И вот – одна из причин, по которой было необходимо сделать так, чтобы достоверная информация о происхождении Гейдара вообще бы исчезла. Он был усыновлённым ребёнком – взятым из детдома. И кто он по происхождению, известно лишь Аллаху, родителям – Алирзе и Иззет, да старшим (сводным) братьям Гусейну и Гасану. Никого из них нет в живых. Ильхаму вряд ли что-то могли рассказывать старейшины клана. Нет в живых и жены Гейдара – матери Ильхама, Зарифы-Зульфии Алиевой. Умерла в 1985 г., официально – от рака в Москве. Однако по Баку тогда усиленно распространялись слухи – убита мужем, узнала нечто, что не должна была узнать… Или – пыталась вмешаться в нечто, во что Гейдар не имел права её «впустить», попыталась шантажировать мужа и… А кто же была Зарифа-Зульфия ханум, коли нам интересно понять, кто же по национальности и Ильхам Алиев? Невесту подобрали для Гейдара Алиева соответственно возлагавшимся на него надеждам – дочку дипломата, народного комиссара здравоохранения Аз.ССР (1939-41 гг.), затем - Председателя Верховного Совета Аз.ССР (1941-44 гг., с 1941 по 1942 гг. Азиз Алиев также являлся 3-м секретарём ЦК КП(б) Азербайджана), и, наконец, 1-го секретаря Дагестанского обкома КПСС (1942-48 гг.) Аббаса-Азиза Мамед-Керим оглы Алиева. Она слыла первой красавицей Дагестана. Её красота, горделивая осанка кавказской женщины, природный ум (она имела учёную степень доктора наук, что вовсе не обязательно для жены на Востоке), такт и обаяние производили впечатление на всех, кто в 80-е годы видел её на официальных приемах в Москве. По официальной версии – дагестанская (дербентская) азербайджанка. Неофициальные слухи – утверждали, что татка. Или… не татка?.. К чему этот, и на него похожие вопросы в ключе «таты или не таты?», читатели увидят ниже…
Кстати, номенклатурный брак даже с такой красавицей, видимо, не принёс счастья Гейдару – через полгода после свадьбы он изменил молодой жене. Любовница была «товарищем по работе». Известно, что она родом с Украины, во время войны путалась с немецкими офицерами. С одним из них пыталась бежать в Германию в 1944 г. Их поймали, немца отправили в лагерь, а её завербовала госбезопасность. В качестве агента Лубянки она и появилась в Баку. В распоряжении Алиева было несколько конспиративных квартир. Там и встречались любовники. Их роман не удалось скрыть от завистливых сотрудников, недовольных быстрой карьерой молодого выдвиженца. На стол начальству лег скандальный рапорт. Дело дошло до Москвы. По служебной линии меры были крутые: Гейдара разжаловали в младшие лейтенанты и перевели на самую низкую должность в оперативной работе. Любовницу просто выгнали «из рядов». По нормам того времени Алиеву грозило исключение из партии, но вмешался всемогущий брат Гасан, и партсобрание КГБ вынесло решение: строгий выговор с занесением в учётную карточку. Потом райком снизил наказание до простого выговора – учётная карточка осталась чистой. Этот второй прокол в биографии Алиева послужил ему хорошим уроком. Он сделался «примерным семьянином». Зарифа-Зульфия родила ему дочку Севиль и сына Ильхама. Однако грешил теперь Гейдар Алиев крайне осторожно, и вроде бы больше скандальных любовных связей на стороне никто не выявлял, хотя… Допустим, о его особой симпатии к известнейшей певице-даглинке (ираноязычный субэтнос в современном Азербайджане, в сущности …таты! – прим.) Зейнаб Ханларовой, в Советском Азербайджане не знал только глухой, слепой да ленивый…
Итак, курд, курды? О происхождении братьев (сводных) Гейдара Алиева – Гусейна и Гасана, также что-то трудно сказать окончательное. Сведениями о происхождении их матери Нарынгюль мы не располагаем. О матери Гейдара, Агиля и Джалала – Иззет ханум, есть только слух, что она из «окурдизированных армян» из Сисианского района Армении. Плюс – слух о том, что младенца Гейдара взяли из детдома. То есть он не кровный ребёнок Алирзы и Иззет Алиевых. К этому добавляется ещё один немаловажный слух. Есть (по крайней меры, живы и здравствуют) свидетели, которые слышали дружескую беседу Гейдара Алиева и руководителя одной из союзных республик СССР. И когда, этот руководитель в шутку назвал Гейдара Алирза оглы вначале курдом, а затем – азербайджанцем, то тот, то ли в шутку, то ли всерьёз ответил: «Да нет, я на самом деле горский еврей». При этом известно, что исторически на территории Сисианского района Армении в средние века были некие еврейские поселения.
Так что – по крайней мере, какие-то евреи или же субэтнос, воспринимавшийся окружающими, как евреи, и на территории современной Республики Армения, и в Нахичеванской АР были. Когда-то были. Шутил или нет Гейдар Алирза оглы в своём разговоре с своим коллегой, что является горским евреем, нам не дано узнать. Как и не дано уже узнать (вряд ли остающиеся в живых пока брат и сёстры Гейдара Алиева, даже если они в курсе, добровольно выступят с откровениями по этому вопросу!..), зачем клану Алиевых в 30-40 гг. XX века понадобилось тщательно уничтожать все документальные свидетельства о его рождении.
Но если всё-таки ориентироваться на то, что в семье курда (да ещё – из рода, восходящего к Ханам Нахичеванским!..) и курдизированной армянки вполне мог быть приёмный младенец-еврей или горский еврей по происхождению?.. Тогда и… Ильхам Алиев – еврей?! И получится, что ещё один слух-быль – о том, что род его жены Мехрибан Пашаевой-Алиевой тоже является горско-еврейским, это в какой-то мере есть отражение того, что Гейдар Алиев не шутил в беседе. И, подбирая жену своему непутёвому сыночку-инфантилу, отдал его в руки «своим»!.. И прошлогодние игрища клана Алиевых вокруг идеи о «вбрасывании» госпожи Мехрибан Пашаевой-Алиевой в качестве возможной преемницы Ильхама в президентстве – это, действительно, совместная курдско-горскоеврейская «домашняя разработка» стратегического решения вопроса о сохранении власти и бешеных денег, как об этом под видом версий и сообщалось в 2013 г. с Апшерона?!
Догадки, слухи… Снова догадки. Кстати, несколько слов о татах и «горских евреях». Это нам поможет попытаться кое-что понять – в том числе и из недавней истории систематической и непрерывающейся борьбы за власть как в бывшей Аз.ССР, так и в нынешней АзР. Источники очень прямо говорят нам о том, что сам термин «горские евреи» появился в широком применительном обиходе лишь после того, как территории Дагестана и Бакинской губернии вошли в состав России. То есть – только после череды русско-иранских войн. А вот что о горских евреях говорят различные источники! Самоназвание - жугьур [джуhур], множественное число - жугьургьо, более традиционно также гьивр, субэтническая группа евреев Северного и Восточного Кавказа. Частичнопотомки иранских евреев. До середины XIX в. жили преимущественно на юге Дагестана и севере Азербайджана, впоследствии стали расселяться сначала в города на севере Дагестана, затем в другие регионы России, а позже – и в Израиль, США, Германию и др. Предки горских евреев пришли из Персии где-то в V веке н. э. Говорят на диалекте татского языка иранской ветви индоевропейской семьи, называемом также горско-еврейским языком и относящемся к юго-западной группе еврейско-иранских языков. Горские евреи отличаются от всех остальных евреев как культурно, так и лингвистически. Делятся на 8 локальных групп: 1) нальчикские (нальчигё) - Нальчик и близлежащие города Кабардино-Балкарии; 2) кубанские (губони) - Краснодарский край и часть Карачаево-Черкессии, большая часть кубанских евреев была убита, сначала во время раскулачивания, позже во время холокоста; 3) кайтагские (кайтоги) - Кайтагский район Дагестана, особенно в Тубен-ауле и Маджалисе; 4) дербентские (дербенди) - Дербентский район Дагестана, включая село Нюгди; 5) кубинские (губои) - север Азербайджана, в основном в посёлке Красная Слобода (Кырмызы Кесебе); 6) ширванские(ширвони) - северо-восток Азербайджана, в прошлом село Мюджи Шемахинского района, Исмаиллы, а также в Баку; 7) варташенские - города Варташен (ныне Огуз), Гянджа, Шемаха (около 2000 чел.); 8) грозненские - город Грозный (сунж галаи) (около 1000 чел.).
