Договоренность Тегерана с “шестеркой” может привести к ослаблению позиций официального Баку на переговорах по Карабаху.
Историческое соглашение, достигнутое в конце прошлой недели в ходе переговоров между дипломатами Ирана и стран “шестерки” может коренным образом изменить геополитический расклад в регионе. Договоренность относительно иранской ядерной программы, по сути смягчающая санкции, позволит Тегерану выйти из международной изоляции и приступить к строительству новых отношений с Западом и с соседями. Это в полной мере соответствует нашим интересам. В то же самое время для Азербайджана грядущие перемены могут стать серьезнейшим вызовом. Независимые эксперты в Баку соглашаются с тем, что “иранская оттепель” негативно скажется на позициях Азербайджана как в региональной политике, так и в экономике.
Женевское соглашение уже привело к заметному спаду конфронтации между Западом и Тегераном. Вероятность военной операции против Ирана сводится к минимуму. Это существенно снизит геополитическое значение Азербайджана в глазах Соединенных Штатов и Израиля, которые рассматривали эту страну прежде всего как удобный плацдарм для наступления. Американцам и израильтянам уже незачем будет цацкаться с Алиевым из-за Ирана. Несмотря на то что весь цивилизованный мир решил повернуться к новоизбранному иранскому лидеру Хасану Роухани лицом, Ильхам Алиев сделал обратное. Конфронтация между Баку и Тегераном после выборов лишь усилилась. Дело дошло до того, что граница между двумя странами по сути закрылась. Алиев, похоже, не заметил, что смена администрации в Тегеране привела к принципиальным изменениям. Иран Махмуда Ахмадинежада и Иран Хасана Роухани — это два разных государства, имеющие разные задачи и разные возможности. Одно дело противопоставлять себя нерукопожатному лидеру государства-изгоя, совсем другое дело — враждовать с уважаемым в мире главой вырвавшейся из международной изоляции региональной сверхдержавы. Не успев пересмотреть свою политику в отношении Тегерана, Алиев поставил себя под удар. Иранская дипломатия, до сих пор использовавшая все свои ресурсы для сдерживания натиска мирового сообщества, похоже, скоро избавится от имеющихся проблем и освободит руки для борьбы против всех своих “скрытых врагов”. Таким образом, женевское соглашение не только снизит интерес Запада к Азербайджану, но еще и ослабит позиции официального Баку в противостоянии с Тегераном. Но и это еще не все.
Куда серьезнее могут оказаться для Азербайджана экономические последствия договоренности между Ираном и “шестеркой”. Добрая весь, полученная из Женевы, моментально сказалась на котировках сырьевых бирж. Цены на нефть стали заметно снижаться. Как известно, в последние годы именно напряженность вокруг иранской ядерной программы являлась одним из главных факторов, определяющих тенденции мировых цен на углеводородное топливо. Сразу после подписания соглашения цена нефти на Нью-Йоркской бирже начала снижаться, опустившись до 93 долларов за баррель. Эксперты предсказывают дальнейшее снижение. Это связано с ожиданием выхода на рынок немалых объемов иранской нефти. Соглашение с “шестеркой” позволит Ирану возобновить экспорт своей нефти и заработать на этом 7 миллиардов долларов. Это куда больше, чем возможности Азербайджана. Таким образом, азербайджанские нефтяники вновь обрели в лице иранцев серьезных конкурентов.
Но тенденция снижения цен на углеводороды беспокоит Ильхама Алиева еще больше. Ведь экономика Азербайджана всецело зависит от нефтяной отрасли. “Достигнутое между Ираном и “шестеркой” соглашение может вызвать проблемы в бюджете Азербайджана”, — пишет в своей статье, опубликованной на новостном портале “Хаккин.аз”, бакинский обозреватель Фархад Мамедов. С ним абсолютно солидарен глава азербайджанского Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан. “Если на фоне стремительного улучшения отношений Запада с Ираном цены упадут ниже 100 долларов за баррель, дефицит государственного бюджета станет неизбежен”, — отмечает он. Известно, что в госбюджете Азербайджана на 2014 год прогнозируемая цена нефти заложена на уровне 100 долларов за баррель. Между тем на сырьевых биржах ее стоимость уже упала ниже 93 долларов. Это значит, что азербайджанской экономике вновь придется рассчитывать на трансферты из Нефтяного фонда. Накапливаемые здесь на черный день деньги начинают иссякать. Уже четыре года, как отчисления в Нефтяной фонд снижаются из-за спада объемов добычи нефти. Одновременно растет зависимость экономики от нефтегазового сектора. Прямые и косвенные доходы госбюджета от экспорта углеводородов превышают 80 процентов от общих доходов. В этих условиях даже небольшой спад объемов нефтедобычи или снижение цен чреваты кризисом. Осознавая его неизбежность, Ильхам Алиев готовится туже затянуть ремни на талиях налогоплательщиков. Правительство Азербайджана подтвердило, что готовится к повышению тарифов на коммунальные услуги и энергоносители. Самое интересное то, что повысятся также цены на газ и бензин. Согласитесь, странная ситуация — мировые цены на нефть снижаются, а нефтепродукты в Азербайджане дорожают. Парадокс?..
Ожидается, что следующий год в социально-экономическом плане будет самым тяжелым за время правления Алиева. Ясно, что в таких условиях наращивать гонку вооружения Азербайджан уже не сможет. Смею надеяться на то, что ситуация скажется и на позициях Азербайджана в карабахском вопросе. Артем Ерканян, «Новое время»
Комментариев нет:
Отправить комментарий