Игнорируя историю, Азербайджан придумывает свою |
Выступление 2 октября президента РА Сержа Саргсяна в Страсбурге на пленарном заседании Парламентской Ассамблеи Совета Европы вызвало определенный интерес у экспертного сообщества. Как в самом докладе, так и в ответах на вопросы членов ПАСЕ глава Армении четко обозначил позицию армянского руководства по ключевым проблемам как внутренней, так и внешней политики. Разумеется, не мог он обойти вниманием также процесс карабахского урегулирования, идущий под эгидой Минской группы ОБСЕ.
Позиция Армении по данной животрепещущей проблеме озвучивается, конечно, не впервые. В Страсбурге Серж Саргсян вновь подтвердил приверженность армянской стороны трем принципам, предложенным сопредседателями Минской группы в качестве основы для решения проблемы - право наций на самоопределение, территориальная целостность и неприменение силы или угрозы применения силы. Как известно, международные посредники рассматривают их как единое целое трех равнозначных принципов, не принижая и не превознося ни одно из них. В отличие от Азербайджана, который не перестает утверждать о главенстве принципа территориальной целостности, в рамках которой, по его мнению, и должен быть урегулирован конфликт. На данное обстоятельство обратил внимание европарламентариев также президент Армении, недвусмысленно подчеркнувший, что конфликт должен быть решен на основе взаимных уступок и одновременного применения трех принципов.
Следует отметить, что тема взаимных уступок в выступлении Сержа Саргсяна затрагивалась не раз. Глава государства выразил уверенность в том, что нагорно-карабахский конфликт может быть решен лишь посредством компромиссов. Невзирая на объективную жесткость в словах президента, когда он говорил об агрессивной политике Азербайджана и возможных последствиях инициированной им новой войны, выступление Сержа Саргсяна можно смело назвать призывом к миру. Вопрос в другом: услышат ли этот призыв нынешние руководители Азербайджана, у которых свое, отличное от здравого, понимание уступок?
Как и следовало ожидать, не услышали. Более того, слова-предупреждения президента о том, что «если Азербайджан начнет военные действия, то Армения в рамках своих возможностей будет защищать Нагорный Карабах», в МИД Азербайджана расценили как ... территориальные претензии в отношении соседних стран. «Угрожая Азербайджану, Серж Саргсян угрожает безопасности всего региона», - заявили в азербайджанском внешнеполитическом ведомстве. Не замечая, конечно, комичности своего положения, поскольку общеизвестно, что именно Азербайджан, «позабыв» об упомянутой безопасности всего региона, вот уже не первый год грозит возобновлением войны и не прекращает гонку вооружений.
Но вернемся к компромиссам, к которым призывает не только президент Армении, но и международные посредники. Нет сомнения, что они возможны при условии реалистичной, трезвой оценки сложившейся ситуации и готовности действительно искать мирное решение за столом переговоров, на которых все три стороны обладают равными правами. В Азербайджане сегодня не наблюдается ни того, ни другого. Иначе в Баку не озвучивали бы все новые заявления о неизбежности войны, не актуализировали бы в очередной раз бесперспективную, оторванную от реальности тему «диалога между армянской и азербайджанской общинами Нагорного Карабаха». Прекрасно зная, что не было и нет армянской общины Нагорного Карабаха, а есть армянский народ Нагорного Карабаха как носитель государственности в период и советской автономии, и нынешней независимой Нагорно-Карабахской Республики.
Можно ли рассчитывать на компромисс, если правящий режим Азербайджана, игнорируя факты истории – как древней, так и новейшей – продолжает предъявлять ни чем не обоснованные претензии на Нагорный Карабах? Азербайджан в полной мере осознает, что история – не лишний, и даже важный актор в процессе карабахского урегулирования. Поэтому он, вопреки общепризнанной научной истории, создает «свою», выдуманную, с целью сформировать так называемую доказательную базу для обоснования принадлежности себе Арцаха.
Бег времени неумолим. Со дня провозглашения НКР минуло уже более двадцати лет, и это тоже история, которую не повернешь вспять, не подвергнешь ревизии. Это реальность, которую Азербайджану, да и посредникам в процессе урегулирования, следует признать и принять. Нагорный Карабах самоопределился, что явилось результатом его объективного исторического развития. И сегодня вопрос заключается лишь в том, чтобы мировое сообщество юридически оформило эту реальность. Международное признание НКР позволит устранить угрозу новой войны в регионе и создаст условия для мирного сосуществования всех субъектов Южного Кавказа. Компромиссным же решением станет обсуждение Баку и Степанакертом как равноправных партнеров перспектив сотрудничества по широкому спектру проблем, которых за время конфликта «благодаря» Азербайджану накопилось немало.
Комментариев нет:
Отправить комментарий