Итак, получается почти следующее. Те таты, которые остались иудеями, были в царской России (видимо, для «удобства») переименованы в «горских евреев». А таты, которые в какие-то века приняли ислам, и по сей день продолжают именоваться татами. Как в России, так и в современной АзР… Или это – тоже не истина? Кстати, в принципе, и субэтническую группу «бухарских евреев» (Средняя Азия) можно отождествлять с «горскими евреями» - и «бухарцы» говорят на том же наречии татского языка. Допустим, что таты и «горские евреи» - всё же один народ. Сколько сейчас татов-мусульман и татов-иудеев («горских евреев»), вряд ли кто возьмётся точно сказать. Есть такие цифры, очень приблизительные, оценочные – как говорится, официальные статистические данные плюс формула «так говорят»: «горских евреев» во всём мире от 110 до 150 тысяч человек, причём в Азербайджане – как в разнобой указывается, то 12-15 тысяч, то – 37-40 тысяч, а в России – тот 3,3-5 тысяч, то – 20 тысяч! Согласимся, что вряд ли такие «разрывы» в численности можно признать нормальным явлением. Татов-мусульман вообще трудно исчислять! Кстати, название «тат» дали им тюрки и чаще всего использовали…курды. Это обозначало осёдлых земледельцев (преимущественно персов). Такое же слово «тат» используется курдами, для обозначения оседлых персоязычных земледельческих групп населения, например в стихотворениях Джафаркули. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX - начале XX веков, пишет об этом: «Название Таты, кажется, не есть собственно обозначение известного народа, а является лишь определением его образа жизни и социального положения: на джагатайском наречии тюркского языка слово тат имеет значение подданного, живущего или служащего у вельможи, - и это название тюркские кочевые племена давали всем порабощённым ими народам, ведшим оседлый образ жизни. Таты были выведены в разное время из Персии в подвластные ей некогда закавказские прикаспийские провинции для борьбы с северными народами». Аббаскули-ага Бакиханов в своём труде «Гюлистан-и Ирам» отмечает: «Обитатели восьми деревень в Табасаране - Джалкан, Рукал, Камах, Магатир, Зиднан, Гумейди, Мутаги и Билхади, находящихся близ развалин города, основанного Ануширваном в связи с Дербендскою стеною, говорят на языке татов, одного из наречийдревнеперсидского языка. Это даёт возможность полагать, что они были жителями данного города, но после разорения его, они переселились в окрестные деревни. В этом городе близ деревни Бильгяди есть ворота удивительной работы: их можно принять за Баб ал-хадид (Железные ворота), часто встречаемые в истории, а сама деревня, может быть, от них получила название, которое впоследствии стало Бильгади. Всё население магалов, расположенных между городами Шемаха, Кудиал (Куба), как то: Геуз, Лагич и Кошунлу в Ширванском, Бармак, Шешпара, нижняя часть Будуха в Кубинском уезде и весь уезд Бакинский, исключая шесть деревень терекеме или туркменов, говорят на том же языке, что свидетельствует об их персидском происхождении».
По «Кавказскому Календарю» на 1894 год в Закавказье насчитывалось 124 693 тата, а по переписи 1897 года в Российской империи проживало 95 056 носителей татского языка. По переписи 1926 года в СССР было зафиксировано 28 705 татов, а по переписи 1959 года их численность снизилась до 11 463 человек. Перепись 1970 года зафиксировала 17 109 татов, а по переписи 1989 года численность татского населения в СССР выросла до 30 669 человек. В 2005 году американские исследователи, проводившие полевые исследования в некоторых сёлах Губинского, Дивичинского, Хызинского, Сиазаньского, Исмаиллинского и Шемахинского районов АзР, указывают численность татов в исследованных ими сёлах в количестве 15 553 чел. Но громаднейшее число татов-мусульман в «братской» ещё Аз.ССР…просто была записана «азербайджанцами»! То есть – их может быть и полмиллиона, и миллион человек. Ведь у татов есть и свои самоидентификационные самоназвания - варианты самоназваний (в зависимости от региона) - тати, парси, даглы, лохиджихон (лагичинцы – от г. Лагич (Лохидж) в горном Ширване – прим.) и т.д. К тому же верующие мусульмане-таты – это в основном шииты, и незначительное количество суннитов (населяют сёла к западу от города Дербент). Поэтому трудно верить в цифру всего лишь 28-30 тысяч татов-мусульман в России и АзР – понятно, что помимо «скрытых» татов в Азербайджане в лице тех же даглинцев, лагичинцев, дэвечинцев и других, есть и таты Турции, Ирана и т.д. Вот ещё примечательный факт - при завоевании Россией Баку, в начале XIX века всё население города (8 тыс. чел.) составляли таты – см. источник, например, Yunusov A. S. Azərbaycanda islam. Bakı, Zaman, 2004. Это официальный результат первой переписи населения Баку российскими царскими властями.
При всём при этом, когда глубже «вгрызаешься» в описанную проблему, то получается, что нельзя безоговорочно отождествлять «горских евреев» и татов-мусульман. Евреи Восточного Закавказья именование «горские» получили в XIX в., когда в официальных русских документах все кавказские народы именовались «горскими». В 1888 г. учёный И.Ш.Анисимов в работе «Кавказские евреи-горцы» указывая на близость языка горских евреев и языка кавказских персов (татов), сделал вывод о том, что горские евреи являются представителями «иранского племени татов», которое ещё в Иране приняло иудаизм и впоследствии переселилось в Закавказье. Выводы Анисимова были подхвачены в советское время: в 30-х гг. началось широкое внедрение идеи о «татском» происхождении горских евреев. Усилиями нескольких горских евреев, приближённых к власти, начал раскручиваться тезис о том, что горские евреи - это «иудаизированные» таты, которые ничего общего с евреями не имеют. Из-за негласного притеснения горские евреи сами стали записываться татами. Это и привело к тому, что слова «тат» и «горский еврей» стали почти что синонимами. Ошибочное наименование горских евреев «татами» вошло в исследовательскую литературу в качестве их второго или даже первого названия. В результате весь тот слой культуры, который при советской власти создавался горскими евреями (литература, театр и т. д.) на горско-еврейском диалекте, именовался «татским» - «татская литература», «татский театр», «татская песня» и т. д., хотя собственно таты не имели к ним никакого отношения.
Более того, сравнение диалекта горских евреев и татского языка и физико-антропологических данных их носителей также полностью исключает их этническое единство. Грамматическая структура диалекта горских евреев является более архаичной по сравнению с собственно татским языком, что значительно затрудняет полное взаимопонимание между ними. Перейдя на персидскую речь, евреи, тем не менее, сохранили в своём наречии пласт заимствований из арамейского и древнееврейского (иврит) языков, в том числе не связанных с иудейской ритуальностью (например, гиоси - гневный, зофт - смола, нокуми - зависть, гуф - тело, кетон - полотно, гезире - наказание, говле - избавление, бошореи - радостная весть, нефес - дыхание и т. д.). Некоторые словосочетания в языке горских евреев имеют структуру, характерную именно для древнееврейского языка. В 1913 г. антрополог К. М. Курдов (интересно, «случайна» ли его фамилия? – прим.) измерил большую группу жителей татского селения Лохидж и выявил коренное отличие их физико-антропологического типа (средняя величина головного указателя - 79,21) от типа горских евреев. Измерениями татов и горских евреев занимались также и другие исследователи. Средние значения головного указателя татов Азербайджана колеблются в пределах от 77,13 до 79,21, а горских евреев Дагестана и Азербайджана - от 86,1 до 87,433. Если для татов характерна мезо- и долихокефалия, то для горских евреев - крайняя брахикефалия, следовательно, ни о каком родстве между этими народами не может быть и речи. Кроме того, данные по дерматоглифике (рельеф внутренней стороны ладони) татов и горских евреев также полностью исключают их этническую близость. Тогда получается, что носители горско-еврейского диалекта и татского языка являются представителями разных этносов, каждый со своей религией, этническим самосознанием, самоназванием, бытом, материальной и духовной культурой.
Но, с другой стороны, язык-то, в принципе, если и не один и тот же, то это – крайне РОДСТВЕННЫЕ диалекты одного и того же наречия! Следовательно, все, что писано-создано на «горско-еврейском», автоматически – это и часть мегакультуры на татском языке. И вполне может восприниматься как составная часть культуры татов, в том числе и татов-мусульман. Кстати, наименование «тати», начиная со средних веков, помимо Закавказья, было в ходу и на территории Северо-Западного Ирана, где оно прилагалось почти ко всем местным иранским языкам, за исключением персидского и курдского. В настоящее время в иранистике термин «тати», помимо наименования татского языка, близкородственного персидскому, применяется и для обозначения особой группы северо-западных иранских диалектов (чали, данесфани, хиараджи, хознини, эсфарварини, такестани, сагзабади, эбрахимабади, эштехарди, хоини, каджали, шахруди, харзани), распространённых в Иранском Азербайджане, а также к юго-востоку и юго-западу от него, в провинциях Зенджан, Раманд и в окрестностях города Казвин. Указанные диалекты проявляют определённую близость к талышскому языку и рассматриваются вместе с ним как одни из потомков языка Древней Мидии. Применение одного и того же названия «тати» к двум разным иранским языкам породило мнение о том, что таты Закавказья компактно проживают также и в Иране, из-за чего в некоторых источниках, при указании численности татов, указывался и одноимённый народ в Иране. Но считать это истиной в последней инстанции или заблуждением – увы, это слишком примитизировать ситуацию. Как говорится, тут и правда, и преувеличения – присутствуют одновременно.
Как можно заметить, вопрос-то чрезвычайно запутанный, сложный. Курд по воспитанию, если и не по рождению, Гейдар Алиев, тем не менее, своего единственного сына «отдал» горским евреям. Прекрасно понимая, что у евреев, в соответствии с иудаизмом, род и нацпринадлежность определяется по матери. То есть – и детей Ильхама «отдал»?! Клан Алиевых «воевал», свергал, а затем годами предавал остракизму то ли тата-мусульманина, то ли горского еврея Муталибова. Был «кем-то» убит при невыясненных обстоятельствах в Баку бывший председатель меджлиса Нахичевани и, как шушукал весь Баку, одновременно и внебрачный сын Гейдара Алиева от курдянки-нахичеванки – Аффияддин Джалилов… Был также «кем-то» убит некогда правая рука Гейдара Алиева в научном и научно-политическом мирах, в пропагандистских акциях историк-академик, не то талыш, не то тат (а то и горский еврей) Зия Буниятов. А его сын – на долгие годы посажен в тюрьму на отсидку и «перевоспитание». Как на таком фактографическом и «слуховом» материале – рисковать делать однозначные выводы?! Вряд ли это будет оправданным.
А завершить хочется строками азербайджанца Мовсуна Гаджиева – правда, в большей степени не об Ильхаме, а о Гейдаре: «У него никогда не было чувства Родины. Для него Родина - это поле битвы за власть и ещё дойная корова, из которой он выжимал всё до последней капли. Власть и богатство - его единственный приоритет. Это вся его жизнь. Потеряй он сегодня власть, завтра он не переживет этого, умрёт. Он и живёт-то только потому, что властвует. Он и выжил в самые трудные, бесславные и унизительные годы в Москве, только потому, что хотел вернуть себе потерянную власть. Все те подхалимы, кто называют его политиком высокого класса, глубоко ошибаются. Политик он в пределах только удельного княжества, небольшого масштаба, как Азербайджан. Судьба подкинула ему шанс и «увеличила» королевство, когда его перевели в Москву. Полный провал. Он доказал свою несостоятельность и показал, что может управлять только таким народом, как азербайджанцы, да и то, если он на коне. «Пешего» Гейдара Алиева в лучшем случае обходили стороной, в худшем, поливали грязью за коммунистическо-чекистское прошлое. Нельзя сказать, что он отличается особым умом. Он расчётлив, а в сочетании с хладнокровием и терпением - это больше, чем ум. У него есть главное качество политика - умение ждать, долго, терпеливо, как китайские философы сидят у реки и ждут упорно, когда проплывет труп их врага. Самое главное качество политика - это то, что он обладает чувством времени… Будучи плебеем, он старался не окружать себя людьми умными. Он ими только пользовался, как пользовался всеми. Конкуренции в их кругах он не боялся, потому что, как все диктаторы понимал: подонков много, но диктатором может стать не каждый. А он - не каждый. Как и все диктаторы, он злопамятен и мстителен. При этом он мстит не только своим личным врагам. Он мстит всему народу. Быть может, за то, что не восстали против Горбачёва, когда тот отстранил Алиева. Быть может, за то, что тоже внесли свою лепту и били лежачего Алиева. Быть может, за всё это он и отдал Азербайджан на откуп выходцам из Армении. [так называемые «ереванские азербайджанцы», «еразы» - прим.]. Своего сына он воспитывал точно так же, как азербайджанцев. Он ломал его, пытаясь всю жизнь навязать одно единственное мнение - только он знает, как лучше для сына, что надо делать и каким способом. Ильхам Алиев - яркий образчик инфантильности нации. Отец научил сына самому страшному - нелюбви. У того точно так же напрочь отсутствует чувство родины. Отец подавил в нём все человеческие чувства, передав ему в наследство вместо любви только слабости. Пристрастие Ильхама Алиева к азартным играм психологи склонны расценивать как неосознанный протест против отцовского давления».
