Довольно любопытны пункты проекта резолюции в контексте стремления официального Баку укрепить собственные позиции в США и тем самым "замазать" участившуюся критику в свой адрес. Так, документ акцентирует прежде всего экономическую сторону "стратегической важности Азербайджана для США", подчеркивая огромные запасы нефти и газа, которыми обладает страна, а также то обстоятельство, что Азербайджан является транзитной территорией для передвижения войск США, дислоцирующихся в Афганистане, и "государством-союзником", расположенным между Россией и Ираном. На фоне общих фраз как бы невзначай упоминается "поддержка суверенитета и территориальной целостности Азербайджана со стороны США", по понятным причинам указывается неуместно и нелепо выглядящая в подобных документах площадь страны, а также подчеркивается пресловутая и неоднократно развенчанная "толерантность": дескать, в Азербайджане имеются "многолетние традиции мирного сосуществования разных этнических и религиозных групп".
ТЕМ САМЫМ ТРОЕ ПРОАЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ЧЛЕНОВ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВАЙОМИНГА - безусловно, при самом активном участии бакинских дипломатов - по сути дела постарались сделать текст максимально нейтральным и на первый взгляд безобидным для армянской стороны. Но не получилось: законопроект был отклонен, и основной причиной названы нарушения в Азербайджане свободы слова и прав религиозных меньшинств. Эти причины фактически превращают провал резолюции в пощечину алиевскому режиму. Более того, провал особенно чувствителен для азербайджанской стороны еще и потому, что резолюция была отвергнута голосованием. В отличие от Вайоминга, клиенты икорной дипломатии, представившие проекты резолюций в Южной Дакоте и Гавайях, благоразумно сняли его с повестки дня, не доводя дело до голосования.
Утверждение о том, что во всех подобных случаях действуют законодатели, не выдержавшие соблазнов бакинской коррупционной машины, отнюдь не голословно: согласно сообщениям армянских организаций Америки, как в предыдущих случаях, так и в Вайоминге резолюцию пытались протащить законодатели, ранее побывавшие в Баку. Так, в Гавайях, где, кстати, было предложено сразу два антиармянских проекта, основным действующим лицом был председатель Комитета по международным делам, культуре и образованию Палаты представителей штата Марко Такаи. Именно он вместе с другим членом палаты Ридой Кабналилла в мае прошлого года посетил Азербайджан, называется даже цена их визита - 8000 долларов. Трое законодателей Вайоминга, представившие проект и столь опрометчиво допустившие голосование, также в прошлом году посещали Азербайджан, правда, в их случае стоимость поездки и обхаживания гостей не сообщается.
КАК БЫ ТО НИ БЫЛО, СЛЕДУЕТ КОНСТАТИРОВАТЬ СЕРЬЕЗНЫЕ ПРОВАЛЫ икорной дипломатии Азербайджана в Соединенных Штатах. После определенных успехов первых попыток грубые лобовые методы уже дали явный сбой, сигнализируя о том, что не все в мире, как уверены бакинские чинуши, продается и покупается. Безусловно, следует отметить и активизацию усилий армянской диаспоры и лоббистских организаций, прежде всего Армянского национального комитета Америки (ANCA), которые действуют целенаправленно и с присущим им профессионализмом, нейтрализуя влияние проазербайджанских деятелей. Как отметила после гавайского провала представитель ANCA Элен Асатрян, "это является сильным посланием для Баку о том, что, несмотря на миллионы долларов, затрачиваемых на "икорную дипломатию", Азербайджан не может подкупить американские власти". Напомним также, что недавно исполнительный директор ANCA Арам Амбарян обратился к законодательным органам США с открытым письмом, где призывал противостоять вмешательству в гражданскую жизнь Америки со стороны коррумпированного режима Азербайджана.
В заключение хотелось бы привести слова выступившего на слушаниях жителя штата Гавайи Александра Тельнова: "Почему же Азербайджану нужно тратить так много денег, чтобы доказать свою точку зрения? Потому что она не заслуживает доверия. Позиция, которую Азербайджан пытается навязать Соединенным Штатам, является искажением правды"