленные категории не стали для них чуждыми, ибо их просто никогда не было. Азербайджан действительно населен многочисленными разношерстными племенами, имеющими внутренние родственные связи. А сами племена еще очень слабо связаны между собой, вплоть до отказа выдавать девушек за представителя иного племени. Это особенно сильно развито в сельской местности, где поселения создавались на племенной основе.
Я уже писал об азербайджанском исследователе, профессоре Гасане Кулиеве, утверждающем, что «Традиционный азербайджанец ментально заражен изначально странным вирусом поиска «своего» (соплеменника, земляка) среди других азербайджанцев, которых странная судьба и энергетика архетипа «Харалысан?»(откуда ты родом?) фактически превращает в чужих». Затем, однако, Кулиев, справедливо считающий, что «харалысан» влияет на создание семьи, политические пристрастия, даже место проживания, начинает противоречить сам себе. Он описывает нередкую в Азербайджане ситуацию, когда индивидуум, преследуя меркантильные цели, выдает себя за члена племени высокопоставленного собеседника. «В таких случаях приходится по косвенным нюансам беседы и поведения «вычислять» родовую принадлежность человека: если это не удается, то при первой же возможности «азербайджанец» попытается выяснить для себя: с кем он общался», - пишет профессор. Однако сказанное означает, что вопрос «харалысан» не «превращает в чужих», а является попыткой опознания «своих». Чего в сложившейся нации просто быть не может.
Но я хотел бы обратить внимание еще на один термин, использованный Гасымовой. Это – страна.
Безграмотно использовать фразу «страна состоит из племен». Племенами может быть населена территория. Азербайджан, это – государство, политическая организация, но никак не страна. Азербайджан вобрал в себя части страны лезгин, талышей, аварцев, удин, татов. Огромная часть нашей страны – Нахиджеван, Утик, Пайтакаран, часть Арцаха – ныне в плену у этой организации, но организация страной считаться не может.
В «чистой» политике Гасымлы сетует, что в Азербайджане нет массы. Я приведу большую цитату из ее интервью: «Когда начались буржуазные революции, то на площадях стали появляться новые субъекты политики – массы, которые могли свергнуть любого короля. Тогда было осознано, что все-таки надо изучать эту массу, ведь она стала влиять на ход событий. А у нас такой массы нет, все тихо. Естественно, придет момент, когда у нас появится своя масса, перед которой возникнет проблема, которая станет затрагивать всех. Тогда и произойдут изменения. А пока что мне иногда кажется, что если даже наш президент публично объявит себя монархом, то никто не выразит свой протест. Ведь у нас же демократия вроде... А людям все равно».
Что касается монарших претензий Ильхама Алиева, то он об этом высказался довольно откровенно, еще в феврале 2010 года, когда в интервью телеканалу Euronews «объяснял» принятие Азербайджаном закона о праве неограниченное количество раз избираться президентом. «Если, например, номинальным главой государства является король, а премьер-министр может избираться хоть 5 раз подряд, это не сильно отличается от нашей ситуации», - сказал он тогда, и никто в Азербайджане не рискнул спросить: «А король-то кто?». А не рискнули потому, что понимали: король заявил о своих правах. Ильхам Алиев – премьер-министр при самом себе.
Интересно замечание о революциях и массах, хотя также, выражусь мягко, до конца не осознанное автором. Европейские буржуазные революции – в Нидерландах, Англии, Франции – проводились уже состоявшимися нациями. Изучать эти явления необходимо именно с точки зрения совпадения интересов национального большинства. В Азербайджане это пока невозможно. В этом образовании возможны массовые выступления религиозного, а в регионах или отдельных отраслях – социального, но не общего характера, ибо отсутствует цементирующее начало – нация. То есть, кроме религии и проблем социального характера, там нет интересов, затрагивающих все население. Гипотетически возможны национально-освободительные выступления – проблемы автохтонных народов всем известны – и даже племенного характера. Но не более того.
А как же выступления конца восьмидесятых – начале девяностых годов прошлого века. Разве они не затронули все население Азербайджана?
Хороший вопрос. Затронули, конечно. Те выступления не носили общего идеологического и, тем более, национального характера. Массы привлекала не идеология, и, тем более, не чувство национального единения, а представившаяся возможность безнаказанно грабить и убивать. Им показали кажущегося слабосильным врага и позволили убивать и грабить. Большего стимула для закавказских турок быть не может. Фактически население республики в те годы было возвращено в состояние орды во время набега на поселение оседлого народа.
Попытки придать этому явлению некую идеологическую оболочку выглядят смешно. Вспомним, на сборищах в Баку или в Сумгаите рядом развевались флаги Ирана и Турции, а также портреты аятоллы Хомейни и Ататюрка. Лишенные чувства национального единения, невозможное в отсутствии нации, они сами не знали, чего они хотят и что от них требуется. Кроме привычного лозунга – убей! Вот это и было то единственное, настоянное на всей их прошлой истории чувство, которое их объединяло.
Именно поэтому, а не благодаря «мудрой политике» Ильхама Алиева, в Азербайджане никак не состоится оппозиция. Оппозиция, политические партии, должны быть объединены идеологией, а не внутриплеменной солидарностью, как в Азербайджане, в котором любая идеология сталкивается с межплеменными противоречиями. За исключением общей готовности к резне.
Почему же эта структура, собранная из разных племен и сотканная из противоречий, кажется прочной?
Она не кажется, она на самом деле прочная. Дело в том, что нынешнее устройство Азербайджана соответствует выработанным закавказскими турками в течение веков понятиям: у кого больше отара, тому и подчиняюсь. Сегодня в Азербайджане самая большая отара принадлежит клану Алиевых, что означает, что его позиции незыблемы.
То есть вы считаете, что Ильхаму Алиеву суждено править вечно?
Не обязательно. История кочевых народов знает бесчисленное множество случаев, когда удачливый разбойник с большака становился затем правителем. Главное, собрать отару, а каким путем, уже неважно. Чаще всего это делалось путем разбоя, чем отличался, например, Тамерлан, которого многие закавказские турки любят называть своим предком. Собственно говоря, возвращение Гейдара Алиева к власти в Азербайджане также было классикой разбоя. И никто не может гарантировать, что завтра в Азербайджане, например, в племени кенгерли, не родится фартовый разбойник с политическими амбициями.
Связано ли с межплеменными противоречиями отношение закавказских турок к проблеме Арцаха? Вот что говорит об этом С.Гасымлы: «Карабах ассоциируется у нас с войной. Хотят ли наши люди воевать за потерянные земли? На днях все мы увидели результаты опроса, когда люди просто не хотели отвечать на вопрос, связанный с Карабахом, но охотно согласились ответить на вопрос о том, каким образом они будут встречать Новый год...»
Безусловно, связано. И не только с межплеменными противоречиями, но и с мировоззрением кочевника. Дело в том, что кочевники всегда, всю историю, боролись с вызовами посредством ухода от них, отступления. Этого требовал их образ жизни, сложившийся в полном соответствии с ареалом кочевничества. Что касается Арцаха, вернее, регулярно декларируемого Ильхамом Алиевым желания оккупировать армянский край, то его стремление сталкивается с проблемами, которые в обозримом будущем невозможно будет решить. Во-первых, население Азербайджана осознает, что «потерянные земли» в действительности таковыми не являются, они просто возвращены исконными хозяевами. Во-вторых, подавляющее большинство закавказских турок воспринимает проблему Арцаха как проблему тех племен, что покинули зону развязанной Азербайджаном войны. То есть сказывается то, о чем мы уже сказали: отсутствие нации и, соответственно, национальных интересов. Представителям племен падаров или айрумов, например, вовсе не интересно воевать и гибнуть ради того, чтобы короткое время жившее в Акне племя авшар могло пользоваться арцахскими пастбищами. Я уже не говорю об автохтонных народах Азербайджана, часть Родины которых оккупирована Азербайджаном.
Разумеется, если бы у Арцаха не было мощной Армии обороны, и захват армянского края представлялся бы закавказским туркам безопасной прогулкой или разбойничьим набегом в надежде на грабеж чужого имущества, то в этом случае они побежали бы к нам со всех ног. Но на страже Республики Арцах стоит ее победоносная армия, о возможностях которой всякие разные коюнлу знают не понаслышке. Вот поэтому им куда интересней справлять христианские праздники, чем десятками и сотнями тысяч гибнуть от рук защищающих Родину армян.
Беседовал Севак МОКАЦИ