В нашей предыдущей статье [1] было выдвинуто предположение о том, что Запад, во главе с США, на фоне снижения заинтересованности в окончательном уничтожении режима Башара Асада в Сирии, а также связанного с этим лёгкого потепления в отношениях с Ираном, решил всерьез заняться реформированием своего оплота в регионе – Турецкой республики, которая в итоге должна стать витриной толерантности, демократии и соблюдения основополагающих прав граждан для мусульманского Востока.
…да и не только Востока.
Для реализации этой благородной цели был приобретен уже готовый проект, предложенный турецким мыслителем, филантропом, инвестором-миллиардером и религиозным авторитетом, проживающим в штате Пенсильвания, Фетхуллахом Гюленом.
.
Who is Mr. Gulen?
Я долго думал, как не уйти в далёкие дебри неоисламского учения Фетхуллаха Гюлена, опустить философские хитросплетения его многочисленных публикаций, но все же дать читателю понятие о масштабе личности проповедника.
В конце концов, как мне кажется, я нашел способ это сделать с наименьшими издержками.
Пусть о Фетхуллахе Гюлене скажут другие.
Итак, председатель исламского комитета России Гейдар Джемаль.
Вот так все просто. Мусульмане наивны, а Гюлен «впаривает им идеологию диалога религий».
Именно эта фраза является ключевой в понимании идеологии Фетхуллаха Гюлена.
Фетхуллаха Гюлена называют последователем учения Саида Нурси и лидером движения «Нурджуллар».
Но мои поиски «нурсизмов» в работах Гюлена не дали результата. Действительно идеи Гюлена в чем-то пересекаются с аналогичными мыслями турецкого богослова Саида Нурси.
Но от того что и в химической формуле воды, и в химической формуле углекислого газа присутствуют молекулы кислорода оба этих вещества не становятся одним и тем же.
Сходство между идеологиями в том, что и давно скончавшийся Саид Нурси, и ныне здравствующий Фетхуллах Гюлен отвергают насилие как способ распространения веры. И у того и у другого главным посылом является объединение всех верующих с целью борьбы против безбожия. И не важно как называют своего Бога верующие люди, главный итог – победа над Антихристом.
В остальном идеология Саида Нурси и Фетхуллаха Гюлена, хоть и идут параллельными курсами, но не пересекаются. В частности, упомянутые Гейдаром Джемалем многочисленные лицеи и колледжи, принадлежащие бизнес-империи Фетхуллаха Гюлена, это стопроцентно светские современные и, что не характерно для большинства исламских стран, очень продвинутые с точки зрения наличия материально-технической базы и профессорско-преподавательского состава учебные заведения.
Однако, имеющееся сходство точек зрения Нурси и Гюлена, а также нехарактерная для мусульман веротерпимость идеологий являются главным раздражителем для радикальных мусульманских организаций. Именно веротерпимость, проповедуемая обоими философами богословами, и светский образ жизни, высокое качество образования и применимость демократических принципов для мусульманских государств – вот главные раздражители для таких как Гейдар Джемаль и ему подобные.
.
Ложка дегтя
Так что же получается, Фетхуллах Гюлен призывает к диалогу религий, дает высококачественное образование молодежи вне зависимости от национальной принадлежности, ратует за демократический путь развития государств с преимущественно мусульманским населением.
Почему же его, во-первых, назвали лидером движения «Нурджулар», а во-вторых, само движение запретили в России?
Может быть виной всему скрытое радикальное исламское лобби в Кремле?
Оказалось, нет!
Несмотря на кардинальное отличие от радикального исламского течения, в работах Гюлена есть то, что не может не беспокоить Россию.
В первую очередь, это лёгкость, с которой обычные ученики колледжей и лицеев впитывают простую для понимая идеологию неоисламизма. Сложная философия христианства, помноженная на тотальную отсталость православного духовенства, в большинстве своем не способного даже внятно и понятно сформулировать основные догмы христианского вероучения, способствуют ослаблению позиций древней религии в стране.
В то же время максимально упрощенная ваххабистская идеология радикального ислама, требующая от человека уничтожения себе подобного ценой собственной жизни, также отталкивает современную молодежь.
Неоисламизм Гюлена оказался той золотой серединой, которая способствует быстрому росту паствы. Причем качество этой паствы очень высокое – образованная, эрудированная, современная молодежь.
Второй момент, на который не могут не обращать внимание в России — это идеология пантюркизма, сопровождающая учение Фетхуллаха Гюлена. Единая счастливая Турция, единый счастливый тюркский мир.
Именно эти причины стали основополагающими при принятии решения о запрете движения «Нурджулар».
Вот как об этом пишет обозреватель «Проект Евразия» на страницах интернет-ресурса «Ислам в СНГ» Иван Лизан [2]:
«…цель деятельности финансируемых Турцией школ с изучением турецкого языка – воспитание потенциальных пантюркских элит, которые, по замыслам как Турции, так и США, в перспективе должны оторвать регионы, населенные мусульманами, от России. Аналогичные цели преследуют нурсисты и сектанты Гюлена».
Иван Лизан, безусловно, не до конца разобрался в структуре «империи Гюлена» и в идее школ «с изучением турецкого языка», но он очень ярко выразил озабоченности, царящие в России по поводу угрозы распространения пантюркизма и неоисламизма в России.
.
