Побывав в Арцахе и, насколько это возможно за столь короткий срок, изучив его историю, я в последнее время увлекся мониторингом армянской и азербайджанской прессы. То что эти две нации померить вряд ли удастся – это факт.Раскол настолько серьезен, что говорить о компромиссах не приходится. Территориальный вопрос местами переплетается с вопросами вероисповедания и мировоззрения. Да и Запад, затеявший глобальную геополитическую игру, делает все, чтобы тлеющие угли старых распрь периодически разгорались в пламя межнационального конфликта.
Я с легкой иронией читаю восторженные статьи размещенные в азербайджанской прессе. Порою журналисты, опьянённые жгучей ненавистью, пишут такое, что в принципе нормальный человек иначе как маразмом не назовешь. Чего стоят публикации о том как азербайджанский боксер в четвертьфинале нокаутировал армянского спортсмена! И это практически главная новость с престижного международного турнира! Или заявления о том что в падении лифта в бакинской многоэтажке виноваты те же армяне, потому что двадцать пять лет назад при строительстве дома устанавливались лифты произведенные заводом в Спитаке. Мне очень интересно, если столь долго культивировать ненависть одной нации к другой, во что это выльется в конечном итоге?
Толерантная Европа, стратегический партнер не менее толерантных США, вместо того чтобы способствоватьурегулированию локального конфликта, наоборот, периодически подливает масло в огонь. Так, 29 сентября 2014 года, на очередной сессии ПАСЕ в Страсбурге, разгорелся очередной скандал. Армянская делегация пыталась заблокировать чтение доклада «Учащение насилия в Нагорном Карабахе и на других оккупированных территориях Азербайджана». Доклад мягко сказать необъективный и неуместный. Те кто побывал в Карабахе явно будут удивлены фактам насилия, перечисленным в указанном докладе. Насилие над кем? В Нагорном Карабахе уже длительное время проживают в основном армяне и русские, претензий друг к другу они не имеют, и довольно комфортно сосуществуют в границах населенных пунктов. Азербайджанцев в Карабахе нет, они покинули эту местность в период конфликта.
После того как этот доклад все же был зачитан, начались обсуждения. Слово имели все, кроме представителей армянской делегации. Как только глава делегации Эрмине Нагдалян попыталась сделать ряд замечаний по существу доклада, ей выключили микрофон, затем прекратили перевод на армянский язык, а после и вовсе удалили армянскую делегацию из зала заседаний. Мне сразу вспомнились обсуждения в ПАСЕ и ООН вопросов по началукарательной операции в Донецке и Луганске. Так же обходились и с российской делегацией. Как только наши дипломаты начинали говорить о геноциде русскоязычного населения на Юго-востоке Украины и развязывании киевской властью карательной операции против своего народа, у членов этих уважаемых организаций начиналасьвнезапная глухота. Было все – и скандалы, и угрозы лишения членства, и выключения микрофонов. В противостоянии Запада и постсоветского пространства, «цивилизованное сообщество» выбрало для себя простую стратегию при которой есть два мнения – одно из них неправильное, и как правило это мнение Российской стороны либо ее стратегических союзников.
Хотя один случай насилия в Нагорном Карабахе за последние месяцы все же имел место быть. В Кяльбаджарском районе был убит гражданин Азербайджана Гасан Гасанов, еще двое арестованы. Смерть Гасанова в Азербайджанской прессе преподнесли как геройскую и мученическую. Трое азербайджанцев отправились посетить земли предков и на них вероломно напали местные армяне. Процедуру вывоза и передачи родственникам тела контролировал лично президент Азербайджана, а расходы на похороны взяла на себя исполнительная власть Джабраильского района. И как-то никто в этой суматохе не заметил высказывания отца усопшего о том, что тотстал шахидом во имя Родины и азербайджанского народа. Да и погиб Гасанов на территории Нагорного Карабаха с оружием в руках, после того как оказал активное сопротивление…
Если убийство вторгнувшегося на твою землю вооруженного человека можно подать как учащение насилия, то такие факты действительно довольно часто проскакивают как в истории Армении так и в истории России, да и будни молодой Новороссии изобилуют подобными сюжетами. Вот только насилие ли это? И если насилие, то может оно оправдано? А как бы поступили правоохранительные органы толерантной Европы если бы границу одной из стран Евросоюза пересек шахид с автоматом Калашникова в руках?
Алексей Зотьев.