Публикуя очерки о моей поездке в Нагорный Карабах я старался как можно шире раскрыть тему как самой истории региона, так и предпосылок возникновения армяно-азербайджанского конфликта, приведшего к существенным потерям среди обеих сторон. Обвинить меня в необъективности очень сложно, так как материал я брал не из Википедии, а собирал, как говорят, непосредственно в поле. Но нашлись те, кто обвинил меня в однобоком подходе, упрекая что я умышленно не искал на этой земле подтверждение того, что азербайджанцы жили здесь минимум с времен Великого Потопа. Я объехал почти весь Арцах и был уверен что все изложенное мною – как минимум объективно. Но меня терзала мысль о том, что я объехал все таки не весь Карабах. И вот я отправился наверстывать упущенное.
Дорога по направлению к Баку не принесла желанных результатов. Заброшенные азербайджанские деревни были построены максимум в середине прошлого века и никоим образом не изменили моего мнения о коренном населении Арцаха. Мусульманские кладбища, кстати не тронутые армянами, то же не оказались древними. Встречавшиеся на пути остатки крепостей, признак оседлости местного населения, тоже не подтверждали теорий выдвигаемых официальным Азербайджаном. Закавказские татары городов не строили и крепостей не ставили – кочевали от пастбища к пастбищу.
Развернув машину я поехал в другую область, туда где постройки были еще более древними. Меня ждал Гандзасар. Величественное место с чудом уцелевшим храмом 13 века и монастырским подворьем. По дороге мне посчастливилось увидеть одну из самых загадочных достопримечательностей региона – крепость Качахакаберд, построенную в VIII веке нашей эры и ставшую в последствии главной крепостью Хаченского княжества. Крепость которую никому не удалось взять штурмом. Расположенная на высоте 1700 метров она и сейчас грозно стережет подступы к Карабаху. Путь к крепи занимает четыре часа пешего хода и я не рискнул его осилить, так как был уверен что не найду там доказательств азербайджанского, точнее татарского, присутствия в Арцахе в столь древние времена.
Гандзасарский монастырь удивил своей эпохальностью. Величавое сооружение на вершине горы невольно притягивает взгляд. XIII век. Стены исписаны изречениями из святых книг и христианскими крестами. Здесь веет глубокой историей, и снова историей армянского народа! Во время карабахского конфликта этот храм неоднократно пытались уничтожить. Расположенная в четырех километрах азербайджанская артиллерия била по монастырскому подворью и храму, укрывшему в своих стенах семьи местных армян, которые верили что господь их спасет. Несколько раз бомбила авиация. Но храм устоял. Он практически не пострадал, лишь кое где на камнях появились выщерблины от осколков. Монастырскому подворью повезло меньше. Несколько прямых попаданий уничтожили его самую старую часть. Местный настоятель, отец Георгий, который за свою долгую службу даже исполнял обязанности капеллана Армении, сказал что разбирая завалы они нашли в стенах захоронения датированные III-IV веками нашей эры, что в свою очередь отодвинуло историю данного места на много веков назад. Гандзасарский монастырь был построен не на пустом месте. Храм выстоял, люди, укрывшиеся в нем спаслись. Еще один немой свидетель бессмысленной междоусобной войны.
Таким образом, объехав весь Нагорный Карабах, я могу любому оппоненту с уверенностью сказать что земли эти исконно армянские, и что если на них и жили азербайджанцы, то только с молчаливого согласия хозяев. За что же воевали азербайджанцы в Карабахе, за что проливали кровь свою и своих соседей? Вопрос для меня очень сложный. Здесь нет их святынь и в земле не лежат их предки. История Карабаха никак не связанна с этим народом. Азербайджан не назовешь густонаселенным и испытывающим дефицит в площадях. Да и Карабах не особо перспективное место – горы сменяются горами, равнины малы, плодородной земли тоже немного. Мне, русскому человеку, никогда не понять этой неудержимой тяги к завоеваниям. Мы всегда оборонялись, очень успешно, и нас никогда не тянуло на чужое добро. Даже сейчас, когда многие из нас поехали в Донбасс и взяли в руки оружие, мы не нападаем, мы защищаем Русский мир от коварного агрессора. Хотя эта братоубийственная война – наш общий позор который нам не смыть никогда.
Встретившийся мне в храме армянский ополченец охотно ответил на мои вопросы. Он ни мгновенья не сомневаясь сказал, что воевал за свою землю. За землю дарованную ему предками. Он был горд что отстоял свою Родину и обескуражен тем, что ради этого ему пришлось пролить кровь. Мы долго общались и на прощание он сказал мне – «От всего карабахского народа хочу пожелать Вам, русским, - живите в мире! То что происходит на Украине – неправильно. Христианин не должен убивать христианина». Я пытался объяснить ему что у нас нет другого выхода и что не мы это начали. Потом осекся. Он прав. Вина за происходящее лежит прежде всего на нас на русских, всех русских, включая тех кто называет себя украинцами. Именно мы допустили эту роковую ошибку которая привела к многотысячным жертвам. Брат пошел на брата. Без жалости. Допустили. Не предугадали. Позволили провести между нами черту. Печальные страницы русской истории из которой нужно вынести соответствующий урок.
Объехав весь Карабах я так и не нашел подтверждения объективности претензий азербайджанцев на эти земли. Ни исторических, ни моральных. Живя гостями они в один момент решили стать хозяевами. И самое страшное это не то, что их попытка переписать историю стоила жизни десяткам тысяч. Страшно то, что остались те, кто затаив злобу вынашивает планы стремительного реванша. Если их вовремя не остановить то снова прольется кровь – реки крови, и восстановленный за 20 лет условного мира Карабах вновь окажется в руинах. И если вдруг Армения дрогнет, во что я искренне не верю, то еще одна часть российской границы заполыхает огнем войны.
И все таки на радость моих оппонентов, покидая дальние уголки Карабаха, я нашел доказательства азербайджанского присутствия в непризнанной республике – яркие синие таблички по обочинам дорог тянущихся вдоль обширных полей. Разминировано. Часть на русском языке, потому что разминировали местные, часть на английском, потому что закончить затянувшееся на двадцать лет обезвреживание боеприпасов помогал британский фонд HALO TRUST. Уходя из Карабаха азербайджанцы обильно засеяли землю, которую считали своей, смертоносными сюрпризами.
P.S. В тот момент когда писалась эта статья в многих новостных лентах прошла настораживающая информация. Представители стран НАТО на очередном совещании приняли решение что блок должен активно участвовать в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта. При этом намекнули что уважают территориальную целостность Азербайджана. Подобные заявления уже звучали. И было это в период Косовского конфликта. НАТО урегулировало конфликт между сербами и албанцами. Каким способом и чем это обернулось для славянского населения региона все мы хорошо помним…
Алексей Зотьев
Комментариев нет:
Отправить комментарий