А вот и апофеоз-приговор всему клану курдо-горских евреев (?!..) Алиевых вкупе с семейством Пашаевых: «Алиевы - эта та чаша, которую азербайджанский народ должен испить до дна. Потому что он этого заслужил. Потому, что народ позволил ему стать диктатором, преподнося ему Азербайджан, себя, будущее своих детей на блюдечке с голубой каемочкой. Потому, что люди сами согласились играть на его условиях, в его игры, а, значит, не могли выиграть, ни разу. Потому, что - либо хвалили, либо молчали, когда надо было сопротивляться и кричать. Утешение может быть только одно: урок для будущих поколений - не сотвори себе диктатора!». В этом выводе, сотворённом рукой азербайджанца-тюрка – суть. А не в том, горские или не горские евреи люди клана Алиевых, курды они или даже «полу-армяне», а то и – таты! Мы именно так формулируем потому, что, как говорится, в интернет-пространстве, в пресловутых соцсетях и блогах «пьянка уже идёт». Вот что, например, высказывает некий блогер «jannat seyidov» (возможно, азербайджанец или просто гражданин АзР) под статьёй некого «Baron Fuad» (возможно, курда) «Гейдар Алиев по происхождению Курд» (25-08-2011 02:48): «Даже если б он действительно был по отцу курд, и если б мать у него была армянка - он всё равно был бы настоящим азербайджанцем, потому что он себя таковым считал и - совершенно искренне. Есть видеоролик, на котором он говорит: «Я горжусь, что я - азербайджанец!». Достаточно посмотреть, КАК он это говорит… Писали, что отец Гейдара - не курд, а из семьи горских евреев, принявших ислам. Даже если б было и так - ну и что из этого? Человек определяется по его самосознанию. У Пушкина прадед был эфиоп, но самосознанием Пушкин был «русский» (хотя и кудрявый). Но прадедом своим гордился. И правильно делал. Ценность и достоинство человека определяются, прежде всего, его личными качествами и его самосознанием. И чем горский еврей хуже?».
Правильно, «jannat seyidov» - евреи или горские евреи ничуть не хуже и не лучше других. И ещё не известно, кто же был тот первый Алиев, который, являясь потомком «кербалаи», т.е. шиита, явно доказавшего свою приверженность мученику Али, тем не менее, дал наказ последующим поколениям - всё равно «возвращайтесь к своим корням». Вообще, это не компрометация и не дискредитация ни для кого – быть курдом, горским евреем или «европейским» евреем, быть татом или сыном «окурдизированной армянки». Важно именно то, что сказал М.Гаджиев об «отце нации» и отце Ильхама Алиева, а заодно и о самом Ильхаме. И важно то, чтобы те же самые курды, таты, горские евреи, как и другие нацменьшинства современной АзР, прекратили бы из себя строить «младших братьев» Турции и позиционировать себя как враги (можно и мягче – «конкуренты») индоевропейской цивилизации. Наконец, важно постоянно знать и помнить: всё что искусственное – обречено исчезнуть, и на обломках и развалинах этого искусственного всё равно пробьются ростки истины и справедливости. История – огромное колесо, оно имеет обыкновение крутиться и на разных своих витках возвращаться к точкам отсчёта. К тому, что было в первозданной Природе…
Руслан АЛЛАХВЕРДОВ
Комментариев нет:
Отправить комментарий