О социальной ситуации в Азербайджанской республике и разыгравшейся там в последнее время шпиономании в интервью Информационному Центру газеты армян России «Еркрамас» рассказал эксперт Центра этнополитологических исследований Лаврентий Амшенци.
- Азербайджан начинался как проект по добыче и транспортировке добытых в его секторе Каспия газа и нефти. Для этого были зацементированы элиты, оставшиеся после армяно-азербайджанской войны у власти, в проект пошли инвестиции по двум главным направлениям. Первое – инвестиции в добывающую инфраструктуру. Второе – инвестиции в транспортную инфраструктуру.
Надо отдать должное всем участникам, они сумели сыграть на природных особенностях азербайджанских турок, на беспредельном их терпении, вплоть до рабского почитания власть имущих.
Ведь перед Ильхамом Алиевым, как руководителем правящей элиты, по сути, стоит одна задача – обеспечить проекты живой силой и техникой и гарантировать отсутствие социального напряжения, которое может взорвать государство. Ильхам Алиев с этой задачей справляется. Да, ему все труднее и труднее сдерживать народ, но пока у него есть деньги, силовой аппарат под его контролем.
Кстати, ярким подтверждением того, что социальная ситуация в Азербайджанской республике далека от нормы, это назначение министром обороны полицейского генерала. Честно вам скажу, когда увидел новость о назначении на должность министра обороны генерала внутренних войск, мне лично сразу стало ясно, что политическая атмосфера в этой стране будет ухудшаться. И мы об этом говорили в те дни. Достаточно перечитать аналитику ИЦ «Еркрамас».
- Теперь начались аресты правозащитников.
- Ну, назвать Миркадырова или чету Юнусовых правозащитниками можно лишь с большой натяжкой. Даже выхолощенный до уровня наблюдателя за азербайджанскими ГАИшниками Эйнулла Фатуллаев — намного больший правозащитник, нежели эти люди. Чтобы быть правозащитником, нужно самому иметь какие-то права. Идут аресты не правозащитников, а людей способных мыслить независимо. А что касается Рауфа Миркадырова, то он никогда не отличался проармянскими взглядами. Даже наоборот!
- Его арестовали по обвинению в шпионаже в пользу Армении.
- «Армянский вопрос» — это безотказный рычаг влияния на любого человека в Азербайджанской республике. Мы прекрасно знаем, что «армянин» в Азербайджанской республике это слово ругательное. И об этом мы тоже не раз говорили, обвинение в наличии армянских корней или в контактах с армянами равносильно приговору.
- Все же, как вы считаете, был ли Миркадыров армянским шпионом?
- Армянским спецслужбам ничего не мешало использовать в том числе и Миркадырова. Я бы не хотел акцентировать внимание на личности Рауфа Миркадырова. Человеку сейчас несладко. Он хоть и не является другом армянского народа и Армении, но я даже врагу не пожелаю попасть в подвалы МНБ. Массу примеров убийств политических активистов в тюрьмах Азербайджана мы видели.
Я бы хотел обратить ваше внимание на другой факт. Это повальные «зачистки» в азербайджанской армии. Мое мнение, что именно там и ищут, и находят «армянских шпионов». Просто для того, чтобы сохранить лицо проводят это как борьбу с коррупцией. Иначе они бы начали совсем с других людей.
С отстранения от должности министра обороны Сафара Абиева в Азербайджанской республике был запущен маховик репрессий, который уже не остановить. Пришел 37-й год. Почему в армии? Потому что у этих людей есть оружие. А перед лицом роста социальной напряженности армия самое уязвимое место режима. Так что репрессии будут продолжены и мы еще увидим массу самострелов, самоподжогов и суицидов.
К «армянскому шпионажу» это никакого отношения не имеет. Шпион сидит в теплом кабинете и ведет себя как самый оголтелый закавказский турок. Чтобы найти армянского шпиона в Азербайджане Ильхаму Алиеву достаточно посмотреть по ТВ запись любого своего выступления и найти в своем окружении похожего человека. А какой шпион из Рауфа Миркадырова или Лейлы Юнус? Правильно – плохой!
Еще раз повторю, в Азербайджанской республике очень серьезно изменилась социально-психологическая атмосфера. Свободы для маневра на внутриполитическом поле у нынешней элиты становится все меньше и меньше. Раньше такие как Рауф Миркадыров и Лейла Юнус стояли на некотором расстоянии от власти и критиковали ее. Их не трогали. Но сейчас они приблизились недопустимо близко к власти и продолжают критиковать. И их арест это закономерное конвульсивное движение этой самой власти. То есть, сделали глупость, а теперь будут думать как из этого положения выходить.
- Да, кстати, а что теперь делать азербайджанской элите?
- Тут два варианта. Первый — признать Миркадырова разоблаченным шпионом, раз уж прозвенели, и помариновав в тюрьме выслать из страны. Иначе Запад поднимет шум. Как это было со стариком Ходжояном.
Второй – выделить круглую сумму на подкуп западных чиновников и сгноить Миркадырова в тюрьме без последствий для себя. Второй вариант очень дорогой и хлопотный. А денег все меньше.
- Можно ли считать оппозиционное пространство в Азербайджанской республике «зачищенным» или обезглавленным?
- Смотря что считать оппозицией.
Если мы говорим об оппозиции в широком смысле слова, то, безусловно, нет. Есть же еще все эти «мусаваты» и прочие эрзац-оппозиционные партии, существование которых позволяет власти перед выборами создавать необходимый «демократический шум». Я их называю фоновыми партиями. То есть их задача в нужный момент создать необходимый политический фон и выпустить пар протестного электората. Заодно можно этот электорат в очередной раз пересчитать по головам.
Если говорить о независимо мыслящих людях, то конечно поле зачистили сильно. Теперь такие люди как находящийся пока что на свободе Зардушт Ализаде сто раз подумают, прежде чем говорить вещи, которые могут вызвать раздражение элиты.
Но! Тут есть «но». Эффект от «зачистки» оппозиционного поля носит исключительно краткосрочный характер. Может быть в азербайджанской властной элите кому-то и кажется, что вот сейчас уберем из под ног тех, кто мешает и сразу дела пойдут в гору. Но это далеко не так.
И еще один важный момент. Интеллигентская оппозиция в лице уже названных граждан, безусловно, уйдет с поля. Жизнь дороже. Но кто придет на смену? А на смену придут радикалы, в том числе и исламисты.
- Стали ли мы ближе к началу вооруженного конфликта?
- В прошлый раз мы уже говорили на эту тему. Азербайджанская элита войны не хочет. Они просто громко угрожают. Бьют в барабаны. Но начало войны зависит не от Армении и Азербайджана, а от глобальных игроков. Ранее я уже говорил, что в ответ на экономические санкции против России, введенные Западом, политическое руководство России может попытаться воздействовать на экономические интересы Запада в каспийском регионе. И замороженный конфликт вокруг Арцаха – первое, что приходит в голову.
В Азербайджане о такой перспективе хорошо осведомлены. Более того, вооруженный конфликт еще недавно, в период крымского кризиса, был абсолютно реален. Турки распускали слухи о каком-то военном союзе. Потом демонстративные военные учения провели сначала в Турции, потом в Нахиджеване.
Так что к военному конфликту мы близки настолько же, насколько были близки всегда.
.Беседовал Гурген Саркисян, ИЦ «Еркрамас»
Комментариев нет:
Отправить комментарий