Союз подобных
Позиция официальных властей России была радостно поддержана рядом мусульманских деятелей страны обеспокоенных стремительным ростом интереса мусульман России к новой светской идеологии в исламе.
Вот как о гюленистах в России говорит в своем докладе Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов [3]:
«Среди гюленистов в Татарстане много представителей татарской интеллигенции, журналистов и политиков…
…Вы можете себе представить, чтобы человек, возглавляющий целую империю своих последователей, живет уже 15 лет в Пенсильвании и при этом никак не сотрудничает с американскими спецслужбами?!…».
По сути подозрения в сотрудничестве со спецслужбами США, это все что могут предъявить в вину Фетхуллаху Гюлену оппоненты от ислама.
Выше процитированный Раис Сулейманов произнес эти свои слова на заседании Казанского экспертного клуба Российского института стратегических исследований.
На том же заседании выступил некто Василий Иванов, который позиционирует себя научным сотрудником того же Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований:
«Странная ситуация получается: и Вашингтон волнуется за нурсистов, и российские правозащитники тоже»
Напомню, в России понятие «российские правозащитники» еще со времен «грозненского сидельца» Сергея Адамовича Ковалёва – понятие ругательное. То есть в среде мусульманских деятелей России, поддерживаемых и «окормляемых» властью, с радостью поддержали идею сделать «гюленизм» экстремистским учением. На этом направлении интересы активных радикальных исламистов типа Гейдара Джемаля и плывущих по течению консервативных мусульман типа Равиля Гайнутдина чудесным образом совпали.
.
…и все же кто он?
Думаю пришла пора дать слово самому Фетхуллаху Гюлену. Вот как он сам отвечает на вопрос является ли «движение Гюлена» сектой или новым течением в исламе?» [4]:
«…Фетхуллах Гюлен никогда не имел намерения основывать новое течение в исламе…»
«…значимость идей Гюлена в том, что они универсальны и обращаются ко всем, вне зависимости от расы, национальности, конфессии, а не только мусульманам…»
А вот что отвечает Ф. Гюлен на вопрос «является ли он последователем Саида Нурси и возглавляет ли движение «Нурджулар?» [5]:
«…Фетхуллах Гюлен не является учеником Саида Нурси, более того, Гюлен никогда в жизни с ним не встречался. В своих работах Фетхуллах Гюлен неоднократно ссылается как на Нурси, так и на аль-Газали, Руми, Кушейри и других исламских ученых. Это является признаком продолжения научной традиции не только в исламе – пользоваться наработками других для обоснования новых гипотез, анализа и синтеза»
Ни больше ни меньше. Просвещенный ислам. Наработки других для обоснования собственных гипотез, анализа и синтеза.
Это вам не головы христианским священникам резать и не сердце алавита публично съедать.
Именно этот человек пытается сменить политико-религиозную парадигму отношений сложившихся в современной Турецкой республике. И, как мы видим сегодня, не без успеха применяет свои громадные возможности.
.
Наш взгляд
Изучая феномен Фетхуллаха Гюлена мне сразу бросилась в глаза странная аналогия, которая сегодня, на фоне происходящего в Турции, начала материализоваться.
В предыдущей статье [1] мы сравнили премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана с не до конца сформировавшимся султаном новой Османской империи. Этаким Абдул-Гамидом III.
Кто же тогда Фетхуллах Гюлен?
На одном из азербайджанских ресурсов два аналитика опубликовали статью под названием «Эрдоган, который не умеет вовремя уходить» [6]. Не бесспорный, с моей личной точки зрения, анализ сопровождался любопытными картинками.
На одной из них Р. Эрдоган предстал в одеждах турецкого вельможи, возможно султана, что полностью соответствует нашей точки зрения на сущность этого политика.
Фетхуллаха Гюлена азербайджанские аналитики вырядили в парадную форму турецкого офицера начала прошлого века, видимо называя его вторым Ататюрком?
Это, безусловно, не так. И лишь поверхностный анализ ситуации в Турции дал бы пищу к предположению, что Фетхуллах Гюлен жаждет власти и славы, как и молодой турецкий офицер Гази Мустафа Кямаль-паша.
Фетхуллах Гюлен прекрасно знает человека, копией которого сегодня он является. Это Абдулла Джевдет Карлыдаг – философ и просветитель, оказавший огромное влияние как на правительство младотурок, так и на Мустафу Кямаля Ататюрка.
Абдулла Джевдет несколько раз находился под судом по обвинению в кощунстве против ислама и пророка Мухаммеда. Противники называли его прозвищами «вечный враг ислама» и «адуваллах» (враг Аллаха) (Давайте еще раз посмотрим сюжет с Гейдаром Джемалем).
Именно он, Абдулла Джевдет был создателем «Комитета единения и прогресса» (партия младотурок). Именно Абдулла Джевдет, не претендовавший на роль политического лидера, был идейным вдохновителем проекта вестернизации Турции. Он же в последствии оказался одним из ключевых авторов программы Геноцида армян.
Что же нам ждать от перемен в Турции, которые несет современный Абдулла Джевдет?
Кто в Турции является современным младотурком?
Как уничтожить Энвера, Талаата и Джемаля до того, как они совершат новое преступление?
Об этом мы поговорим в следующей статье.
.
Лаврентий Амшенци, ИЦ «Еркрамас»
.
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий