В последние годы, на Южном Кавказе не спокойно. Накопившееся напряжение в 2008 году вылилось в вооружённый конфликт, между Южной Осетией и Грузией. Однако накал страстей в регионе после этого ничуть не снизился. Ведь до сих пор остаётся замороженным Нагорно-Карабахский конфликт.
Всё началось в 1991 году, когда на территории Нагорного Карабаха вспыхнула кровопролитная война, продлившаяся до 12 мая 1994 года. Конфликт разгорелся из-за желания населения Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) выйти из состава АзССР и войти в состав АрмССР. На тот момент в осадном Карабахе практически не было вооружений, однако за счёт героизма обороняющих свои земли армян удавалось сдерживать врага, а вскоре перейти в контратаку. До 18 мая 1992 года, когда армянами был освобождён Лачин, сухопутной границы между НКАО и Республикой Армения не было. К маю 1994 года были освобождены не только НКАО и Лачин (ныне Бердзор), но и ещё шесть бывших районов АзССР вокруг Карабаха - Джебраильский, Кубатлинский, Зангеланский, Физулинский, Агдамский и Кельбаджарский. Сейчас они входят в Шаумяновский, Мартакертский, Аскеранский, Мартунинский, Гадрутский, Шушинский и Кашатагский районы Нагорно-Карабахской Республики (НКР). 12 мая 1994 года в силу вступило перемирие, подписанное Арменией, Нагорно-Карабахской Республикой и Азербайджаном. До сих пор НКР официально признана только Республикой Южная Осетия и Республикой Абхазия, а также непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой.
С того самого момента, конфликт перешёл в следующую фазу – начались переговоры между сторонами в рамках Минской группы ОБСЕ, однако, эти переговоры до сих пор ни к чему не привели. Наоборот, с каждым годом всё сильнее и громче становятся угрозы Азербайджана вернуть контроль над потерянными землями военным путём. Кроме того, получаемая от продажи нефти сверхприбыль идёт прямиком в военный бюджет этого государства. Закупаемые вооружения Азербайджан всегда активно демонстрировал на парадах и учениях. Армения до 2012 года предпочитала только отвечать на угрозы, при этом закупки и технические возможности вооружённых сил Армении и армии обороны Нагорного Карабаха практически не демонстрировались широкой публике. Всё это привело к тому, что создалась иллюзия того, что в скором времени Азербайджан получит стратегическое преимущество над своим противником. Но всё оказалось иначе.
Армения изначально принимала активное участие в развязанной Азербайджаном гонке вооружений. В 2008 году, практически сразу после начала поставок в Азербайджан истребителей МиГ-29 из Украины, у России были приобретены 3-и полных дивизиона зенитно-ракетных комплексов С-300ПТ-1. К 2010 году, противовоздушная оборона Армении обладала ещё и двумя дивизионами С-300ПС. Эти приобретения нивелировали значение достаточно многочисленных ВВС Азербайджана в возможном конфликте. Арменией был выбран асимметрический ответ на появившуюся угрозу, так как тягаться с государством, обладающим во много раз превосходящим военным бюджетом, в количественной плоскости было невозможно. Как итог – фактор ВВС в гипотетическом конфликте был практически исключён.
Демонстрировать свои последние закупки Армения и НКР стали начиная с 2012 года. Впервые это произошло на параде, приуроченном к 20-летию независимости Республики, а чуть позже, на параде, посвящённом 20-летнему юбилею освобождения Шуши. На этих мероприятиях очень неожиданно были продемонстрированы оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК) Точка-У, и ракеты Р-17 (Скад-Б). Как выяснилось позже, в арсенале у ВС Армении есть заметно большее количество ОТРК Точка-У, чем у ВС Азербайджана. Что же касается баллистических ракет Р-17 – то оружия этого класса, у страны-соседа, нет вообще. Присутствие в Армении достаточно большого количества ракет Р-17, обладающих дальностью действия до 300 км (что позволяет наносить удары по важнейшим нефтегазовым объектам в Баку), заставило Азербайджан потратить огромное количество денег на расширение и модернизацию своей крайне слабой системы ПВО. В России были приобретены 3-и дивизиона ЗРК С-300ПМУ-2, а в Израиле были закуплены ЗРК Барак-8 и радиолокаторы Green Pine. Позже также были приобретены ЗРК Бук-М1 и ЗРК Тор-М2Э. Даже при этом, достаточно надёжно была закрыта только столица Азербайджана, хотя ни одна из перечисленных ЗРК не гарантирует 100% уничтожения ракет Р-17 – часть ракет при массированном обстреле всё же может достичь цели. Кроме того, есть множество других важных целей вне Баку – как элементов инфраструктуры, так и сугубо военных.
Активно занимается ракетами и армянский ВПК – постоянно модернизирует ракеты Р-17 – улучшает точность ракет, которая в базовом исполнении оставляет желать лучшего, уменьшает время подготовки к пуску. Периодически возникают слухи о разработке собственного ОТРК - если такой продукт получиться производить в достаточно больших количествах, то Азербайджан встанет перед серьёзной проблемой.
Ещё одним полем для «битвы» является вопрос беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) – Азербайджан закупал, и продолжает закупать у Израиля широкую номенклатуру БПЛА. Армения пошла по иному пути – были разработаны собственные БПЛА. Сейчас на вооружении имеются три разных БПЛА – две модификации БПЛА «Крунк» и более лёгкий «Базе». В своём классе эти аппараты не уступают своим конкурентам. Работы по созданию новых беспилотников не останавливаются.
Что касается бронетехники, то здесь Азербайджан на данный момент находится на шаг впереди – этому поспособствовала продажа Россией крупной партии вооружений, включающей в себя танки Т-90. У Армении же на вооружении имеются только танки Т-72, при этом есть информация о том, что в скором времени их начнут модернизировать до уровня близкого к Т-90. В количественном плане у сторон преимуществ нет. Кроме того, у потенциальных противников, в изобилии, имеются самые разные противотанковые ракеты. Такая система как «Корнет», имеющаяся у Армении, способна без больших проблем пробивать броню Т-90, при этом учитывая горный рельеф зоны ведения боевых действий и контроль армянскими и карабахскими ВС большинства ключевых высот, поэтому со своими задачами азербайджанским танкистам будет справиться крайне сложно.
Единственным пунктом, по которому Азербайджан на данный момент имеет ощутимый перевес, является наличие большого количества тяжёлых реактивных систем залпового огня (РСЗО). У Азербайджана есть 12 систем «Смерч», 4 РСЗО «Ураган» и некоторое количество турецких Kasirga. У Армении же имеется 8 китайских систем WM-80. При этом есть слухи о возможных поставках одной из самых совершенных китайских систем AR1A.
Совсем недавно, в интервью СМИ, министр обороны Армении Сейран Оганян сообщил, что в 2014 году Армения получит вооружение, обладающее большой дальностью и высокой точностью. Больше этого министр распространяться не стал, но из сказанного можно попробовать сделать выводы – скорее всего речь идёт о закупке в РФ непревзойдённых ОТРК Искандер, или же закупке ОТРК в том же Китае. Становиться ясно, что ВС Армении стремятся иметь вооружение, обладающие возможностью нанести противнику гарантированный недопустимый ущерб. При таком раскладе Азербайджан не решится развязать войну в любом случае, что полностью соответствует интересам Армении и Карабаха.
Если попробовать сложить все имеющиеся факты, то можно сделать вывод, что у Азербайджана нет преимущества, которое может позволить ему провести блицкриг и быстро захватить Нагорный Карабах (а это на данный момент любимый сценарий азербайджанских СМИ). Даже если сравнить оснащённость пехоты на поле боя – у армянских стрелков и мотострелков есть преимущество – у них имеется больше стволов дополнительного калибра: миномётов, снайперских винтовок, пулемётов, гранатомётов и др. А ведь на горной ТВД пехота имеет определяющее значение, наряду с артиллерией. Что касается последней, то хоть у азербайджанцев и имеется некоторое количество более современных систем (Мста-С), армянам очень помогает контроль над господствующими высотами, и то, что Карабах находится выше, чем территория, с которой ВС Азербайджана будут вести наступление.
И всё это можно сказать, даже, не учитывая не прекращающийся уже почти 20 лет процесс возведения фортификационных сооружений. По разным данным уже построено до 10-и линий обороны. Для прорыва сквозь такую линию нужно преимущество как минимум в 3-и раза. При другом раскладе, наступающая сторона вынуждена будет отступить, понеся огромные потери. К этому нужно ещё добавить, и крайне низкий уровень подготовки азербайджанских военнослужащих, и отвратительные условия службы – в 2013 году погибло 86 солдат, причём 75 в не боевых условиях. Для сравнения, Армения потеряла в 2013 году 30 человек.
Всё вышеперечисленное показывает, что на данном этапе преимуществом не обладает ни одна из сторон. А это главным образом означает, что статус-кво в азербайджано-карабахском конфликте будет неизменен в обозримом будущем. Республика Армения и НКР абсолютно не заинтересованы в возобновлении боевых действий. В случае же, если военную авантюру совершит Азербайджан, то ВС этой страны завязнут в оборонительных линиях НКР и понесут большие потери. Гипотетическая война вряд ли продлится более 2-3-х недель, вследствие вмешательства международных структур, соответственно единственное чего сможет добиться Азербайджан – это международное осуждение его действий и вероятное признание НКР многими государствами. Да ещё под угрозу будут поставлены объекты нефтегазовой инфраструктуры – такие потери официальный Баку видит в самом страшном сне. Армянская же сторона рассчитывает на нанесение контрудара и получение новых территорий – именно в таком ключе проходят все военные учения последних лет. Если такое случится – нынешний режим Азербайджана будет обречён – население страны, которому уже столько лет обещают победу над «нищим» соседом, быстро сметёт действующую власть. Вот ещё одна причина сохранения статуса-кво на протяжении долгого периода времени.
Специально для РОО «Центр поддержки Русско-Армянских стратегических и общественных инициатив»
Леонид НЕРСИСЯН, военный аналитик центра HAYASA
Комментариев нет:
Отправить комментарий