вторник, 17 апреля 2018 г.

Армянскому государству 4510 лет



Много лет назад, читая статью об известном фиванском полководце Эпаминонде (Επαμεινώνδας, 420-362 гг. до н. э.), который в битве при Левктрах (6 июля 371 г. до н. э.) впервые применил новую тактику — сосредоточил ударную колонну в направлении главного удара на решающем участке и так называемой косой атакой добился полной победы над спартанцами (иными словами, применил тактику «клина»), я подумал: а ведь то же самое было и в битве в Айоц-Дзоре, где Айк Наапет разбил войско Бэла-Небровта 11 (13) августа 2492 г. до н. э. (1 навасарда по армянскому летоисчислению).
В очередной раз прочитав сведения Мовсеса Хоренаци, Себеоса, Анании Ширакаци, других армянских авторов, грузинского историографа Леонтия Мровели о битве в Айоц дзоре, в 1990 году я написал статью «Из истории тактики достижения решающего превосходства на главном направлении», которая была опубликована в двух армянских газетах — «Հայաստան» (№ 35-36, 30 сентября 1990 г., стр. 57-58) и «Փյունիկ» (№ 6, 30 октября 1990 г., стр. 6). В 1990 году, когда была опубликована эта статья, битве в Айоц-Дзоре исполнилось 4482 года. Публикуя указанную статью, я не имел целью предложить праздновать эту, так сказать, не круглую дату, а хотел представить и показать, что Эпаминонд не был первым, кто применил данную тактику, как считал Ф. Энгельс. За 2121 год до Эпаминонда эту тактику применил Айк Наапет.
Однако с приближением 2008 г., когда исполнялось 4500-летие этой битвы, незначительно изменив первую статью, я написал новую — «4500-летие Армянского государства», предлагая в том же году отмечать эту знаменательную дату. К сожалению, по разным причинам, она не была опубликована.
В феврале 2016 года на эту же тему на Voskanapat.info была опубликована статья «Приближается 4510–летняя годовщина армянского государства» ( http://voskanapat.info/?p=13933 ), которая заканчивается следующими словами: «В 2018 г. исполняется 4510-летие исторической и судьбоносной битвы в Айоц-Дзоре и основания армянского государства. Многие народы, не имеющие древнюю историю или собственный этноним, культурное наследие, выдумывают или крадут чужие имена, историю, и присваивают культурные достижения соседних народов. А армяне, имея славную историю и неоценимый вклад в мировую цивилизацию, должны ценить и уважать события, имеющие эпохальное значение, и обязаны в 2018 г. должным образом отметить 4510-летний юбилей своего государства, государства народа, который Мовсес Хоренаци называет «величественным среди всех северных наций» того времени.
«Полагаю, что никто из людей мыслящих не станет возражать…»
Мовсес Хоренаци (кн. 1, гл. 6)».
Идет четвертый месяц 2018 года. Часто пишут о 2800-летии Еревана, о 100-летии провозглашения первой Республики Армения. И пока не говорится ни слова о 4510-летии основания Армянского государства. Возможно, это глубокий отпечаток десятилетиями навязанной по политическим соображениям антиармянской теории о том, что Урарту не имеет ничего общего с Арменией и, как следствие, утрачены тысячелетия древней истории Армении. Однако миф уже давно развеян. Урарту, Араратское царство, Аратта, Хайаса, Урашту, Армина — это названия Армении[1], в разные времена древнейшими соседями данные стране, которую сами армяне называют Հայք, Հայաստան. Это настолько очевидно, что греки, в III - I веках до н. э. переводившие Ветхий завет, страну армян называли и Араратом (’Αραράτ, Δ’ Βασιλέων, ΙΘ’,37), и Арменией (’Αρμενία, ΛΖ’ Ησαΐας, 38). То есть для древних греков названия «Арарат» и «Армения» были синонимами. Многие страны у различных народов называются по-разному. Греки, например, Швейцарию называют Элветия (Ελβετία), а Францию — Галлия (Γαλλία). Можно привести десятки таких примеров о разных названиях одной и той же страны или одного и того же народа.
Таким образом, история Армении начинается не с «развала Урарту» в VI в. до н. э., как принято в исторической литературе, а тысячелетиями ранее.
Так в чем проблема в принятии этой знаменательной даты многотысячелетней истории Армении?
Может, кому-то не нравится тот факт, что 2492 г. до н. э. — дата битвы в Айоц-Дзоре? Мовсес Хоренаци отмечал: «Ոչ է պատմութիւն ճշմարիտ` առանց ժամանակագրութեան» («Нет подлинной истории без хронологии» (История Армении, кн. 2, гл. 82). И, естественно, хронологией этой знаменательной битвы в разное время занимались ученые разных эпох и различных взглядов.
Историк, лингвист, теолог, педагог, член Конгрегации мхитаристов Венеции с 1762 г. Микаэл Чамчян (1738-1823) в своем труде «История Армении» излагает историю Армении от сотворения мира до 1784 г. При этом он параллельно использует два календаря: календарь, использовавшийся многими хронографами, согласно которому «сотворение мира» имело место за 4 тысячи лет до рождения Христа (Чамчян принимает 4004 г.), и календарь 70 толковников[2], согласно которому «сотворение мира» произошло в 5199 г. до рождения Христа. Основываясь на эти календари, Чамчян битву в Айоц-Дзоре датирует 1896 годом по календарю хронографов, то есть между 2104-2108 гг. до н. э. (4000/4004-1896=2104/2108), и 2856 годом по календарю 70 толковников, то есть 2343 г. до н. э. (5199-2856=2343) [3]. Как видим, использованные Чамчяном разные календари не дают точную дату битвы в Айоц-Дзоре, так как основаны на произвольных, мифических датах «сотворения мира».
После Чамчяна к этой дате обратился еще один член Конгрегации мхитаристов Венеции с 1838 г. — историк, поэт, филолог, географ, переводчик Гевонд Алишан (Керовбе Алишанян, 1820-1901). Алишан, несомненно зная расчеты своего старшего коллеги Чамчяна, основываясь на начале Большого армянского летоисчисления (552 г.) и обратном расчете двух циклов Сириуса, или Сотиса (Σώθις — греческое названия Сириуса)[4], более точно вычислил день победы Айка и получил 2492 г. до н. э.[5].
Алишан пишет, что эта дата совпадает со сведениями неармянских авторов, в частности Африкана (Юлий Африкан Секст, Σέξτος Ιούλιος Αφρικανός, один из первых христианских историков, прибл. 160 – прибл. 240 гг.) и Евсевия Кесарийского (Ευσέβιος ο Καισαρείας, историк, автор церковной истории, 265 – 340 гг.), которые своими подробными расчетами смерть Бела датируют 2492 годом до н. э.
Алишан также приводит названия многочисленных поселений центральной Армении и сообщения источников, которые свидетельствуют об историческом присутствии Айка и его потомков.
Исследователи древней истории Армении по-разному отреагировали на эту дату — 2492 г. до н. э.
Известный историк, источниковед, профессор Ашот Абрамян считал, что расчеты Алишана неубедительны. Один из доводов Ашота Абрамяна заключается в том, что в третьем тысячелетии до н. э. армянский народ этнически еще не был сформирован[6]. Это суждение, конечно же, является одним из отголосков существования «неармянского» Урарту, так как, по мнению его сторонников, формирование армянского этноса завершилось, якобы, лишь после падения Урарту, а до этого быть не могло. Есть и другое мнение относительно этой даты (например, http://www.hayary.org/wph/?p=703), согласно которому битва произошла еще раньше — в 3500 г. до н. э.
Однако большинство исследователей 2492 г. до н. э. принимают как год победы Айка Наапета. В их числе известный философ, составитель календаря, поэт, педагог Ованнес Саркаваг (Հովհաննես Սարկավագ Իմաստասեր, 1047/1050-1129)[7], историк, этнограф, педагог, переводчик Г. Аганянц (1856-1920)[8], известный радиофизик, академик Парис Геруни[9], математик Г. Бадалян[10], астрофизик Б. Туманян[11], академик Э. Агаян[12], историк М. Акопян [13] и др., и усомниться в этом нет причины.
Эта судьбоносная победа имела не только колоссальное военное, но и политическое значение. После нее Айк обустроил свою страну, распределив ее области между своими сыновьями и внуками, укрепил армянское государство и обеспечил политическую, экономическую и культурную вечность армянского народа.
Надо отметить, что битва в Айоц-Дзоре явилась заключительным актом завершения формирования армянской государственности, начало которой было положено еще в XXVIII в. до н. э.[14], и доказательством сплоченности армянского народа. Сплоченность, которая выражается каждый раз, когда стране грозит опасность.
Победа и деятельность Айка Наапета настолько значительны в истории армянского народа, что народ боготворил его и счёл за честь назваться его именем – հայ, а страну именовать Հայք, Հայաստան.
Дамы и господа! 2018 год — уникальный для армянского народа. В этом году празднуются три важные даты: 100-летие первой Республики Армения, 2800-летие основания Еревана и 4510-летие основания Армянского государства. Это уникальная возможность в одногодье отпраздновать судьбоносные даты великой, многотысячелетней истории Армении, не говоря уже о политическом значении этого события.
Седрак САЯС
P. S.
Третий президент РА С. Саргсян в рамках рабочего визита в Италию 4-6 апреля, в интервью влиятельной итальянской газете «La Stampa», в частности, сказал: «Когда Алиев заявляет, что территория Армении — это историческая территория Азербайджана, он должен помнить, что Азербайджан впервые появился на политической карте мира всего 100 лет назад, а мы этой осенью отпразднуем 2800-летие столицы Еревана» (http://analitikaua.net/2018/obespechiv-bezopasnost-karabaha-armeniya-pervoy-priznaet-ego-nezavisimost-serzh-sargsyan/). К сожалению советники и историки третьего президента не напомнили ему о 4510-летии основания Армянского государства…
Хочется верить, что четвертый президент 13 августа поздравит всех армян мира с этой славной датой.
«…Полагаю, никто из мыслящих людей не будет возражать против этого, если только кто-то не пожелает, нарушая истинный порядок истории, превращать в мифы правдивую историю» (Мовсес Хоренаци, История Армении, кн. 1, гл. 6).
---------------------
[1]. Պատմության կեղծարարները. Ինչո՞ւ հորինեցին «Ուրարտուն»
С. Айвазян, Фальш-термин «Урарту»
Ա. Մովսիսյան, Ե. Դանիելյան, Հայկական լեռնաշխարհում պետականության սկզբնավորման խնդրի շուրջ, «Բանբեր Երևանի համալսարանի», «Հայագիտություն», 130,1, Երևան, 2010թ., էջ 21-28: 
М. Акопян, Айказуни: Забытый царский род ( http://www.milhistory.listbb.ru/viewtopic.php?f=23&t=437 ).
[2]. Собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, семидесятью старцами в III—I веках до н. э. в Александрии.
[3]. Մ. Չամչեան, Պատմութիւն Հայոց ի սկզբանէ աշխարհի մինչեւ ցամ տեառն 1784, Վենետիկ, հ. 1, 1784, էջ 8, 63-64.
[4]. Цикл 1460 лет неподвижного календаря или 1461 год подвижного календаря.
[5]. Ղեւոնդ Ալիշան, Յուշիկք հայրենեաց Հայոց, գլուխ Գ, Հայկայ շրջան, Գ-Դ), հ. 1, Վենետիկ, 1869, էջ 95-96).
[6]. Ա. Աբրահամյան, Հայոց գիր և գրչություն, Երևան, 1973, էջ 99:
[7]. Ср. Гевонд Алишан, там же.
[8]. Գ. Աղանյանց, Տոմար և տոնացույց Հայաստանյաց եկեղեցվո, Տփխիս, 1890, էջ 9-10 ։
[9]. Պարիս Հերունի, Հայերը և հնագույն Հայաստանը, Երևան, 2006, էջ 31-ի ծնթ.: Электронный вариант: http://lib.ysu.am/close_books/313034.pdf.
[10]. Հ. Բադալյան, Օրացույցի պատմություն, Երևան, 1970, էջ 54; его же: Հայոց տոմարի շուրջը ( http://hpj.asj-oa.am/555/1/63-4(63).pdf ).
[11]. Բ. Թումանյան, Հայ աստղագիտության պատմություն, հ. 1, 2, Երևան, 1964, 1968; его же: Տոմարի պատմություն, Երևան, 1972; его же: Հայոց մեծ և փոքր թվականների տարեսկզբի հարցի շուրջը (ՀՍՍՀ ԳԱ «Տեղեկագիրք (Հաս. գիտ.), 1965, № 6, էջ 79;
[12]. Աղայան Է., Հայոց բուն թվականի սկիզբը և Հայկյան շրջանները ( http://lraber.asj-oa.am/5003/1/1983-11(3).pdf ).
[13]. М. Акопян, ук. соч.
[14]. См. Ա. Մովսիսյան, Ե. Դանիելյան, ук. соч.
Первоисточник: http://voskanapat.info/?p=31149&l=ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий