Как уже известно из СМИ, 20 декабря прошлого года на расширенном заседании коллегии министерства обороны заместитель главы администрации президента АР Вахид Алиев объявил о создании в Нахичеванской автономной республике отдельной общевойсковой армии. Согласно указу Ильхама Алиева командующим армией был назначен генерал-лейтенант Керем Мустафаев. Официальной версией причин подобного новшества является то, что новая армия была создана «с целью усиления обороноспособности Нахичеванской Автономной Республики, повышения боевой подготовки частей и соединений Вооруженных сил и усовершенствования централизованного управления».
Бакинские аналитики в большинстве своем стараются не делать однозначных выводов, многие отмалчиваются, но невооруженным глазом видна их ошеломленность столь откровенными действиями президента по усилению статуса Нахичевани без видимых на то реальных причин. Бывший министр обороны АР, генерал-майор Дадаш Рзаев в интервью «Мусават» отмечает, что в отдельную общевойсковую (Нахичеванскую) армию направляются лучшая в стране техника и специалисты. К тому же военные контингенты в Нахичевани уже давно проходят обучение под управлением турецких военных экспертов по всем критериям НАТО. Как справедливо отмечает глава центра «Доктрина» Джасур Сумеринли, «аргументации, приведенные во время создания Особой общевойсковой армия в Нахчыване, абсурдны. Для реализации целей, вполне можно было обойтись без создания новой структуры. Потому что формат старого армейского объединения не создавал препятствий этих целей. Необходимо было всего лишь желание».
Итак, в чем истинная цель создания «Нахичеванской армии»?
Еще на советско-турецких переговорах в Москве в 1921 году на заседании политической комиссии обсуждался вопрос о Нахичевани. В стенограмме заседания комиссии зафиксировано: «По вопросу о Нахичевани Турецкая делегация полагает, что в силу самого факта признания населением турецких войск, Нахичевань состоит под покровительством Турции…»
После заседания политической комиссии 10 марта 1921 года делегации обменялись своими проектами договора. В турецком контрпроекте были включены географические координаты границ Нахичеванской области. Следует отметить, что территориальные определения Нахичеванской области турецкой делегацией намного превышали претензии даже азербайджанской делегации, которая указывала несколько иные координаты. На переговорах турецкая сторона обратилась к Сталину, который и решил вопросы о границах Нахичевани в ее пользу.
Статья 134 конституции Азербайджана, которая гласит, что «Нахичеванская автономная Республика является неотьемлемой составной частью Азербайджанской Республики» противоречит положениям Карсского договора 1921 года, которые определили статус этой территории на многосторонней, международно-правовой основе. В вопросе приобретения Азербайджаном легитимного международно- правового титула над Нахичеваном, как составной частью своей территории, существовало ограничение в виде статьи 5 Карсского договора. Заключенный в 1921 году многосторонний Карсский договор запрещает Азербайджанской республике распространять свой суверенитет на Нахичевань, которая была передана всего лишь под покровительство Азерб.ССР.
В 1930-м году, пользуясь временной слабостью Ирана,Турция сумела приобрести у последнего под предлогом необходимости борьбы с курдскими повстанцами небольшой коридор, который позволил Анкаре наладить непосредственную сухопутную границу с Нахичеванью.
В 1988 году руководитель службы информации МИД Турции И.Бату заявил о том, что «Турция имеет право слова в вопросе Нахичевани». Уже становилось очевидным, что турецкое руководство никогда не отказывалось от своих амбиций, нацеленных на установление собственного влияния на Нахичевань, а просто выжидало лишь подходящего момента.
Статья 5 Карсского договора установила нынешний статус Нахичевани как « Нахичеванской области, образующей автономную территорию под покровительством Азербайджана». Последний в нарушение своих обьязательств по статье 5 договора, закрепивших, что новая автономная единица находится лишь под покровительством Азербайджана, но никак не в его составе, приступил к политико-правовому включению области в свой состав на правах автономии в виде Нахичеванской АССР.
19 января чрезвычайная сессия Верховного Совета Нахичеванской АССР приняла постановление о выходе Нахичеванской АССР из Союза ССР и объявлении независимости. Причины данного решения было обусловлены закулисными играми Турции. Очередную удобную возможность для полномасштабного внедрения в данный регион Турция получила после распада СССР. Уже становилось очевидным, что турецкое руководство никогда не отказывалось от своих амбиций, нацеленных на установление собственного влияния на Нахичевань, а просто выжидало лишь подходящего момента.
Азербайджан фактически аннексировал Нахичевань, включив его в состав Азербайджанской Республики с формальным статусом автономной республики. Нахичевань для Турции лакомый кусок, который представляет важность в геоэкономическом, геополитическом и военном аспектах. Турецкая политика в Нахичевани характеризуется внедрением практически во все важнейшие сферы.
5 февраля 1993 года в Нахичевани начало функционировать Генеральное Консульство Турецкой Республики. Турция, имеющая общую границу с эксклавом протяженностью 11 км, давно оказывает поддержку этой изолированной территории и ее населению.
17.04.2013 году http://www.regnum.ru/ ссылаясь на Milliyet опубликовала «карту новой Турции»
В её состав, кроме нынешних турецких территорий, включена также азербайджанская Нахичевань. К предоставленным школам Стамбула учебникам были приложены учебные CD, в которых эта карта была размещена.
Опасаясь Турции, уже 20 февраля 2014 года по информации http://haqqin.az/oldage/17466 в Нахичевани также ввели запрет на турецкие песни.
Проблема для центральных властей Азербайджана становится еще более тревожащей, когда на первый план выдвигается другая актуальная задача – тенденция трансформации демографической картины в автономии. В последнее время заметен систематичный приток в НА населения восточных районов Турции. Мигрировавшие из восточных районов Турции «новоселы» сравнительно легко интегрируются в социальные условия и общественную жизнь автономии. Более того, значительной части удается за короткое время даже приобрести недвижимость (что носит уже систематический характер). В связи с проблемой свою озабоченность выразили также азербайджанские эксперты, связывающие тенденцию постепенной трансформации НА с особой политикой Турции.
Отсутствие сухопутной границы с НА значительно ослабило, особенно в последнее десятилетие, контроль центральных властей Азербайджана над внутренними и внешними процессами автономии. Но не только: сегодня почти не говорится о противоречиях, существующих между руководством НА и центральными властями. В автономии, оказавшейся в анклаве, созданы почти все условия для утверждения авторитарных или деспотических порядков, свидетелями которых мы являемся сегодня. Как отмечают жители НА, на каждом шагу попираются основные права и свободы человека, однако население, под давлением местного руководства, не имеет никакой возможности говорить об этом вслух. Нередки также случаи, когда оппонентов местного руководства автономии, открыто выражавших возмущение по поводу утвержденной в НА деспотии, атмосферы несправедливости и безнаказанности, задерживали с обвинениями в шпионаже.
Противоречия между руководством Нахичевани и центральными властями Азербайджана являются хорошим поводом для турецкой стороны для расширения своей вовлеченности во внутренние задачи автономии. В последние годы официальная Анкара значительно активизировала сотрудничество с руководством автономии, в связи с чем центральные власти Азербайджана неоднократно выражали свое возмущение. Но, с другой стороны, официальная Анкара достаточно тепло принимает оппозиционеров и рядовых граждан НА.
Турция продолжает играть важную роль в деле экономического развития НА. Турецкий капитал сегодня занял прочные позиции в таких сферах экономики автономии, как транспорт, службы по предоставлению услуг, строительство и туризм. Сегодня НА продолжает оставаться в «информационном вакууме», что позволяет турецкой стороне действовать в этом направлении максимально свободно.
Вхождение Нахичевани в состав Турции должно происходить поэтапно, сначала Нахичевань выведут из-под подчинения Баку, и этот шаг может рассматриваться Анкарой как промежуточный шаг по включению Нахичевани в состав своей территории.
На сегодня Нахичевань уже подключена к энергосистеме Турции. Отсюда же она получает и продовольствие. Население трудоустраивается в пределах Турции, в основном в Ыгдыре, Карсе, Эрзуруме, Байбурте и Артвине. Поощряется инвестирование в экономику Нахичевани турецкого капитала,
Надо отметить, что в Нахичевани создана такая система, в рамках которой большая часть властвующей элиты и правительственных чиновников, а вместе с ними и оппозиции обучались в Турции.
Учитывая все это, уроженец НАР, председатель Демократической партии Азербайджана (ДПА) Сардар Джалалоглу считает, что в Нахичевани могут произойти «очень серьезные события». «До сих пор там не было активности населения, и местная власть считала, что она сильна. Но сейчас народ доведен до крайней черты и более не может жить под давлением», – считает он.
Кстати в Нахичевани уже были митинги с единым лозунгом – включить эту область в состав Турции. Распространяются также листовки с подобным содержанием.
Таким образом, несмотря на то, что это событие осталось без внимания СМИ в самом АР, а официальные власти до сих пор не высказали свое отношение к нему, да и не выступили с опровержением, исходя из опыта предыдущих периодов истории страны, смело можно предполагать, что распространение листовок в Нахичевани вполне может стать предвестником более серьезных революционных событий, а в дальнейшем – вхождения Нахичевани в состав Турции.
Александр Саркисов, политолог